Организация как система управления. Законы организации как системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация как система управления. Законы организации как системы



Организация как система управления. Законы организации как системы

Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некоторую целостность, единство. Среди се основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определенной структуры. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов. Всякая система имеет входное воздействие, структуру обработки входного воздействия, конечные результаты и обратную связь.

Выделяют системы материальные и абстрактные, статичные и динамичные, органические и неорганические, открытые и закрытые, и т. д. в зависимости от оснований классификации систем.

Организация в менеджменте - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. В общем смысле под организацией имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

Организация как система управления - одно из ключевых понятий теории организации, которое связанно с:

· целями;

· функциями;

· процессом управления;

· квалификацией менеджеров;

· распределением полномочий для достижения определенных целей.

В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональных специализаций. Организация построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, стремящиеся к непрерывному совершенствованию, развитию как системы в целом, так и ее отдельных составляющих.

В настоящее время в составе организации как системы управления выделяют следующие подсистемы:

1. структура управления;

2. техника управления;

3. функции управления;

4. методология управления.

Законы организации

Жизнь организации подчиняется определенным законам, глав­ным из которых принято считать закон синергии. Он гласит, что по­тенциал и возможности организации как единого целого превыша­ют сумму потенциала и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением. Таким обра­зом, существует реальный выигрыш от объединения в организацию для ее членов, который перекрывает потери, связанные с ограниче­нием ихсамостоятельности.

Второй закон организации — закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными. Например, разделение дополняется объединением, специализация — универсализацией, дифференциация — интеграцией и наоборот. Это позволяет одновременно использовать выгоды тех и других про­цессов, а следовательно, существенно увеличить общий организа­ционный потенциал.

Третий закон организации требует сохранения пропорциональ­ности между ней и ее элементами при любых возможных изменени­ях, что позволяет в максимальной степени реализовывать их возможности. Например, при раздутых штатах работники слоняются без дела и мешают друг другу, в то же время при нехватке персона­ла организация бывает не в состоянии выполнить даже текущую ра­боту. Понятно, что в том и другом случае возникают экономические потери, которых при разумном подходе к делу можно избежать.

Четвертый закон организации получил название закона компо­зиции. Его суть состоит в том, что функционирование всех без исключения организационных элементов в той или иной степени под­чиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию и являются по отношению к ней подцелями.

Пятый закон организации — закон самосохранения. Он пред­полагает, что любая организация, равно как и ее отдельный эле­мент, стремятся сохранить себя как целое, что требует соблюдения ряда условий. К ним можно отнести недопущение серьезных потря­сений, которые могут привести к потере организационной устойчи­вости, например, конфликтов, перестроек, изменения границ, ран­гов ключевых фигур и т.п.; экономию и рациональное использова­ния ресурсов; расширение сферы деятельности.

Таким образом, самосохранение обеспечивается за счет сочета­ния двух противоположных организационных начал: стабильности и развития. В организациях естественным или искусственным об­разом исключенных из конкурентной среды, например в монополи­ях, стабильное начало обычно берет верх, что приводит в конечном итоге к их застою и бюрократизации.

Шестой закон организации — закон информированности. Он утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, поз­воляющей им принимать осмысленные решения. Наконец, седьмой закон организации — закон онтогенеза. В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последо­вательно сменяющих друг друга: становления, развития и угаса­ния. Понятно, что задача руководства в свете этого состоит в макси­мальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей.

В соответствии с перечисленными законами живут все виды ор­ганизаций.

 

Цели

Организация, по определению, это — группа людей с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально.Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.

Структура

Структура организации отражает сложившееся в организации выделение

отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение

подразделений в единое целое. Структура организации – это логические взаимоотношения уровней

управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая

Одной из основных концепций, имеющих отношение к структуре является

специализированное разделение труда.

