Анализ прибыли от продаж и факторы ее изменения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ прибыли от продаж и факторы ее изменения



Прибыль от продаж товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг как важнейшую составляющую экономической и балансовой прибыли предприятия (прибыли до налогообложения)/21/

Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с целью осуществления которой оно создано. Характер этой деятельности определяется спецификой отраслевой принадлежности предприятия. Ее основу составляет производственно- коммерческая деятельность, которая дополняется финансовой и инвестиционной деятельностью.

Прибыль от продажи продукции, работ, услуг определяется как разница между выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), себестоимостью проданных товаров, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов.

Результаты факторного анализа прибыли от продажи позволяют оценить резервы повышения эффективности производства и принять обоснованные управленческие решения.

При внешнем анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).

На величину прибыли от реализации продукции оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. К внешнему воздействию относятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, система налогообложения, состояние экономики страны. К внутренним факторам можно отнести цены на реализуемую продукцию, заработную плату, конкурентоспособность продукции, эффективность производственного и финансового планирования, компетентность руководства и менеджеров, квалификация работников, технический уровень основных производственных фондов.

Важнейшим фактором, определяющим величину прибыли предприятия являются цены на продукцию. Цены устанавливаются в зависимости от конкурентоспособности производимой продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Уровень цен определяется качеством производимой продукции, зависящим от технического совершенствования ее производства. В структуре цены себестоимость занимает значительный удельный вес. Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, а ее рост к падению прибыли. Изменение среднего уровня цен на продукцию и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Вместе с тем при увеличении цен существует опасность падения спроса, что также приведет к снижению прибыли.

Данные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализованной продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли. Структура товарной продукции может оказывать влияние на сумму прибыли. Если увеличивается доля более рентабельных видов продукции в объеме реализации, то сумма прибыли возрастает, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной продукции общая сумма прибыли уменьшается. Предприятие должно стремиться к сокращению остатков нереализованной продукции и предпринимать меры по обеспечению роста объема. Возрастающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства. Но на многих российских предприятиях прибыли недостаточно для осуществления капитальных вложений. Разрешить данную проблему может помочь развитие механизма долгосрочного кредитования предприятий, но финансово-кредитные институты не идут на это из-за нестабильности экономической и политической ситуации в стране.

Таким образом, величина прибыли от продажи продукции находится под воздействием множества факторов: изменение объема реализации, структуры продукции, отпускных цен на реализацию продукции, цен на сырье, материалы, топливо и энергию, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Проведение факторного анализа прибыли позволяет оценить резервы повышения эффективности производства и принять правильные управленческие решения по использованию производственных факторов.

 

Таблица - 2.3.Анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг в тыс. руб.

Показатели 2007г 2008г   2009 г Абсолютный прирост(убыток) В % 2008г к 2007г   В % 2009г к 2008г
2008г с 2007г 2009г с 2008г
А       4(2-1) 5(3-2) 6(4/1) 7(5/2)
1 Выручка от продажи       -2203   -39,5 39,5
2 Себестоимость продукции       -661   -17,9 60,9
3 Коммерческие расходы              
4 Управленческие расходы              
5 Прибыль от продажи     -165 -1542 -512 -81,6 -147,55

 

Для проведения факторного анализа методом цепных подстановок прибыль можно представить в следующем виде:

Пр = Вр – Ср – Ру – Рк (5)

Вр – выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг;

Ср – себестоимость реализации продукции, товаров, работ и услуг;

Ру – управленческие расходы;

Рк – коммерческие расходы.

1 Влияние изменения выручки от продажи продукции на прибыль от продажи 2008 год с 2007 годом:

∆Пр1 = (Вр1 – Ср0 – Ру0 – Рк0) - (Вр0 – Ср0 – Ру0 – Рк0) (6)

∆Пр1 – прирост (уменьшение) прибыли за счет изменения выручки от продажи продукции;

Вр1 – выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг отчетного периода;

Вр0 – выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг предыдущего периода.

