Эволюция поэтического мира Николая Алексеевича Заболоцкого 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция поэтического мира Николая Алексеевича Заболоцкого



Стихотворения: Красная Бавария. Свадьба. Ивановы. Лицо коня. «Я не ищу гармонии в природе…» Начало зимы. Засуха. «Вчера о смерти размышляя…» Метаморфозы. Лесное озеро. Слепой. Бетховен. «Читайте, деревья, стихи Гезиода…» Завещание. Гроза. В тайге. Журавли. Прохожий. «Когда в дали угаснет свет дневной…» «Приближался апрель к середине…» Полдень. Жена. Старая сказка. Облетают последние маки. Сон. Портрет. «Я воспитан природой суровой…» Дождь. Неудачник. В кино. Некрасивая девочка. Старая актриса. Последняя любовь (цикл). Противостояние Марса. Это было давно. Казбек. Стирка белья. Сентябрь. «Кто мне откликнулся в чаще лесной…» На закате. «Не позволяй душе лениться…».

1. Черты модернистской поэтики в лирике 1920-х годов.

2. Натурфилософская лирика 1930-40-х годов:

- «космическая настроенность мышления», сформировавшаяся в лирике 30-х годов. Задача преодоления субъективного в лирике с целью выражения сознания разлитого в природе. Открытие дисгармонии мира;

- изображение человека в драматический момент познания жизни. Причины драматичности раздвоенности мира и человека;

гармонизация природы – родовая функция человека. Тема смерти и бессмертия человека. Монистическое представление о мире как о вечном «превращении»;

- поэтика философской лирики Заболоцкого. Жанровые особенности (философская медитация, элегия).

3. Эволюция поэтического мира Заболоцкого в 1950-е годы:

- обращение к социальной конкретности жизни. «Очеловечивание» взгляда на мир. Лирика природы и натурфилософская лирика: общность, отличия;

- выдвижение в центр поэтического мира конкретного человека. Этическая проблематика: идея нравственного соединения людей; идея воспитания души; неприятие отчужденности от земных забот и догматизма;

- психологизм лирики Н. Заболоцкого. Изменение взгляда на роль рассудка. Сложность чувственной сферы души. Любовная лирика (тема страсти и гармонизации души);

- перестройка жанровой системы (введение в лирическую медитацию фабульного повествования, сценки, портрета). Философский подтекст как основной принцип поэтики.

 

Научная и учебная литература:

1. Кременцов Л.П. Русские поэты ХХ века. Учебное пособие. 3-е изд. М.:«Флинта»,2009. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1384

2. История русской литературы ХХ век. В 2-х ч. / Под ред. В. В. Агеносова.— М.: Дрофа, 2007.

Дополнительная научная литература:

1. Македонов, А. Николай Заболоцкий. Жизнь. Творчество. Метаморфозы / А. Македонов. — Л., 1987.

2. Павловский, А.И. Поэтическая «натурфилософия» Николая Заболоцкого / А.И. Павловский // Советская философская поэзия: Очерки. — Л.: Наука, 1984. — С. 15-82.

3. Заболоцкий, Н. А. «Огонь, мерцающий в сосуде…»: Стихотворения и поэмы. Переводы. Письма и статьи. Жизнеописание. Воспоминания современников. Анализ творчества / Н.А. Заболоцкий. — М.: Педагогика-Пресс, 1995.

 

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Тема коллоквиума: «Типология романа 1920-1940-х годов».

Вопросы для подготовки и обсуждения.

Вариант № 1. Роман А. Платонова «Чевенгур»

1. Образная система романа: Герои как архетипы человеческого бытия (С. Бочаров, В. Чалмаев).

2. Композиция романа-странствия, тема искания общественного идеала. Рождение самосознания «сокровенного человека» А. Дванова. Смысл финала.

3. Поэтика заглавия романа. Спор с идеями «ускорения» жизни и жизни без Бога.

4. Дуализм художественного мира романа, совмещение утопии и антиутопии, натурализма и мифопоэтики, иронии и трагедии.

Литература:

1. Варламов, А. Н. Андрей Платонов. – М.: Молодая гвардия, 2011. – 546 с.

2. Карасёв, Л. В. Движение по склону: о сочинениях А. Платонова / Л. В. Карасёв. – М.: РГГУ, 2004. – 140 с.

3. Творчество Андрея Платонова. Кн. 4: исследования и материалы. – СПб.: Наука, 2008. – 319 с.

4. Творчество Андрея Платонова. Кн. 3: исследования и материалы. – СПб.: Наука, 2004. – 255 с.

5. Амусин, М. Платонов: на переломе // Вопросы литературы. – 2011. - № 5. – С. 135-172.

6. Михеев, М. «Возвращение» Платонова: поэтика недоговорённости // Вопросы литературы. – 2008. № 2. – С. 115-144.

Дополнительная литература:

1. Бочаров С.Г. «Вещество существования» (Мир А. Платонова) // А. Платонов: Мир творчества. М., 1994. С. 10 – 47.

2. Чалмаев В. А. Платонов. М., 1989. С. 286 – 338.

3. Спиридонова И.А. Мотив сиротства в «Чевенгуре» А. Платонова в свете христианской традиции // Евангельский текст в русской литературе ХYIII-ХХ веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. 2. Петрозаводск, 1998. С. 514-536.

 

 

Вариант № 2

Роман Л. Леонова «Вор»

1. Варианты романа (1927, 1959, 1991). Митька Векшин как индивидуальный характер, как воплощение русского человека, и как человек человечества. Исследование причин духовного кризиса человека (нации, человечества) и проблема выхода из кризиса через нравственные страдания, воссоединения с людьми, нацией, человечеством. Спор с концепцией сверхчеловека, «гордого» человека М. Горького («Челкаш», «Человек», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»); неприятие коллективизма как уравнительности. Спор с Достоевским о целительности покаяния и страдания. Человек без Бога; история как спор человека с Богом. Христианская и марксистская модели истории.

2. Поэтика интеллектуального романа: система персонажей как распавшееся человечество, система зеркальных отражений (двойников, родственников). «Воры» в романе. Герои – идеологи и философские споры. Исследование идеи переделки мира и человека.

3. Содержательность архитектоники романа (роман о создании романа). Роль Фирсова в решении проблемы познаваемости бытия и эстетической ответственности творца за жизнь. Проблема авторской позиции в полифоническом романе.

Научная литература:

1. Рыбальченко, Т. Л. Писательство и рассказывание персонажей романа Л. Леонова «Вор» / Т. Л. Рыбальченко // Русская литература ХIХ-ХХ веков: Поэтика мотива и аспекты литературного анализа. — Новосибирск, 2004. — С. 80-97.

2. Якимова, Л. П. Герменевтические проблемы романа Леонида Леонова «Русский лес»: парадоксы творчества или парадоксы чтения? // Сибирский филологический журнал. – 2012. - № 3. – С. 89-98; 2012. - № 4. – С. 73-80.

3. Поэтика Леонида Леонова и художественная картина мира в ХХ веке: Материалы международной конференции / РАН, Институт русской литературы; ред Т. М. Вахитова. – СПб., 2002. – 167 с.

Дополнительная научная литература:

1.Грознова, Н. А. Творчество Л. Леонова и традиции классической литературы / Н. А. Грознова. — Л., 1982.

2.Хрулев, В. И. Символика в прозе Л. Леонова / В. И. Хрулев.— Уфа, 1992.

3.Химич, В. В. Поэтика романов Л. Леонова / В. В. Химич. – Свердловск: Издательство Уральского университета, 1989. – 144 с.

 

 

Вариант № 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.009 с.)