Задача - это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Каждая должность в организации включает в себя ряд задач, которые необходимо выполнить для достижения целей организации. Задачи традиционно делятся на три категории:

· задачи по работе с людьми;

· задачи по работе с машинами, сырьем, инструментами и т. п.;

· задачи по работе с информацией.

В век бурного роста инноваций и нововведений задачи становятся все более и более детальными и специализированными. Каждая отдельная задача может быть весьма сложной и углубленной. В связи с этим возрастает значение управленческой координации действий при решении таких задач.

Следующей внутренней переменной является технология. Понятие технологии выходит за пределы такого обычного понимания, как технология производства. Технология - это принцип, порядок организации какого-либо процесса для оптимального использования разного рода ресурсов (трудовых, материальных, временных денежных). Технология представляет собой способ, который позволяет осуществить какое-либо преобразование. Это может относиться к сфере продаж - как наиболее оптимально реализовать произведенный товар, или к сфере сбора информации - как наиболее грамотно и с меньшими затратами собрать необходимую для управления предприятием информацию и т. д. В последнее время именно информационные технологии стали ключевым фактором получения предприятием устойчивого конкурентного преимущества при ведении бизнеса.

Люди являются центральным звеном в любой системе управления. Существует три основных аспекта человеческой переменной в организации:

· поведение индивидов;

· поведение людей в группах;

· характер поведения руководителя.

Понимание и управление человеческой переменной в организации является наиболее сложной составляющей всего процесса управления и зависит от многих факторов.

Внешняя — это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям.

Руководители должны учитывать только те из них от которых решающим образом зависит успех организации.Чтобы определить окружающую среду и облегчить учет ее влияния на организацию внешние факторы делятся на две основные группы:прямого воздействия и косвенного воздействия.

Основными факторами внешней среды прямого воздействия являются поставщики ресурсов; потребители продукции и услуг; конкуренты; государственные органы, непосредственно воздействующие на деятельность организации.

Поставщики обеспечивают удовлетворение потребности организации в различных ресурсах.

Обеспечение материальными ресурсами включает поставки сырья и полуфабрикатов, комплектующих деталей и узлов, оборудования, энергии в соответствии с объемами и структурой потребностей предприятия.

Обеспечение финансовыми ресурсами включает обоснование объема и структуры необходимых ресурсов, взаимоотношения с инвесторами, финансовыми и коммерческими структурами, бюджетом, частными лицами.

Для современной организации возрастает значение обеспечения менеджмента качественной информацией. Это может быть информация о рынках сбыта, планах конкурентов, приоритетах государственной политики, новых разработках продукции и т.д.

Потребители приобретают произведенные товары или услуги. Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации почти все, относящееся к результатам ее деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействие организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов.

Государственные и муниципальные органы также непосредственно воздействуют на организацию, следовательно, относятся к среде прямого воздействия. Это налоговая и санитарная инспекции, органы статистического учета и т.д.

Конкуренты – это важнейший фактор, влияния которого невозможно оспорить. Руководство каждого предприятия хорошо понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей эффективно, как делают это конкуренты, то предприятию долго не продержаться. Во многих случаях не потребители, а именно конкуренты определяют какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

Факторы внешней среды косвенного воздействия имеют более сложную структуру, многоплановый характер. Они в меньшей мере, чем факторы среды прямого воздействия, испытывают влияние организации. К факторам внешней среды косвенного воздействия относят так называемые СТЭП (STEP) – факторы.

Социальные СТЭП-факторы включают в себя изменение демографической ситуации, образовательного уровня, системы здравоохранения и социального обеспечения, трудовой мобильности, привычек и увлечений людей, образа жизни, приоритетов поколений (ценностей людей), традиций и т.п.

Технологические СТЭП-факторы – под ними понимаются такие изменения в научно-технической сфере как научно-технический прогресс, устаревание знаний, внедрение новых технологий.

Экономические СТЭП-факторы включают динамику уровня инфляции, процентной ставки (ставки дисконта), налоговых ставок, валютных курсов, уровня доходов населения, общей структуры расходов людей, эластичности спроса и предложения, привлекательности рынка для иностранных инвесторов, а также изменение объемов золотовалютных резервов страны.

