Полидор Мари Бернар (1862—1949), бельгийский поэт, драматург и философ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полидор Мари Бернар (1862—1949), бельгийский поэт, драматург и философ.



Родился 29 августа 1862 г. в городе Генте в семье нотариуса. Изучал право в Париже, в 1886 г. был принят в гентскую коллегию адвокатов. Однако после знакомства с поэтами-символистами оставил адвокатуру.

В 1889 г. Метерлинк выпустил книгу стихов «Теплицы» и пьесу-сказку «Принцесса Мален». За ней последовали ещё несколько пьес, в том числе «Пелеас и Мелисанда» (1892 г.) — она вдохновила на создание музыкальных произведений композиторов К. Дебюсси, А. Шёнберга, Я. Сибелиуса.

Основная тема Метерлинка — жизнь человеческой души, которая извне окружена враждебными силами, а изнутри томима гнётом тёмных влечений и смутных страхов.

Человек в ранних пьесах Метерлинка — жертва рока, но уже в пьесах-сказках «Аглавена и Селизетта» и «Ариана и Синяя Борода» (обе 1896 г.) он предстаёт также как борец. В творчестве драматурга постоянно присутствует тема смерти, а в поздний период преобладают мистические и оккультистские мотивы. В пьесах «Сестра Беатриса» (1900 г.), «Монна Ванна» (1902 г.), «Чудо святого Антония» (1903 г.) Метерлинк перешёл от изображения внутренних переживаний к драматическим сюжетным коллизиям. В этот период он сблизился с социалистами и выступал против фатализма в жизни и искусстве.

Шедевр Метерлинка — пьеса-сказка «Синяя птица» (1908 г.), исполненная веры в победу человека над тёмными силами. Впервые она была поставлена 30 сентября 1908 г. на сцене Московского художественного театра и с тех пор сохраняется в репертуаре МХАТа.

Метерлинк писал и натурфилософские книги («Жизнь пчёл», 1901 г.; «Разум цветов», 1907 г.; «Жизнь термитов», 1926 г.; «Жизнь Муравьёв», 1930 г.).

В 1911 г. писатель стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Оккупация Бельгии германскими войсками в годы Первой мировой войны и кризис бельгийской социал-демократии вызвали у Метерлинка разочарование в общественной проблематике. Его трактаты «Жизнь пространства» (1928 г.) и «Перед лицом бога» (1937 г.) полны мистицизма.

В 1932 г. Метерлинку был пожалован титул графа. В 1940 г. он уехал в США, а в 1947 г. вернулся во Францию, где написал мемуары «Голубые пузыри (Счастливые воспоминания)» (1948 г.).

Умер 6 мая 1949 г. в своём замке в Ницце.

Ранние пьесы автора наполнены атмосферой, похожей на сон (тяжелый, тягучий, невыносимый), когда хотелось сбросить с груди удушающий бремя. Чрезвычайно показательна для молодого драматурга стала драма

"Слепые" (1890).

На берегу моря на сваленных деревьях сидели слепые и напряженно прислушивались, чтобы услышать шаги поводыря, который имел отвести их в приют. Они не знали, что поводырь сидел у них мертв, "лицо его светлее и нерухомише всего, что вокруг". Стояла темная ночь. Слепые ждали поводыря. Море волновалось, угрожая людям гибелью. И постепенно они потеряли надежду.

Нетрудно понять смысл метерлинкивських символов: остров - это и жизнь человека, и Земля во Вселенной, слепые - это человечество, не находило выхода; священник-поводырь - вера, которой больше не было у людей; ожидание чьи-то шаги - иллюзии жизни; неотвратимость морского прилива - неизбежность смерти.

По мнению Метерлинка, смерть находилась всегда среди людей, но они не знали этого, не видели; только некоторые, самые уязвимые, чувствовали ее присутствие. Приближение смерти может почувствовать только мудрый старец, а увидеть - малое дитя. В пьесе младенец заплакал: очевидно, увидел смерть. Однако этот образ мог символизировать и новую веру, которая родилась. Ведь сказал поводырь молодой слепой: "Царству старых, видимо, приходит конец".

