Особенности поведения и психики земноводных. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности поведения и психики земноводных.



Добывания корма земноводными (лягушки, жабы) характеризуется тем, что они охотятся только на живую подвижную добычу (насекомых), причем основное значение имеет характер движения, размеры добычи, а форма и цвет, как дополнительные факторы. При оптимальном размере добычи, которая выступает стимулом, важно наличие самого движения, поскольку в зрительном анализаторе амфибий присутствуют нейроны-детекторы, которые реагируют только на подвижные объекты определенного размера. Реакция захвата подвижной добычи запускается не только зрительными, но и тактильными стимулами, хотя обычно кормодобывающее поведение организуется как цепь реакций на зрительные стимулы. У многих бесхвостых амфибий запах добычи (пищи) повышает кормодобывающую активность, поэтому некоторые особи способны захватывать и неподвижные кормовые объекты, отыскивая их по запаху (особенно среди больших жаб). Качество добычи контролируется обонянием.

Защитное поведение.

У большинства амфибий проявляется защитное поведение в форме затаивания при появлении подвижного пугающего объекта. Реакция убегания возникает обычно при приближении к лягушке объекта (хищника). При этом лягушки либо прыгают с берега, сидящие в воде – ныряют. Испуганные наземные жабы убегают не наугад, а передвигаются знакомыми маршрутами и прячутся в привычных укрытиях (убежище). Ключевыми раздражителями реакции убегания являются абсолютные размеры движущихся объектов, которые оцениваются животными одновременно с определением расстояния к ним. Защитные реакции на крупные подвижные объекты у амфибий врожденные, которые проявляются сразу после метаморфоза, даже раньше, чем пищевые (кормовые) реакции. Когда лягушка попадает в безвыходное положение, то у нее возникает пассивная защитная реакция, она принимает позу, при которой все конечности согнуты, мышцы напряжены и нет реакции на внешние раздражители. Это так называемый иммобилизационный рефлекс. В таком «напряженном» состоянии лягушка опускается на дно, чтобы зарыться в ил или скрыться среди водной растительности. Некоторые виды бесхвостых амфибий, при приближении опасного объекта, вызывает предупреждающее поведение. Например, лягушки и жабы при этом, поднимаются на задние лапы, широко раскрывают рот и издают сильные звуки. Некоторые крупные тропические жабы кусаются. У некоторых европейских жаб проявляется боевая агрессивная реакция на определенные или тактильные стимулы. При этом, жаба поднимается на ногах, надувается, наклоняет голову и поворачивается к объекту, который приближается, может толкнуть его головой, отойти назад и снова толкнуть. Надувание тела происходит в результате заглатывания воздуха. Эта реакция имеет приспособительный характер и не дает возможности хищнику проглотить жабу. Например, в опыте, в террариуме, где сидят амфибии, поместить ужа за стеклянной перегородкой, то все жабы раздуваются и сидят, повернув головы в сторону ужа. Среди хвостатых амфибий существуют ядовитые виды – тритоны, саламандры (ядовитые железы находятся в коже). У бесхвостой амфибии жерлянки в коже ядовитые железы выделяют ядовитое вещество фриноцилин. Брюшко жерлянки ярко окрашено с желто-черными и красно-темными пятнами, что напоминает хищнику о несъедобности. В момент нападения хищника жерлянка выделяет вещество с резким запахом, который ощущается на расстоянии одного метра. Суринамская жаба также ярко окрашена, в коже имеются ядовитые железы. Ее ядом туземцы смазывают наконечники стрел. Это защитные приспособления.

Брачное поведение амфибий.

Брачное поведение амфибий базируется на зрительных стимулах и двигательных реакциях. Например, самки обыкновенной жабы воспринимаются самцами не как существо противоположного пола, а, прежде всего, как объекты, которые адекватно двигаются. Если самец лягушки или жабы обхватит самку, которая не готова к спариванию (или другого самца), то животное выдает комплексный акустически вибрационно-тактильный сигнал и освобождается от объятий. Возможно, амфибии были первыми животными, которые начали использовать звуковые сигналы в репродуктивном поведении. Песни самцов это разнообразные трели. Самцы жерлянок способны издавать звуки даже под водой «кум-кум …», почему их называют еще "кумками". Квакши издают звуки, напоминающие игру на флейте, звенят как бубенцы и т.д. Забота о потомстве у жаб состоит в том, что после спаривания в местах нереста остается самец и охраняет оплодотворенную икру. Самки в заботе о потомстве не принимают участие.

Территориальное поведение.

