Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Креативность как свойство личности
В широком смысле способность к творчеству обозначается термином «креативность» (лат. creativity — созидательность, способность к творчеству). Эта способность проявляется практически во всех психических процессах человека, в его чувствах и общении. Креативность может характеризовать личность в целом, отдельные ее стороны, продукты деятельности или процесс их создания. Все основные достижения людей, преобразующие мир, есть результат их креативности, реализации творческого потенциала. В восприятии креативность проявляется как непредвзятость, умение освободиться от фиксированной установки, активно реагировать на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств; в памяти — как богатство ассоциаций и способность к актуализации скрытых рвойств объектов; в мышлении — как способность к нешаблонному анализу, преодолению стереотипов, установлению разнообразных связей между объектами и их свойствами, к обобщению явлений, не связанных между собой очевидной связью; в воображении — как нестандартность создаваемых образов. В чувствах креативность проявляется в тонкости и широкой гамме переживаний, в высоком уровне развития интеллектуальных эмоций, возникающих у человека в процессах мышления и воображения. В общении креативность способствует преодолению барьеров и стереотипов, препятствующих адекватной социальной перцепции, возможности понять внутренний мир и индивидуальность человека; конструктивному разрешению конфликтов, нахождению оптимальных путей и способов взаимодействия. Исследование биографий и жизнедеятельности людей, проявивших способности к различным видам творческой деятельности, добившихся значительных успехов в творчестве, выявило большое число особенностей, характеризующих их личность и поведение. Им свойственны такие черты, как инициативность, независимость, самостоятельность, уверенность в себе, оригинальность. Отмечаются высокий уровень познавательной активности, любознательность, детская способность удивляться. Часто творческим людям присущи склонности к мечтательности, фантазерству, «сумасшедшим» идеям, неподатливость мнениям других людей. Они с трудом воспринимают очевидные истины, не боятся осуждения и насмешек окружающих. В силу таких особенностей у творческого человека нередко возникают проблемы, связанные с адаптацией в социальных группах.
Анализ многогранных проявлений креативности в самых разных сферах и сторонах личности позволяет определить ее сущность, которая состоит в ярко выраженной индивидуальности человека, в отходе от стереотипных форм поведения, в желании и готовности всегда идти своим путем. Совокупность психических свойств и особенностей, характерных для творческой личности, является объектом конкретно-научного изучения посредством специальных тестов креативности. Наблюдения и специальные исследования показывают, что люди с высоким коэффициентом креативности встречаются достаточно редко. Подавляющее большинство взрослых людей — это реалисты, а не мечтатели и не творцы новых идей. Они обладают большим количеством знаний, имеют высокий уровень развития абстрактно-логического мышления, и редко кто из них поднимается выше среднего уровня развития креативности. Связи, которые они устанавливают между различными объектами, по большей части очевидны и стереотипны. Каждый объект они воспринимают и взаимодействуют с ним, используя ограниченное число свойств — полезных, привычных, одинаково значимых для многих людей. Совершенно иное отношение к окружающему миру наблюдается у детей. Это проявляется, например, в том, как они используют предметы, имеющие социально закрепленные способы употребления. Дети с равной готовностью используют ложку и в ее прямом назначении, и как палку, и как музыкальный инструмент, и как игрушку. Часто посторонние способы применения предметов являются для них более предпочтительными, так как в большей степени соответствуют естественной склонности к манипулированию и экспериментированию с предметами. Дети видят мир многовариантным. Реально он таким и является, но взрослые люди воспринимают его в соответствии со своими знаниями, категориальной принадлежностью объектов и прошлым опытом. Способность к творчеству, дающая возможность использовать предметы в новом, необычном качестве, представлять себя во всех мыслимых ролях, предаваться безудержной фантазии, присуща всем детям. Однако с возрастом у многих из них такая способность утрачивается, их творческий потенциал полностью не реализуется.
