Принципы деятельности специального психолога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы деятельности специального психолога.



1. Принцип теоретико-методологического «позиционирования» психолога. определяется необходимостью определить соб­ственную теоретическую позицию, приверженность к ка­кой-либо определенной теоретической школе, научной концепции.

2. Принцип единства методологии, диагностической и коррекционной деятельности. исходит из необходимости теснейшей связи между теоретическими позициями психоло­га, соответствующей им методологии и конкретными диагно­стическими и коррекционными средствами, построенными на основе той же методологии. Принцип триединства теории, диагностики и коррекции дает нам возможность цельности и целостности в изучении развития ребенка, комплексности психологической помо­щи. В соответствии с данным положением определяется и возможность использования той или иной диагностической процедуры, методики для оценки особенностей сформиро­ванности познавательной, регуляторной и аффективно-эмо­циональной сфер ребенка, то есть строится диагностичес­кий, а в дальнейшем и коррекционно-развивающий сцена­рий психологической работы. Одним из практических следствий реализации этого принципа является то, что инст­рументарий психолога (как диагностический, так и кор-рекционный) приобретает полифункциональные, интегра-тивные возможности, повышая эффективность деятельно­сти.

3. Принцип структурно-динамической целостности. Он выражается в представлении о том, что отдельные стороны психической организации (психические функции и процессы, отдельные сферы) не изолированы, а проявляются целостно, существуют в единой структурной орга­низации и столь же целостно реагируют на все внешние воз­действия, преобразуя их посредством собственной внутренней активности ребенка к развитию, к взаимодействию с окружа­ющей образовательной средой.

В соответствии с этим принципом каждая конкретная осо­бенность состояния ребенка должна изучаться и оценивать­ся как с точки зрения возрастной соотнесенности, так и в соответствии с определенной последовательностью развития, взаимодействием и гетерохронией (разновременностью) со­зревания тех или иных функций, входящих в единый «ан­самбль» формирования той или иной характеристики дея­тельности ребенка. Применение данного принципа позволя­ет не только фиксировать отдельные нарушения или несформированность какой-либо сферы, но и определять причины и ситуацию их возникновения, оценивать структу­ру и иерархию проблем развития.

Одним из практических следствий этого принципа явля­ются современные представления о структуре психического развития, динамике ее формирования и усложнения (в том числе и во временном аспекте), возможном характере недо­статочности и нарушениях подобной структуризации психики при воздействии неблагоприятных условий и факторов, то есть в ситуации отклоняющегося развития1.

 

4. Принцип терминологической адекватности. Крайне актуальной в настоящее время является пробле­ма, связанная с использованием в реальной практике детско­го психолога адекватной терминологии, которую можно чет­ко отграничить от понятий смежных дисциплин. Среди специалистов, работающих с детьми с проблемами развития, обучения и поведения, на сегодняшний день су­ществуют значительные расхождения в определении, что же стоит за обобщающим понятием «проблемный ребенок», где, с одной стороны, границы индивидуальных различий в пре­делах условно возрастной нормы, с другой — проблематика развития, выходящая за эти пределы. Дать четкие опреде­ления и обозначить содержание терминов и понятий, отно­сящихся к этим сферам, — означает раскрыть содержание функционала специального психолога. Сразу же исключим из поля зрения такие термины, как «дети-дебилы», «имбе-цилы», «шизофреники», «эпилептики», «ненормальные», «дефективные», как абсолютно не отвечающие ни современ­ным гуманистическим принципам, ни этике специалиста, ни, тем более, психологическому содержанию. Примерно к таким же не соответствующим гуманистическим принципам понятиям относится и термин «аномальные дети».

В то же время официально используемое сейчас определе­ние «дети с ограниченными возможностями здоровья» так- же, на наш взгляд, не отражает непосредственно психологи­ческого содержания состояния таких детей. В нем не содер­жится принципиального уточнения: какое здоровье имеется в виду — физическое, психическое, социальное, «позитив­ное» или какое-либо другое. Используя термин «нарушение разви­тия» как синоним понятия «отклонения в развитии», мы тем самым неосознанно искажаем и психологическое содер­жание состояния определенных групп детей. К таким кате­гориям, например, можно отнести детей с умственной отста­лостью и другими видами недоразвития, имеющие характер состояния, а не заболевания. Последнее синонимично по­нятию «нарушение».

В последнее время стал использоваться и другой подход к обозначению детей, испытывающих какие-либо трудности раз­вития [133], связанный непосредственно с адаптивными воз­можностями детей в образовательном пространстве — «дети с ограниченными возможностями адаптации»1 В связи с принципиальным, системообразующим характером этого поня­тия его раскрытие и описание вынесены в отдельный параграф.. На наш взгляд, это наиболее обобщенное определение всех категорий детей, нуждающихся в помощи специального психолога.

Точно также адекватность терминологии психолога долж­на быть распространена на все области его деятельности: диагностическую, коррекционно-развивающую, консультатив­ную и пр. Очевидно, что эта проблема должна решаться как в вопросах гуманизации образования, психологической этики, так и в результате отработки психологически адекватной терминологии во всех аспектах деятельности специального психолога.

