Методы и приемы, используемые при проведении выездной проверки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и приемы, используемые при проведении выездной проверки



В ходе выездной проверки могут использоваться методы:

- до­кументальной проверки;

- фактической проверки.

При использовании метода документальной проверки проверяющие применяют следующие приемы проверки:

- изучение действующей у проверяемого плательщика системы внутрихозяйственного учета, конт­роля и экономического анализа;

- проверка документов в целях установления соблюдения требований законодательства по произведенным хозяйствен­ным и финансовым операциям;

- анализ первичных документов бухгалтерского учета с целью определения их соответствия установленным требованиям;

- сопоставление данных бухгалтерского учета с данными от­четности, данных учета и отчетности с соответствующими пла­новыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);

- сличение в необходимых случаях выписок банка по теку­щим (расчетным, валютным и другим) счетам с подлинными за­писями по этим счетам, имеющимся у проверяемого платель­щика (иного обязанного лица) в банке, а также путем ознаком­ления с документами, послужившими основанием для про­изводства указанных записей, сопоставления их с копиями;

- сопоставление записей, документов и фактических дан­ных по одним операциям с записями, документами и фактиче­скими данными по связанным с ними другим операциям прове­ряемого плательщика (иного обязанного лица), и (или) с запися­ми, документами и фактическими данными, полученными от других организаций и физических лиц.

При использовании метода фактической проверки прове­ряющие применяют следующие формы налогового контроля:

1) проведение встречных проверок, т.е. сличение записей, до­кументов, имеющихся у проверяемого плательщика, с документальными данными, находящимися у других плательщиков, а также сличение данных документа, предъявленного плательщиком, с данными, отраженными в других экземплярах документа, предъявленно­го плательщиком, и находящихся в разных подразделениях про­веряемого плательщика или у других плательщиков;

2) сличение копий платежных документов с платежны­ми документами, хранящимися в банке;

3) осмотр территорий или помещений, используемых для осуществления деятельности плательщика, либо объектов налогообложения. В ходе осмотра осуществляется сопоставление наличия то ­ варно-материальных ценностей (ТМЦ), фактического выполне­ния работ, услуг и других физических объемов с документаль ­ ными данными, представляемыми плательщиком налоговым органам. Объектами осмотра могут быть производственные, торговые, складские и подсобные по­мещения (собственные и арендованные), используемые для оказания работ (услуг), хранения ТМЦ, кабинеты, рабочие мес­та должностных лиц и иные территории плательщика.

При недопущении проверяющего на территорию или в поме­щение составляется акт, подписываемый этим лицом и пла­тельщиком. На основании акта проверяющий вправе определить суммы налогов, подле­жащие уплате, имеющихся у него сведений о данном платель ­ щике.

4) проведение личного досмотра физических лиц, находя­щихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств, в порядке, установленном законодательством. Личный досмотр является исключительной формой конт­рольного мероприятия и проводится в пределах, необходимых для обнаружения документов, денежных средств, вещей, сви­детельствующих о нарушении налогового и иного законода­тельства. До начала проведения личного досмотра проверяю­щие обязаны предложить проверяемому физическому лицу в добровольном порядке предъявить имеющиеся при себе вещи, документы, выручку (иные денежные средства) и ТМЦ и обес­печить доступ к осмотру транспортного средства.

Проверяющие обязаны бе­режно и аккуратно обращаться с имуществом досматриваемого. Проверяющий, производящий личный досмотр, обязан при­нять меры, исключающие возможность со стороны досматрива­емого незаметно отложить, спрятать (выбросить) сокрытые де­нежные средства, документы, вещи.

При проведении досмотра составляется акт личного досмот­ра нарушителей налогового и иного законодательства и досмот­ра находящихся при них вещей, документов, ценностей и транс­портных средств. При изъятии имущества, принадлежащего физическому лицу, составляется акт изъятия.

5) контрольный обмер объемов выполненных работ. Осу­ществляется проверяющим с привлечением соответствующих специалистов в целях сопоставления фактического объема ра­бот с объемом, отраженным в документах, являющихся основа­нием для оплаты этих работ.

6) взвешивание и обмер сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий;

7) назначение инвентаризации имущества плательщика. Назначение инвентаризации заключается в получении точ­ной информации о наличии имущества проверяемого платель­щика и его соответствии данным бух­галтерского учета (учета доходов и расходов) на одну и ту же да­ту. Инвентаризации подлежат не только имущество (обяза­тельства) плательщика, но и его фи­нансовые обязательства.

При проведении рейдовой проверки инвентаризация ТМЦ назначается и производится по решению проверяющих с уве­домлением о начале инвентаризации руководителя инспекции МНС.