Образ жизни и основные типы занятий дошкольников — игры, рисование, конструирование, чтение сказок, фантазирование — являются адекватными условиями для проявления и развития у них креативности. С поступлением ребенка в школу ведущей деятельностью становится учение. Место и роль других занятий резко сокращаются. Игры становятся эпизодическими. Почти все дети прекращают спонтанное рисование. Им продолжают заниматься только при специальном обучении. Сказки уступают место другим литературным жанрам. К концу дошкольного возраста подавляющее большинство детей показывают высокий уровень развития у них наивной креативности, которая проявляется как естественное поведение ребенка при отсутствии стереотипов. Однако у них еще очень беден опыт, нет запаса знаний, не развиты реалистичность и критичность мышления, необходимые для самоконтроля за процессом и результатами творческой деятельности. Реализация творческого потенциала связана с развитием культурной креативности. В отличие от наивной она опирается на широкий ассоциативный опыт и многосторонние знания человека, на умения ориентироваться в них, проявлять беглость, гибкость и избирательность в их использовании. Культурная креативность характерна для интеллектуально развитого взрослого человека, способного к саморегуляции творческой деятельности. Ее развитие зависит от особенностей микросреды и жизнедеятельности, отношений ребенка с социумом, от условий обучения и воспитания. Известный ученый в области психологии творчества O.K. Тихомиров считал, что влияние семьи и школы не столько является фактором развития, сколько в той или иной мере представляет собой «технику подавления творческого мышления». В большинстве современных семей родители стремятся дать детям хорошее образование, воспитать у них дисциплинированность, трудолюбие, чувство долга. Это, безусловно, нужные и полезные качества, но их недостаточно для того, чтобы человек мог реализовать свой творческий потенциал. Хорошее поведение и высокая успеваемость для многих родителей — главные критерии успешного обучения ребенка в школе и залог его будущих успехов в жизни. В традиционном школьном классе учителю легче работать с послушными, дисциплинированными, быстро усваивающими знания и ровно успевающими учащимися, которые не спорят, не задают «нелепых» вопросов, не отвлекают учителя и учеников различными «выдумками». С первых дней обучения детей в школе возникает противоречие между их естественной детской креативностью, которая проявляется в играх, разговорах, рисовании, конструировании, и содержанием учебных занятий, требованиями и ожиданиями учителей. Усвоение знаний в основном происходит с опорой на память и логический анализ материала. Организация самостоятельного мыслительного поиска как основного условия развития творческого мышления и воображения в традиционной системе обучения занимает недостаточное место. На это есть и объективные причины. Во-первых, количество знаний, которыми должны овладеть школьники, постоянно растет. Во-вторых, механизмы развития логического и творческого мышления существенно различаются. Для логического мышления главным является усвоение систем научных понятий, способов оперирования ими, использование правил и алгоритмов. Развитие же креативности предполагает формирование умений отходить от заданных правил и усвоенных идей. Совместить эти противоречивые тенденции в процессе обучения очень непросто и удается не всегда.
В воспитательной работе с учащимися жесткое регламентирование их поведения и деятельности также преобладает по сравнению с предоставляемой детям самостоятельностью и свободным творчеством. Такие условия обучения и воспитания оказываются благоприятными для формирования эрудированных и интеллектуально одаренных личностей, которые могут стать квалифицированными специалистами в своей области, но вряд ли сумеют создать в ней принципиально новые идеи. Современное общество заинтересовано в создании условий для развития творческого потенциала каждого ученика. Путь к этому — повышение уровня образования, разработка и внедрение в учебный процесс новых методов развития креативности, отношение к индивидуальности каждого ребенка как к ценности. Уже сегодня в современной школе многое делается для этого. Появляются разные типы образовательных учреждений, широко используются различные варианты учебных планов и программ, что создает возможности учета интересов и склонностей каждого ученика. В учебной и других видах деятельности используются активные методы обучения, ролевые и деловые игры, тренинги развития креативности. Одна из серьезных проблем на этом пути заключается в том, что многие учителя по-прежнему отдают приоритет усвоению знаний, а не развитию творческого мышления и воображения учащихся, и не считают ценностью своеобразие их личности. Стереотипы в педагогической деятельности, характерные для традиционного обучения, не соответствуют требованиям современного общества к развитию креативности учащихся, и их преодоление является актуальной задачей профессиональной подготовки учителя. Контрольные вопросы 1.Согласны ли вы с положением Л.С. Выготского о том, что воображение и мышление — родственные процессы? Обоснуйте свое мнение. 2.Что выражает закон «эмоциональной реальности воображения»? 3.Всегда ли справедлива поговорка, что «мечтать не вредно»? 4.Какие основные процессы воображения вам известны? Как можно 5.Почему у творческих личностей возникают трудности, связанные с 6.Какие рекомендации к воспитанию творческой личности вы можете Тестовые задания 1. Воображение, которое не стимулирует человека к активным действиям, называют... A. Непроизвольным. Б. Фантастическим. B. Творческим. Г. Пассивным.
2. В случае, если человек не верит в реальность воплощения образа воображения, то это... A. Предвосхищение будущего. Б. Греза. B. Фантастическое воображение. Г. Мечта.
3. Как называется соединение частей или свойств реально существующих объектов в необычных сочетаниях? A. Агглютинация. Б. Синтез. B. Гиперболизация. Г. Типизация.
4. Какое из перечисленных свойств характеризует креативность личности? A. Эрудированность. Б. Эмоциональность. B. Оригинальность. Г. Логичность.
Глава 17 Речь
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.012 с.) |