Виды обучения, их характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды обучения, их характеристика



Обучение – это специально организованный целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на формирование ЗУН, научного мировоззрения, на развитие умственных сил и закрепления навы­ков самообразования.

Многое изменилось в обучении от древности до наших дней. Иными стали цели и задачи, формы и методы, парадигмы и технологии. Чтобы иметь основания для сравнения всего, что было, есть и будет в обучении, выделяются характерные признаки древних и новых систем.

Вид (от греч. species) указывает на особенное, специфическое, что характеризуется своей особенной системой и ее организацией.

Тип (от греч. typos) — это нормальное, образцовое, наиболее характерное для определенного вида.

Педагогические системы отличаются по видам, а наиболее устоявшиеся виды этих систем называются типичными. Виды и типы используются для характеристики разных подходов к организации и осуществлению учебного процесса. Основные виды и типы педагогических систем:

архаическая (первобытная);

— древняя (шумерийская, египетская, китайская);

— греческая (эллинская, римско-греческая, римская);

— средневековая (догматическая, схоластическая);

— новые (объяснительного, объяснительно-иллюстративного, программированного, проблемно-программированного, компьютеризованного обучения);

— новые зарубежные (объяснительного, объяснительно-иллюстративного, программированного, проблемно-программированного, компьютерного обучения, дистанционного обучения с помощью Internet и т. п.).

В современной школе используются три относительно обособленных вида обучения, которые отличаются между собою рядом важных признаков:

— объяснительно-иллюстративное обучение, называемое также традиционным, сообщающим или конвекционным;

— проблемное обучение;

— программированное и компьютерное обучение. Сохраняются также элементы средневековых видов обучения — догматического и схоластического.

Сущность объяснительно-иллюстративного обучения хорошо передается названием. Объяснение в сочетании с наглядностью — главные его методы, слушание и запоминание — ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного — главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение называют еще традиционным не только с целью отличить его от более современных видов, но и чтобы подчеркнуть длительную историю его существования в различных модификациях. Этот древний вид обучения не утратил значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности.

Объяснительно-иллюстративное обучение экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Но наряду с этими преимуществами ему свойственны и крупные недостатки, среди которых — преподнесение «готовых» знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Проблемное обучение отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся. Технология его не отличается особой вариативностью, поскольку включение учащихся в активную познавательную деятельность опирается на ряд этапов, которые должны быть реализованы последовательно и комплексно.

Важным этапом этого обучения выступает создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся. Ее введением и осознанием завершается первый этап. На следующем этапе разрешения проблемы («закрытом») учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для получения ответа, и активно включается в добывание недостающей информации. Третий этап («открытый») направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Он завершается возникновением «озарения» («Я знаю, как сделать!»). Далее следуют этапы решения проблемы, верификации (проверки) полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.

Преимущества проблемного обучения хорошо известны: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам следует отнести слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

Название «программированное обучение» происходит от термина «программа», обозначающего систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель этого вида обучения — улучшение управления учебным процессом. Возникнув в начале 60-х гг. XX в. на основе новых дидактических, психологических и кибернетических идей, оно направило свои усилия на создание такой технологии учебного процесса, которая позволяла бы контролировать каждый шаг продвижения учащегося по пути познания и благодаря этому оказывать своевременную помощь, избавляя тем самым от многих затруднений, потери интереса и других негативных последствий, сопровождающих плохо управляемый процесс.

У истоков программированного обучения стояли американские дидакты и психологи Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси, в отечественной науке этими вопросами плодотворно занимались Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, И. И. Тихонов, А. Г. Молибог, А. М. Матюшкин, В. И. Чепелев и другие ученые.

Особенности программированного обучения заключаются в следующем:

— учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);

— учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;

— каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.);

— при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;

— при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;

— каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;

— результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);

— педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;

— в учебном процессе широко применяются специфические средства обучения (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).

