Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Миссия зао «кондитерская фабрика им. Н. К. Крупской»
• «Кондитерская фабрика имени Крупской стремится стать символом Пример отрицательный. Миссия ЗАО Компании «А», разработанная для нее консультантами Компа • «ЗАО Компания «А» существует для повышения капитализации средств, Данная Миссия характеризует Компанию «А» только с одной стороны — прослеживается желание консультанта выполнить требования МС ИСО 9000-1:1994. Забота о потребителе отнесена на последнее место, а на первом месте стоят интересы акционеров. Потребителю такая Миссия не понравится, свои внешние функции она не выполнит. Требование 2. Политика в области качества должна нацеливать организацию на удовлетворение требований клиентов и повышение результативности (эффективности для более передовых организаций) СМК. Эти требования могут быть оформлены в Политике в прямом или косвенном виде. Очень часто высшее руководство совмещает в тексте Политики свои обязательства, цели и средства достижения целей в области качества. Политика в области качества может быть оформлена в текстовом или в табличном (графическом) виде. Примеры Политика в области качества Marlow Industries (лауреат премии имени М. Болдриджа 1991 г.) • «По каждому без исключения продукту или услуге мы соответствуем Политика в области качества ООО «НИТЭК-ПЛАСТ» (сертификат соответствия СМК требованиям стандарта EN ISO 9001:2000 от 16.08.2002 г.) Требование 3. Политика в области качества должна обеспечивать основу для установления и анализа целей организации в области качества. Выполнение этого требования достигается внесением в Политику целей в области качества в неявном виде, как это сделано в Политике в области качества ООО «НИТЭК-ПЛАСТ».
Это делается в связи с тем, что Политика является документом долгосрочного действия. В таком документе цели можно продекларировать, но давать их численное выражение не рекомендуется. По своей сути Политика в области качества является Конституцией организации в области качества.
Требование 4. Политика в области качества должна быть доведена до сведения всего персонала и понята в организации. Выполнение этого требования обычно не вызывает затруднений. Политику в области качества вывешивают в каждом подразделении, проводят ознакомление сотрудников организации с текстом под роспись, так же как проводят инструктаж по технике безопасности. Для обеспечения реального ознакомления персонала с Политикой в области качества в подразделениях необходимо провести занятия по разъяснению текста Политики, так как намерения организации в Политике излагаются в сжатом виде. Многие организации при подготовке к проведению сертификационного аудита выпускают для своих сотрудников методические материалы, разъясняющие основные термины, определения и принципы внедряемой СМ К. Пример подобной методики приведен в Приложении 6. Для реальной работы СМК очень важно, как понимают сотрудники организации свое место и роль в этой системе и обеспечении эффективной работы. Именно такой вопрос любят задавать аудиторы при проведении сертификационного аудита СМК. Для того чтобы все сотрудники понимали Политику однозначно, она должна быть написана простым и понятным языком, не допускающим различные толкования. Например, в одной из политик в области качества при перечислении целей организации была написана следующая фраза: «Наша цель:... признание потребителя». В такой формулировке непонятно, кто кого должен признать: потребитель организацию или организация потребителя. 332___________________________ В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению Требование 5. Политика в области качества, как и любой другой документ, подлежит регулярному пересмотру и анализу на степень соответствия Целям организации. Поэтому должен быть предусмотрен порядок и периодичность пересмотра Политики. Реализовать это требование можно двумя способами:
а) создать отдельный документ с условным названием Положение о СМ К б) включить Политику в области качества в состав Руководства по качеству. Планирование Цели в области качества Любая деятельность начинается с планирования, поэтому каждая организация должна установить для себя Цели в области качества и запланировать их достижение (рис. 5.13). Глава 5 Описание бизнес-процессов при внедрении системы менеджмента качества 333 Основные требования, которым должны удовлетворять Цели: • достижимые — нельзя планировать нереальные Цели. Например, «Увели • измеримые — иначе невозможно определить, приближаемся мы к целям • конкретные — в полном соответствии с предыдущим утверждением • гибкие — с другой стороны, чрезмерная конкретность целей может при • совместимые — Цели не должны противоречить Стратегии и Миссии Кроме этого, Цели могут разделяться по периоду действия: стратегические (три-пять лет), среднесрочные (один-три года), краткосрочные (один-три месяца). Сами Цели и период, на который они устанавливаются, определяются для каждой конкретной организации исходя из принятой системы планирования и управления. Планирование в рамках СМК Очень часто планы в области качества не выделяют отдельно, а вносят дополнительными строками в общие планы или программы. В таком объединении есть несколько преимуществ: • у руководителей сокращается количество планов и программ, выполне • Цели в области качества не отрываются от основной деятельности органи • взаимопересечение СМК с существующей общей системой менеджмента Пример «Целевой программы... на 200_г.», включающей в себя все основные измеримые и достижимые цели, приведен на рис 5.14. 5.5. Ответственность, полномочия и взаимосвязи5.5.1. Ответственность и полномочия О способах распределения ответственности и полномочий сотрудников организации написано в § 4 главы 5. Обычно для этого используются положения о подразделениях, а также должностные и рабочие инструкции.