Активная защита территории от других особей своего вида встречается не у всех видов амфибий. Некоторые самцы в брачный период при приближении другого самца издают громкие звуки, похожие на крик, и даже бросаются на пришельца, хватают его лапами и отталкивают, такое действие продолжается до 15 минут. Бесхвостые амфибии в период сезона размножения удаляются от своего участка: лягушки – более 100 м, жабы – до 9 км. Инстинкт дома (хоминг) связан с обонянием. Если удалить у лягушки органы обоняния, то она не сможет найти обратный путь к своему участку.

Социальное поведение амфибий.

Социальное поведение амфибий после периода размножения не развито или слаборазвито. Лягушки и жабы обычно ведут одиночный способ жизни. При содержании европейских лягушек в террариуме, то у них возникают иерархические отношения, высоко ранговые лягушки размещаются ближе к кормушке, а низко ранговые размещаются поодаль. При установлении иерархии наблюдаются агрессивные реакции лягушек относительно друг друга. Эффект группы можно наблюдать при пищевом поведении, когда повышается активность одной особи, то повышается активность других особей лягушек. При защитной реакции, когда стремительный прыжок нескольких лягушек вызывает цепную реакцию у остальных.

Особенности научения у лягушек и жаб обусловлены способом жизни и реагирования на экологически значительные сигналы. Наиболее типовой формой научения является реакция привыкания, которая сохраняется от 1 до 5 суток. У амфибий существует кратковременная память о движении пищевого объекта. Они могут схватить неподвижную добычу, которая до этого двигалась, через 10-30 секунд после остановки ее движения. Максимальное время этой отсроченной реакции у некоторых особей составляет 3-3,5 минут. Реакция затаивания, после сильного испуга, сохраняется у лягушек на протяжении 5-10 минут. У амфибий можно выработать навык выхода из простого лабиринта, особенно при непрерывном чередовании проб животное быстро научается этой реакции и этот навык сохраняется обычно 1-2 суток иногда до месяца. Лягушки и жабы научаются не схватывать жалящих насекомых ос и пчел, хотя этот навык не является систематическим. Крупные лягушки весом более 100 г приспособлены к питанию этими насекомыми. Такое обучение является условно рефлекторным, которое распространяется на мимикрично окрашенных мух. Исследователи считают, что жабы более «разумные», чем лягушки. Жабы легко приручаются, их можно приучить брать пищу из миски, к которой она подходит регулярно. Некоторые жабы, обитатели полупустынь, в эксперименте хорошо запоминают компасное направление к укрытию в линейном лабиринте. Они способны к длительному запоминанию зрительных ориентиров.

Поведение рептилий.

Человек относится к рептилиям не одинаково. Например, черепахи и прыткая ящерица вызывают симпатию, вараны и игуаны – удивление, змеи – страх. Человек унаследовал от своих предков страх перед змеями. А римляне содержали эскулаповых полозов в общественных банях и купальнях. Эскулапов полоз стал символом медицины, обвивающий чашу. В некоторых восточных странах люди покланяются змеям, которые живут в храмах. Поведение змей в основном врожденное. Элементы научения играют незначительную роль, и данных по этому поводу мало. Американский астрофизик Карл Саган в книге «Драконы Эдема», прослеживая эволюцию человеческого мозга, отметил, что спинной, средний и задний мозг наиболее древние отделы центральной нервной системы и у нас с рептилиями общие. Физиологи присвоили ему название «Р-комплекс». Руководитель лаборатории эволюции мозга и поведения Поль Мак-Лин показал: Р-комплекс играет важную роль в агрессивном, ритуальном и территориальном поведении, в установлении социальной иерархии. Неспроста человек, потрясен называя убийство хладнокровным, отмечаем неприятный холодный взгляд. И "змеиное наследие" прорывается сквозь высшие отделы мозга и высшие чувства, заставляя страдать окружающих.

