Лекция 17. Управление подсистемами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 17. Управление подсистемами.



Трудовые ресурсы. Этапы управления трудовыми ресурсами. Формирование трудовых ресурсов. Развитие трудовых ресурсов. Оценка эффективности труда. Агропромышленный комплекс: проблемы управления.

Проблемами управления и отбора кадров занимались древние философы (Аристотель, Гиппократ, Платон, Пифагор и др.), систематизируя качества, необходимые для конкретной профессии. Их открытия легли в основу многих современных теорий и подходов. В средние века большинство организаций использовало труд весьма небольшого числа людей (пожалуй, единственными исключениями являлись церковь и армия), в течение многих лет и даже столетий выполнявших одни и те же операции одними и теми же инструментами, которые нередко не поменялись с эпохи античности. Управление персоналом являлось одним из направлений деятельности руководителя организации, чаще всего ее владельца, принимавшего решения в отношении своих сотрудников на основе здравого смысла и опыта.

Промышленная революция XIX века кардинальным образом изменила характер экономических организаций - на смену мастерским пришли фабрики, использующие совместную работу значительного числа людей. Изменился и характер труда - на смену квалифицированному труду ремесленника пришел механический и бессодержательный труд пролетария, являвшегося, по меткому определению К. Маркса, лишь "придатком машины". Рост масштабов экономических организаций и усиление недовольства условиями труда большинства их работников постепенно заставляли руководителей этих организаций нанимать специалистов, занимавшихся исключительно отношениями с рабочими. Основные функции первых специалистов по управлению человеческими ресурсами сводились к устройству школ и больниц для рабочих, контролю за условиями труда, противостоянию попыткам создавать профессиональные союзы.

Существенные изменения в управлении человеческими ресурсами произошли в промышленно развитых странах в 20 - 30-е годы нашего века, когда стала широко применяться "тейлоровская" система организации труда.

Теория "научной организации труда" или, точнее, "научного управления", основы, которой были заложены в начале нынешнего века в работах Фредерика Тейлора, впоследствии развиты многими другими учеными. Теория "научного управления" утверждала, что существуют оптимальные и универсальные для всех предприятий методы управления и организации труда, позволяющие значительно повысить его производительность. В основе этих методов лежало разделение труда и глубокая специализация сотрудников. Сами методы предлагалось разрабатывать на основе использования достижений науки (математики, физики, психологии), систематического изучения существующих рабочих методов и проведения экспериментов. Тейлор был первым, кто предложил отделить управление процессом производства (в том числе наблюдение и контроль) от самих операций. Контроль за работой и ответственность за нее, по его мнению, не должны быть в руках того, кто выполняет производственные операции. Задачей управляющего является организация его труда, наблюдение и контроль за выполнением работы. Это был первый прорыв в управленческой мысли. По мере распространения идей "научного управления" на многих предприятиях появились представители новой профессии - инженеры, занимающиеся изучением и оптимизацией рабочих методов.

Организации начали создавать специальные отделы, занимающиеся этими вопросами. Они, как правило, назывались отделами кадров. Возникнув в 20 - 30-е годы нашего столетия, специализированные отделы по работе с кадрами долгое время играли подчиненную роль, выполняя в основном рутинную работу, связанную с ведением документов, разбором конфликтов, присутствием в судах, выплатой заработной платы и т.п. Их функции рассматривались как сугубо технические, вспомогательные для руководства компании. Все решения, связанные с управлением людьми, принимались высшими руководителями без участия сотрудников отделов кадров.

Вскоре система Тейлора была дополнена принципами управления, сформулированными А.Файолем. Его принципы управления касались построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. Многие из принципов управления Файоля до сих пор практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех пор, как впервые их сформулировали. Недаром этого человека называют отцом менеджмента.

