Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие связи в 2011-2015 гг.
В сфере услуг связи к концу 2015 года до 99,8 % увеличится охват населения цифровым телевизионным вещанием с применением новых высокотехнологичных средств связи. До 3,5 млн. человек станут абонентами и пользователями стационарного широкополосного доступа в сеть Интернет. Будет обеспечено внедрение передовых информационных технологий в органах государственного управления, реальном и финансовом секторах экономики, других сферах жизни. Реализация мер по ускоренному развитию сферы услуг позволит повысить производительность общественного труда и комфортность жизни людей, решить проблему занятости, расширить перспективные для страны внешние рынки услуг и увеличить объемы их экспорта. Удельный вес сферы услуг в ВВП достигнет 47 %, а доля работающих в данной сфере в общем объеме занятых в экономике — 58 %.
51. Состав и структура социально-культурного комплекса, его роль в экономике страны Социально-культурный комплекс представляет собой совокупность видов деятельности, назначением которых является оказание населению социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др. Развитие комплекса определяется прежде всего проводимой государством социальной политикой, направленной на обеспечение благосостояния граждан. В сферу государственной социальной политики РБ, помимо деятельности отраслей социально-культурного комплекса, входят вопросы, связанные с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения, обеспечением социальной и политической стабильности, социального партнерства и социального согласия в обществе. Комплекс включает учреждения, организации и предприятия различных форм собственности и видов хозяйствования. Сохраняется ведомственная сеть социально-культурных учреждений; она представлена прежде всего объектами (поликлиники, детские сады, клубы и т.д.), находящимися на балансе предприятий, которые предоставляют своим работникам бесплатные или частично оплачиваемые дополнительные социальные услуги. Зарождается частный сектор, создаваемый предпринимательскими структурами, домашними хозяйствами; наиболее высока его доля в сфере культуры и развлечений.
В настоящее время управление социально-культурным комплексом осуществляется Министерством образования, Министерством здравоохранения, Министерством культуры, Министерством спорта и туризма, Министерством труда и социальной защиты, Министерством информации, другими министерствами и ведомствами. Состояние отраслей социально-культурного комплекса определяется уровнем и направленностью развития национальной экономики, использованием имеющихся у общества финансовых, материальных, кадровых и иных ресурсов. Организации и учреждения, не имеющие, как правило, своих доходов и финансируемые из бюджета, получили название бюджетных. Действовавший в течение продолжительного времени сметно-бюджетный порядок финансирования социально-культурной сферы сыграл значительную роль в развитии образования, здравоохранения, культуры и других отраслей. Однако в целом по отношению к данным отраслям длительное время практиковался принцип остаточного финансирования. Хозрасчетные товарно-денежные отношения были весьма ограничены. Переход к рыночным отношениям в Республике Беларусь, как и во многих других странах с переходной экономикой, сопровождался экономическим кризисом и обострением социальных проблем. В этих условиях расширяется социальная деятельность государства, что влечет за собой увеличение бюджетных расходов на соответствующие цели. Наибольший удельный вес составляют" расходы на образование, здравоохранение и физическую культуру. В динамике расходов на социально-культурную сферу отразилось прежде всего стремление государства предотвратить их снижение в условиях инфляции, падения производства, несбалансированности бюджета, необходимости усиления поддержки наиболее незащищенных категорий населения. Наряду с бюджетным финансированием значительные расходы на проведение социально-культурных мероприятий, содержание ведомственной сети социальных объектов несут отдельные министерства, объединения, предприятия. Затраты на социально-культурные учреждения часто рассматриваются в качестве резерва сокращения издержек производства, что может привести к уменьшению объемов социальных услуг и росту социальной напряженности. На этапе становления белорусской государственности и развития рыночных отношений преобразования проводятся с учетом специфики каждой отрасли социально-культурного комплекса.
52. Образование Образование — крупнейшая отрасль комплекса, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики. Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образованияи др. Управление образованием осуществляет Министерство образования Республики Беларусь, другие министерства и ведомства, имеющие образовательные учреждения, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов. Основным источником финансирования учреждения образования является государственный бюджет. Дополнительное финансирование государственных учреждений образования может осуществляться за счет полученных доходов от платных образовательных услуг, производственной и научной деятельности, гуманитарной помощи, а также в виде имущества и денежных средств, полученных от благотворителей и меценатов. Дошкольное образование - уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста (до 6 лет) в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Общее среднее образование - уровень основного образования, направленный на духовно- нравственное и физическое развитие личности учащегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждении, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни,. Общее среднее образование включает три ступени: I ступень — начальное образование (I - IV классы); II ступень — базовое образование (V - IX классы); IIIступень — среднее образование (X - XI классы). Специальное образование — обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования. Профессионально-техническое образование - уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, его профессиональное становление, получение специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации рабочего с профессионально-техническим образованием.
