История казанского юридического института мвд России, его традиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История казанского юридического института мвд России, его традиции



ГЛАВА 4.

История Казанского юридического института МВД России, его традиции

 

История становления вуза

 

Свою историю Казанский юридический институт МВД России начинает отсчитывать с 1974 года, когда при поддержке руководства МВД СССР и Татарского областного комитета КПСС в Казани на улице Калинина был открыт учебно-консультационный пункт Московского филиала юридического заочного обучения (УКП МФЮЗО) при Академии МВД СССР. Был сформирован костяк преподавательского корпуса, который возглавил подполковник внутренней службы Елманов Григорий Федорович, работавший ранее заместителем начальника отдела кадров МВД ТАССР по боевой и служебной подготовке. По результатам сдачи вступительных экзаменов на первый курс было принято 105 человек, разделенных на 4 группы.

Следующий этап в становлении и развитии института начался в марте 1978 года, когда Казанский УКП был преобразован в отделение заочного обучения МФЮЗО. Возглавил отделение генерал-лейтенант внутренней службы Япеев Салих Зелялетдинович, до этого на протяжении 24 лет руководивший Министерством внутренних дел Татарской АССР. Под его началом укрепилась и возросла материально-техническая база института, увеличилось до 500 человек количество слушателей.

С 1 декабря 1984 года начальником Казанского отделения МФЮЗО назначается полковник внутренней службы Мугинов Рафаэль Шарипович, проработавший 14 лет заместителем министра МВД ТАССР по кадрам. За время его работы значительно возрос научный потенциал профессорско-преподавательского состава, проведено техническое переоснащение учебных аудиторий, оборудованы учебно-методические кабинеты кафедр. Преподавательский корпус пополнился педагогами, имеющими богатый практический опыт работы в различных службах МВД ТАССР.

1 апреля 1988 года Казанское отделение МФЮЗО при Академии МВД СССР было преобразовано в Казанское отделение ВЮЗШ МВД СССР.

В августе 1993 года начальником Казанского отделения ВЮЗШ МВД РФ был назначен полковник милиции Сафиуллин Наиль Хамитович, работавший до этого времени первым заместителем министра внутренних дел Татарстана. С этого времени начинается новый этап в развитии образовательного учреждения.

20-летний юбилей ознаменовался изменением статуса учебного заведения: 17 марта 1994 года приказом МВД РФ № 89 создан Казанский филиал Юридического института МВД России на базе Казанского отделения ВЮЗШ МВД РФ. В июне того же года филиалу был передан комплекс зданий бывшего лечебно-трудового профилактория.

К началу очередного 1994-95 учебного года при поддержке Президента Республики Татарстан Шаймиева М. Ш., Правительства республики, МВД Российской Федерации и Республики Татарстан бóльшая часть зданий была реконструирована и отремонтирована, благоустроена территория и строевой плац, введены в строй учебные корпуса, клуб, столовая, три спортивных и борцовских зала, стрелковый тир. Библиотечный фонд был укомплектован юридической и специальной литературой. Правительством Республики Татарстан институту был передан комплекс зданий бывшего профессионального училища, в котором в настоящее время располагается платный юридический факультет.

