Анализ произ-ва и продажи прод-ии. Основные направления, система показ-лей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ произ-ва и продажи прод-ии. Основные направления, система показ-лей.



Важнейшим разделом плана развития производства является производственная программа предприятия. Одним из ее разделов является объем производства и реализация продукции. Цель анализа производства и продаж заключается в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема производства и продаж, улучшения ее качества, расширения рынков сбыта.

Задачи анализа:

- оценка динамики производства и продажипродукции;

- оценка степени выполнения плана производства и продажи продукции;

- определение влияния факторов на изменение объема и ассортимента продукции;

- оценка выполнения договорных обязательств по объему поставок, ритмичности поставок, качеству и комплектности продукции;

- выявление резервов увеличения выпуска продажипродукции, улучшения ее качества;

- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

V пр-ва и реал-и прод-и яв-ся взаимозав-ми показателями.

В условиях ограниченных производст-х возможностей и не ограниченного спроса на первое место выдвигается V пр-ва прод-ии и он опред-ет V продаж, но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не пр-во опред-ет V продаж, а наоборот, возможный V продаж яв-ся основой разработки произ-ой программы.

Темпы роста V пр-ва и реал-ии прод-ии, повышения ее кач-ва непосредс-нно влияют на величину издержек, прибыль и рент-ть предприятия.

Задачи анализа: оценка степени выполнения плана и динамики пр-ва и реал-ии прод-ии; опред-ие влияния факторов на изменение величины этих пок-лей; выявление внутри хоз-х резервов увел-ие выпуска и реал-ии прод-ии; разработка меропр-тий по освоению выявленных резервов.

Источники информации: бизнес-план пр-я, оперативные планы и графики, отчет по прод-ии, ведомость №16 «Движение гот.изделий, их отгрузка и реал-ия» и др.

Основные показатели V производства – валовая, товарная и реализованная продукция.

Валовая прод-ия - ст-ть всей произведенной прод-ии и вып-х работ, включая незаверш-е произ-во. Товарная прод-ия отличается от валовой тем, что в нее не включ-ся остатки незаверш. пр-ва и внутрихоз-ный оборот. Реализованная прод-ия – ст-ть отгруженной и оплаченной покупателями прод-ии.

Анализ стоимостных пок-лей V прод-ии необходимо начинать с изучения динамики пок-лей за ряд лет. Затем проводят анализ выполнения плана по выпуску прод-ии путем сравнения факт-х пок-лей V прод-ии с пок-лями плана. В основе исследования в области ассорт-та выпуска прод-ии лежит принцип, выпускать прод-ии столько, сколько нужно и когда нужно. Существуют различные способы определения оценки выполнения плана по ассортименту. Наиболее распространенный-метод,при к-ом в расчет выпол-ия плана по ассорт-ту применяется наименьшая величина по изделию (плановая или факт-ая).

Степень по выполнению плана по ассорт-ру = зачтенный V за счет ассор-та

план-й V прод-и

Важным показателем деят-ти промышленных предприятий является качество продукции.

Качество продукции-это один из основных факторов, способствующих росту продаж продукции, это важный пок-льм д-ти промыш-х пр-й. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевание и удержание позиций на рынке. Ан-з вскрывает недостатки в системе управл-я кач-вом прод-ии.

Выполнение плана по ассортименту можно изучать различными способами:

1 ) способом наименьшего % – этот способ наиболее простой. При этом способе по каждому наименованию продукции определяется выполнения плана в % и затем выбирается наименьший %. При использовании данного метода можно применять как стоимостные, так и натуральные измерители. Необходимо иметь в виду, что применение этого способа правомерно в том случае если изделие по которому наблюдается наименьший % выполнения плана занимает подавляющий удельный вес в общем объеме выпуска продукции.

2) банковский способ – при этом способе для определения среднего % выполнения плана подсчитывают количество наименований изделий, по которым выполнен или перевыполнен план выпуска и относят его к плановому количеству наименований изделий. Этот способ применяют в тех случаях, когда выполняется большая номенклатура изделий.

Эти 2 способа имеют незначительное применение, так как они существенно искажают действительную картину.

Наиболее точным является способ среднего %. При его использовании применяется метод наименьшего числа, то есть по каждому изделию в выполнении плана засчитывается фактически выпущенное количество продукции, но не выше плана. Полученные суммы складывают и относят к плановому выпуску. Продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту. При использовании данного метода необходимо применять стоимостные показатели.

Качество продукции – важнейший показатель деятельности предприятия, его технического уровня и организации производства. Оценка качества продукции осуществляется путем определения соответствия ее показателя установленным требованиям. Эта процедура называется сертификацией. Более высокое качество продукции дает основание для роста цены и, как правило, способствуют росту спроса, а, следовательно, увеличению объема продаж в стоимостном выражении.

Предприятия, продукция которых экспортируется за рубеж, должны оценивать качество с позиции соответствия его международным стандартам.

Основные задачи анализа качества продукции:

1) оценка качества выпускаемой продукции;

2) выявление причин снижения качества;

3) определение влияния изменения качества на объем выпущенной продукции.

Источники информации:

1) нормативно – техническая документация;

2) данные бизнес – плана;

3) данные служб маркетинга и отдела сбыта предприятия;

4) рекламация.

Различают след.пок-ли кач-ва прод-ии,:

1. Обобщающие пок-ли – хар-ют кач-во всей произ-ой прод-ии, независимо от ее вида и назначения:

- удел.вес новой прод-и в общем ее выпуске,

- уд.вес прод-и высшей категории кач-ва,

- уд.вес сертифицированной прод-и,

- уд.вес прод-ии соот-щей мир-ым серт- ам.

