Историческое время по августину и как его понимал аквинский 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческое время по августину и как его понимал аквинский



Время, согласно учению Августина, имеет начало, оно создано предвечным Богом. Сам Бог не существует во времени, для него нет понятий «тогда» и «теперь», а только «есть». Господь пребывает в вечности, между тем как время, в котором существует его творение, имеет и начало, и конец.

Пытаясь разобраться в природе времени, Августин испытывал немалые трудности. Если прошлого уже нет, а будущего еще нет, рассуждал он, то что же такое настоящее? Если бы оно всегда оставалось настоящим и не уходило в прошлое, то это было бы уже не время, а вечность. Но если оно мимолетно и практически сразу уходит в прошлое, в небытие, то его существование можно считать только условным. Снять эти противоречия Августин пытался, принимая определение времени как меры движения, которое принадлежит Аристотелю. Из этого определения следовало, что время не является реальным феноменом, оно не более чем способность человеческой души вызывать из небытия образы прошлого и на этом основании предсказывать будущее.

Понимаемая так идея времени позволила Августину по отношению к миру природы сформулировать максиму «нет ничего нового под солнцем». Иное дело — человеческая история. В этом вопросе Августин опирается на две идеи — божественного предопределения и столь же божественного всеведения. На практике это означает несколько противоречивый взгляд на роль Бога в истории: в первом случае ее ход означает всего лишь реализацию про­граммы, заранее намеченной божественным провидением, а во вто­ром — активное вмешательство Бога в ход исторических событий. В любом из этих альтернативных вариантов случайности и активная роль человека из истории оказываются исключенными. Ход исторического времени линеен и завершается Вторым пришествием и Страшным судом.

Идея исторического времени была, таким образом, переформулирована как идея провиденциализма — свободного промысла Всевышнего. Новый смысл получила и деятельность человека: она знаменовала собой лишь смиренную и благочестивую подготовку к посмертному переходу в Град небесный.

Конец средневековому эсхатологическому взгляду на историческое время положило наступление эпохи Возрождения. В «Божественной комедии» Данте произошла встреча пришельца из времени с самой вечностью.

Осевое время по Ясперсу

Осевое время — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 800—200 годами до нашей эры. По его мнению, все учения осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. Некоторые доосевые цивилизации (Древний Египет, ассиро-вавилонская цивилизация) не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование.

Э. О. Берзин объясняет глобальные перемены «осевого времени» преодолением «катастрофы бронзового века» и распространением металлургии железа, резко повысившей производительные силы обществ Древнего Востока. Этот подъём привёл к созданию региональных империй с духовной культурой, способствующей их единству. Переворот в духовной жизни в большинстве обществ Востока пришёлся на один сравнительно короткий период (собственно «осевое время»), но последствия его сказывались в течение многих столетий.

Последние исследования подтверждают обоснованность выделения периода 800—200 гг. до н. э. в качестве особой эпохи в эволюции мир-системы — в этот период, например, на порядок вырастает уровень мировой урбанизации, грамотности и т. п., а мир-система испытывает фазовый переход в качественно новое состояние. По мнению А. В. Коротаева, в осевое время происходит появление и широкое распространение представлений о том, что общество со временем изменяется, что «должное» не совпадает с «сущим», что возможно более справедливое социальное устройство и что его можно достичь, приложив для этого определенные сознательные усилия; оформляются многообразные социальные идеалы; появляются, распространяются и развиваются организационные формы, в рамках которых ведется деятельность по претворению этих идеалов в жизнь, сразу как минимум во всех «центрах» осевого времени (Греции, Риме, Палестине, зороастрийском Среднем Востоке, Индии, Китае). Именно с этой эпохи социальную эволюцию человечества (по крайней мере той его части, которая тем или иным образом, прямо или косвенно прошла через осевое время) никак нельзя уже рассматривать как полностью (или почти полностью) естественноисторический процесс, обусловленный (даже в конечном счете) только или почти только одними объективными материальными факторами. Сознание все в большей и большей степени начинает определять бытие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.004 с.)