Гт. Реферирование научных текстов. Виды репродуктивных и продуктивных рефератов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гт. Реферирование научных текстов. Виды репродуктивных и продуктивных рефератов.



1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом. Запишите определение реферата. Составьте опорную схему, используя информацию о репродуктивных и продуктивных видах реферата.

Реферат – это краткое изложение содержания первоисточника (статьи, книги и др.), отражающее его структурную и содержательную стороны. Реферат, как и конспект, аннотация, тезисы, относится к вторичным текстам, так как создаются на основе уже имеющихся первичных текстов.

Признаки реферата:

· полная зависимость содержания реферата от содержания реферируемых источников;

· точное изложение основной информации реферируемых источников, без искажений и субъективных оценок;

· постоянство структуры, своеобразие языковой организации;

· ограниченный объем: текст реферата должен составлять примерно 5% объема первоисточника.

Структура реферата:

Титульный лист.

1. Автор, название. Введение с соответствующими клише:

Автор статьи - известный учёный… Статья называется… Статья носит название (заглавие)… Статья озаглавлена… Статья опубликована в… Статья содержит…страниц.

2. Тема статьи, книги. Указывается общая тема первоисточника. Рекомендуется использовать следующие выражения: Тема статьи - … Эта статья на тему… Статья посвящена теме (проблеме, вопросу)…

3. Композиция. Указывается, сколько и какие структурные части содержит источник (обычно книга). Рекомендуется использовать следующие выражения: Книга (статья) состоит из … (трех разделов и т.п.), (включает в себя, содержит)…

4. Основное содержание. Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Рекомендуются следующие выражения: Во введении указывается (отмечается), что … В первой главе освещается … Автор отмечает (указывает, делает вывод), что … Вторая глава посвящена (содержит)… По мнению автора … В третьей главе …

5. Наличие иллюстративного материала. Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Рекомендуются выражения: Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы…

6. Адресат. Отмечается, для кого предназначен текст. Рекомендуются выражения: Статья предназначена для специалистов в области … Представляет интерес для … (широкого круга читателей) и т.д.

В заключении подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, даются рекомендации: Указывается (отмечается), что …

7. Библиография.

Виды рефератов:

Различаются два основных вида реферата: библиографические и учебно-научные.

По полноте изложения содержания библиографические рефераты подразделяются на информативные и индикативные: а) информативные (рефераты-конспекты) содержат в общем виде основные положения первоисточника; б) индикативные (указательные, рефераты-резюме) содержат лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой текста; все второстепенное в таком реферате опускается.

По количеству реферируемых первичных документов рефераты делятся на: а) монографические, составленные по одному тексту; б) обзорные, составленные по нескольким текстам на одну тему.

По читательскому назначению рефераты делятся на общие, для широкого круга читателей, и специализированные, которые ориентированы на специалистов одной области знаний.

При написании курсовых, дипломных и других работ используются информативные рефераты двух видов: репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные предполагают творческое осмысление первоисточника.

Виды репродуктивных рефератов: реферат-конспект и рефера т- резюме. Реферат-конспект содержит в общем виде информацию, иллюстративный материал, сведения о полученных результатах и сферах их применения. Реферат-резюме приводит только основные положения, обобщенные в выводах и тесно связанные с темой текста.

Виды продуктивных рефератов: реферат-обзор и реферат-доклад. Реферат-обзор составляется на основе нескольких первичных текстов с сопоставлением разных точек зрения по одной проблеме. Реферат–доклад – даёт представление об информации первоисточника и состоянии изучаемой проблемы.

 

2. Прочитайте текст. Определите его тему. Скажите, из какого учебного пособия взят данный текст. Укажите стиль и тип текста. Обоснуйте свой ответ.

Скелет (Skeleton) - жесткая формообразующая основа, состоящая из комплекса костей; они предохраняют от повреждения и поддерживают расположенные внутри органы, являются местом прикрепления мышц и представляют систему рычагов, которые передвигают тело и его отдельные сегменты. 206 костей тела человека образуют его осевой скелет (axial skeleton), в состав которого входят череп (29 костей), позвоночный столб (26 костей), грудная клетка (25 костей) и туловище, а также добавочный скелет (appendicular skeleton) (конечностей), к которому относятся кости верхних (64) и нижних (62 кости) конечностей.