Представитель руководства Для проведения сертификации СМ К в организации должен быть назначен представитель руководства. Даже в том случае, если в организации планируют не проведение сертификации СМК, а лишь улучшения в системе менеджмента, все равно преобразования могут быть введены только при наличии у руководителя проекта преобразований и достаточных полномочий на уровне высшего руководства. В должностную инструкцию назначенного руководителя или в приказ о его назначении должны быть внесены три основных требования: • ответственность за выделение, внедрение и поддержание в рабочем со • полномочия для докладов высшему руководству о функционировании Глава 5 Описание бизнес-процессов при внедрении системы менеджмента качества 335 • полномочия для доведения до всего персонала понимания важности требований потребителя. Представителем руководства по разработке и внедрению СМК, как правило, назначают руководителя службы качества (начальника ОТК, зам. директора по качеству). Иногда в крупных организациях представителем руководства назначается руководитель рабочей группы проекта разработки и внедрения СМК. В этом случае руководителю рабочей группы предоставляются вышеуказанные полномочия, а после завершения проекта руководитель сдает разработанную и внедренную СМК высшему руководству и зам. директора по качеству. Внутренние взаимосвязи Реализация требований данного раздела МС ИСО 9001:2000 целесообразна не только для организаций, которые решили получить сертификат. Налаживание четких связей и взаимодействия между подразделениями является одной из главнейших задач менеджеров любой организации. Формы представления этих взаимосвязей могут быть различными и зависят от их назначения в организации. Представление взаимодействия в виде графических схем позволяет наглядно отобразить информационные и материальные потоки между подразделениями организации. Для этого могут быть использованы блок-схемы или методы математического моделирования. Как правило, такие схемы приходится дополнять текстовым описанием. Размещают схемы в Руководстве по качеству, Регламенте процесса, Описании процесса или Положении о подразделении. В общем виде такая схема должна быть размещена в Руководстве по качеству организации. Общие информационные потоки необходимо декомпозировать в документах нижнего уровня с достаточной степенью подробности. Пример декомпозиции взаимодействия между подразделениями в документах СМК организации показан на рис. 4.13 (глава 4).
5.6. Анализ со стороны руководства Общие положения Высшее руководство должно периодически контролировать и анализировать деятельность организации в области качества. Периодичность проведения таких анализов необходимо запланировать в соответствующих документах. В масштабах организации для этих целей можно использовать ежемесячные или ежеквартальные совещания под названием «День качества». В масштабах процесса или подразделения такие совещания может проводить владелец процесса или начальник подразделения один раз в месяц. Состав совещания: руководитель (владелец процесса), представитель руководства (ответственный по качеству подразделения), заместители, представители смежных подразделений, приглашенные лица. Регламент совещания Дня качества: • проверка выполнения решений предыдущего Дня качества; 336__________________________ ВВ. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению • доклады владельцев процессов о ходе выполнения плановых показателей; • доклад представителя руководства о функционировании СМК; • выступления участников совещания; • обсуждение докладов и выступлений; • принятие решений по результатам докладов и обсуждения (принятие реше Для ведения протокола совещания назначается секретарь, председательствует руководитель (владелец процесса). Протокол совещания имеет силу распоряжения, рассылается участникам не позднее двух дней после проведения совещания и является обязательным к исполнению как организационно-распорядительная документация. Содержание протокола изложено в п. 5.6.3. Для упорядочения деятельности организации (процесса, подразделения), как правило, оформляется Регламент проведения Дня качества, который является приложением к Руководству по качеству (для организации) или Регламенту процесса (для процесса). В соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2000 протоколы Дня качества являются записями по качеству об анализе со стороны руководства. Входные данные для анализа Для проведения анализа со стороны руководства к совещанию должна быть подготовлена информация, которая отражает реальное положение дел в действующей СМК. Формально требования МС ИСО 9001:2000 распространяются на предоставление доказательств результативности, а не эффективности СМК.