8) контрольный запуск сырья и материалов в производство, контрольный анализ сырья, материалов и готовой продукции для установления действительных расходов сырья и материа­лов, правильности списания на производство сырья и материа­лов, а также установление норм их расходов, сопоставление фактических и заправочных данных. Контрольный запуск производится специалистом организации в присутствии экс­перта и проверяющего. После получения готовой продукции эксперт составляет и подписывает заключение о фактическом расходе сырья и материалов на изготовление одной единицы го­товой продукции, которое должны подписать проверяющий и плательщик (иное обязанное лицо), ознакомившись с ним. Пер­вый экземпляр заключения передается проверяющему, вто­рой — плательщику (иному обязанному лицу) или его предста­вителям.

В случае, когда контрольный запуск сырья и материалов в производство по объективным причинам невозможен (напри­мер, выпуск данной продукции снят с производства, отсутству­ют оснастка, материалы, оборудование и др.), то используются калькуляции организации и (или) индивидуального предпри­нимателя, производящих аналогичную продукцию.

На основании заключения о фактическом расходе сырья и материалов, составленного экспертом, проверяющий делает вы­воды о правильности списания сырья и материалов на затраты, связанные с выпуском продукции за весь период проверки.

9) проверка полноты оприходования готовой продукции, соблюдение норм естественной убыли при хранении, транспор­тировке и реализации товаров и материальных ценностей. Проводится проверяющими с привлечением экспертов для установления качества сырья и причин брака, проверки действительных расходов сырья и материалов для изготовле­ния единицы готовой продукции и обоснованности установлен­ных норм.

10) создание налоговых постов. Под нало ­ говым постом понимается нахождение работников налогового органа на объектах (территории, здания, сооружения) платель­щика с целью проведения комплекса мер по осуществлению контроля над соблюдением налогового и иного законодательства.

11) контрольная закупка товарно-материальных ценностей, контрольное оформление заказов на выполнение работ, оказа­ние услуг. Контрольной закупкой признаются ситуации, искусствен­но созданные должностными лицами налоговых органов, а именно контрольное приобретение ТМЦ, оформление заказов на вы­полнение работ, оказание услуг без цели их приобретения (по­требления) или последующей реализации. Контрольная закупка осуществляется с целью установления фактов осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации (не указанной в учредительных документах) либо без получения специального разрешения (ли­цензии), уклонения от уплаты налогов (в том числе путем не от­ражения в учете плательщика ТМЦ (работ, услуг), нарушения установленного порядка приобрете­ния, транспортировки и хранения ТМЦ, порядка приема на­личных денежных средств.

Учитывая программу проверки, проверяющий самостоя­тельно определяет методы и приемы проверки, состояния бух­галтерского учета и вопросов, возникающих у него при анализе документов бухгалтерского учета проверяемого плательщика.

Проверка документов может осуществляться двумя спосо­бами:

1) сплошной проверкой, проверяющей полноту определения плательщиком объектов налогообло­жения в проверяемом периоде путем анализа всех хозяйствен­ных операций и документов бухгалтерского учета, которыми оформлялись эти операции;

2) выборочной проверкой, анализирующей частично доку­менты бухгалтерского учета, оформленные в подтверждение финансово-хозяйственных операций, проведенных плательщи­ком.

Если выборочной проверкой устанавливаются нарушения на­логового законодательства, то проверяющими решается вопрос о целесообразности проведения проверки сплошным методом.

При использовании выборочной проверки в акте проверки указывается, какие документы и за какой период подвергались проверке.

Проверка арифметических расчетов (пересчет) в целях подтверждения их математической точности и соответствия бух­галтерским записям осуществляется сплошным или выбороч­ным способом.

Должностные лица налоговых органов при осуществлении контрольных мероприятий вправе проводить контрольную за­купку ТМЦ и контрольное оформление заказов на выполнение работ, в порядке, установленном законодательством, оказание услуг для проверки соблюдения плательщиками (иными обязан­ными лицами) налогового и иного законодательства, в том числе установленного порядка приема наличных денежных средств.

 

 

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

По итогам проверки проверяющими составляется акт или справка.

Акт (справка) выездной проверки – документ, содержа­щий систематизированные данные о результатах проверки.