21 марта 1999 года Казанский филиал Юридического института МВД России отметил 25-летие со дня своего образования. К тому времени филиал располагал значительным количеством оборудованных помещений, среди которых 9 лекционных залов, 10 специальных классов и лабораторий, 45 аудиторий для групповых занятий, 5 библиотек, 65 преподавательских кабинетов. Общая площадь, занимаемая вузом, составляла 8 га. Филиал готовил специалистов по двум направлениям обучения – юриспруденция и правоохранительная деятельность – с высшим и средним юридическим образованием для работы в правоохранительных органах. Штатная численность постоянного состава насчитывала около 300 человек, из них более 170 – аттестованных. На 12 кафедрах трудились 100 преподавателей, более 40 из которых имели ученые степени кандидатов и докторов наук. Среди преподавателей – заслуженные юристы и деятели науки Республики Татарстан, члены Российской Ассоциации международного права. Кафедры, сотрудники института с учетом практической деятельности правоохранительных органов участвовали в разработке нормативных актов РТ, Программы по борьбе с преступностью в Татарстане, работе Комитета конституционного надзора республики и Центра социальных исследований Кабинета министров РТ. Концепция научной деятельности Казанского филиала предусматривала проведение фундаментальных исследований по актуальным проблемам совместно с МВД РТ, Казанским государственным университетом. В научно-исследовательской деятельности активное участие принимали и слушатели, занимавшиеся в 12 научных кружках. Работы слушателей неоднократно занимали призовые места на различных межвузовских конкурсах. Огромное значение придавалось развитию физкультуры и спорта. Достаточно сказать, что в тот период здесь обучались 6 мастеров спорта России, 14 кандидатов в мастера спорта, призеры Кубков мира и России по борьбе самбо, чемпионы РТ по боксу и гиревому спорту. Большое внимание уделялось культурно-массовой работе. Был создан духовой оркестр, организована команда КВН «Академия 02»[1].

Помимо учебных подразделений, в филиале действовали 20 различных отделов и служб.

Существовало 5 форм обучения: очная (4 года обучения); очно-заочная (2 года – очно, а затем 3 – заочно); заочная (5 лет обучения); заочная сокращенная (3 года на базе среднего юридического образования); вечерняя (средне-специальное юридическое образование для сотрудников МВД РТ, имеющих высшее неюридическое образование). Были образованы курсы переподготовки специалистов системы МВД и других правоохранительных органов. К этому времени в стенах филиала было подготовлено свыше 2400 специалистов для органов внутренних дел Татарстана, Башкортостана, Марий Эл, Республики Коми, Астраханской, Кировской, Нижегородской, Пензенской и других областей.

Юбилейный год ознаменовался и другим значительным в истории вуза событием: принято Постановление Правительства России № 663 от 22 июня 1999 года «О создании Казанского юридического института МВД России», который был образован приказом МВД РФ № 539 от 23 июля того же года.

2 ноября 1999 года приказом МВД РФ № 870 утвержден Устав государственного образовательного учреждения «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», содержащий основные направления деятельности и структуру вуза. В январе 2000 года институтом получена лицензия на ведение образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция»; в сфере среднего профессионального образования по специальности «Правоохранительная деятельность», а также в сфере дополнительного профессионального образования по программам профиля вуза. Через несколько месяцев, в апреле, состоялось открытие факультета повышения квалификации и переподготовки кадров в качестве структурного подразделения вуза.

23 июня 2000 года состоялась церемония вручения знамени Казанскому юридическому институту МВД России. Первый вице-премьер Кабинета министров Татарстана Равиль Фатыхович Муратов, присутствовавший на церемонии, отметил, что обретение собственного символа – не только повод для гордости, но и закономерный итог той работы, которую на протяжении последних лет вело руководство республики и учебного заведения.

18 июля 2000 года образован юридический внебюджетный факультет, деканом которого назначена кандидат исторических наук, доцент Шмелева Н.А.

В апреле 2001 года институт успешно прошел аттестационную экспертизу Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России при Министерстве образования РФ и повторное лицензирование. В июле этого же года вуз получил свидетельство о государственной аккредитации Министерства образования РФ.

Педагогическим коллективом института проведена огромная по объему работа по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 200-летию образования МВД России: отснят видеофильм и выпущен проспект о становлении и развитии учебного заведения; представлены творческие работы сотрудников, курсантов и слушателей института на конкурс «Лучшее произведение литературы и искусства о деятельности ОВД»; проведены научно-практические конференции, встречи руководства вуза с ветеранами института; сборная команда института заняла первое место в чемпионате МВД РТ по летнему служебному двоеборью.