Защитное поведение у рептилий разнообразное. Например, самец прыткой ящерицы шипит и нападает на врага, стараясь его укусить. Кроме этого ящерицы способны раздуваться, т.е. увеличивать объем своего тела, агамы расправляют шейные складки и т.д. А игуана (мексиканская рогатая ящерица) выстреливает струйкой крови из углов глаз на расстояние нескольких сантиметров. В период опасности специальные мышцы сжимают крупный кровеносный сосуд головы, поднимается давление, при этом мелкие сосуды мигательной перепонки лопаются и кровь выстреливает наружу. Всем известна у ящериц аутотомия (самокалечение или отбрасывание хвоста) в период опасности. Ящерица сильно сокращает мышцы и ломает позвонок, поперек которого расположена хрящевая пластинка. Мышцы отсекаются в месте перехода их в сухожилие, кровеносные сосуды смыкаются. Оторванный хвост продолжает извиваться и отвлекает хищника. Затем хвост ящерицы регенерирует и приобретает более темный цвет, но без позвонков. В неволе ящерицы быстро привыкают к человеку. Обыкновенный уж старается спасаться убеганием, если враг близко, то из клоаки выбрасывает едкую жидкость. Кроме этого ужи имитируют нападение гадюки, они скручиваются в кольцо, шипят и делают резкие броски в сторону хищника. Иногда ужи выдают себя мертвыми, переворачиваются к верху брюхом, раскрывают рот, в котором появляются капельки крови и производят конвульсивные движения телом. Доказано, что у рептилий имеется своя территория. Например, игуану отнести на 200 м от ее территории, то она успешно возвращается на прежнее место. У черепах хорошо развит хоминг, если ее отнести на 1,5 км. У игуан развита иерархия – доминирующей особи все уступают место, когда она выходит на охоту в нейтральной зоне. У гигантских черепах Галапагосских островов существует иерархия и зачатки групповой организации, во время миграции перемещаются в определенном порядке. Репродуктивное поведение изучено еще недостаточно. Поскольку половой диморфизм практически не выявлен, что затрудняет наблюдение за поведением в брачный период. У гадюк существуют брачные турниры – две змеи сначала ползут рядом, затем поднимают передние части тела и с силой переплетают их, стараясь притиснуть противника к земле и перевернуть кверху брюхом. В такой борьбе они не применяют своих ядовитых зубов. Одним из явлений врожденного поведения змей является эпидектическая активность – особая форма общественного поведения, которая возникла в результате естественного отбора и проявляется в поддержании популяционного гомеостаза. Это поведение заключается в том, что на протяжении многих лет в одно и тоже место в одно и тоже время собираются взрослые особи змей в большом количестве, преодолевая даже большие расстояния. С помощь мечения гремучих змей в штате Колорадо (США) было установлено, что в такое постоянное место собираются одни и те же змеи. Большое количество морских черепах наблюдается на некоторых пляжах Мексики, где они размножаются (откладывают яйца), при этом они преодолевают огромные расстояния в сотни километров. Черепахи и ящерицы довольно легко научаются находить верный путь в простых и сложных лабиринтах, и для этого им необходимо до 25 проб (попыток). Некоторые особи могут изменять свою тактику и находить более короткий путь к стимулу, т.е. им уже характерна гибкость мышления. Известно, что водяные ужи успешно научаются находить верный путь в Т-образном лабиринте, но после каждой линьки все забывают. То же самое наблюдается и у аксолотлей после метаморфоза. В целом, данных о поведении и научении рептилий немного, что не дает возможности судить об уровне их разумной деятельности, об удельном весе врожденных и индивидуально приобретенных реакций в поведении.

 

Поведение и психика птиц.

По сложности своей психике и поведения птицы превосходят некоторых млекопитающих. Одной из особенностей поведения птиц является хоминг. Птицы в своем поведении используют предметы как функциональное продолжение определенной части своего тела для достижения ближайшей цели. Например, если гриф бросает яйцо африканского страуса на камень, то это не считается применением орудия. А если гриф берет камень в клюв и бросает на яйцо страуса, то это уже использование орудия, как продолжение тела грифа. Например, галапагосский дятловый вьюрок использует колючки кактуса, которые берет в клюв, для поиска насекомых в трещинах коры дерева. С функциональной точки зрения это разумное решение и если бы это делал человек, то считалось бы признаком интеллекта. Серые вороны хорошо разбивают грецкие орехи клювом, которые кладут на асфальт или камень, чего не умеют делать грачи.

Коммуникация птиц.

У стайных птиц существуют специальные сигналы на появление различных хищников (совы, ястреба), часто одинаковые для разных видов птиц. Сигналы тревоги у птиц четко выражены. Они выполняют функцию передачи информации и эмоциональной разрядки. В животном мире сигналами тревоги лучше всех владеют птицы. Их сигналы тревоги понимают другие виды животных (др. птицы, рептилии и млекопитающие). У птиц (сороки, чечетки) существует коллективная защита от врагов, которая проявляется в реакции «окрикивания», когда по специальному сигналу одной особи собираются несколько особей и вместе организовывают громкую «психическую» атаку на хищника, принуждая его удалиться. Коллективная помощь отмечается в строительстве гнезда у ласточек. Известен случай, когда ласточки коллективно замуровали в гнезде воробья, который забрался в чужой дом. Некоторые птицы (кукушка, скворцы, утки, береговая ласточка) подкладывают яйца в чужие гнезда и птицы, которые насиживают кладку, не отличают чужих яиц, потому, что они имеют такой же цвет (окраску), как и собственные яйца в кладке. До сих пор не понятно, как кукушка окрашивает свои яйца под цвет яйца того вида птиц, в гнездо которого подкладывает свое яйцо. Не понятна биологическая целесообразность подобного поведения.