«3.2.14 Результативность (effectiveness) — степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. 3.2.15 Эффективность (efficiency) — соотношение между достигнутым результатом и затраченными ресурсами» (МС ИСО 9000:2000). В реальной организации нерационально разделять требования по достижению результата процессов (результативность) и повышению эффективности всей системы менеджмента, а также создавать несколько систем отчетности и управления. Поэтому с точки зрения принципа целесообразности в организации лучше всего строить одну систему менеджмента, направленную на повышение эффективности процессов и всей организации в целом. Это предполагает введение в организации единой системы отчетности. Полезная информация на эту тему содержится в работах по построению систем управленческого учета и систем сбалансированных показателей (BSC — Balanced Scorecard). В данной книге останавливаться подробно на этих вопросах нет возможности, поэтому для практического применения можно посоветовать следующие формы отчетности. Каждый из владельцев процессов представляет руководителю для проведения анализа и оценки эффективности деятельности документ под условным названием «Справка о ходе процесса...» следующего содержания (рис. 5.15):
Рис. 5.15. Пример справки о ходе процесса. • показатели основного продукта процесса (оценка результативности — • показатели хода процесса (оценка эффективности — с какими затратами • показатели удовлетворенности потребителя (по оценке владельца процесса); • отчет о выполнении решений предыдущего Дня качества; • отчет о выполнении корректирующих и предупреждающих действий по • отчет о результатах аудитов процесса, если такие проводились, и выпол • информация об изменениях, которые могут повлиять на СМК, и реко Выходные данные анализа После того как руководителю представлена Справка о ходе процесса, он обязан провести ее анализ, сделать заключение о результативности СМК (в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2000), принять решения о корректирующих действиях по случаям отклонения, принять текущие управленческие решения по оперативному управлению, проверить тенденции в изменениях показателей и при необходимости принять предупреждающие действия по потенциальным отклонениям. 338___________________________ В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению МС ИСО 9001:2000 обязывает руководителя проводить анализ результативности хода процессов и принимать «решения и действия в отношении: а) улучшения результативности СМК и процессов; б) улучшения продукции по требованиям потребителей; в) необходимости в ресурсах». Таким образом, в стандарте указаны направления приложения управленческих решений, принимаемых руководителем. Как уже упоминалось выше, руководитель может проводить оценку результативности СМК на Дне качества с периодичностью один раз в три месяца, но в реальной ситуации ему приходится вести ежемесячное планирование, контроль выполнения показателей и принимать управленческие решения. Поэтому наиболее целесообразно совместить оперативное управление, которое в различных организациях называют по-разному: балансовая комиссия, подведение итогов, отчет за месяц и т.д., с анализом результативности СМК в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2000. Ежемесячные совещания по вопросам результативности СМК также проводятся, но один раз в три месяца. Результаты совещаний оформляют протоколом. Рекомендуется назначать контролирующий орган или ответственного, которые в промежутках между совещаниями следят за ходом выполнения решений этого совещания, и в случае срывов сроков и неисполнения немедленно докладывают руководителю для принятия мер. В зависимости от существующей в организации системы управления эти функции возлагают или на аппарат генерального директора (административный отдел, группа управления, диспетчерский отдел, секретариат и т.д.), или на службу качества. Очень часто на российских предприятиях отсутствует механизм такого контроля. В этом случае цикл PDCA (цепочка управления) разрывается, решение принимает руководитель на основе свершившихся неоднократных фактов отклонения и проверка устранения причины не проводится. Управление ресурсами Обеспечение ресурсами Требования данного раздела относятся к указанию лица (лиц), ответственного за выделение всех необходимых ресурсов для: «а) внедрения и поддержания в рабочем состоянии СМК, повышения ее результативности; б) повышения удовлетворенности потребителя». Эти требования необходимо выполнить как при описании процесса, так и в Руководстве по качеству. 6.2. Человеческие ресурсы Для выполнения всех требований потребителя организация должна иметь рассчитанную и обоснованную численность персонала, а также подтвержден- Глава 5 Описание бизнес-процессов при внедрении системы менеджмента качества 339 ные данные о квалификации персонала и требования к нему. Эти данные заносятся соответственно в штатное расписание организации (подразделений), а также в должностные и рабочие инструкции (рис. 5.16). Рис. 5.16. Порядок подготовки персонала и документация для подготовки. 