Символ всегда многозначный, часто он не подвергался конечном расшифровки. Однако общая идея произведения поняла: человек слеп, одинокая, беззащитная перед смертью. Мастерство Метерлинка в воплощении этой идеи оказалась прежде всего в создании своеобразных диалогов. В них реплики действующих лиц - многозначные повторения, а паузы между репликами, то есть молчание, дополняла воображение зрителя. Именно молчание нагнетало ужас и отчаяние. Приобрела большое значение и палитра цветов: ночная темнота леса, темный, однообразный одежда слепых, черный плащ священника.

В пьесе «Слепые» присутствуют все признаки символистской драмы: действие происходило в условных обстоятельствах; не было конкретных признаков действия и времени, поэтому произведение приобрело вне часовости; персонажи, лишенные индивидуальных черт, стали олицетворением страха, безнадежности, беспомощности - это уже не характеры, а символы. Эта пьеса - иллюстрация к размышлениям о Неизвестное. Метерлинку удалось создать мир, который жил по законам его философии.

Метерлинк для создания соответствующего эмоционального настроя использовал известные романтические клише, образы и слова, заимствованные романтизмом с готической поэтики XVIII в., Которые в драматическом произведении благодаря наглядности, актерской игре, декорациям и освещению сцены, музыке и шумовым эффектам - приобрели особую эмоциональной силы и влияния. Все это и многое другое обеспечило успех ранним пьесам драматурга, как и их поэтичность, какая-то волшебная нежность и меланхоличность.

Пьесы предвоенного периода, в частности

"Синяя птица",

формально перекликались с пьесами, написанными в 80-90-е годы XIX в. Однако существенно изменился их общее настроение, они стали светлее, их герои потеряли свою беспомощность и пассивность, у них появилась конечно, благородная цель и надежда на ее осуществление.

"Синяя птица" - это философская пьеса-сказка, аллегорический и символический произведение о смысле бытия и всемогущество человека. Синяя птица - это символ счастья, истины, добра. Сюжет драмы - поиски героями загадочного птицы; конфликт - борьба добра и зла, света и тьмы, преодоление героями всего стояло на пути достижения цели.

 

 

Оскар Уальд (1854 — 1900)

Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд родился 16 октября 1854 года в Дублине (Ирландия), в семье врача-окулиста известного на всю Ирландию. В 1865 году его отдали учиться в дублинскую школу, Королевское заведение Портора, а после он поступил в Тринити-колледж Святой троицы, который окончил с золотой медалью.

17 октября 1874 года поступил в Оксфордский университет. Где стал членом элитарного клуба ценителей исскуства, главой которого был Джон Рескин, известный английский литератор. В 1878 г. получил степень бакалавра искусств, начал жить в Лондоне.

В 1881 году вышел первый сборник стихов «Поэмы», критики причислили его к французским символистам и импрессионистам.

В 1882-1883 годах читал в Америке курс лекций пропагандируя эстетизм. Вернулся в Ирландию, и здесь читал лекции в Дублинском университете. Познакомился с будущей женой Констанцией Ллойд, дочерью адвоката. Первые годы семейной жизни были счастливыми.

В 80-х произошло становление Уальда как журналиста, критика, эстета, прозаика, драматурга, мастера устной беседы. Редактировал журнал «Мир женщины».

В 1887 году увидели мир первые прозовые произведения: рассказы «Преступление лорда Артура Севила», «Образцовый миллионер», «Контервильское привидение» были первыми примерами воплощения его теории эстетизма.

Новое звучание проблеме предназначения красоты в жизни человека добавили сказки из сборника: «Счастливый принц и другие сказки» (1888) и «Гранатовый дом» (1891)

Анализ романа «Портрет Дориана Грея»

«Портрет Дориана Грея», анализ романа

В этом романе наиболее полно воплотился эстетический идеал Уайльда: абсолютизация творчества и творческой личности, противопоставление внутреннего мира человека бездушной, грубой реальности, провозглашение наслаждения смыслом существования (гедонизм). Тему соотношения эстетических проблем с этичными нормами общества писатель сделал главной, начав с предисловия, а закончил экспериментом над жизнью главного героя – Дориана Грея.

