Государственная структурная политика и ее влияние на экономическую динамику. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная структурная политика и ее влияние на экономическую динамику.



Радикальные экономические преобразования, проводимые с учётом рыночных отношений, требуют изменения структуры экономики, формирования и развития пропорциональных связей. Существуют следующие основные виды структуры экономики:

1. организационно-функциональная структура отражает многообразие современных форм организации воспроизводства и всех его фаз. Выделяют 5 секторов:

а) сфера создания материально-вещественных благ:

б) сфера услуг:

- инфраструктурный;

- распределительно-обменный;

- социально-управленческий;

2. воспроизводственная структура: это натуральные и стоимостные экономические пропорции, выражающиеся в следующих закономерностях развития воспроизводства:

а) накопление и потребление (мировой опыт – для экономического роста нужны накопления не менее 20% ВВП, 30% ВВП на амортизацию основных фондов и внутренние инвестиции);

б) производство и рынок;

в) производственное, общественное и личное потребление;

г) научная и инженерная подготовка;

д) инвестиционная и интеллектуальная подготовка и т. д..

3. Отраслевая структура: характеризуется вкладом отдельных отраслей в ВВП.

4. Ресурсная структура – представление экономики как совокупности по производству и эффективному использованию ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества.

5. Региональная структура – территориальное размещение экономических объектов.

В условиях открытой рыночной экономики на первый план выходят структурные показатели, характеризующие связь её секторов с отдельными видами рынков, их ориентацию на внутренний и внешний спрос. Одним из критериев прогрессивности экономики служит устойчивое положительное сальдо платёжного баланса государства.

Государственная структурная политика является частью системной экономической политики. Структурная политика – это часть социально-экономической политики, выражающая отношение государства к структуре экономики и структурным преобразованиям.

Структурные тенденции в динамике национальных экономик:

o возрастание удельного веса наукоёмких производств;

o приоритетное технологическое обновление машиностроения;

o падение доли топливно-энергетического комплекса;

o увеличение доли услуг в ВВП;

o преимущественное развитие инфрастр-рных отраслей (транспорта, связи и т.д.);

o возрастающее преобладание в экономике смешанной формы собственности;

o усиление социальной направленности экономической динамики;

o выравнивание социально-экономического и научно-технического развития регионов;

o свёртывание неэффективных производств;

o усиление роли государственного регулирования в структурных преобразованиях.

Базовые принципы структурной политики:

I. формирование конкурентной среды через создание равных условий для всех хозяйствующих субъектов. Мировая практика и опыт России показывают, что рыночная конкуренция обеспечивают такую реализацию частных интересов, при которой одновременно соблюдаются интересы общества.

II. оптимизация государственного вмешательства в экономику. Государство должно осуществлять целенаправленную политику по снижению государственного вмешательства и государственного присутствия в экономике.

III. открытость экономики. Национальная экономика на может быть эффективной, оставаясь вне глобального мирового рынка. Поэтому структурная политика должна обеспечивать интеграцию отраслей экономики в систему мирохозяйственных связей отдельных рынков.

Структурная политика должна быть направлена на опережающее развитее тех отраслей, продукция и услуги которых пользуются спросом на мировом рынке.

В этих условиях первоочередными задачами структурной политики являются:

1. повышение инновационной активности и опережающее развитее высокотехнологичного сектора экономики;

2. стимулирование экономического роста и повышение эффективности производства на микроуровне через поддержку формирующихся цепочек импортозамещения, экспортных контрактов и использование других косвенных инструментов;

3. прекращение прямого и косвенного субсидирования неэффективных предприятий, эффективная селекция работоспособных предприятий, повышение действенности института банкротства, реструктуризация неэффективного сектора экономики;

5. стимулирование процесса реструктуризации и реформирования предприятий, повышение их эффективности через содействие процессам интеграции и образования крупных эффективных и конкурентоспособных компаний при всемерном содействии развитию малого и среднего бизнеса;

6. сокращение и оптимизация государственного сектора при росте эффективности управления государственным имуществом;

7. реализация целевых программ развития инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций, формирование конкурентной, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в Беларуси как в масштабе всей экономики, так и на конкретных отраслевых рынках.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.005 с.)