Понятие «психологическая помощь». Бытовая и профессиональная психологическая помощь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «психологическая помощь». Бытовая и профессиональная психологическая помощь.



Понятие «психологическая помощь». Бытовая и профессиональная психологическая помощь.

 

Понятие «помощь» означает содействие в чём-либо, поддержку, облегчение, оказание воздействия с целью приведения в нужное состояние.

 

Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей. Заказчиками психологической помощи может быть как один человек, так и группа (семья, организация).

Целью психологического консультирования является оказание направленной профессиональной психологической помощи клиенту.

 

Психологическая помощь есть область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении разнообразных проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме. Из книги Глава 1. Смысл и специфика психологической помощи - Психологическая помощь. Теория и практика - Бондаренко А.Ф.

Психологическая помощь может быть оказана не только на профессиональном, но и на бытовом уровне.

 

Бытовой уровень оказания психологической помощи основывается, прежде всего, на практическом опыте того, кто эту помощь оказывает. Суть бытовой помощи сводится к временному облегчению от общения с понимающим человеком, от разделения негативных чувств, от возможности поделиться своими проблемами и быть принятым таким или такой, какой ты есть. Для этого помогающему не требуется особого образования, кроме развития навыков общения, позволяющих слушать другого человека и разделять его/её чувства. Бытовую помощь может оказать любой человек, к которому есть доверие, в общении с которым возникает ощущение безопасности и уверенность в том, что открываемые ему или ей личные сведения, интимные подробности личной или профессиональной жизни не станут известны другим людям, которые могут это использовать в своих целях, манипулировать человеком. Чувство доверия, безопасности и условие конфиденциальности (неразглашения сведений личного характера, повышающих уязвимость личности в отношениях с другими людьми) являются базовыми условиями оказания любой психологической помощи.

 

Смысл профессиональной помощи не ограничивается временным облегчением, а подразумевает помощь человеку в его собственной оценке жизненных обстоятельств и в самостоятельном выборе стратегии решения своих проблем, в расширении своих психологических возможностей при решении этих проблем. Профессиональный психолог может определить возможные причины происхождения проблем (если клиент этого хочет и готов к этому), подтвердить подозрения клиента о том, что используемые им способы разрешения проблемы неадекватны, и отыскать в опыте более подходящие способы, увидеть скрытые стороны своей личности или несоответствие своих представлений о себе реальным практикам взаимодействия с окружающими (что и вызывает проблемы). Профессиональная психологическая помощь направлена на более эффективное использование внутренних психологических ресурсов.

Специфика профессиональной психологической помощи состоит в ее добровольном характере, в активном желании человека что-то изменить в себе. Это работа всегда строится на контрактной основе – на создании рабочего альянса между психологом и клиентом. Кроме того, профессиональная психологическая помощь предполагает предъявление к практическому психологу определенных требований к его личности и к условиям его работы.

 

Виды психокоррекции

 

Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.

 

1. По характеру направленности:

> симптоматическую;

> каузальную.

Симптоматическая (коррекция симптомов), предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа,

Каузальная (причинная) направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

 

2. По содержанию различают коррекцию:

> познавательной сферы;

> личности;

> аффективно-волевой сферы;

> поведенческих аспектов;

> межличностных отношений:

— внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);

— детско-родительских отношений.

 

3. По форме работы с клиентом:

> индивидуальную;

> групповую:

— в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);

— в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;

— смешанную форму (индивидуально-групповую).

 

4. По наличию программ:

> программированную;

> импровизированную.

 

5. По характеру управления корригирующими воздействиями:

> директивную;

> недирективную.

Также стандартизированная и свободная.

6. По продолжительности:

> сверхкороткую (сверхбыструю);

> короткую (быструю);

> длительную;

> сверхдлительную.

 

Сверхкороткая длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.

Короткая длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.

Длительная продолжается месяцы, в центре внимания — личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.

Сверхдлительная может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.

 

7. По масштабу решаемых задач:

> общую;

> частную;

> специальную.

 

Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.

Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.

Каждый прием имеет, как правило, несколько направлений психокоррекционного воздействия. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.

Специальная психокоррекция — это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.).

Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.

Особый случай представляют условия детских домов, исправительных учреждений для несовершеннолетних, воспитание в которых неотделимо от коррекции. В этих случаях первичным фактором, нарушающим психический онтогенез, является психогения, и психокоррекция направлена на преодоление результатов неправильного воспитания.

 

Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему коррекционно-развивающие мероприятия.

 

Проведение коррекционной работы требует от специалиста определенной подготовки. Психолог, самостоятельно осуществляющий коррекционную работу, должен иметь базовую фундаментальную подготовку в области психологии и специальную подготовку в области конкретных методов коррекционного воздействия.

 

Виды коррекционных программ

Для осуществления коррекционных воздействий необходимы создание и реализация определенной модели коррекции: общей, типовой, индивидуальной.

Общая модель коррекции — это система условий оптимального возрастного развития личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связях и отношениях между ними; использование различных видов деятельности для развития системности мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности и т.д.; щадящий охранительный характер проведения занятий, учитывающий состояние здоровья клиента (особенно у клиентов, переживших посттравматический стресс, находящихся в неблагоприятных социальных и физических условиях развития). Необходимо оптимальное распределение нагрузки в течение занятия, дня, недели, года, контроль и учет состояния клиента.

Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах; направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий.

Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы дня осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.

 

Понятие «психологическая помощь». Бытовая и профессиональная психологическая помощь.

 

Понятие «помощь» означает содействие в чём-либо, поддержку, облегчение, оказание воздействия с целью приведения в нужное состояние.

 

Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей. Заказчиками психологической помощи может быть как один человек, так и группа (семья, организация).

Целью психологического консультирования является оказание направленной профессиональной психологической помощи клиенту.

 

Психологическая помощь есть область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении разнообразных проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме. Из книги Глава 1. Смысл и специфика психологической помощи - Психологическая помощь. Теория и практика - Бондаренко А.Ф.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.018 с.)