7 мая 2002 года в институте состоялась торжественная церемония открытия музея, в которой приняли участие начальник Главного управления МВД России по Приволжскому федеральному округу генерал-полковник милиции Щербаков В.Ф., министр внутренних дел МВД РТ генерал-лейтенант милиции Сафаров А.А. и его заместители, ветераны МВД РТ и института, вдова Япеева С.З. В настоящее время в музее проводятся занятия по курсу «История органов внутренних дел», ознакомительные лекции об истории образования, деятельности, традициях института и его выпускниках.

В сентябре 2002 года институт прошел лицензионную экспертизу на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, и, начиная с 2003-2004 учебного года, в вузе функционирует адъюнктура по специальности «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право».

Казанский юридический институт на сегодняшний день является одним из динамично и эффективно развивающихся вузов системы МВД. Образовательный процесс ведется в более чем 370 учебных и учебно-вспомогательных помещениях, расположенных в 17 зданиях общей площадью 23 тыс. м2. Приоритетным направлением научно-исследовательской деятельности КЮИ МВД РФ в настоящее время является научное сотрудничество с МВД РФ по РТ и другими правоохранительными органами Республики Татарстан. Ученые института принимают активное участие в издании информационного бюллетеня МВД РФ по РТ по внедрению и распространению передового отечественного и зарубежного опыта. Развиваются и творческие научные связи с другими вузами МВД России.

Значительную помощь в развитии учебно-материальной базы института оказывают Правительство Республики Татарстан и руководство МВД РФ по РТ. Многие выпускники вуза стали крупными руководителями органов внутренних дел, среди них – заместитель министра внутренних дел РТ генерал-майор милиции Тимерзянов Р.З. и бывший заместитель министра внутренних дел РТ генерал-майор милиции Нугуманов Р.Г., полковник милиции Давлетшин Е.З.; бывший начальник института генерал-майор милиции Сафиуллин Н.Х.; бывший министр МВД РТ, ныне начальник Департамента уголовного розыска МВД России генерал-лейтенант милиции Галимов И.Г.; начальник Управления исполнения наказаний Минюста РФ по РТ генерал-майор внутренней службы Хамадишин Д.З.; председатель Комитета парламентского контроля Госсовета РТ полковник милиции в отставке Ягудин З.Г. и многие другие.

Профессиональное и гражданское становление будущих специалистов правоохранительных органов немыслимо без традиций и преемственности поколений. Опыт и знания ветеранов института, таких, как Гудошников В.Н., Елманов Г.Ф., Мугинов Р.Ш., Головин Г.А., Фатхуллин Н.С., Валиев Р.М., Николаев Н.Ф., Мингазов Р.Н., Поляков О.С., Паранин В.А., Дьяконова Л.Д., проявляющих глубокую заинтересованность в нравственно-патриотическом воспитании курсантов и слушателей, необходим сегодня и будет востребован в дальнейшем.

16 октября 2008 года в актовом зале нового здания на Оренбургском тракте, 128 состоялось представление коллективу института нового начальника – полковника милиции Зиннурова Фоата Канафиевича, назначенного на должность Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 года № 1449, ранее работавшего заместителем министра внутренних дел – начальником управления кадров МВД по Республике Татарстан. В церемонии, которую проводил министр внутренних дел России генерал армии Рашид Гумарович Нургалеев, принимали участие Президент Республики Татарстан Минтимер Шарипович Шаймиев и министр внутренних дел по Республике Татарстан генерал-лейтенант милиции Асгат Ахметович Сафаров.

