Организационные аспекты бухгалтерской профессии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационные аспекты бухгалтерской профессии



Отношение к бухгалтерской профессии изменялось с развитием бухгалтерского учета от практики к науке.

Вплоть до середины XX века бухгалтерская профессия предполагала выполнение набора сравнительно простых учетных процедур, механическое отражение стоимостных характеристик хозяйственных операций, последующую группировку и детализацию данных в соответствии с правилами, жестко установленными нормативными документами. Это обусловило невысокую требовательность к уровню квалификации и профессионального опыта бухгалтера. На определенном этапе развития бухгалтерского учета для занятия этим видом деятельности достаточно было знания четырех действий арифметики и общих требований к заполнению простейших учетных регистров.

С развитием и усложнением процессов производства и управления постепенно повышались и требования к уровню и составу специальных знаний бухгалтерских работников.

В частности, для грамотного отражения в учете данных о составе производственных затрат, о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами, процессов формирования и использования прибыли бухгалтер должен был обладать знаниями о технологии производства, ориентироваться в основных правах (для обеспечения юридической чистоты расчетов), а также знать механизм управления различными видами ресурсов.

Последняя четверть прошлого века характеризуется становлением и развитием бухгалтерского учета как инструмента стратегического управления. В связи с этим фигура бухгалтера вообще и главного бухгалтера в частности становится одной из главных в системе управления.

Для того, чтобы бухгалтер мог в полной мере выполнять возложенные на него задачи и обеспечивать достижение целей, стоящих перед бухгалтерским учетом, он должен:

- обладать высшим специальным образованием, необходимым опытом работы; - умением управлять коллективом и располагать знаниями, которые позволяют принимать управленческие решения.

Вместе с тем в составе бухгалтерских служб продолжают оставаться участки, где работа не требует высокого уровня специальных знаний и навыков. То есть профессия бухгалтера в настоящее время охватывает достаточно большую группу специалистов, уровень квалификации у них определяется конкретными задачами и весьма существенно варьируется. В нашей стране бухгалтерский учет также прошел разные стадии развития. До 1917 года работа бухгалтера сводилась в основном к выполнению счетоводческих функций. В период плановой экономики это положение изменилось несущественно: бухгалтерские работники разных уровней занимались отражением хозяйственных операций и формированием учетных регистров и форм бухгалтерской отчетнос­ти. Для этого времени характерно наличие большого числа показателей, обязательных к отражению в отчетности и текущем учете. Форма бухгалтерского баланса, другие формы отчетности, а также пояснения и приложения к ним включали несколько сотен показателей, сформированных, сгруппированных и детализированных по различным признакам. Общий объем бухгалтерской отчетности в несколько раз превышал объем отчетности, представляемой в настоящее время.

С другой стороны, нельзя не отметить и положительные стороны такого подхода к формированию отчетных данных. Показатели отдельных отчетных форм были связаны настолько сложно и многообразно, что допущение ошибок в окончательном варианте отчетов практически исключалось, некорректное исправление ошибок в одной бухгалтерской форме неизбежно вело к расхождениям в другой.

Кроме того, детализация данных позволяла сделать вывод не только о финансовом состоянии предприятия, но и об отдельных сторонах его деятельности, включая инвестиционную деятельность и непроизводственную сферу. Во многом такой подход был обусловлен тем, что основным заинтересованным пользователем бухгалтерской отчетности в тот период являлись органы государственного управления и практически все существенные управленческие решения принимались на этом уровне. Самостоятельность отдельных хозяйствующих субъектов была ограниченной. С переходом к рыночным отношениям изменились задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом, и, соответственно, изменилось отношение к бухгалтерской профессии. В течение нескольких лет отрасли материального производства, и особенно торговли, испытывали серьезный дефицит в квалифицированных кадрах. Положение усложнялось тем, что отсутствовала надлежащая методологическая основа для подготовки бухгалтерских кадров в изменившихся экономических условиях. Все это явилось мощным импульсом к развитию системы подготовки профессиональных бухгалтеров, в том числе и негосударственными образовательными учреждениями. К началу XXI века ситуация с обеспеченностью кадрами несколько улучшилась. Однако, возрастающие требования к профессии бухгалтера обуславливают необходимость выработки новых и совершенствования действующих методологических подходов к системе образования, а также необходимость создания системы постоянного повышения квалификации бухгалтерских работников.

В настоящее время профессию бухгалтер можно классифицировать по нескольким признакам:

1). По функциональным обязанностям и месту в управленческом аппарате (Здесь принято выделять следующие уровни, основываясь на специфике выполняемой деятельности):

- Бухгалтер-кассир.

Обычно эта должность является первой ступе­нью в профессиональной карьере бухгалтера. Даже в том случае, когда бухгалтер приходит в организацию, обладая специальным образованием, весьма полезно овладеть профессией кассира на практике. Это позволяет выработать такие необходимые для бухгалтера качества, как обязательность, добросовестность, самостоятельность. Работа на этом участке требует знания Порядка ведения кассовых операций. Обязательным условием ее является заключение договора о полной материальной ответственности.

- Бухгалтер-специалист.

