Занятость населения и институты рынка труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятость населения и институты рынка труда



Согласно Гос. программе содействия занятости населения РБ на 2014 год принимаемые Правительством меры по обеспечению занятости населения РБ позволили сохранить стабильность в соц. сфере, улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы, способствовали снижению напряженности на рынке труда. Общая конъюнктура рынка труда характеризуется устойчивым превышением спроса на рабочую силу над предложением. Количество свободных рабочих мест, заявленных нанимателями в 2013 г по сравнению с 2012 снизилось. Спрос на работников в основном формировался в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность, строительство, с/х, охота и лесное хозяйство, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, транспорт и связь. Позитивная динамика спроса на рабочую силу способствовала снижению средней продолжительности безработицы.

Вместе с тем на рынке труда наблюдается ряд негативных явлений. В январе-октябре 2013 г., по данным Национального статистического комитета, числ. населения, занятого в экономике республики, составила 4526,1 тыс. человек, или 98,8% к аналогичному периоду 2012 года. Снижение численности занятых в экономике в определенной мере обусловлено демограф. тенденцией - уменьшением численности населения в трудоспособном возрасте. Сокращение уровня занятости сопровождается дефицитом кадров, на формирование которого существенное влияние оказывает несбалансированность рынка труда и образовательных услуг. Сохраняется несоответствие между спросом и предложением рабочей силы по профессиональному, квалификационному составу, территориальному размещению свободных рабочих мест и безработных. Остаются актуальными проблемы трудоустройства отдельных категорий молодежи, не имеющей проф. образования, инвалидов, граждан, освобожд. из исправит. учрежд., а также граждан, имеющих длит. перерыв в работе.

Существенное влияние на рынок труда оказывает отток квалифицированных кадров за пределы республики, в особенности в условиях свободного передвижения через границы в рамках Единого экономического пространства. На фоне выбытия высококвалифицированных специалистов и рабочих в связи с выходом на пенсию наблюдается снижение престижа, непопулярность рабочих профессий среди молодежи.

Госуд. регулирование занятости населения представляет собой совокупность методов и инструментов воздействия государства на процессы формирования, распределения и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности ее функционирования и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня. Госуд. политика занятости населения должна быть направлена главным образом на формирование рациональной структуры занятости, повышение качества трудового потенциала, конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, повышение действенности механизма стимулирования создания новых рабочих мест в прогрессивных отраслях экономики, обеспечение равных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, усиление регулирующей роли в регламентации предпринимательской деятельности с целью легализации неформальной занятости, создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к потребностям рыночной экономики. Вместе с тем такая переориентация не означает ослабления пассивных методов управления рынком труда (выплата пособий и оказание материальной помощи безработным). В основу используемых пассивных регуляторов должна быть положена система социального страхования от безработицы с учетом трудового стажа граждан.

Т.о. основными направлениями совершенствования гос. регулирования занятости населения являются:-развитие правовой и эконом. инфраструктуры рынка труда; - сохранение и стимулир. создания новых рабочих мест с учетом потребностей структурной перестройки произ-ва; - содействие развитию малого и среднего бизнеса, самозанятости населения; - создание развитой системы профобраз-я и переподготовки взрослого трудоспос. населения по профессиям стабильного и перспект. спроса; -внедрение нестандартных форм занятости и гибких режимов труда; -совершенствование мотивации труда и повышение качества рабочей среды; -совершенствование системы социальной поддержки незанятых граждан на основе системы страхования от безработицы. Для регулирования соц.-трудовых отношений гос-во создаёт спец. организации – институты рынка труда в РБ. К ним относятся: Мин. труда и соц. зашиты, Комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, облисполкомов, региональные службы занятости, общественные организации наёмных работников и нанимателей, негосударственные службы трудоустройства и т.д.Основная задача этих институтов состоит в минимизации трансакционных издержек, т.е. затрат временных, материальных, финансовых ресурсов на поиск работником подходящего рабочего места, а нанимателем – работника соответствующей потребностям производства квалификации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.005 с.)