Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Введение. Основные положения.
Во вводной части курса есть смысл рассмотреть следующие вопросы: - цель и особенности дисциплины в системе подготовки по специальности 20.08; - основные понятия и определения курса; - содержание, структура и план изучения.
1.1. Цель, задачи и особенности курса.
Для ответа на поставленные в начале вопросы необходимо указать, что "изучается в данном курсе", т.е. каков объект изучения? Ответ прост и лежит в самом названии дисциплины: - проектирование (процесс, совокупность действий по достижению поставленных задач); - радиоэлектронное средство (РЭС) Кроме того, необходимо разобраться и с теми методами и средствами, с помощью которых выполняется процесс проектирования.
Рис. 1.1. Объект изучения.
Достаточно очевидно, что все составляющие изучаемого объекта взаимосвязаны. Действительно, если изменяется РЭС, то, очевидно, будет меняться и процесс ее создания в общем случае. И наоборот, если изменить процедуру создания аппарата, изменится результат, т.е. само РЭС. Следовательно, нельзя отрывать изучение РЭС от изучения процесса его создания и наоборот. Теперь можно сформулировать цель дисциплины: Цель курса - изучение в комплексе (в единстве) РЭС, процессов проектирования, методов и средств и их взаимного влияния. Итак, цель дисциплины - изучение названного объекта. А что является результатом изучения? Результат изучения в общем случае состоит в получении: - знаний об объекте изучения; - умений использовать знания на практике; - навыков по применению знаний и умений. Значит, идеальная цель курса - дать знания, умение и навыки проектирования конструкций РЭС. Каковы же задачи курса? Для того чтобы достигнуть цель необходимо пройти некоторый путь и преодолеть множество препятствий. Вот эти препятствия и являются " задачами курса. Задач курса множество: - изучение конструкций отдельных модулей и РЭС в целом; - изучение способов соединения модулей; - изучение критериев конструирования и способов их обеспечения и т.д. Разработать конкретную конструкцию РЭС - это значит разрешить ряд конкретных задач вполне определенным способом, т.е. конкретная задача требует определенного способа решения. Можно ли тогда говорить об общем в решении, общем подходе к конструированию РЭС? Да. Это общее есть методология решения, логика в организации решения, в организации средств и методов. Таким образом главной задачей курса является изучение методологии конструирования - системного подхода.
В курсе в дальнейшем будет раскрыто понятие системного подхода, а сейчас достаточно следующего: системный подход - это когда задачи ставятся комплексно, вместе, в единстве, и разрешаются также с учетом их взаимодействия. Системный (многозначный, множественный) подход к задаче с философской точки зрения представляет собой реализацию диалектического метода познания в естествознании и технике. Подобное мироощущение было характерно для древних философов и ученых, рассматривавших природу как единое целое. Затем этот метод познания мира уступил место формальнологическому методу. Почему именно системный подход? Может быть какие-то другие? Рассмотрим существо и особенности курса. ОП РЭС - дисциплина готовящая специалиста к выполнению одной из основных видов инженерной деятельности - проектной. А особенность инженерной деятельности состоит в целостности, комплексности, в системности восприятия задачи. Об этом было сказано выше, а теперь проиллюстрируем то же примерами. ПРИМЕР 1. До определенного времени механиков и изобретателей называли "художниками", подчеркивая тем самым, что они также тонко чувствуют гармонию, связь между отдельными частями целого, единого мира. Гениальные художники были и великими инженерами (Леонардо да Винчи, например) "Умение видеть вещи в тесном сплетении с другими и окружающей средой …" - так и сейчас некоторые специалисты определяют основное качество разработчика новой техники. ПРИМЕР 2. Компания "Белл" однажды освободила на несколько месяцев лучших работников ("генераторов идей", руководителей) для знакомства с гениальными произведениями мирового искусства. Цель - подтолкнуть к действительно творческому мышлению, развить системное восприятие мира, научиться но новому оценивать известные вещи. Однако, та же компания "Белл" и показала недостаточный учет множества факторов, определяющих необходимость разработки новых РЭС, когда более тридцати лет назад подготовила к выпуску на рынок видеотелефон, который, по неизвестным тогда причинам, потребителями был отвергнут.
ПРИМЕР 3. Как воспринимают радиоэлектронный аппарат "плохие" инженеры различных специальностей?
Рис.1.2. РЭС с различных точек зрения.
Из последнего примера очевидны ограниченность односторонних представлений о РЭС и необходимость комплексного, системного подхода к РЭС и процессу ее создания. Конечно, системный подход много сложнее того, что изображено на рис. 1.2. Нельзя забывать, что "системный подход - применение диалектического метода философии для инженерного дела". В учебном плане специальности множество специальных дисциплин (более 15). Их условно можно разделить на две группы: 1) изучающие РЭС и процесс ее создание в комплексе; 2) изучающие отдельные стороны РЭС. Во второй группе изучаются отдельные задачи конструирования и методы и разрешения. На них базируются дисциплины первой группы, которые дают общее комплексное понимание РЭС как сложного объекта, т.е. в учебном плане заложена возможность изучения РЭС с системных позиций. И одну из ведущих ролей играет в этом изучаемая дисциплина.
1.2. Основные понятия дисциплины.