2. Индивидуальные (единичные) пок-ли – кач-во прод-ии хар-ют одно из ее св-в:

- полезность, содержание белка в прод-тах питания, - надеж-ть, технологичность.

3. Косвенные пок-ли – штрафы за некачественную прод=ю, V и уд.вес с забракованной прод-ии, потери от брака.

Этапы проведения анализа:

1. Изучить динамику перечисл-ых пок-лей, вып-ие плана по их ур-ню, причины их изменения и дать оценку выпол-я плана по ур-ню кач-ва прод.

2. Определить влияние качва прод-и на стоимостные пок-ли работы пр-я: выпуск тов-ой прод-ии, выручка, прибыль.

По продукции, качество которой хар-ся сортом, рассчитываются:

- доля продукции каждого сорта в общем объеме,

- средний коэффициент сортности (Кс = (Кi х Цi) / (Кi х Ц 1 сорта),

- средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

Показатели качества продукции анализируется путем сравнения фактических данных с данными предыдущих периодов, планом, аналогичными данными других родственных предприятий.

Расчет влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (DТП), выручку от продажи продукции (DВ) и прибыль (DП):

DТП = (Ц1 – Ц0) х К1,

DВ = (Ц1 – Ц0) х VРП1,

DП = [(Ц1 – Ц0) х VРП1] - [(С1 – С0) х VРП1],

где Ц0, Ц1 – цена до и после изменения качества,

С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества продукции,

К1 – количество произведенной продукции повышенного качества,

VРП1 – объем продаж продукции повышенного качества

Реал-ия прод-ии яв-ся завершающей стадией кругооборота ср-в пр-я. От ее величины зависят результаты фин-ой хоз.д-ти, пок-ли оборачиваемости и рент-ти.

Анализ реал.прод-ии проводится за каждый м-ц, полугодие, год. В процессе его факт-е данные сравниваются с плановыми, предшествующими данными, рассчитываются % выполнения плана, абсол.отклон-ия от плана и темпы прироста.

Все ФАКТОРЫ оказ-щие влияние на реал-ию можно разделить на три группы:

1. производственные – связаны с V пр-ва, ритм-тью, мат-ой, организ-ной оснощенностью, кач-ыми параметрами и конкурентосп-ю

2. коммерческкие – охватывают понятие маркетинга (сбыт, реклама,..)

3. финансовые – форма расчетов, регулир-ние ст-ти товара

Все эти факторы м. контролироваться самими пр-ми.

Существуют неконтролируемые факторы:

- ур-нь инфляции,

- ур-нь расходов населения,

- появление на рынке более деш.товаров.

В проц. ан-за пр-ва и продаж проводят ан-з ритмичности. Ритмичность – равномерный выпуск пр-ции в соотв. с графиком в V и ассортименте, предусм-х планом. Для оценки вып-я плана по ритмичности исп-ся прямые и косвенные показ-ли. Прямые показ-ли – коэф-т ритмичности, коэффициент вариации, уд. вес пр-ва прод-ии за сутки к месячному выпуску, уд.вес произведенной прод-ии за кажд. м-ц к кварт-му выпуску, уд. вес выпущенной прод-ии за кажд. кварт. к год-му V пр-ва, уд.вес прод-ии, выпущенной в 1-ю декаду отч. месяца, к 3-ей декаде предыд. м-ца.

Косвенные показ-ли ритмичности – наличие доплат за сверхур. работы, оплата простоев, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку прод-ии, налич. сверхнорм-х остатков незаверш-го пр-ва и готовой прод-ии на складах.

К-т ритмичности опр. путем суммир-я факт.уд.весов выпуска за каждый период, но не более план-го их уровня.

К ритм = (Объем 1 / Объем 0) = (уд.1 + уд. 2 + уд. 3) / 100

К аритм = К ритм -1

В проц. ан-за необх. подсчитать упущенные возможности пр-я по выпуску прод-ии в связи с неритмичной работой. Это разность между факт. и возм-м выпуском прод-ии, исчисленным исходя из наибольшего V пр-ва. В закл. ан-за разраб-ся конкретные меропр-я по устранению причин неритмичной работы.

 

40. Ан-з обеспеченности трудовыми ресурсами и их использование.

К труд-м ресурсам отн. та часть населения, к-ая обладает необх-ми физ-ми данными, знаниями и навыками труда в соотв-ющей отрасли. От обеспеч-сти пр-я ТР и эф-ти их испол-ия зависят, V и своеврем-ость выпол-ия всех работ, эф-ть использования оборудования и как рез-тат – V произ-ва продукции, ее с/с, прибыль.

Задачи ан-за: 1. Изучение обеспеченности пр-я и ее стр-рных подразделений, труд-ми ресурсами по колич-м и кач-ным параметрам.2. Оценка эф-ти исп-я трудовых ресурсов. 3. Выявление резервов более полного и эф-го их исп-я.

Источники инф-ции: - План по труду, Данные табельного учета и отдела кадров, Стат. отчет-ть (отчет по труду), форма № П-4 «Сведения о числен­ности, зарплате и движении работников»,

Ан-зируя обеспеченность труд-ми рес-ми выявляют, как укомплектована фирма ТР в целом, в разрезе отдельных участков.

Обеспеч-сть пр-я ТР опред-тся сравнением факт-ого кол-ва раб-в по категориям и профессиям с плановой потреб-тью.

Оценка обеспеченности трудовыми ресурсами дополняется ан-зом численности рабочих. Для этого рассчитывается абсолютное и относительное отклонение численности рабочих с учетом корректировки на процент выполнения заданий плана по объему выпуска продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.014 с.)