 

3. Ознакомьтесь с рефератом-резюме текста «Как делаются научные открытия». Определите его тему. Прокомментируйте особенности реферата-резюме. Перечислите пункты, которые имеются в его структуре.

 

В тексте «Как делаются научные открытия» изучены проблемы природы научных открытий и творчества, отмечено, что толчком для поисков является наличие неизученного, неизвестного, скрытого, что требует все более глубокого познания мира, его закономерностей.

В тексте освещен поэтапный процесс исследовательской работы, приводящий ученого к открытию. Дается определение мыслительного творческого процесса, подчеркивается, что в исследовательской работе находит наиболее яркое выражение способность и талант человека к продуктивному мышлению.

Основное внимание в тексте уделяется тому, как ученый приходит к открытию от постановки задачи к поиску путей решения задачи. А также о состоянии вдохновения, которое переживает ученый в завершающей фазе работы.

В заключении можно сказать о том, что в тексте формулируется вывод: подлинное научное открытие – это всегда итог огромного творческого труда ученого, которому он отдает всю силу своего интеллекта, темперамента, характера.

 

4. Ознакомьтесьс комментарием к терминам.

 

Антропология – биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас

Морфология – в биологии – комплекс наук, изучающих форму и строение организмов в их онто- и филогенезе; включает анатомию, гистологию, цитологию, эмбриологию, патологическую анатомию.

Эпифизарный хрящ – соединяющая эпифиз и диафиз пластинка хрящевой ткани, в которой локализуется ростовая зона кости; существует до возникновения синостоза между эпифизом и диафизом.

Прободающее волокно – коллагеновое волокно, входящее в толщу кости со стороны надкостницы и прикрепляющее ее к кости.

Остеобласт – клетка костной ткани, участвующая в образовании ее межклеточного вещества и превращающаяся в остеоцит.

Регенерация – восстановление, возобновление, возмещение чего-н. в процессе развития, деятельности, обработки. Внутриклеточная регенерация.

5. Прочитайте текст и определите его тему.Напишите реферат-резюме к данному тексту, соблюдая должную структуру и используя клише.

 

Остеология (osteologia) — учение о костях. Данный раздел изучает скелет в целом, отдельные кости, костную ткань. Как раздел антропологии, изучает закономерности изменчивости скелета в зависимости от половых, расовых и возрастных особенностей и его морфологию.

Кости человека представляют собой твердую опору для мягких тканей и играют роль рычагов, перемещающихся при помощи силы сокращения мышц. В организме кости образуют целую систему (systema skeletale). Эта система включает в себя осевой и добавочный скелет. Осевой скелет состоит из черепа, кости грудной клетки и позвоночного столба. Добавочный скелет необходим для объединения костей верхней и нижней конечности.

Скелет человека состоит более чем из 200 костей, при этом 85 из них являются парными. Каждая кость в теле является отдельным органом, который построен из соединительных тканей, костного мозга с сосудами и нервами.

В общей системе скелета можно выделить костную и хрящевую часть. При этом костная часть является основной. Хрящевая же часть состоит из суставных, эпифизарных и реберных хрящей (cartilagines srticulares, cartilagines epiphysiales, cartilagines costales).

Сама кость снаружи покрыта надкостницей (periosteum) – тонкой соединительной оболочкой с волокнистым и остеогенным слоем. Волокнистый слой располагается поверхностно и соединяет кость с прободающими волокнами, в нем имеются лимфатические и кровеносные сосуды и нервы. Через данное волокно сосуды проходят внутрь кости через питательные отверстия, затем попадают в костный мозг через питательный канал. Остеогенный слой является внутренним, он состоит из остеобластов, то есть образующих клеток, которые участвуют во всех процессах развития и перестройки костной ткани. Именно они играют главную роль для регенерации при травмах и переломах. Надкостница может переходить в надхрящницу (perichondrium) на границах с суставными хрящами. Благодаря этому кость полностью окутывается непрерывающейся соединительной оболочкой, которая покрывает не только поверхность кости, но и все имеющиеся образования. К таким образованиям относятся отростки, ости, бугры и бугорки, гребни, а также шероховатые линии, углубления и ямки, и так далее.

Единственная кость, которая не связана с остальным скелетом, это U-образная подъязычная кость. Она находится под языком.

 

6. Прочитайте текст. Откуда были глубокие анатомические знания у казахов? Почему казахи самыми главными органами человеческого организма считали мозг, сердце и печень?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.009 с.)