Оценка эффективности деятельности психолога в услови­ях регулярного образования детей до сих пор является наи­менее разработанной. В то же время в оценке своей деятель­ности необходимо руководствоваться какими-либо критери­ями. С нашей точки зрения, таким критерием может стать именно успешность адаптации ребенка в образовательной среде.

 

5. Оценка эффективности деятельности психолога через адаптацию ребенка в образовательной среде. если исходить из одной из наиболее общих закономерностей дизонтогенеза — той или иной степени социально-психологической дизадаптации1 ребенка, то уменьшение этой дизадаптированности в результате специ­альной психологической помощи может служить хорошим показателем эффективности психологической работы. Имен­но этот показатель эффективности психологической деятель­ности специального психолога был предложен Е.Л. Шепко [133]. Рассматривая психическое здоровье как интегральный показатель благополучия в психическом развитии, автор пред­лагает оценивать его на основе такого психологического кри­терия, как степень социально-психологической адаптации ре­бенка, которая определяется в первую очередь как успешность приспособления к социально-психологическим требо­ваниям окружающей среды. Изменение степени дизадапта­ции под воздействием коррекционно-развивающей работы психолога и переходе состояния ребенка из одной группы «психологического здоровья» в другую, менее тяжелую по параметру адаптации, и определяется как критерий эффек­тивности психологической деятельности. Этот принцип орга­низации деятельности специального психолога, на наш взгляд, чрезвычайно важен в общей оценке качества работы психолога.

6. Приоритетность образовательных задач. оп­ределяется статусом психолога в образовательном учрежде­нии. Наиболее важным показателем, который должен быть учтен психологом в его деятельности, является оценка воз­можностей овладения ребенком соответствующими програм­мами развития и обучения (дошкольной, школьной, любой другой образовательной) и оптимизация образовательных воз­действий, связанных с этой возможностью.

7. Принцип междисциплинарности и координирующего характера деятельности психолога.

вбирает в себя ряд таких положений, как комплексность подхода к ребенку, стереогнозиса в восприятии проблем ре­бенка и другие. В наиболее общем виде междисциплинар-ность деятельности специального психолога заключается в том, что, являясь по сути дела, «центровым» и координиру- ющим специалистом по отношению к ребенку и его пробле­мам, психолог должен знать и понимать не только отдель­ные отрасли психологии, но и определенные сферы педаго­гики, социологии, медицины. Для специального психолога понимание клинического подхода практически во всем раз­нообразии отраслей медицины (а не только психопатологии и неврологии детского возраста) является принципиально необходимым.

Этот принцип определяет и необходимость понимания оценки состояния ребенка с точки зрения различных облас­тей психологии. Примером такого междисциплинарного сте­реоскопического видения ребенка является интеграция в еди­ном обследовании систем нейропсихологической и патопси­хологической оценки, учете возможной психоаналитической трактовки наблюдаемых проявлений и т.п.

Этот же принцип отражает необходимость использования в коррекционной и консультационной деятельности различ­ных подходов и тактик, в частности одновременной с обсле­дованием ребенка психотерапевтической работы с родителя­ми (см. главу 4 раздела IV).

Особую актуальность этот принцип приобретает в настоя­щее время, когда появляется возможность обсуждения состо­яния ребенка со специалистами различных областей. Очевид­но, что без многогранной и многопрофильной оценки состоя­ния ребенка с разных профессиональных точек зрения порой невозможно не только определить прогноз дальнейшего раз­вития, но и поставить нозологический (медицинский) или психологический диагноз, дать педагогическую оценку, ин­дивидуализировать образовательный маршрут.

8. Этические принципы и связанный с ними принцип профессиональной компетенции. К этическим принципам, следует отнести и рефлексию собственной профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность как составляющая этики любого специалиста в настоящее время приобретает огромное значение. В условиях не всегда адекватно понимаемой де­мократизации образования, когда в образовательную практи­ку буквально хлынул поток самых разнообразных практик и технологий, важно уметь ограничить круг своей компетен­ции, чтобы не превысить своих возможностей, в конечном итоге — не навредить ребенку.

 

Принципы психокоррекции.

Психокоррекция — совокупность психологических приемов, используемых для исправления (коррекции) недостатков психики или поведения психически здорового человека, которые в наибольшей степени применимы к детям в период, когда личность еще находится в процессе становления, или в качестве симптоматической помощи взрослым больным. Коррекция обращена к недостаткам, которые не имеют органической основы, например, нарушение внимания, памяти, мышления, эмоций.

Психокоррекция опирается на следующие принципы:

1) комплексность клинико-психолого-педагогических воздействий;

2) единство диагностики и коррекции;

3) личностный подход с учетом сложной целостности и индивидуальности психики;

4) деятельностный подход с учетом ведущего вида деятельности для каждого возраста;

5) иерархичность организации психокоррекции, заключающейся направленности работы на создание зоны ближайшего развития;

6) каузальность (детерминизм) — направленность на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.013 с.)