Современная система взглядов на управление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная система взглядов на управление



Современная система взглядов на управление сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Первая половина хх в. для многих стран мира была периодом индустриального развития общественного производства, начало которому положила промышленная революция. Теоретики и практики управления того времени рассматривали предприятия как "замкнутые системы".

Такой подход сформировал сложившуюся в этот период следующую систему взглядов на управление:

1. Организация - закрытая система, для которой характерна определенная стабильность целей, задач и условий деятельности.

2. Главный фактор успеха и конкурентоспособности - рост масштабов производства продукции и услуг.

3. Главная задача менеджмента состоит в рациональной организации производства, эффективном использовании всех видов ресурсов, в росте производительности труда.

4. Главными источниками прибавочной стоимости являются факторы производства и производительность труда производственных рабочих.

5. Основной системы управления являются контроль всех видов деятельности, функциональное разделение работ, нормы, стандарты и правила, обеспечивающие дисциплину, порядок и эффективное использование всех видов ресурсов.

К такой системе взглядов привел рост числа и размеров организаций, повышение их деловой активности. При этом крупные организации добивались роста продаж, снижения затрат и повышения доходов путем укрепления управленческой координации. В свою очередь, это требовало высокой концентрации власти и единоличного принятия управленческих решений.

Во второй половине хх в. страны- лидеры по производительности труда констатировали начало перехода к эре постиндустриального развития, для которой характерны принципиально новые черты и закономерности.

Главными факторами этих изменений явились научно-технический прогресс и колоссальная концентрация научного и производственного потенциала (особенно в годы Второй мировой войны).

В последующий период произошла реструктуризация мировой экономики, в которой заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях. Производство все в большей степени ориентировалось не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы потребителей, т.е. на небольшие по емкости рынки. Это привело к росту малых и средних предпринимательских структур, к высокой значимости таких критериев, как гибкость, динамичность и адаптивность к требованиям окружающей среды. Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде была сформулировала в 70-80-е годы хх в. В центре ее оказалось рассмотрение организации как части более общей системы со следующими характерными чертами:

1. Организация как "открытая" система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды.

2. Ориентация на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей.

3. Ситуационный подход к управлению, признание влажности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при котором внутренняя рационализация производства ставится в зависимость от требований внешней среды.

4. Главные источники прибавочной стоимости- люди, обладающие знаниями, а также условия для реализации их потенциала.

5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников, и лидерский стиль руководства.

Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления, так как старые перестали "работать" в условиях доминирования предпринимательских структур различных масштабов и организационных форм.

В 90-е годы хх в. главное внимание в принципах управления обращается на человеческий, или социальный, аспект управления: менеджмент, ориентированный на человека, на побуждение людей к совместным действиям, делает их усилия более эффективными; менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям; этика в бизнесе объявляется золотым правилом менеджмента.

В начале XXI в. контекст менеджмента определяется следующими положениями:

растущий в результате реструктуризации мировой экономики уровень безработицы и связанные с ней социальные проблемы;

стандарты образования, не отвечающие потребностям работодателей;

финансовые требования, предъявляемые стареющим населением к государству и работодателям;

усиление конкуренции со стороны экономических систем с низкой зарплатой;

высокие темпы внедрения технологических новшеств, касающиеся всех аспектов жизни организаций;

насыщение " традиционных" рынков;

усиление конкуренции со стороны развитых экономических систем;

возрастающие сложности точного прогнозирования конкурентного окружения;

изменение систем ценностей в обществе, которые влияют на баланс между работой и частной жизнью;

рост числа хорошо информированных, сильно различающихся по вкусам и разборчивых групп покупателей и потребителей;

влияние проблем охраны окружающей среды на поведение организации.

Глобализация,многообразие рабочей силы и обострение конкурентной борьбы изменяют как саму природу работы менеджера, так и маршруты его передвижения по иерархической лестнице.

Многие организации движутся по пути превращения в обучающуюся организацию. Единой модели такой организации нет, это, скорее, философия. Предполагается, что каждый из сотрудников может принять участие в идентификации и разрешении проблем, что позволяет организации постоянно экспериментировать, совершенствоваться, использовать вновь открывшиеся возможности. Все организационные усилия направлены на повышение качества товаров и услуг, удовлетворение потребителей. В обучающейся организации основной упор делается на команды и системы, а не на иерархию. Предлагаются следующие основополагающие положения обучающейся организации:

видение и культуры. Менеджеры, занимающие высшие посты в обучающейся организации, должны быть лидерами; видение будущего, которое разделяют все сотрудники;

наделение властью. Традиционная модель, когда менеджеры контролируют рабочих, неэффективна в мире быстро меняющихся технологий и демографических характеристик глобальной конкуренции. Концепции наделения властью сотрудников всех организационных уровней не имеет ничего общего с модой, это единственный способ существования организации в динамичной внешней среде;

новые структуры. Более плоские горизонтальные структуры управления, обеспечивающие поддержку самоуправляемых конкурирующих систем, включающих в себя представителей разных отделов и разных уровней управления;

открытый менеджмент. Ключ к успеху рабочих команд - взаимообмен информацией. В обучающейся организации данные о бюджетах, прибылях и расходах отделов, ранее доступные для высшего руководства, становится доступны для всех;

проблема качества - центральный вопрос на всех уровнях, выходящий за рамки отдельных специалистов;

новые возможности для карьеры. В обучающейся организации менеджеры перемещаются в горизонтальном направлении чаще, чем в вертикальном. В "плоских" организациях особо ценятся сотрудники, умеющие работать над реализацией проектов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1006; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.006 с.)