∆Пр1=(3378-3692-0-0)-(5581-3692 -0-0)=-2203

2. Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль от продажи (∆Пр2)2008 год с 2007годом:

∆Пр2 = (Вр1 – Ср1 – Ру0 – Рк0) - (Вр1 – Ср0 – Ру0 – Рк0) (7)

Ср0, Ср1 – себестоимость продукции предыдущего и отчетного периода.

∆Пр2=(3378-3031-0-0)-(3378-3692-0-0)=661

3. Влияние изменения уровня управленческих расходов на прибыль от продажи (∆Пр3) 2008год с 2007 годом:

∆Пр3 = (Вр1 – Ср1 – Ру1 – Рк0) - (Вр1 – Ср1 – Ру0 – Рк0) (8)

Ру0, Ру1 – управленческие расходы предыдущего и отчетного периода.

∆Пр3=(3378-3031-0-0)-(3378-3031-0-0)=0

4. Влияние изменения уровня коммерческих расходов на прибыль от продажи (∆Пр4)2008 год с 2007 годом:

∆Пр4 = (Вр1 – Ср1 – Ру1 – Рк1) - (Вр1 – Ср1 – Ру1 – Рк0) (9)

Рк0, Рк1 – коммерческие расходы предыдущего и отчетного периода.

∆Пр4=(3378-3031-0-0)-(3378-3031-0-0)=0

5. Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от продажи продукции за анализируемый период 2008 год с 2007 годом:

∆Пр = ∆Пр1+∆Пр2+∆Пр3+∆Пр4 (10)

∆Пр=-2203+661+0+0=-1542

В результате проведенного факторного анализа видно что за анализируемый период (2007-2008гг) прибыль от продажи в 2008 году уменьшилась на 1542 тыс.руб. и составила 347 тыс. руб. На данное уменьшение повлиял такой отрицательный фактор как выручка от продажи. В 2008 году выручка от продажи уменьшилась на 2203 тыс. руб. и составила 3378 тыс.руб. Хотя себестоимость в 2008 году уменьшилась на 661 тыс. руб. и составила 3031 тыс.руб., но так как уменьшение себестоимости произошло незначительное по сравнению с уменьшением выручки от продажи поэтому уменьшение себестоимости не привело к положительному результату.

Проведем факторный анализ и за 2008-2009 гг:

1. Влияние изменения выручки от продажи продукции на прибыль от продажи 2009 год с 2008 годом:

∆Пр1=(4712-3031-0-0)-(3378-3031-0-0)=1334

2. Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль от продажи (∆Пр2)2009 год с 2008 годом:

∆Пр2=(4712-4877-0-0)-(4712-3031)=-1846

3. Влияние изменения уровня управленческих расходов на прибыль от продажи (∆Пр3) 2009год с 2008 годом:

∆Пр3=(4712-4877-0-0)-(4712-4877-0-0)=0

4. Влияние изменения уровня коммерческих расходов на прибыль от продажи (∆Пр4)2009 год с 2008 годом:

∆Пр4=(4712-4877-0-0)-(4712-4877-0-0)=0

5. Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от продажи продукции за анализируемый период 2009 год с 2008 годом:

∆Пр=1334-1846+0+0=-512

В результате проведенного факторного анализа за анализируемый период (2008-2009 гг) можно сделать вывод, что прибыль в 2009 году уменьшилась на 512 тыс. руб. На уменьшение прибыли отрицательно повлияло увеличение себестоимости в 2009 году на 1846 тыс. руб. и составила 4877 тыс. руб., а выручка от продаж в 2009 году увеличилась на 1334 тыс. руб. и составила 4712 тыс. руб.Так как выручка от продаж увеличилась незначительно по сравнению с увеличением себестоимости поэтому произошло уменьшение прибыли в 2009 году.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.01 с.)