Понятие государственной тайны, состав и принципы формирования сведений, подлежащих засекречиванию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие государственной тайны, состав и принципы формирования сведений, подлежащих засекречиванию.



 

Понятие государственной тайны и общие сведения о системе ее защиты. Институт государственной тайны является одним из важ­нейших инструментов, с помощью которых обеспечивается безопас­ность государства и достигается защищенность национальных инте­ресов страны. Как специфический инструмент обеспечения безопас­ности институт государственной тайны, прежде всего правовой инструмент, системно взаимодействующий с организационным и техническими мероприятиями специального характера. Будучи правовым инструментом, указанный институт конституируется фе­деральным законом, что свидетельствует о движении нашей страны по пути строительства правового государства. Легальное определе­ние государственной тайны сформулировано в ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»1 через призму понятия безопасности Российской Федерации. В соответствии с названной статьей под го­сударственной тайной понимаются защищаемые государством сведе­ния в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безо­пасности Российской Федерации.

В целях защиты указанных категорий сведений формируется система защиты государственной тайны, представляющая собой со­вокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений и их носителей, а также мероприятий, проводимых названным органами и направленных на предотвращение утечки информации и несанкционированного дос­тупа к ней.

К органам защиты государственной тайны относятся согласно ст. 20 Закона РФ «О государственной тайне»:

— Межведомственная комиссия на защите государственной тайны;

— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности (ФСБ РФ), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны (МО РФ), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки (СВР РФ), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодейст­вия техническим разведкам и технической защиты информации (ФСТЭК РФ) и их территориальные органы;

— органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государ­ственной тайны.

Защита государственной тайны в силу прямого указания Закона (ч. 5 ст. 20 Закона РФ «О государственной тайне») является видом основной деятельности органа государственной власти или органи­зации.

Под средствами защиты информации, являющимися составной частью системы защиты государственной тайны, понимаются техни­ческие, криптографические, программные и другие средства, пред­назначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства кон­троля эффективности защиты информации.

В качестве носителей сведений, составляющих государственную тайну, действующее законодательство признает материальные объек­ты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляю­щие государственную тайну, находят свое отображение в виде сим­волов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Ука­занное понимание носителя сведений исключает применение данного термина к физическим лицам, имеющим доступ к сведени­ям, составляющим государственную тайну.

На основе базового перечня сведений, составляющих государст­венную тайну, сформулированного в ст. 5 Закона РФ «О государст­венной тайне» и в соответствии с п. 2 ст. 4 названного Закона Пре­зидент РФ утверждает подробный Перечень сведений, отнесенных к го­сударственной тайне, в котором помимо собственно сведений указываются государственные органы, наделенные полномочиями по их распоряжению1. Данный Перечень периодически и по мере на­добности пересматривается, в соответствии с принципами отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений.

Указанные принципы нашли свое закрепление в ст. 6 Зако­на РФ «О государственной тайне». К ним отнесены принципы за­конности, обоснованности и своевременности.

Под законностью отнесения сведений к государственной тайне понимается соответствие засекречиваемых сведений законодательства лишь те из них, которые являются оригинальными, т. е. уникаль­ными и не повторяющимися при параллельном творчестве. Что каса­ется другой группы объектов исключительных прав — объектов про­мышленной собственности, то для их признания в качестве охраняе­мых необходима процедура проверки их соответствия установленным критериям. Поэтому далеко не все сведения, подлежащие засекречи­ванию, могут даже в потенции выступать в качестве объектов исклю­чительного права. Но это не главное. Главное заключается в том, что засекречивание — это альтернативный установлению юридической монополии (установлению режима исключительных прав) способ за­щиты информации. Наличие одного из них исключает применение другого.

Общие правила засекречивания сведений и их носителей определе­ны в ст. 11 Закона РФ «О государственной тайне», а конкретные механизмы засекречивания установлены Правилами отнесения све­дений, составляющих государственную тайну, к различным степе­ням секретности, утвержденными постановлением Правительст­ва РФ от 4 сентября 1995 г. № 870'.

Основанием для засекречивания сведений, полученных (разра­ботанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, орга­низаций, является их соответствие действующим в данных органах, в данных организациях перечням сведений, подлежащих засекречи­ванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваи­вается соответствующий гриф секретности и наносятся реквизиты, включающие следующие данные:

— о степени секретности («особой важности», «совершенно секретно», «секретно») содержащихся в носителе сведений со ссыл­кой на соответствующий пункт действующего в данном органе го­сударственной власти, организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;

— об органе государственной власти, организации, осуществив­ших засекречивание;

— о регистрационном номере;

— о дате или условиях рассекречивания сведений либо о собы­тии, после наступления которого сведения будут рассекречены.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению Межведомственной ко­миссии по защите государственной тайны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 911; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.006 с.)