Современные обучающие машины быстро устанавливают уровень обученности и возможности работающих с ними школьников, могут «приспосабливаться» к ним. Такие самоприспосабливающиеся программы называются адаптивными. Современные обучающие программы чаще всего составляются по смешанной (комбинированной) схеме, что позволяет сделать их гибкими.

Компьютерное обучение. Ощутимые шаги в раскрытии глубинных закономерностей человеческого обучения, сделанные мировой дидактикой, а также бурный прогресс в области развития персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) вывели педагогов на новую технологию компьютерного (компьютеризованного) обучения, которой, судя по всему предстоит сыграть важную роль в преобразовании учебно-воспитательного процесса. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач: предъявления (выдачи) информации, управления ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных о развитии учебного процесса и т. д.

В развитых странах, где компьютеры в обучении применяются уже не одно десятилетие, определились главные направления эффективного использования ЭВМ. В их числе два важнейших:

— повышение успеваемости по отдельным учебным предметам (математике, естественным наукам, родному и иностранному языкам, географии и др.), обеспечение ориентирования на результат процесса;

— развитие общих когнитивных способностей — решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками (сбор, анализ, синтез информации), т. е. упор на процессы, лежащие в основе формирования того или иного навыка.

Кроме того, компьютеры широко используются для автоматизированного тестирования, оценки и управления, что позволяет высвободить время преподавателя и тем самым повысить эффективность педагогического процесса.

Программированное обучение и пришедшее ему на смену компьютерное основываются на выделении алгоритмов обучения. Алгоритм как система последовательных действий, ведущих к правильному результату, предписывает учащемуся состав и последовательность учебной деятельности, необходимые для полноценного усвоения знаний и умений. Прежде чем составить обучающую программу, нужно разработать алгоритм выполнения мыслительных действий и учебных операций, по которому ЭВМ будет осуществлять управление учебным процессом. Эффективность обучающих программ и всего компьютерного обучения целиком зависит от качества алгоритмов управления мыслительной деятельностью. Плохо составленные алгоритмы резко снижают качество компьютерного обучения.

Качество компьютерного обучения определяется двумя основными факторами: качеством обучающих программ и качеством вычислительной техники. И в той, и в другой области сегодня существуют значительные проблемы. Эффективных, хорошо разработанных с учетом закономерностей познавательного процесса обучающих программ пока мало, их составление сопряжено с большими затратами времени и сил специалистов, а поэтому и стоимость очень высока. Постепенно увеличивается и совершенствуется парк школьных ЭВМ, но и в этой области отставание от мирового уровня еще не преодолено.

-------------------------------------------------------------

14. Формы организации учебной деятельности. Характеристика форм процесса организации обучения.

Обучение - это специально организованный целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на формирование ЗУН, научного мировоззрения, на развитие умственных сил и закрепления навы­ков самообразования.

Обучение осуществляется в определенных организационных
формах.

Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся, месту учебы, продолжительности учебных занятий и др.

По количеству учащихся выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.

По месту учебы — школьные и внешкольные.

К школьным относятся занятия в школе (уроки), работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и т. п., а к внешкольным — домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т. д.

По длительности учебных занятий различают классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), сокращенные уроки (30—35 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности.

История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуально-групповой (Средневековье. Эти виды обучения возникли на ранней стадии развития чело­вечества и сосуществовали как две стороны учебного процесса. Под индивидуальным понимается такое обучение, когда учитель обучает каждого ученика отдельно, ориентируясь на его индиви­дуальный темп усвоения учебного материала и его способности. Преимущество такой формы обучения в том, что учитель име­ет непосредственный контакт с учеником и всегда может ис­править ошибки и отметить успехи. Индивидуальное обучение позволяет глубже изучить особенности личности ученика и его познавательные возможности. Групповое обучение предполагает работу учителя с группой учащихся. Преимущество прежде всего во времени, т.е. в про­изводительности обучения, один учитель за одно и то же время обучает не одного, а группу учащихся.), также форме взаимного обучения (белланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учащихся (мангеймская система), бригадное обучение (существовало в 20-е годы в советской школе), американский «план Трампа», согласно которому 40% времени учащиеся проводили в больших группах (100— 150 чел.), 20% — в малых (10—15 учащихся) и 40% времени отводилось на самостоятельную работу.

Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за ру­бежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII веке и развивающаяся уже более трех столетий. Классно-урочную форму отличают следующие особенности:

ü постоянный состав учеников примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

ü работа в каждом классе в соответствии с годовым планом (пла­нирование обучения);

ü учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимо­связанных, следующих одна за другой частей (уроков);

ü каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

ü постоянное чередование уроков (расписание);

ü руководящая роль учителя (педагогическое управление);

ü различные виды и формы познавательной деятельности уча­щихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами. Вместе с тем данная форма не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди ко­торых — опора (ориентация) на "среднего" ученика и почти полное отсутствие возможности осуществления индивидуаль­ной учебно-воспитательной работы.

 

В современной школе используются и другие формы, называе­мые по-разному — вспомогательными, внеклассными, вне­урочными, домашними, самостоятельными и т.д. Вспомогательные формы дополняют и развивают классно-урочную деятельность учеников. К ним относятся:

ü консультации,

ü дополнительные занятия,

ü инструктажи,

ü кружковые занятия,

ü клубная работа,

ü внеклассное чтение,

ü домашняя самостоятельная работа учеников и др.

--------------------------------------------------------------

 

15.Урок как основная форма организации процесса обучения.

 

Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок — законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.

Несмотря на малую длительность, урок — сложный и ответственный этап учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения.

Эффективность урока во многом зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:

ü Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебновоспитательного процесса.

ü Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

ü Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

ü Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

ü Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

ü Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

ü Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

ü Эффективное использование педагогических средств.

ü Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

ü Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

ü Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять знания.

ü Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

К дидактическим (или образовательным) требованиям относятся:

ü четкое определение образовательных задач каждого урока,

ü рационализация информационного наполнения урока,

ü оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей,

ü внедрение новейших технологий познавательной деятельности,

ü рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов,

ü творческий подход к формированию структуры урока,

ü сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся,

ü обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления,

ü научный расчет и мастерство проведения урока.

Воспитательные требования к уроку включают:

ü определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке,

ü формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей,

ü постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы,

ü воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях,

ü формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др.,

ü внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта,

ü сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:

ü формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности,

ü изучение и учет уровня развития познавательных возможностей учащихся, проектирование «зон ближайшего развития»,

ü проведение учебы на «опережающем» уровне,

ü стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии,

ü прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся,

ü оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.

Вместе с перечисленными требованиями к уроку выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарногигиенические, этические и т. д.

-------------------------------------------------------------

Типы и структура уроков.

Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок — законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.

Для того чтобы выявить общее в огромном многообразии уроков, их необходимо классифицировать. Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам: дидактическим целям и месту уроков в общей системе (Г. И. Щукина, В. А. Онищук, Н. А. Сорокин, М. И. Махмутов и др.).

Выделяются следующие типы уроков:

ü изучения новых знаний;

ü формирования новых умений;

ü обобщения и систематизации изученного;

ü контроля и коррекции знаний, умений;

ü практического применения знаний, умений;

ü комбинированные (смешанные).

Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообще­ния (изучения) новых знаний — это такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение.

На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретной дидактической цели и подготовленности учащихся к самостоя­тельной работе в одних случаях учитель сам излагает новый материал, в других — проводится самостоятельная работа уча­щихся под руководством учителя, в третьих - практикуется и то и другое.

На уроках формирования новых умений учитель проводит специальную работу по осуществлению принципа прочности усвоения уча­щимися учебного материала.

Урок обобщения и систематизации изученного проводится с целью оптимизации и закреп­ления знаний по пройденной теме или разделу учебного пред­мета. Такой урок особенно важен в период итогового повторе­ния, во время подготовки к экзаменам.