Значительная часть курса посвящена анализу конструкции и процесса проектирования РЭС. А что значат данные термины и скрытые за ними понятия? Отвечая подробно на эти вопросы в следующих разделах, сейчас укажем, что в теории и практике конструирования РЭС в настоящий момент нет полного единообразия в толковании характера и содержания понятий "проектирование", "конструирование" и "конструкция" РЭС. Поэтому в дальнейшем указанные вопросы рассмотрены на основании использования наиболее общего понятийного и методологического аппарата теории систем. Известно, что изучить какую-либо предметную область знаний можно тогда, когда полностью освоено множество П понятий П1,П2,…Пi,…Пk, составляющих предметную область, выявлены и изучены связи между ними и окружающей средой, а также определена область применения множества П (например, перечень решаемых задач). В данном курсе множество понятий П довольно большое, но особенность его в том, что некоторые из них уже встречались в других курсах. Например, основные понятия, такие как "РЭС", "проектирование РЭС", "конструирование РЭС", "электрическая схема РЭС", "конструкция РЭС" и т.д.. Некоторые понятия будут встречаться впервые: "структурный синтез", "параметрический синтез", "экспертная система", "база знаний" и т.д.. Другой особенностью множества П понятий дисциплины является отсутствие их четких и однозначных определений. Причина в том, что отсутствует в настоящее время законченная теория проектирования вообще и теория конструирования РЭС, в частности. В данном курсе используется методический прием для определения неоднозначно формулируемых понятий: "от общего - к частному". Таким образом понятие "конструирование РЭС" должно формулироваться как частный случай понятия "проектирование РЭС"; а "конструкция РЭС" - частный случай понятия "РЭС" и понятия "техническая система".
Основные понятия "проектирование РЭС", "конструирование РЭС" и др. в данной дисциплине базируются и раскрываются как на уже известных в той или иной мере понятиях ("электрическая схема РЭС", "электрорадиоэлементы" и т.д.), так и на еще не известных ("топологическое проектирование", "классы и группы РЭС", "отношения внутри РЭС" и т.д.)
1.3. План изучения курса.
Оценивая дисциплину ОП РЭС как введение в профессию, рассмотрим теперь, что же необходимо современному инженеру изучать, исходя из требований профессии. Очевидно специалист должен обладать целым рядом качеств. Они существенно определяются спецификой труда инженера. Полагаем, что в целом инженерный труд может быть разделен на исследовательский (инженер-исследователь), эксплуатационный (инженерэксплуатационщик) и проектный (инженер-разработчик, проектировщик, конструктор) труд, а также специалист по маркетингу и консалтингу в радиоэлектронике. На наш взгляд, профессиональные качества, необходимые специалисту, могут быть условно сведены к следующим: 1) Способность создавать (изобретать) новые объекты: идеи, принципы, методы, аппараты, техпроцессы. "Инженер" - буквально "изобретательный". 2) Способность анализировать известный объект (систему, процесс, принцип…). 3) Способность принимать решение, в общем случае, в условиях неопределенности. 4) Глубокое знание конкретной инженерной специальности, проникновение в область технических знаний радиоинженера. 5) Широкое овладение основными научными знаниями на уровне понимания (знакомства) основных проблем и идей других научных дисциплин, способность их освоить в случае необходимости (например, знание всеобщего метода познания - диалектического метода). Для радиоконструктора круг таких дисциплин широк - от физики твердого тела и до философских методов познания. 6) Владение современными средствами проектирования, в первую очередь - способность успешно применять математические методы, вычислительные методы, средства САПР, управленческие методы и т.д. для достижения цели. 7) Способность передавать полученную информацию обществу, т.е. выражать мысль четко и убедительно, устно, письменно и графически. Овладение особым языком проектировщика - черчением. Кроме сугубо профессиональных необходимы и социальные качества личности: коллективизм, последовательность, принципиальность, доброжелательность и т.д..
Любой инженер, специалист работает в коллективе и законы коллективистской жизни требует своих качеств. Краткий анализ перечисленных групп позволяет сделать вывод о том, что: - первые три вида качеств являются главенствующими, хотя без поддержки их остальными невозможно ожидать полноценного "идеального" профессионала; - не все качества воспитываются, приобретаются в процессе обучения; например, способность изобретать и социальные качества конструктора непосредственно в вузе не развиваются. А теперь можно оценить содержание и план изучения дисциплины. Дисциплина по содержанию делится на четыре части: - во введении дается мотивация изучения курса; - первая содержательная часть посвящена методологии (основам теории) проектирования и конструирования РЭС; - во второй части рассматриваются типовые конструкторские задачи и методы их решения; - третья, заключительная часть, представляет собой рассмотрение основ современных информационных технологий проектирования РЭС. Таким образом, в содержании и плане изучения сделана попытка сформировать комплекс качеств профессионала -специалиста. Введение и две первых части курса изучаются в одном семестре, а третья часть- в другом.
Контрольные вопросы.
1. Что является объектом изучения курса? 2. Цель и задачи курса ОП РЭС. 3. Необходимость системного подхода при изучении. 4. Особенность курса по сравнению с другими, изучаемыми в рамках подготовки по специальности 20.08. 5. Суть системного подхода в технике. 6. Основные понятия дисциплины. 7. Содержание и план курса. 8. Группы качеств, необходимых современному инженеру-проектировщику РЭС. 9. Что из необходимых профессиональных качеств конструктора приобретается в вузе, а что нет?
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.018 с.) |