Предисловие к роману состоит из 25 афоризмов, которые декларируют эстетическую программу автора. В парадоксальном виде повторяются основные принципы эстетизма: «Художник – творец прекрасного», «Раскрыть себя и утаить создателя – этого жаждет искусство», «Избранными являются те, для кого прекрасное означает лишь одно – Красоту». Писатель не оставил без внимания и вопросы моральности искусства, разделив эти понятия как несовместимые. «Этические предпочтения творца приводят к манерности стиля», «Пороки и добродетели для творца – материал искусства». Но, не смотря на это, жизнь главного героя демонстрирует опасность искусственного разъединения этических и эстетических принципов.

Автор поставил Дориана Грея в фантастическую ситуацию: ему даны вечные молодость и красота, а стареет и становится уродливым, ужасным его изображение на портрете. Богатый, красивый юноша погрузился в мир наслаждений вслед за своим учителем лордом Генри Уоттоном, который подсказал идею вечной молодости, любуясь портретом Дориана в мастерской художника Безила Холлуорда. Художник, пораженный чистотой юного Грея, вложил в портрет свои мечты, чувства, свое видение красоты, «самого себя». Прекрасное произведение искусства получило часть души творца, способную влиять на других и покорять их. Но Дориана Грея привлекли не чувства Безила, а идеи лорда Генри, по мнению которого человек должен не доверять искусству, не учиться у него красоте, а самостоятельно искать ее в жизни.

Между художником и лордом разгорается борьба за душу и красоту юноши, победу в которой на первых же страницах романа получает лорд Генри, наверное, потому, что его слова упали на благодатную почву.

Дориан Грей пошел за своим новым учителем без долгих раздумий, променяв собственную душу на поиск вечных наслаждений. С помощью фантастических приемов автор материализовал слова юноши: «Если бы я мог остаться навечно молодым, а старел бы портрет. За это… за это… я отдал бы все». И портрет, созданный Безилом, принял на себя, и груз времени, и моральную ответственность за жажду острых ощущений.

Наслаждение всегда требует жертв. Первой данью стала любовь к юной актрисе Сибилле Вейн. Но любовь быстро прошла, когда Сибилла, влюбившись в юного красавца, больше не смогла изображать любовь на сцене. Не получив наслаждения от представления, Дориан Грей грубо оттолкнул девушку не только от себя, но и от жизни, она отравилась. Это было первое преступление, которое отразилось на портрете. Сначала оно напугало Дориана, но эгоизм победил: он спрятал портрет и начал новую жизнь.

Эта новая жизнь была двойной. В обществе Грей – блестящий денди, кумир молодежи. Жадный до новых, необычайных ощущений, вечный юноша, меблировал свой дом с пышностью, собрал коллекцию гобеленов и редчайших парфюмов, драгоценных камней и экзотических музыкальных инструментов. Простор романа замкнут в границах комнат, шкатулок, флаконов. Нет описаний природы, это мертвая красота Дориана Грея.

Дориану вскоре стало мало изысканных вещей и одинокой жизни. От светских салонов он перешел к грязным притонам, опиумным курильням, за ним потянулись темные сплетни. Первый кому Дориан открыл тайну портрета, был Безил. Он показал этот портрет как насмешку, брошенную в ответ на попытки художника вразумить юношу. Безила устрашает настоящее лицо Дориана, бывший некогда прекрасным портрет теперь изображает сластолюбивого старика, изуродованного пороками и злодеяниями. Но и сам Грей не может не ужасаться этому зрелищу, он начинает винить Безила в своих пороках и поведении, в порыве ярости Дориан убил художника кинжалом, от трупа он избавился, растворив его в азотной кислоте.
Слишком поздно Дориана начинают терзать муки совести, он начинает завидовать всем людям чья совесть чиста и непорочна, в конце концов он решает, что портрет является его собственной совестью и решает от него избавиться и тем самым облегчить свои душевные муки. С тем же кинжалом, которым ранее лишил жизни Безила, Дориан бросается на ужасный портрет. Проснувшиеся от крика слуги обнаружили труп уродливого старика рядом с портретом прекрасного юноши, выяснить что это труп Дориана Грея удалось только по кольцам на пальцах…