Политические СТЭП-факторы связаны с общей внешней и внутренней политикой правительства, стабильностью политической ситуации, политической поддержкой и политическими гарантиями.

Международные факторы Конечно, эти факторы оказывают влияние в первую очередь на организации, действующие на международном рынке, но многие из них могут оказывать не только косвенное, но и прямое воздействие на организации, действующие только на мировом рынке.

Организация как система управления. Законы организации как системы

Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некоторую целостность, единство. Среди се основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определенной структуры. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов. Всякая система имеет входное воздействие, структуру обработки входного воздействия, конечные результаты и обратную связь.

Выделяют системы материальные и абстрактные, статичные и динамичные, органические и неорганические, открытые и закрытые, и т. д. в зависимости от оснований классификации систем.

Организация в менеджменте - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. В общем смысле под организацией имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

Организация как система управления - одно из ключевых понятий теории организации, которое связанно с:

· целями;

· функциями;

· процессом управления;

· квалификацией менеджеров;

· распределением полномочий для достижения определенных целей.

В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональных специализаций. Организация построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, стремящиеся к непрерывному совершенствованию, развитию как системы в целом, так и ее отдельных составляющих.

В настоящее время в составе организации как системы управления выделяют следующие подсистемы:

1. структура управления;

2. техника управления;

3. функции управления;

4. методология управления.

Законы организации

Жизнь организации подчиняется определенным законам, глав­ным из которых принято считать закон синергии. Он гласит, что по­тенциал и возможности организации как единого целого превыша­ют сумму потенциала и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением. Таким обра­зом, существует реальный выигрыш от объединения в организацию для ее членов, который перекрывает потери, связанные с ограниче­нием ихсамостоятельности.

Второй закон организации — закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными. Например, разделение дополняется объединением, специализация — универсализацией, дифференциация — интеграцией и наоборот. Это позволяет одновременно использовать выгоды тех и других про­цессов, а следовательно, существенно увеличить общий организа­ционный потенциал.

Третий закон организации требует сохранения пропорциональ­ности между ней и ее элементами при любых возможных изменени­ях, что позволяет в максимальной степени реализовывать их возможности. Например, при раздутых штатах работники слоняются без дела и мешают друг другу, в то же время при нехватке персона­ла организация бывает не в состоянии выполнить даже текущую ра­боту. Понятно, что в том и другом случае возникают экономические потери, которых при разумном подходе к делу можно избежать.

Четвертый закон организации получил название закона компо­зиции. Его суть состоит в том, что функционирование всех без исключения организационных элементов в той или иной степени под­чиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию и являются по отношению к ней подцелями.

Пятый закон организации — закон самосохранения. Он пред­полагает, что любая организация, равно как и ее отдельный эле­мент, стремятся сохранить себя как целое, что требует соблюдения ряда условий. К ним можно отнести недопущение серьезных потря­сений, которые могут привести к потере организационной устойчи­вости, например, конфликтов, перестроек, изменения границ, ран­гов ключевых фигур и т.п.; экономию и рациональное использова­ния ресурсов; расширение сферы деятельности.

Таким образом, самосохранение обеспечивается за счет сочета­ния двух противоположных организационных начал: стабильности и развития. В организациях естественным или искусственным об­разом исключенных из конкурентной среды, например в монополи­ях, стабильное начало обычно берет верх, что приводит в конечном итоге к их застою и бюрократизации.

Шестой закон организации — закон информированности. Он утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, поз­воляющей им принимать осмысленные решения. Наконец, седьмой закон организации — закон онтогенеза. В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последо­вательно сменяющих друг друга: становления, развития и угаса­ния. Понятно, что задача руководства в свете этого состоит в макси­мальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей.

В соответствии с перечисленными законами живут все виды ор­ганизаций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.026 с.)