Представляя нового начальника института, министр внутренних дел России генерал армии Р. Нургалеев охарактеризовал Казанский юридический институт МВД России как молодой, перспективный и динамично развивающийся, пожелал Ф. Зиннурову высоко держать знамя института и наметил перспективы развития системы образования МВД России. Особое внимание министр уделил необходимости внедрения новых форм и методов подготовки квалифицированных специалистов, усилению практической направленности обучения.[2]

В настоящее время наиболее важными, перспективными направлениями деятельности Казанского юридического института МВД России на ближайшие годы являются:

- укрепление и развитие материальной базы;

- информатизация и компьютеризация учебного процесса, в частности, внедрение системы дистанционных обучающих технологий;

- подготовка кадров и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава;

- введение в адъюнктуре новых специальностей;

- расширение спектра основных профессиональных образовательных программ;

- совершенствование методического и научного обеспечения учебно-воспитательного процесса;

- открытие диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций;

- дальнейшее развитие фундаментальных и прикладных исследований;

- внедрение научной продукции института в практическую деятельность органов внутренних дел Приволжского федерального округа;

- практическая направленность обучения.

 

Структура института

 

Организационно-функциональная структура Казанского юридического института МВД России включает:

- руководство:

- начальник;

- 5 заместителей начальника (по учебной работе, по научной работе, по кадрам, по служебно-боевой подготовке, по тылу);

- 3 помощника начальника (по правовой работе и международному сотрудничеству, по ремонтно-строительным работам, по работе с ветеранами);

- ученый совет;

- секретариат;

- 3 факультета (заочного обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров, юридический платный);

- адъюнктуру;

- 14 кафедр;

- 4 отдела (учебный, кадров, финансово-экономический, тылового обеспечения);

- подразделения служебно-боевой подготовки;

- 7 отделений (технических средств обучения, организационно-научное и редакционно-издательское, по воспитательной работе, материально-технического и вещевого снабжения, капитального строительства, продовольственного снабжения, квартирно-эксплуатационное);

- 4 вспомогательные службы (столовая, гараж, библиотека, медицинская часть).

Структурные подразделения осуществляют свою деятельность в соответствии с Уставом института, утвержденными положениями и планами работы.

Общегуманитарные дисциплины преподаются профессорско-преподавательским составом кафедр:

- экономической теории, правовой статистики, математики и информатики;

- философии, политологии, социологии и психологии;

- истории государства и права России, зарубежных стран и международного права;

- языковедения и иностранных языков.

Основам юриспруденции обучают на кафедрах:

- государственно-правовых дисциплин;

- гражданско-правовых дисциплин;

- уголовного права;

- уголовного процесса;

- криминологии и уголовно-исполнительного права.

Со спецификой работы органов внутренних дел курсантов знакомят на кафедрах:

- криминалистики;

- административного права и административной деятельности ОВД;

- оперативно-розыскной деятельности;

- тактико-специальной и огневой подготовки;

- физической подготовки.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные этапы становления Казанского юридического института.

2. Перечислите всех руководителей вуза за время его существования.

3. Когда состоялось вручение Знамени институту?

4. Какие структурные подразделения института Вы знаете?

 

Список рекомендуемой литературы

1. Сборник локальных нормативных актов, регламентирующих образовательную деятельность Казанского юридического института МВД РФ / под ред. кандидата юридических наук, профессора Н.Х. Сафиуллина. – Казань, 2003. – 140 с.

2. Халиуллина Л.Г. Знамение времени – Signum temporis. – Казань, 2004. – 184 с.

 

Глава 5.

Обучения в институте

Основными видами письменных работ являются: контрольная работа (домашняя или аудиторная), курсовая работа (проект), практикум, реферат, выпускная квалификационная работа (дипломная работа, дипломный проект).

 

Дисциплины, изучаемые в институте. Формы контроля знаний

 

Дисциплины, изучаемые в институте:

Ø Общие гуманитарные и социально-экономические: иностранный язык, физическая подготовка, отечественная история, логика, философия, экономика, политология, русский язык и культура речи, социология, финансово-кредитная система, конфликтология, религиоведение, философия права.

Ø Общие математические и естественнонаучные: концепции современного естествознания, информатика и математика, правовая статистика.

