Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гносеологическая функция философии
Познаваем ли мир, что является основанием познавательной деятельности. Одни говорят, что это разум, другие - ощущения, и т.д. Гносеология - это теория познания, т.е. как человек познаёт мир. Познаёт через науку, например. Ещё Аристотель признавал познание мира через законы логики: закон противоречия, закон достаточного основания. У каждого учения свои гносеологические корни. В религии, например, говорят, что не всё человеком познано через науку, многое - через веру. Поэтому говорят: «Что познали, то и можно познать». Непознаваемая часть мира - религия. Познаваемость - процесс бесконечный. Науку о познании различают: 1. Теорию познания как специальное исследование познания;. 2. Метафизику познания, которая исследует сущность познания, исходя большей частью из возможности познания, заключенной в бытии познающего и познаваемого. В 19 и начале 20 веков в учении о познании возникло множество направлений: эмпиризм, эмпириокритицизм, критицизм. Феноменализм, позитивизм, прагматизм, реализм, сенсуализм, скептизм. В настоящее время учение о познании потеряло свою самостоятельность и выступает только как раздел учения. Например, в философии Шелера как раздел учения об объективных сущностных взаимосвязях у Гартмана и Александера - включается в метафизику. Аксиология - философское учение о природе ценностей, их место в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурной личности. Аксиология, как самостоятельная область философского учения возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений. Главная задача аксиологии - показать, как возможна ценность в общей структуре бытия, и каково её отношение к `фактам' реальности. В подходе к аксиологической проблеме можно выделить следующие типы теории ценностей: натуралистический психологизм; трансцендентализм; культурно-исторический релятивизм. В структуре человеческой деятельности ценностные аспекты взаимосвязаны с познавательными и волевыми. Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества. В советский период философия была объявлена наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и его членов.
1. Не все философы считали философию наукой. 2. Философия не в состоянии открыть наиболее общие законы, т.к. философияне занимается конкретными физическими законами развития мира, философия не знает общих законов развития природы, общества и мира. 3. Если бы философия являлась наукой, то у неё имелись бы научные открытия. Таких открытий у неё не существует. 4. Научные открытия возможны только в случае, когда познание направлено на одну сторону мира, на один предмет. Философия не занимается отдельными сторонами мира, ей интересен мир, взятый в его целостности и отношении человека к миру. 5. Наука стремится подтверждать и проверять свои гипотезы, теории фактами, экспериментами, наблюдениями. Империческая проверяемость есть один из важнейших критериев научности. 6. Философия всегда пыталась говорить о тех вещах, явлениях, которые не доступны научному исследованию. Утверждения философов имперически непроверяемые и неопровержимы 7. В каждой науке существует одна или несколько фундаментальных теорий, сторонниками которой в определённый период являются большинство учёных. В философии не было ни одной господствующей парадигмы, а был плюрализм мнений. 8. Ученые ищут ответ на свои проблемы, и если ответ найден, то вряд ли кому придет в голову искать другие ответы на решённую проблему. Философия на любую проблему имеет всегда ни один, а несколько подходов. 9. Каждая конкретная наука вырабатывает свой специфический язык, который служит для коммуникации между учёными. Язык философии неопределёнен. Каждый философ вкладывает в понятие своё собственное содержание. 10. Развитие науки - движение от истин менее глубоких к истинам более глубоким. Возникновение новой теории, вобравшей в себя всё положительное от предыдущей, делает старую теорию ненужной, излишней.) Механика Эйнштейна вытекает из механики Ньютона). В философии появление нового учения не обеспечивает содержание старых концепций, старых учений. Философия в этом отношении больше напоминает искусство, литературу.
11. В науке результат носит безличный характер. На философском труде всегда лежит отпечаток личности философа. В этом отношении философия ближе к искусству. 12. Прогресс в науке осуществляется постоянно. В философии прогресса не наблюдается. Нельзя сказать, что в решении философских пробоем философия приблизилась к окончательному решению. Прогресс в философии выражается в следующем: обогащается проблемное поле, совершенствуется аппарат понятий. Сравнивая философию с наукой, позволим сделать вывод, что философия и наука Не тождественны и включать философию в круг наук нельзя. Все эти четыре сферы культуры тесно связаны между собой. Философия имеет много общего с наукой, религией, искусством. Философия заимствует у каждой: любовь к истине, пытается дать ответ: «что есть истина», способность оперировать абстрактными понятиями и создавать стройно логические конструкции. Философию роднит с религией предмет. Предмет философии и религии совпадают. Они обе занимаются человеком, как лучше продлить ему жизнь. Философия говорит, что в будущее ведёт множество дорог, и человек сам определяет, куда ему идти. Религия говорит, что существует одна дорога в будущее - только с Богом. Философию роднит с религией не сокрушение веры. Религия требует слепой веры. Философская вера основана на доказательстве. Для религиозного сознания характерна нетерпимость. Философия стоит за полную свободу учений и мнений. Условием философской свободы является сомнение. Философы стремятся к истине ради самой проблемы, не преследуя корыстных соображений, а отцы церкви учат нас добру, святости.
36. Методологический монизм — это познавательная установка в тектологии на базе идеи единых методологических координат, в которых все многообразие явлений мира можно рассматривать с единой точки зрения. Сама возможность такого эвристического подхода восходит к тектологически понятой идее всеединства мировых процессов. Поскольку, согласно Богданову, все материальные и нематериальные процессы есть организационные, то «очевидна необходимость выработки универсально-общих организационных методов» [Тектология, кн. 1, с. 51]. Иными словами, монизм мировых процессов должен найти свое отражение в теоретико-методологическом монизме. Современное развитие методов требует всеобщего синтеза универсальных методологий, теоретических положений, принципов, законов и концепций, т.е. конкретного сведения всей этой теоретико-методологической базы к единой точке зрения. По мнению Богданова, «эту роль может выполнить только организационная точка зрения», которая и порождает методологический монизм [Тектология, кн. 1, с. 52]. Таким образом, методологический монизм – это такая универсальная эвристическая установка, которая сводит исследование любых природных и общественных процессов, материальных и нематериальных, к рассмотрению их как процессов прежде всего организационных. Иными словами, это единая модель осуществления самого процесса исследования, инструментарием которого являются выработанные Богдановым универсально-общие организационные методы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.155.100 (0.008 с.) |