Птицы способны считать. Они способны воспринимать количество предметов. У птиц в гнезде постоянное количество яиц определенного вида. Если убрать одно яйцо, то недостаток сразу пополняется. Дело тут не в способности к счету, а восприятии отношения общей массы яиц к объему гнезда, который всегда постоянный. Птицы способны усвоить до четырех заданий одновременно. Например, можно научить сойку выполнять задания – поднимать черные крышки, пока не найдет два зерна; зеленые крышки – пока не найдет три зерна; красные – четыре и белые крышки, пока не найдет пять зерен. Это говорит о том, что птицы могут считать. По мнению немецкого ученого О. Келера у птиц нет абстрактного представления о числе в форме цифр или слов, но они могут покачать головой для обозначения единицы, два раза для обозначения цифры 2 и т.д. до 6. Птицы умеют не считать до 6, а действовать до 6. Птицам свойственны пение и наследование. В песнях певчих птиц есть врожденные и приобретенные части. Например, у зяблика песня состоит из трех фраз, из них первые две врожденные, а заключительная фраза приобретенная. Об этом свидетельствует следующий опыт. Если родившийся птенец изолирован и не имеет контакта с представителями своего вида, то у него первые две фразы песни сохраняются, а третья отсутствует. У изолированных птенцов развиваются только врожденные фразы (подпесня) одинаковые для всех данного вида. Надо отметить, что первые две фразы в начале путаются, что говорит о том, что они должны заучиваться на ранних стадиях развития на основе импринтинга. Много птиц известны как звукоподражатели, например попугаи. Они способны наследовать голос человека. Особенно легко осуществляется звуковое наследование у молодых птиц в определенный критический период, когда усваивается врожденная подпесня. Звуковое наследование служит для животных способом приспособления к окружающей среде, защите территории, воспитанию потомства, удовлетворения половых, кормовых потребностей и т. д. Имитация речи в условиях комнаты позволяет птице установить двусторонний контакт, что унимает информационный «голод», особенно при одиночном содержании птицы. Птицы могут повторять заученные фразы, но и могут свою «речь» связывать с определенной ситуацией, например, просить корм или воду или вести «диалог» с человеком, подобно тому, как шимпанзе научают языку жестов глухонемых (амслен). К. Лоренц доказал, что птицы могут хорошо знать своего хозяина, отличать его голос и черты лица от других людей, но легким маскарадом их можно сбить с толку. Птицы способны к приручению, но в разной степени разных видов. Некоторые виды совсем не приручаются, а пингвины – известные доброжелатели к человеку, у них отсутствует врожденная реакция на суше на врага.

Строительная деятельность птиц.

В Австралии и прилегающих островах обитают беседковые птицы. В брачный период самцы строят среди кустов из лозы и травинок беседки высотой до 40 см, предназначенные для привлечения самок в брачный период. Возле беседки самец складывает различные предметы (камешки, куски стекла, зубные щетки и т.д.) с целью очаровать самку этими предметами, особенно синего цвета. Самцы, как и беседка, окрашены в синий цвет. У самок имеется ярко-синий цвет радужной оболочки глаз. Синий цвет есть релизером для самцов, а самку привлекают не их дары и цветные украшения, а их танцы и громкие голоса. Беседки (альтанки) нередко красятся мякотью синих ягод, используя как кисточки древесные волокна. Эти беседки служат для привлечения самок. Самка строит свое гнездо на дереве недалеко от беседки. Иногда строятся крупные беседки и строятся многими птицами, что указывает на зачатки сообщества. Своеобразная забота о потомстве проявляется у сорных кур обитателей Австралии. Они откладывают яйца в инкубатор собственной конструкции (диаметр до 10 м, высота до 4 м), состоящий из растительности, которая гниет и выделяет тепло. Тепло поддерживается самцом на уровне 33оС. Они в определенной мере способны приспособить свое поведение к случайным изменениям среды.