Акт, как правило, состоит из нескольких частей:

В первой части акта, во введении, указываются общие сведе­ния о проверенном плательщике, физи­ческом лице, в том числе:

- основание назначения проверки, дата и номер предписа­ния на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;

- даты начала и завершения проверки (в случае перерывов указывается их период), а также место составления акта про­верки;

- должности, фамилии и инициалы лиц, обязанных в соот­ветствии с настоящей Инструкцией подписать акт проверки (физическое лицо, руководитель организации, главный бухгал­тер (бухгалтер), имеющие право подписи в банке и налоговых декларациях (расчетах), представляемых налоговым органам, в порядке, установленном законодательством, с указанием пе­риода их работы на занимаемых должностях в проверяемом пе­риоде, а также иных лиц, привлекаемых к проверке;

- наименование, место нахождения и подчиненность прове­ряемого плательщика (иного обязанного лица), фамилия, имя, отчество, местожительство проверяемого индивидуального предпринимателя (иного физического лица), их учетный номер плательщика (иного обязанного лица), реквизиты текущего (расчетного) банковского счета;

- наличие книги учета проверок (ревизий), а также инфор­мация о произведенной в ней записи о данной проверке;

- кем и когда были проведены предыдущие проверки со­блюдения налогового и(или) иного законодательства по анало­гичной тематике, какие принимались меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства (сведения о послед­ней предшествующей комплексной проверке и тематических проверках, проведенных в проверяемом периоде);

- какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены;

- иные сведения (формирование уставного фонда, наличие специальных разрешений (лицензий) и т.д.).

Во второй части акта, состоящей из двух разделов, излага­ется информация о выявленных нарушениях.

В первом разделе отражается информация о нарушении плательщиком установ­ленного порядка исчисления и уплаты налогов.

Во втором разделе этой части акта излагаются выявленные факты наруше­ния плательщиком требований иных актов законодательства.

При изложении выявленных нарушений в обязательном по­рядке отражаются следующие сведения:

- характер, место, время совершен­ного правонарушения, акты законодательства, требования ко­торых нарушены, ответственность за данный вид нарушения, установленная законодательством;

- факты сокрытия или несвоевременной уплаты налогов, сборов (пошлин), прочих нарушений финансовой дисциплины, неправильного ведения бухгалтерского учета и составления от­четности;

- размер причиненного вреда и другие последствия выявленных нарушений;

- иные сведения, необходимые для рассмотрения материа­лов о совершенных налоговых и (или) иных правонарушениях.

В третьей, итоговой, части акта проверяющие отражают:

- итоговые суммы налогов, не уплаченных (переплаченных) пла­тельщиком;

- суммы экономи­ческих санкций за допущенные нарушения;

- требова­ния по устранению плательщиком до­пущенных нарушений налогового и(или) иного законодатель­ства.

- фамилии, имя, от­чество лиц, действия (бездействие) которых повлекли наруше­ния налогового и(или) иного законодательства.

Суммы налогов и пени, причитающиеся к уплате по резуль­татам проверки, в случае их неуплаты плательщиком–организацией в добровольном порядке подлежат бесспорному взысканию налоговым органом, начи­ная со дня, следующего за днем вручения (направления) реше­ния плательщику.

В изложении акта должны быть соблюдены объективность, ясность и точность описания выявленных фактов.

Акт проверки должен содер­жать только те факты нарушения налогового законодательства, которые надлежащим образом подтверждаются доказатель­ствами, собранными проверяющими. Указываются факты нарушений с указа­нием пункта и статьи нормативных правовых актов, которые были нарушены.

Если в ходе проверки возникают вопросы, подлежащие методологическому разъяснению со стороны уполномоченных на это министерств и иных органов государственного управления, то в акте проверки делается за ­ пись об обращении в эти ор­ганы за разъяснением.

После получения письменного разъяснения по возникшему вопросу и при условии, что, согласно полученному разъясне­нию, организация или физическое лицо допустили нарушение законодательства, к акту проверки составляется дополнение с вынесением решения.

Если в результате выездной проверки не установлено нарушений плательщиком налогового и иного законо­дательства, то составляется справка выездной проверки.

При проведении тематической проверки сос ­ тавляется акт проверки.

Акт (справка) выездной проверки должен быть составлен не позднее 5 рабочих дней с даты заверше­ния проверки (за исключением актов рейдовых проверок).

Днем составления акта (справки) проверки считается день подписания акта (справки) проверяющими и плательщиком при условии, что плательщик не уклонялся от под ­ писания акта (справки) проверки либо день вручения (направ­ления заказной почтой с уведомлением) акта проверки платель­щику для озна­комления и подписания, о чем делается соответствующая за­пись на первом экземпляре акта (справки).

Акты (справки) подписываются проверяющими и платель­щиком руководителем главным бухгалтером. Подписание акта (справки) проверки производится в помещении налогового ор­гана, должностные лица которого производили проверку.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.023 с.)