Ø Общепрофессиональные дисциплины: теория государства и права, история политических и правовых учений, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, конституционное право России, конституционное право зарубежных стран, гражданское право, гражданское процессуальное право, административное право, трудовое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, криминалистика, международное право, экологическое право, земельное право, римское право, международное частное право, финансовое право, муниципальное право России, семейное право, криминология и профилактика преступлений, правоохранительные органы, юридическая психология, уголовно-исполнительное право, судебная бухгалтерия, прокурорский надзор, судебная медицина и психиатрия, профессиональная этика, основы управления в органах внутренних дел, история органов внутренних дел, специальная техника органов внутренних дел.

Ø Дисциплины специализации: предварительное следствие в органах внутренних дел, основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, административная деятельность органов внутренних дел, тактико-специальная подготовка, огневая подготовка, спецкурсы по расследованию отдельных видов преступлений, расследование преступлений против личности и собственности.

Основными документами, определяющими содержание и организацию учебного процесса в вузах, являются рабочие учебные планы и рабочие учебные программы дисциплин. Рабочий учебный план разрабатывается ежегодно вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Рабочая учебная программа дисциплины является основным документом, устанавливающим содержание и методическое построение учебной дисциплины. Годовой график учебного процесса разрабатывается на основе рабочего учебного плана на текущий год. Тематический план изучения дисциплины разрабатывается кафедрой на полный курс обучения и ежегодно. График последовательности прохождения учебной дисциплины разрабатывается кафедрой и утверждается начальником кафедры.

Контроль успеваемости и качества подготовки обучающихся делится на текущий, предварительную аттестацию (рубежный контроль), промежуточную и итоговую государственную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится с целью определения степени усвоения учебного материала, своевременного выявления и устранения недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по совершенствованию методики преподавания дисциплины, организации работы обучающихся в ходе занятий и оказания им индивидуальной помощи. К текущему контролю относится:

- проверка знаний, умений и навыков обучающихся на занятиях;

- проверка качества конспектов лекций, первоисточников и иных материалов;

- проверка выполнения контрольных работ, рефератов, практикумов, лабораторных работ, защита курсовых работ.

Рубежный контроль организуется учебным подразделением и проводится кафедрами не реже одного раза в семестр в целях подведения промежуточных итогов текущей учебной работы обучающихся.

Промежуточная аттестация проводится для определения степени достижения поставленной цели обучения по данной дисциплине в целом или наиболее важным ее частям. Промежуточная аттестация проводится в форме:

- зачетов за полный курс или часть (раздел) дисциплины, по которым не проводится экзамен;

- семестровых экзаменов за полный курс или часть (раздел) дисциплины;

- защита отчетов по учебной практике.

Экзамены проводятся в период экзаменационных сессий, а зачеты, как правило, в период между сессиями, после изучения всей дисциплины или ее части.

Зачет принимается, как правило, преподавателем, читающим лекционный курс или ведущим занятия в учебной группе. Преподавателю предоставляется право поставить зачет без опроса обучающихся, которые показали высокую успеваемость и активно участвовали в работе на всех видах занятий по данной дисциплине. Неявка на зачет отмечается в экзаменационной ведомости: «не явился». Если неявка произошла по неуважительной причине, то по результатам проведения служебной проверки обучающемуся выставляется такая же оценка, как и в случае отказа от ответа («не зачтено»).

Экзамены являются заключительным этапом изучения дисциплины в полном объеме или ее части (раздела) и имеют целью проверить теоретические знания обучающихся, их навыки и умение применять полученные знания при решении практических задач. Время на подготовку к экзамену устанавливается с учетом объема и сложности дисциплины, не менее двух дней. В один день обучающемуся разрешается сдача только одного экзамена (зачета). Обучающиеся допускаются к экзаменационной сессии только при условии положительной сдачи всех зачетов, выполнения письменных работ, прохождения и защиты практики.