Среднее специальное образование — уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, курсанта, получение ими специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации специалиста (рабочего) со средним специальным образованием. Высшее образование - уровень основного образования, обеспечивающий подготовку квалифицированных специалистов, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности. Высшее образование включает две ступени: 1. обеспечивает подготовку специалиста, обладающего фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, и завершается присвоением квалификации и выдачей диплома о высшем образовании; 2. магистратура - обеспечивает углубленную подготовку специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно- исследовательской работы, завершается присвоением степени «магистр» и выдачей диплома магистра. Проблемы в высшей школе ü недостаточны уровни инновационной активности и взаимодействия системы высшего образования с отраслями экономики; ü имеет место старение профессорско-преподавательского состава; ü учебно-лабораторная и материально-техническая базы УВО не в полной мере соответствуют современным требованиям подготовки специалистов с высшим образованием; ü переход к массовому высшему образованию, не сопровождавшийся соответствующим укреплением кадрового потенциала, обусловил снижение уровня подготовки специалистов Государственная программа развития высшего образования Цель - обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов на основе новейших достижений науки и техники, а также обеспечение развития способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности. Данная цель достигается путем комплексного решения следующих основных задач: - повышение качества подготовки специалистов; - повышение кадрового потенциала университетов; - обновление учебно-лабораторного оборудования университетов; - обеспечение УВО учебными площадями; - обеспечение местами в общежитиях нуждающихся в них студентов; - повышение международного престижа белорусской высшей школы. Послевузовское образование — уровень основного образования, направленный на развитие личности аспиранта, докторанта, соискателя и реализацию их интеллектуального и творческого потенциала, формирование профессиональных навыков организации и проведения научных исследований. Послевузовское образование подразделяется на две ступени: аспирантура и докторантура
Дополнительное образование детей и молодежи - вид дополнительного образования, направленный на развитие личности воспитанника, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию. Дополнительное образование взрослых - вид дополнительного образования, направленный на профессиональное развитие слушателя, стажера и удовлетворение их познавательных потребностей. Задачи развития образования в рамках НСУР-2020: ■ создание условий для удовлетворения потребностей граждан в получении образования; ■ обеспечение доступности, бесплатности общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе - среднего специального и высшего образования; ■ повышение интеллектуального и культурного потенциала населения; ■ обеспечение вхождения национальной системы образования в мировое образовательное пространство.
53. Здравоохранение Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Министерство здравоохранения Республики Беларусь руководит всеми подведомственными ему медицинскими, санитарно-эпидемиологическими, фармацевтическими и другими учреждениями, а также осуществляет методическое руководство медицинскими учреждениями других ведомств и общественных организаций, выдает лицензии и контролирует деятельность частных медицинских учреждений и врачей Цель здравоохранения - обеспечение надлежащего состояния окружающей среды, в которой живет человек; создание благоприятных условий труда, быта и отдыха для его активного долголетия; своевременное оказание полноценной медицинской помощи больным, предупреждение возникновения и распространения болезней среди населения В Республике Беларусь сохранено гарантированное Конституцией право на бесплатное медицинское обслуживание всем социальным слоям населения. Виды деятельности - лечебно-профилактическая, - первичная медико-санитарная и специализированная, - поликлиническая, - стационарная, - скорая медицинская помощь; - охрана здоровья матери и ребенка; - санитарно-курортное лечение; - санитарно-эпидемиологические службы; - обеспечение населения лекарственными средствами и мед.товарами, - медицинская экспертиза, Направления государственной политики в области охраны здоровья населения
■ создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения; ■ ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей; ■ профилактическая направленность здравоохранения; ■ доступность медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения; ■ приоритетное мед.обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей; ■ экономическая заинтересованность юр. и физ лиц в охране здоровья населения; Проблемы здравоохранения ü Экстенсивное развитие отрасли. ü Низкий уровень финансирования ü Преобладает затратный принцип финансирования, который связан с выделением бюджетных ассигнований по объему вовлеченных ресурсов, а не по объему и качеству услуг. ü МТБ отрасли характеризуется высоким износом ОФ. ü уменьшаются объемы ввода новых и реконструкции действующих фондов. ü Применение упрощенных медицинских технологий. ü Проблема лекарственного обеспечения. Больничные учреждения - организации здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях. Амбулаторные учреждения - организации здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях и (или) проводящие медицинскую экспертизу (поликлиники, амбулатории и др.). Стратегической целью в области улучшения здоровья является создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: · создание государственного механизма поддержки ЗОЖ населения; · воспитание личной ответственности человека за сохранение своего здоровья и других членов общества; · улучшение физического и психологического благополучия населения; · улучшение качества окружающей среды; · создание условий, обеспечивающих здоровье населения в процессе трудовой деятельности; · разработка и реализация правового и экономического механизма обеспечения условий для реализации стремления людей к позитивным изменениям в образе жизни. Для реализации указанных задач необходимо принятие следующих мер: - разработать и внедрить автоматизированную систему мониторинга состояния здоровья населения для разработки комплекса оздоровительных и профилактических мероприятий; - разработать и принять эффективные меры по искоренению вредных привычек; - развивать физическую культуру, спорт и туризм; - улучшить качество питания населения; - повысить эффективность учреждений, формирующих ЗОЖ; - создать постоянно действующую систему информирования и обучения населения в вопросах сохранения и укрепления здоровья; - обеспечить изучение вопросов формирования ЗОЖ в системе образования; - укрепить санитарно-эпидемиологическую службу, первичную медико-санитарную и неотложную помощь; - обеспечить приоритетное финансирование программ, направленных на укрепление здоровья населения.