Уроки контроля и коррекции знаний, умений позво­ляют учителю выявить уровень обученности учащихся в опреде­ленной области, установить недостатки в овладении материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, уме­ний и навыков по данной теме. Проверка может осуществлять­ся как в устной, так и в письменной форме.

Уроки практического применения знаний, умений предназначены для организации практической деятельности детей.

В практике работы школы наибольшее распространение получили уроки, на которых решается несколько дидактических задач. Такой тип урока называется комбинированным или смешанным.

Кроме перечисленных типов урока в практике школы применяются также интегрированные и нестандартные уроки

Интегрированный урок (от лат. "полный", "целостный") - это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал не­скольких предметов.

Такой урок способствует информационному обогащению со­держания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения интересного материала, который позволяет с раз­личных сторон познавать явление или предмет изучения.

Нестандартный урок — это импровизированное учебное заня­тие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Например: "уроки - деловые игры", "Уроки - аукционы", "Уроки — конкурсы" и т.п.

 

В теории и практике обучения в зависимости от типа учебного занятия сложилась его определенная структура.

Под структурой урока подразумевается его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов.

Общими элементами являются:

✓ организация начала урока;

✓ проверка усвоения изученного материала;

✓ подготовительная работа к изучению нового;

✓ постановка цели и задач урока;

✓ объяснение нового материала;

✓ закрепление;

✓ повторение;

✓ подведение итогов урока;

✓ учебное домашнее задание.

Соответствующий данному перечню тип урока носит название комбинированного, или смешанного.

Каждый из перечисленных структурных элементов урока преследует свои задачи.

Организация начала урока занимает обычно от одной до не­скольких минут и проводится как его самостоятельная часть. В других частях урока организация учебной деятельности является сопровождающей стороной и заключается в соблюдении по­следовательности запланированных звеньев учебно-воспита­тельного процесса на уроке.

Проверка усвоения изученного материала (обычно домашнего за­дания) - традиционно сложившаяся часть урока, смысл кото­рой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала.

Прежде всего учитель сосредоточивает внимание учащихся на основных идеях, правилах, которые легли в основу выполне­ния домашнего задания. Проверяет, все ли выполнили зада­ние, какие были трудности.

Учителю важно понять типичные ошибки, а также индивиду­альные особенности процесса выполнения задания каждым учеником, особенно формирования учебных навыков.

Постановка цели и задач урока: уяснение конкретных задач урока и путей их реализации обеспечивает определенность, си­стематичность и последовательность действий учителя и уча­щихся на уроке. Каждый момент урока должен соответствовать поставленным образовательным и воспитательным целям урока.

Постанов­ка целей и задач занимает обычно мало времени, но создает направленность учебной деятельности и имеет большое воспи­тательное воздействие.

Объяснение, научное изложение содержания учебного материа­ла — важная часть в структуре урока. Доступная логика науч­ных доказательств, опирающихся на имеющиеся у школьников знания, простая и убедительная форма изложения, ясность мысли учителя являются основами хорошего понимания и ус­воения учащимися нового материала.

Объяснение может включаться в другие части урока, напри­мер, в процесс закрепления, когда возникает необходимость повторения какого-либо доказательства, правила.

Закреплени е как система упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий проводится после объяснения учителем но­вого материала как часть урока или как самостоятельный урок.

В процессе закрепления основное внимание уделяется узловым моментам учебного материала, связи теоретических положений с практической деятельностью, процессу формирования опре­деленных учебных умений и навыков.

Происходят систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам, разделам, курсам. Сложность проявляется в выделении основных идей и подборе упражнений и заданий.

Подведение итогов урока — это относительно самостоятельная часть урока, которая заключается в напоминании главных идей изученного и сосредоточении внимания на связи теоретиче­ских положений с упражнениями.

Сообщение домашнего задания, данный этап предназначен для разъяснения основных идей и способов выполнения домашнего задания.

--------------------------------------------------------------



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.072 с.)