Кроме экзаменатора и экзаменуемых, на экзамене имеют право присутствовать следующие должностные лица: начальник и заместители начальника вуза, начальник учебного подразделения (его заместитель), начальник (заместитель начальника, председатель предметно-методической секции) кафедры, за которой закреплена учебная дисциплина, а также иные лица с разрешения начальника вуза, заместителя начальника по учебной работе.

Экзаменуемый при сдаче экзамена (зачета) может брать только один билет.

Пересдача экзамена (зачета) по одному предмету допускается не более одного раза. При получении обучающимся повторно неудовлетворительной оценки окончательное решение об уровне его подготовленности принимает комиссия, назначаемая распоряжением начальника вуза, заместителя начальника по учебной работе на основе предложения кафедры. При приеме экзамена (зачета) комиссией ответ экзаменуемого выслушивается в присутствии всех ее членов. Обучающийся, знания которого комиссией оценены как неудовлетворительные, отчисляется из образовательного учреждения МВД России.

Повторная сдача экзамена (защиты курсовой работы, проекта) с целью повышения ранее полученной положительной оценки разрешается в последнем семестре теоретического обучения до принятия решения о допуске к итоговой государственной аттестации не более, чем по двум ранее изучавшимся дисциплинам.

Обучающиеся, не выполнившие учебный план семестра без уважительной причины, к занятиям в следующем семестре не допускаются и подлежат отчислению из вуза.

Обучающийся, выполнивший все требования учебного плана, допускается к итоговой государственной аттестации (государственные экзамены по профильным дисциплинам или комплексный междисциплинарный экзамен, защита выпускной квалификационной работы).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные виды занятий в вузе.

2. Какие основные дисциплины изучаются в институте?

3. В каких формах осуществляется контроль знаний обучающихся?

4. Расскажите порядок сдачи зачета и экзамена.

5. Кому разрешается присутствовать на экзамене?

6. Каков порядок повышения ранее полученной положительной оценки?

Список рекомендуемой литературы

1. Воронцов Г. А. Письменные работы в вузе: учеб. пособие / Г.А. Воронцов. – Днепропетровск: Наука и образование, 2001.

2. Рекомендации по организации учебного процесса и подготовке локальных нормативных актов в образовательных учреждениях МВД России: сборник: в 2-х т. Том 1. – М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2006. – 136 с.

3. Сборник локальных нормативных актов, регламентирующих образовательную деятельность Казанского юридического института МВД РФ / под ред. кандидата юридических наук, профессора Н.Х. Сафиуллина. – Казань, 2003. – 140 с.

4. Халиуллина Л.Г. Знамение времени – Signum temporis. – Казань, 2004. – 184 с.

ГЛАВа 6.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Требования, предъявляемые к письменным работам

Основными видами письменных работ, выполняемых обучающимися в вузе, являются: контрольная работа (домашняя или аудиторная), курсовая работа (проект), практикум, реферат, выпускная квалификационная работа (дипломная работа, дипломный проект).

Курсовая работа, на каком бы году обучения она ни выполнялась, по сути, имеет одну педагогическую цель: формирование у курсанта навыков углубленного рассмотрения содержания изучаемой дисциплины, применения полученных теоретических знаний для решения конкретных практических задач, самостоятельного исследования проблем в изучаемой отрасли знаний (планирование и проведение исследования, интерпретация полученных результатов, их правильное изложение и оформление), обоснования выдвигаемых теоретических положений или практических рекомендаций, работы с научной литературой, первоисточниками, нормативными правовыми актами.[5]

Курсовая работа выполняется обучающимися в часы самостоятельной работы. Количество курсовых работ должно быть не более одной в семестр. Цель и задачи курсовой работы определяются методическими указаниями или рекомендациями, которые разрабатываются преподавателем и утверждаются на заседании кафедры. Курсант, не представивший к установленному сроку или не защитивший курсовую работу, к экзамену не допускается.