Научение птиц. По данным исследователей у птиц хорошо вырабатываются разные инструментальные навыки на зрительные и звуковые раздражители, как простые, так и сложные. Голубей можно научить отличать на конвейере бракованную деталь. При ее появлении голубь клевал рычаг, и деталь сходила с конвейера, при этом перед голубем открывалась кормушка с кормом. Острота зрения очень высока, голубь отличал даже жирное пятно сделанное пальцем человека на детали. Голуби хорошо обучаются в лабиринте, их реакции быстро автоматизируются. Им свойственна стереотипность мышления. Поведение птиц довольно сложное и во многом не уступает млекопитающим, хотя новая кора развита у птиц еще плохо. Основной структурой, которая обеспечивает сложное поведение и реакции птиц, есть гиперстриатум (аналог полосатого тела млекопитающих).

 

Поведение млекопитающих.

Особенности поведения и психики крыс. Поселения крыс состоит из родительских сообществ по 10-20 особей. Каждая семья имеет свою территорию с четкими границами. Они делятся на 7 иерархических категорий: доминантные самцы, субдоминантные самцы, подчиненные самцы, молодые самки, старые самки, беременные и кормящие самки. В семье руководит сильный вожак. Пищевое поведение обусловлено, прежде всего, обонянием, и зависит от групповых отношений. В колонии пробует пищу одна и та же крыса, затем приступают к еде остальные. Старые крысы часто отбирают корм у молодых. Одна из характерных реакций у крыс, как собирание кормов в запас. Отмечается взаимодействие между особями, но чаще проявляется индивидуализм. Собирание кормов в запас в больших количествах, превышающих потребности, является, вероятно, врожденной реакцией, поскольку она проявляется даже у выросших изолированно крыс. Крысы всеядны. Они способны регулировать количество энергии, поступившей с кормом. Каждую новую еду сначала пробуют добровольцы, если еда не вредна, тогда к трапезе приступают остальные. Отмечено, что при групповом содержании крысы съедают больше, чем при одиночном содержании (эффект группы). Существуют данные, что крысы могут «телепатически» принимать сигнал «голодания» от другой группы, которой уменьшили рацион. На пищевое поведение накладывает отпечаток и социальное поведение крыс. В опыте крысы разделялись на «манипуляторов», которые нажимали на рычаг, дверца клетки открывалась и доступ к корму освобождался, и «потребителей», которые опережали «манипуляторов» и отнимали корм. Затем в клетке «потребители» насильно подталкивают «манипуляторов» выполнять прежние функции, чтобы снова отнять корм. Социальное поведение у крыс играет большую роль. Спят крысы кучкой, новая крыса старается проникнуть внутрь кучки, где тепло. Большое значение имеет общий групповой запах. Они метят свою территорию, пути. Звуковой репертуар у крыс разнообразный. При страхе и боли они верещат, стучат зубами. В брачный период или драк выдают ультразвуковые свисты или звуки, напоминающие кашель или чихание, которые имеют приспособительную роль, но не имеют коммуникативной функции. Крысы могут умереть от страха. Между собой крысы обмениваются информацией, легко восстанавливают связь между причиной и следствием. Например, в клетке давали воду с раствором хлористого лития, который вызывал у крыс рвоту, крысы отказались пить даже подслащенную воду. Затем, когда посадили в клетку другую группу, то первая группа не разрешила им пить воду. Когда убрали из клетки первую группу крыс, то вторая группа не позволила пить воду третьей группе, хотя сама не прикоснулась к воде. Крысы, несомненно, имеют определенный интеллект, т.е. могут понять причинно-следственные отношения в разных ситуациях. Крысы способны различать отдельных особей своего вида, а также способны к счету и исследовательской активности. Изучение инструментального поведения позволяет выявить целый ряд особенностей психики крыс. Крысы хорошо научаются в лабиринте, хорошо ориентируются в пространстве. Они способны к элементарному обобщению, поскольку могут реагировать на относительные признаки предметов. В экспериментах крысы способны к решению сложных заданий.

Поведенческие реакции собак.

Особенно характерны врожденные реакции, например, как зарыть корм и его запас впрок, охрана территории, хотя нельзя исключить и определенных элементов научения. Всем хищным свойственна реакция прыжка при появлении движущего объекта небольших размеров (животное приближается, высоко поднимает голову, хвост держит горизонтально, прыгает и приземляется на согнутые конечности). Характерны выразительные, вероятно врожденные, движения (мимика). На 5-6-м месяце щенки привязываются к определенному человеку, как к вожаку. Собаки по-разному относятся к разным людям (к одним – ласково, других – избегают). Волк и шакалы воют, а после приручения собака стала гавкать, что необходимо для общения с человеком. У собак хорошо развито обоняние. Особенно чувствительны они к запаху масляной кислоты компонента пота теплокровных животных и мало воспринимают запахи растительного происхождения.

 


НЕРВНАЯ СИСТЕМА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 1815; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.016 с.)