6.2.2. Компетентность, осведомленность и подготовка кадров В организации должны быть следующие документы: а). Требования к квалификации персонала, выполняющего работы, влияющие на качество продукции. Они излагаются в должностных и рабочих инструкциях (ДИ и РИ). Краткое содержание требований: • необходимое образование; • стаж работы по специальности или в аналогичной должности в смеж • дополнительные требования (острота зрения, отсутствие некоторых забо 340__________________________ В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению • специальные требования (знание языков, компьютера, математики, на и др.); б). Приказы о назначении: • ответственных за разработку и утверждение программ обучения; • ответственных за проведение обучения; • состава аттестационных и квалификационных комиссий; в). Программы обучения и переподготовки персонала, которые содержат всю необходимую информацию для обучения вновь принятых сотрудников и регулярной проверки компетентности работающих (аттестации персонала). Как любой нормативный документ, программы необходимо регулярно пересматривать и актуализировать; г). Календарные планы обучения персонала, выполняющего работы, влияющие на качество продукции. Пример плана приведен в Приложении 7; д). Протоколы аттестационных и квалификационных комиссий, подтверждающие, что компетентность персонала проверена уполномоченными лицами и соответствует установленным требованиям; е). Подтверждение эффективности обучения в виде отчетов ИТР о результатах обучения их на курсах и семинарах вне организации или поданных и реализованных предложениях об улучшениях после проведенного обучения. Вся информация, представленная в данном разделе, относится к записям по качеству и должна быть предъявлена аудиторам. Инфраструктура Организация должна гарантировать потребителю, что инфраструктура, используемая для производства продукции (услуги), соответствует требованиям, установленным в документации. К инфраструктуре (по МС ИСО 9001:2000) относятся здания (помещения), оборудование (технологическое, техническое, а также программное обеспечение), вспомогательные службы (транспорт и связь). Список ресурсов по МС ИСО 9004:2000 гораздо шире. Он приведен в § 4.3.2 главы 4. Данное требование означает, что на ресурсы, используемые в процессе, необходимо разработать спецификации, а контроль выполнения этих спецификаций должен быть отражен в документации на процессы. Это может быть сделано путем назначения ответственного лица и введения графика регулярной проверки транспортных средств, технологического оборудования или связи. Прямого требования МС ИСО 9001:2000 о сохранении информации о таких проверках нет, но подтверждать соответствие ресурсов установленным требованиям все равно придется, поэтому отметки о проведении проверок делать необходимо. Форма отметок может быть любой, самое простое — это записи в журналах технических осмотров (технического обслуживания и т.д.). Глава 5 Описание бизнес-процессов при внедрении системы менеджмента качества 341 6.4. Производственная среда Требования к производственной среде, регулярность и объем проверки выполнения этих требований должны быть зафиксированы в документации на процессы и Руководстве по качеству. К параметрам производственной среды чаще всего относят: • температурный и влажностный режимы; • освещенность и запыленность; • загазованность (наличие в атмосфере вредных примесей или повышенно Отметки о регулярных проверках соответствия параметров производственной среды также предъявляются аудиторам сертифицирующего органа или представителям потребителя. На практике проверки представителей потребителя часто оказываются даже более жесткими, чем проверки сертифицирующего органа. Так, например, в пищевой промышленности потребители проверяют наличие на окнах сеток от насекомых, наличие и регулярность замены ловушек для тараканов, крыс и мышей; наличие защитных стекол на осветительных приборах во избежание попадания осколков лопнувшей лампы в продукт. Ошибки, наиболее часто встречающиеся в организациях: • несовпадение температурного и влажностного режимов в производствен • маркировка тары и упаковки продукции трудночитаемыми манипуляци- • использование неповеренных или не подходящих по диапазону средств Отметки о проверке и соответствии параметров среды нормам, установленным в нормативной документации, можно делать в рабочих журналах или журналах передачи смен. В некоторых производствах для этой цели используют автоматические контрольные самопишущие потенциометры или автоматизированные системы поддержания климата с функцией записи данных с датчиков. Проведение процесса Планирование выпуска продукции При планировании выпуска продукции цели в области качества и требования к продукции могут быть установлены в Целевой программе на текущий год 342 В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению (см. рис. 5.14), технических условиях, государственных и отраслевых стандартах или по согласованию с заказчиком в техническом задании на проект. Разработка и утверждение процессов и документации производится в соответствии с требованиями п. 7.3 и п. 4.2.4 МС ИСО 9001:2000. Планирование этой деятельности должно производиться заранее до начала производства нового вида продукции. Необходимая деятельность по проверке (верификации), мониторингу, контролю и испытаниям, относящаяся к продукции, а также критерии приемлемости продукции обычно устанавливаются в технических условиях и Программе обеспечения качества. Этот документ представляет собой перечень контрольных операций в основных процессах, которые должны быть проведены. Результаты контроля необходимо зафиксировать, а продукты, не соответствующие установленным требованиям, изолировать и отправить на анализ причины несоответствия. Подробно о том, как разрабатывать, что должна содержать Программа обеспечения качества и формы ее представления написано в МС ИСО 10005:1995. Пример табличной формы Программы обеспечения качества приведен в Приложении 8. Записи, необходимые для предоставления доказательств того, что процессы выпуска продукции и получаемая продукция соответствуют требованиям, приводят в разделах документов, содержащих описание процессов (регламентах). Фактически это подтверждение того, что технологические процессы разработаны, проверены и утверждены в установленном порядке.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.113 (0.07 с.) |