Третий прорыв в развитии управленческой мысли состоял в зарождении школы "человеческих отношений" на рубеже 30-х годов. Это направление было продолжено развитием теории организаций как социальных систем, а по своему характеру было ни что иное, как использование достижений психологии и социологии - наук о человеческом поведении - в управлении. Еще в конце 20-х годов американские ученые Э. Мэйо и Ф. Роэзлизбергер выдвинули концепцию "человеческих отношений", утверждавшую, что производительность труда зависит не только и не столько от методов организации производства, сколько от того, как управляющие относятся к исполнителям, т е. от человеческого, а не механистического фактора.

Работы этих ученых оказали значительное влияние, как на практику управления, так и на подготовку будущих руководителей. В 60 - 70-е годы американские школы бизнеса расширили свои программы за счет включения в них дисциплин, связанных с человеческими ресурсами: индустриальной психологии, организационного поведения, управления персоналом. В результате в экономику начали приходить руководители, осознавшие необходимость и важность управления человеческими ресурсами, а также понимавшие специфику этого процесса в сравнении с управлением финансами или закупками.

Для отделов кадров, которые в 70-е годы в Америке и в 80-е годы в Западной Европе превратились в "отделы человеческих ресурсов", утверждение гуманистического подхода к управлению людьми означало повышение их статуса внутри организации и одновременно появление таких новых направлений деятельности, как планирование и развитие карьеры, внутриорганизационная коммуникация, обогащение труда, привлечение рабочих к участию в управлении. Колледжи и школы бизнеса начали готовить специалистов по управлению человеческими ресурсами, возникли многочисленные ассоциации и профессиональные организации в этой области. Управление персоналом превратилось в такую же важную организационную функцию, как управление финансами или технологическим развитием, а их руководители стали полноправными членами высшего руководства большинства современных компаний.

Как свидетельствует исторический опыт, управленческая деятельность по своему характеру и содержанию играет упорядочивающую роль в обществе, прежде всего в сфере экономических отношений. Организованная деятельность - это совместный труд людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся нормам и правилам этой организации с учетом экономических, технологических, правовых, организационных и корпоративных ценностей. Правила, нормы и требования организации обуславливают наличие особых психологических отношений между сотрудниками организации, наполненных реальным содержанием - целями, задачами и ценностями совместной деятельности.

Управление представляет собой одну из самых сложных областей человеческой деятельности, где проявляются межличностные отношения индивидов, групповые отношения и отношения между группами, объединенные общим производственным процессом. Термин "управление" означает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей.

Понятие "управление" и "руководство" хотя и близки по смыслу, но не тождественны. Руководство подразумевает воздействие на персонал, руководить - это значит, озаботить других в связи с исполнением ими своих производственных или управленческих функций. Управление - воздействие не только на персонал, но и на технические процессы производства, управлять - это значит, озаботить себя подбором и использованием технических, экономических, кадровых и иных условий, которые необходимы для управленческой деятельности.

Руководитель - это должностное лицо, которое отвечает за профессиональные достижения персонала, осуществляет организацию и координацию усилий сотрудников для решения задач, поставленных перед организацией или подчиненным ему подразделением.

Современное деловое сообщество испытывает острую потребность в людях, умеющих ладить друг с другом, предлагать новые идеи, брать на себя руководство другими людьми и вызывать в них энтузиазм, энергию, стремление к созиданию. Искусство обращаться с людьми и руководить ими - это и результат специальной профессиональной подготовки, и товар, пользующийся повышенным спросом и высоко оцениваемый на рынке профессиональных услуг.

Одним из главных результатов современного этапа современного общества стало превращение человека в главную движущую силу производства. Поэтому сегодня персонал организации рассматривается как ее главное богатство. Закономерным в таком случае звучит миссия японского концерна телевизионной техники, гласящая, что "Мацуситадэнки" - это место, где создаются люди. Мы также создаем и электронное оборудование.
В настоящее время управление персоналом формируется на стыке таких наук, как менеджмент, социология, экономика труда, психология, физиология человека, конфликтология и трудовое право.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.006 с.)