Курсанты должны осознать, что дело не только в выполнении формальных требований к работе, но и в том, что поймет, чем овладеет, чему научится и сделает ли он шаг вперед в своем профессиональном становлении. В данном пособии мы рассмотрим требования, предъявляемые к курсовым работам.

Цель курсовой работы – закрепление полученных теоретических знаний по учебной дисциплине.

Основные задачи выполнения работы:

- углубить теоретические знания, полученные в процессе изучения дисциплины;

- выработать практические навыки в проведении трех этапов исследования: сборе, обработке и анализе информации;

- выработать умение самостоятельно разрабатывать программно-методологические вопросы и решать организационные вопросы;

- научиться оценивать, анализировать информацию, делать выводы и вырабатывать рекомендации, раскрывать взаимосвязи между явлениями, обнаруживать закономерности и тенденции развития явлений и процессов.

Из цели и задач курсовой работы вытекает ее место в иерархии письменных работ в вузе: требования к ней значительно более серьезные, чем к контрольным, и приближаются к требованиям, предъявляемым к дипломным работам.

Темы курсовых работ утверждаются кафедрой. В начале семестра курсант должен определиться с темой работы, поскольку ее защита происходит в конце семестра. Курсант может аргументированно предложить свою тему и, после утверждения на кафедре, она закрепляется за ним.

Выбирая тему, обучающемуся нужно исходить, прежде всего, из своих учебных возможностей, научно-исследовательских интересов и наклонностей. Более продуктивной будет работа, позволяющая человеку проверить, на что он способен.

Выбирая тему, нужно учитывать реальность возможности собрать необходимый нормативно-правовой, документальный, фактический, исследовательский, библиографический материал. При выборе темы нужно исходить и из возможности использования материалов курсовой для дальнейшего развития, расширения и углубления выбранной темы в последующих научно-исследовательских работах и дипломной работе курсанта. Тема должна быть актуальной, иметь теоретическое или практическое значение для сегодняшнего дня.

Разработка избранной темы должна носить исследовательский характер и предусматривать всестороннюю характеристику объекта исследования, оценку существующего положения и состояния объекта исследования, раскрытие взаимосвязи между политическими, экономическими, социальными, культурными и другими явлениями, показ формы и силы этой взаимосвязи. Необходимо не только найти закономерности, но дать их количественную и качественную характеристику и на этой базе спрогнозировать развитие явления или процесса в будущем.

Чтобы выполнить такую задачу, работу нужно спланировать. План – это структурная разработка курсовой работы. Все вопросы плана должны быть логически связаны и, в совокупности, давать ответ на поставленный вопрос, то есть раскрывать суть темы.

Предварительный перед составлением плана этап работы – поиск и изучение источников: документальных, научных, исследовательских, литературных и т.п. Черновые наброски составляются именно на этом этапе, и структура плана не является жесткой, неизменной схемой. Работа с источниками, документами позволяет заново осмыслить тему. План, составленный после такой предварительной работы, будет более полным, емким, а курсовая работа, записанная по такому плану, – более содержательной и информационно насыщенной.

Требования, предъявляемые к плану курсовой работы:

· план должен содержать вопросы, необходимые для полного и глубокого раскрытия темы, и концентрированно отражать содержание работы;

· план должен предусматривать последовательное, логическое, взаимосвязанное раскрытие результатов исследования;

· не должно быть вопросов, ответы на которые частично или полностью содержатся в предыдущих или последующих разделах работы;

· нельзя вводить вопросы, детализирующие общий вопрос, без предварительного внесения в план данного общего вопроса;

· если, по замыслу автора, какой-то пункт плана должен иметь подпункты, то их должно быть не менее двух;

· план должен быть написан в назывной форме, а не вопросительной.