54. Физическая культура и спорт, туризм Физическая культура и спорт относятся к числу важных факторов повышения долголетия, активного отдыха. С физической культурой и спортом тесно взаимосвязан туризм. Эти отрасли контролирует Министерство спорта и туризма Физическая культура определяется как часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Основными показателями состояния физической культуры являются: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физических упражнений в сфере воспитания и образования, в производстве и быту. Физическая культура как социальный институт включает следующие формы: ü Базовая физическая культура входит в систему образования и воспитания, обеспечивает формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков, оптимального уровня разносторонней физической подготовки. ü Спортивная физическая культура предусматривает подготовку и участие спортсменов в соревнованиях. ü Профессионально-прикладная физическая культура используется с целью формирования двигательных умений и навыков, которые содействуют освоению профессии, развитию профессиональных качеств. ü Оздоровительно-реабилитационная физическая культура ориентирована на использование физических упражнений как средств лечения заболеваний и восстановления функций организма. ü Рекреационная физическая культура включает занятия физическими упражнениями в свободное время, в том числе игры, спортивные танцы, аэробику, шейпинг. Спорт рассматривается как составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Существуют три основные формы спорта: - Массовый спорт является составной частью физической культуры, охватывает практически все социальные группы населения, лишь относительно лимитируется возрастом, состоянием здоровья, уровнем физического развития людей. - Резервный спорт использует систему отбора и подготовки юных спортсменов, ДЮСШ и школы олимпийского резерва. - Спорт высших достижений включает спорт рекордный и зрелищно-коммерческий. Организатором рекордного спорта выступает государство, оно создает условия для подготовки высококлассных спортсменов и команд, использует их достижения для формирования престижа страны на международной арене. Зрелищно-коммерческий спорт преследует цели получения прибыли от организации спортивного зрелища. В Беларуси наиболее массовыми видами спорта являются: баскетбол, биатлон, волейбол, гандбол, гимнастика, легкая атлетика, настольный теннис, плавание, теннис, фехтование, футбол, хоккей. На современном этапе в тесной взаимосвязи с физической культурой и спортом развивается туризм — крупная межотраслевая система, которая обеспечивает отдых и оздоровление людей, а также является потенциальным источником доходов государственного бюджета (отрасль работает с прибылью). Создано Национальное агентство по туризму, которое обеспечивает сертификацию и стандартизацию туристских услуг. Государственное управление и регулирование сферой туризма направлено на формирование современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных граждан в туристских поездках, а также значительный вклад туризма в национальную экономику. Белорусы чаще всего посещают Украину, Турцию и Польшу. А Беларусь посещают чаще всего россияне, турки и латыши. 55. Культура и искусство К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения.m Культура и искусство тесно взаимосвязаны и служат важнейшим источником развития образования, средств массовой информации, туризма, индустрии развлечений. Многообразие видов культурной деятельности (отдельные из них рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы: · художественное творчество (литературное, изобразительное и прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство); · культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело, народная культура); · клубная и развлекательная деятельность (клубы, шоу-бизнес, казино); · массовое создание и распространение культурных благ — индустрия культуры (пресса; книгоиздание; производство аудиовизуальной продукции, включая кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет). Ведущее звено в системе управления культурой занимает Министерство культуры Республики Беларусь. В настоящее время основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь остается бюджетное финансирование. Стимулирует развитие культуры в стране деятельность Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства. В практике прогнозирования и разработки программ социально-экономического развития организации культуры делятся на две подотрасли. К подотрасли культурно-просветительных учреждений относятся: библиотеки; музеи; картинные, галереи, выставочные залы, клубы, дворцы культуры, парки культуры и отдыха, городские сады, зоопарки, зоосады и др. В подотрасль театрально-зрелищные заведения включаются: театры, цирки, филармонии, организации кинематографии, а также зрелищные предприятия и учреждения искусства. Библиотеки — наиболее массовый тип культурно-просветительных учреждений. Они осуществляют сбор и обеспечивают сохранность документов с целью удовлетворения информационных, культурных, научных и других потребностей пользователей библиотек. В Республике Беларусь библиотеки делятся на государственные и частные. К государственным относятся библиотеки, основанные государственными органами и государственными юридическими лицами; к частным — библиотеки, основанные негосударственными физическими или юридическими лицами. По назначению библиотеки делятся на публичные и специальные. К публичным (массовым) относятся общедоступные библиотеки, имеющие универсальные библиотечные фонды и удовлетворяющие массовые запросы. В организациях и учреждениях системы образования, других министерств и ведомств имеются научные, учебные, технические и другие специальные библиотеки. Музеи осуществляют комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры — первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. Музеи сосредоточивают в своих фондах главным образом вещественные и изобразительные предметы, в том числе произведения искусства, а также письменные источники. Клубные учреждения — массовые культурно-просветительные учреждения, которые организуют досуг населения и способствуют воспитанию, самообразованию, развитию творческих способностей. Они ориентированы на культурные интересы определенных профессиональных, национальных, половозрастных и других социально-демографических категорий населения. В РБ получили развитие многообразные по типам и видам клубные учреждения: дворцы культуры, клубы, центры народного творчества, молодежные культурные центры, центры национальных культур и др. Театрально-зрелищные учреждения в Республике Беларусь насчитывают 27 профессиональных театров, в том числе 1 театра оперы и балета, 18 драматических, 8 детских и юного зрителя; 13 государственных концертных учреждений и 2 госцирка. Уровень творческой деятельности многих театров страны за последние годы значительно возрос. Об этом свидетельствует тенденция повышения заполняемости залов, которая ныне составляет 83 %. Киноискусство. Кино — наиболее популярный и массовый вид искусства, его значение в жизни многих поколений людей очень велико. Киноискусство базируется на современных методах промышленного производства с широким использованием современных достижений науки и техники. В Республике Беларусь создана техническая база кинопроизводства, функционирует Национальная киностудия «Беларусьфильм», сохранено бюджетное финансирование. Кинообслуживание населения осуществляется общедоступными кинотеатрами и киноустановками с платным показом кинофильмов, а также киноустановками с бесплатной демонстрацией кинофильмов (учебные заведения, детские учреждения и др.). Стратегической целью го сударственной политики в области культуры является развитие и эффективное использование культурного потенциала страны, обеспечение преемственности развития белорусской культуры наряду с поддержкой культурных инноваций. Для ее реализации требуется решение следующих задач: ü сохранение и развитие культурного наследия, национально-культурной самобытности белорусского народа, белорусского языка; ü обеспечение условий для свободного развития культур всех социально-этнических групп, проживающих в Беларуси; ü создание условий для свободного творчества; ü достижение здорового нравственного климата в обществе; ü обеспечение доступности культурных ценностей для всех социальных слоев населения; ü усиление роли деятелей и учреждений культуры в решении социально-экономических задач, формировании гражданской позиции и социально активной личности; ü интеграция белорусской культуры в систему мировой культуры как равноправного участника глобальных социокультурных процессов. 56. Социальное обслуживание Социальное обслуживание - деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуацииn Цели: ü содействие гражданам в преодолении трудных жизненных ситуаций, которые они не в состоянии разрешить при помощи собственных средств и имеющихся возможностей; ü прогнозирование и предупреждение возникающих трудных жизненных ситуаций; ü активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоят. решения возник-х проблем. Основные формы социального обслуживания Социальный уход - деятельность, направленная на удовлетворение повседневных потребностей, связанных с воспроизводством жизнедеятельности людей, которые ограничены в возможности самостоятельного удовлетворения этих потребностей вследствие возраста, врожденных физических или умственных недостатков, заболеваний и травм. Социальная реабилитация включает экстренную психотерапевтическую помощь, психологические консультации, социально-психологический тренинг, а также содействие в получении юридических консультаций, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве. Социальный приют — это организация проживания, воспитания, содержания и обеспечения всем необходимым детей-сирот, безнадзорных детей, а также предоставление помещений для пребывания людям, не имеющим крова. Функции Министерства труда и социального обеспечения: · разработка предложений по основным направлениям государственной политики в области труда, занятости, демографической безопасности и социальной защиты; · участие в разработке и организация выполнения социальных программ, контроль за их реализацией; · организация и проведение мониторинга в области труда, занятости; · осуществление контроля за реализацией Национальной программы демографической безопасности; · участие в разработке мер в области семейной политики и охраны прав детей; · участие в разработке и реализации мероприятий по повышению социальной защиты пожилых людей, ветеранов, лиц, пострадавших от войн;
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.101 с.) |