Конфликт между искусством и внутренним миром человека в романе «Портрет Дориана Грея»

«Портрет Дориана Грея» - исключительное произведение Оскара Уайльда, оставившее неизгладимый след в литературе. Это смело, ново и свежо настолько, что покорило сердца многих и заставило глубоко задуматься о ценности собственной жизни. С первых строк предисловия можно определить конфликт между внутренним миром человека и искусством. Автор имел дерзновение заявить: «Искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». Довольно остро афоризм рифмуется с гоголевским «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».

Художник Бэзил утверждает, что искусство – зеркало души, оно способно отобразить не только чувства, но и моральные качества человека. Проблема «прекрасного» и «безобразного» легла в основу произведения и стала его лейтмотивом. Действительно, нет ни одного уродства души, которое бы не отразилось на лице и теле.

Все человеческие подлости и поступки не проходят бесследно для нервной системы и ложатся подобно маске на лицо, носить которую с каждым днем становится сложнее. Виртуоз слова Оскар Уайльд решил создать идеальный образ внешне, но гнилой и трухлявый изнутри – Дориана Грея. Все уродства души центрального персонажа отображались на портрете в то время как сам Дориан сохранял ангельское обличие и являлся примером для подражания в обществе.

Этот фактор свидетельствует о невероятной глухоте и слепоте социума и высшего круга к лести, подлости и черни. Пелены на глазах не было только у циника и скептика Лорда Генри, который подобно прозорливому хирургу видел «опухоль мозга» Дориана, как на рентгене. Он обнажил свои идеи: зачем заботиться о проявлениях совести, если по обыкновению для нее нет места в гиблой и пропитанной отсутствием моральных установок душонке?

Генри всегда шел ва-банк и умел рисковать: он нес ответственность за сказанные слова, но не нес ответственности за то, как скажутся его мысли на жизни окружения, в которое был вхож Дориан. Тем самым Грею был предписан «приговор», и он начал свое стремительное падение в бездну.

Когда художник создал портрет, он будто вложил частичку себя в произведение всей своей жизни, вот почему это творение свидетельствует о духовных ценностях человека. Однако будущее плода искусства, как нас уже предупредил в предисловии автор, определяет не сам творец, а непосредственно владелец творения. Дориан заложил в свою душу бремя грязи, а портрет выступил в качестве лакмусовой бумажки его выбора. Вот почему картина, не дававшая покоя Грею, несла это суровое бремя до самой смерти персонажа и только после его физической кончины обрела свой первоначальный вид.

Генри выступал своеобразным творцом души Дориана, в качестве его инструмента значилась ошибочная философия, пленившая ум юного глупца Грея революционными идеями и новаторством и при этом подпилившая изнутри соблазнами зла неопытное сердце. Генри оправдывал поступки Грея, реабилитируя его совесть. В результате герой поднялся в небо в мыслях о собственной непогрешимости и возможности оправдать любое действо. Генри был адвокатом души Грея, а тот не мог уже остановить собственное моральное падение. Даже на убийство Сибиллы Вейн у Лорда Генри нашлась оправдательная речь: до сумасшествия упрощая устройство женской души и трагедию чувств, он говорит, будто смерть ее стала последней ролью никчемной актрисы.

Таким образом, Грей трансформируется в преступника и эгоиста, уничтожая собственную душу. Автор в произведении не раз подчеркивает, что жизнь человека способна контролировать только совесть. Она ставит в укор поступки. Более того, человек жив, пока жива его совесть. Дориан сам уничтожил ее, и она превратилась в атавизм. Его ментальная смерть состоялась задолго до физической.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.017 с.)