Формально план используется как на подготовительном, так и на исполнительском этапах работы. Но при оформлении работы слово «план» не используется. На странице, следующей за титульной, вверху указывается прописными буквами: «СОДЕРЖАНИЕ». А далее, под ним – то, что составляет план работы.

Следует заметить, что излишняя, необоснованная детализация в плане положений содержания работы говорит о неумении курсанта выделить основные, значимые элементы рассматриваемой проблемы или явления. Название темы исследования непосредственно связано с целью работы, а названия глав или разделов – с поставленными автором задачами. Как показывает опыт преподавания и практика, некоторые курсанты не делают либо не видят различия между целью и задачами работы. Для доступности восприятия приведем простой пример. Наша цель – построить дом. Для достижения цели нам необходимо решить следующие задачи: составить проектно-сметную документацию; определить источники финансирования; согласовать документацию с контрольно-исполнительными органами; обеспечить наличие строительных материалов и т.д. Как видно из данного примера, существует определенный алгоритм действий, направленных на достижение поставленной цели.

Пример (учебная дисциплина «История отечественного государства и права»)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….………………….……………..3

1. Высшие государственные органы Советской России по Конституции 1918 года……..…....7

2. Органы Советской власти и управления на местах, их полномочия...………………...…....19

3. Национально-государственное строительство в 1918-1920 годах……………………...…..30

Заключение…………………………………………………………………………………….….39

Список использованной литературы…………………………………………………………….41

Приложения…………………………………………………………………………………….…43

Если курсант считает необходимым, то глава (раздел) может иметь параграфы (подразделы), которые тоже отражаются в плане работы и выглядят примерно таким образом:

1. Высшие государственные органы Советской России по Конституции

1918 года …………………………………………..………………………………….……….7

1.1. Законодательные органы……………………………………………………………………..8

1.2. Исполнительные органы…………………………………………………………………….12

1.3. Чрезвычайные органы……………………………………………………………………….16

 

Глава (раздел) не может содержать, как было уже указано, менее двух параграфов (подразделов).

Разработанный курсантом план курсовой работы в обязательном порядке должен быть согласован с преподавателем-руководителем работы. Пренебрежение этим требованием часто влечет за собой составление такого плана, в котором отсутствует логическая связь между структурными элементами работы, которая не будет допущена руководителем к защите.

Следует иметь в виду, что курсанты часто под словом «план» подразумевают структурную разработку только основной, содержательной части работы. Но структура курсовой – это логическая схема всей работы, и она включает:

- введение;

- 2 - 4 раздела (или главы);

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложения (если в них есть необходимость).

Введение должно содержать:

· постановку проблемы, обоснование актуальности темы, её теоретического и практического значения;

· формулировку цели исследования;

· определение задач курсовой работы и круга вопросов, подлежащих рассмотрению;

· границы исследования (предмет, объект, хронологические или иные рамки);

· разработанность темы в научной литературе, характеристика источников и литературы;

· теоретические основы и базовый метод (или методы) исследования.

В заключительной части должны быть представлены выводы курсанта по результатам анализа изучаемой темы, а также раскрыты взаимосвязи в системе показателей или явлений, выявлены тенденции развития, доказательно подтверждены или опровергнуты общетеоретические положения по изучению данного явления, представлен прогноз развития изучаемого явления, по распространению прогрессивных тенденций и устранению негативных.

Объем работы, как правило, определяется методическими рекомендациями. Условно общий объем курсовой работы определен в 40 страниц. При таком объеме введение должно составлять примерно 1∕10 часть общего объема (4 страницы), а заключение – приблизительно 1∕2 часть объема введения (2 страницы). Заключение в любом виде письменной работы должно быть меньше по объему, чем введение.

Страницы, занятые списком использованной литературы и приложениями, хотя и нумеруются, но в объем работы не засчитываются. Титульный лист не нумеруется, но засчитывается в общий объем работы.

ВИДЫ ИЗДАНИЙ ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.137 с.)