Этот термин относится к работникам, за­нятым на различных участках бухгалтерского учета: учета основ­ных средств, материально-производственных запасов, расчетов с работниками и т.д. Работа здесь требует более глубоких специальных знаний. Так, бухгалтер, занимающийся учетом основных средств, должен знать содержание нескольких нормативных документов, а также иметь представление о.жизненном цикле объектов основных средств, особенностях их восстановления, ремонта и списания. Бухгалтер, занятый начислением заработной платы, помимо правил бухгалтерского учета должен знать требования трудового законодательства, а также уметь организовать взаимодействие с кадровыми службами. С работниками, занятыми на учете отдельных видов имущества и обязательств, договор о полной материальной ответственности, как правило, не заклю­чается. Однако при определенных условиях за допущенные ошибки и нарушения бухгалтер-специалист может нести мате­риальную ответственность (в том числе и полную). Например, по переплатам заработной платы принудительное взыскание излишне выплаченных сумм возможно только в случае, когда наруше­ние произошло вследствие счетной (арифметической) ошибки, или тогда, когда расчеты производились на основании непра­вильно оформленных документов. В остальных случаях переплата возмещается за счет виновного лица- бухгалтера, занятого на данном рабочем месте.

- Бухгалтер-ревизор.

Как явствует из наименования должности, такой бухгалтер занимается проверкой отдельных вопросов производственной или торговой деятельности, правильности оформления документов, выполнения требований законодатель­ных и нормативных актов и т.п. Очевидно, что он должен обла­дать не только знаниями по отраслям, в которых производятся проверки, но и необходимым опытом работы, в должностях, так или иначе связанных с бухгалтерским учетом.

- Бухгалтер-методист.

Бухгалтерских работников, занимающихся исключительно методической деятельностью, в настоящее время можно встретить только в крупных организациях - торговых или промышленных холдингах. В их обязанности, как правило, входят разработка внутренних распорядительных документов, адаптация федерального и отраслевого законодательства к спе­цифике деятельности в данной организации или группе взаимо­связанных организаций, анализ использования учетных схем.

Такие работники обязаны не только в совершенстве знать требования нормативных документов и все участки бухгалтерского учета, но и обладать способностями к аналитической деятельности, а также уметь вырабатывать, обосновывать и принимать управленческие решения.

- Бухгалтер-эксперт.

Также специализация, которая встречает весьма редко. Эти работники непосредственно не занимаются учетом имущества и обязательств каких-либо предприятий. В их обязанности входит экспертная оценка различных материалов области бухгалтерского учета, налогообложения и права. Чаще всего такими материалами являются научные разработки, публикации в специализированной периодической печати, проекты методических и иных аналогичных документов.

От бухгалтеров-методистов эксперты отличаются тем, что работают по более широкому спектру вопросов, а также тем, что помимо документов, имеющих законодательную или нормативную силу, постоян­но изучают и применяют в практической деятельности положения, закрепленные в разнообразных методических рекомендациях, указаниях, разъяснениях, письмах и т.п. Отличительной особен­ностью работы бухгалтера-эксперта является необходимость за­конодательной и нормативной опенки различных документов, включая документы органов отраслевого или ведомственного управления.

- Главный бухгалтер.

В условиях рыночной экономики эта долж­ность является не только специальной, но и административной. Вне зависимости от иерархии, установленной штатным расписанием организации, главный бухгалтер фактически является одним из заместителей руководителя.

От прочих заместителей (главного инженера, главного экономиста, главного механика т.п.) главного бухгалтера отличает:

· он наделен правом издавать распоряжения, обязательные для всего персо­нала организации, и, во-вторых, то, что в определенных обстоя­тельствах (связанных с экономическими правонарушениями);

· он несет ответственность наряду с руководителем организации;

· на должность главного бухгалтера назначаются работники, как правило, имеющие высшее профессиональное образование, опыт работы на нескольких участках бухгалтерского учета, умеющие принимать управленческие и административные решения, уме­ющие организовать производительную работу и нормальный психологический климат в коллективе и наладить конструктивные взаимоотношения с другими службами, налоговой инспек­цией, иными контролирующими органами.

2) Кроме того, применяется классификация бухгалтерских работников по сферам, где они выполняют свои обязанности. Это могут быть:

· отрасли материального производства (выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг);

· торговля и общественное питание;

· кредитные организации;

· негосударственные пенсионные фонды и другие виды страхо­вания;

· некоммерческие организации (ассоциации, союзы, обществен­ные объединения и т.д.);

• образование (преподавательская деятельность);

· аудит и консалтинг;

· бюджетные учреждения.

Бухгалтерский учет в перечисленных сферах различается спецификой выполняемых функций (практическая учетная работа, аудит, преподавание), составом и структурой рабочего плана счетов (отрасли материального производства, торговля, некоммерческие организа­ции), применяемым планом счетов (коммерческая деятельность, кредитные организации, бюджетные учреждения).

В Российской Федерации в настоящее время создана и успешно функционирует система подготовки и переподготовки кадров бухгалтерской службы, которая включает государственные и негосударственные образовательные учреждения среднего и высшего специального образования; курсы переподготовки при учебных заведениях; учебные заведения, осуществляющие начальную подготовку бухгалтеров; курсы переподготовки при органах отраслевого и ведомственного управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.248 (0.011 с.)