Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-экономическое развитие Китая в период 1937 – 1945 гг.
Война в Китае рассматривалась японским империализмом как один из этапов реализации претенциозных планов установле- ния своей гегемонии в Азии, а эксплуатация захваченных райо- нов Китая — как важнейший элемент создания колониальной 538 империи нового типа: «великой восточно-азиатской сферы сов- местного процветания». Новизна японской колониальной поли- тики заключалась, помимо ее идеологического оформления, в том, что, во-первых, колониальная периферия рассматривалась центром этой «сферы» — Японией — не только как аграрно-сы- рьевой придаток японского хозяйства, но и отчасти (в Южной Манчжурии и Северной Корее) как районы развития промыш- ленности, в том числе и тяжелой, строящейся на японские и местные капиталы. И, во-вторых, колонизаторы стремились рас- ширить социальную опору своего господства в «сфере совмест- ного процветания» путем сотрудничества с буржуазными и мелкобуржуазными слоями под лозунгами паназиатизма. В годы войны японские захватчики попытались реализовать свои коло- ниальные планы на китайской земле, что существенно изменило характер социально-экономического развития некоторых райо- нов Китая. Особое место в японских колониальных планах отводилось Маньчжурии, которая рассматривалась и как экономически наи- более важный район, и как образец «совместного процветания». Объяснялось это прежде всего тем, что этот район несказанно богат природными ресурсами, которых так недоставало в самой Японии, а также тем, что, по представлению захватчиков, здесь сложился уже прочный в политическом отношении колониаль- ный режим (марионеточная империя Маньчжоу-го). Еще до начала войны в штабе Квантунской армии — факти- ческом хозяине этого района— захватчики разработали перспек- тивные планы экономического развития Маньчжурии, на осно- ве которых в начале 1937 г. был принят первый пятилетний план, а в 1941 — второй. Планы предусматривали довольно быстрые темпы индустриализации, а для достижения этих целей — высо- кий уровень японских капиталовложений. И хотя эти планы не были полностью выполнены, ибо ход войны оказался не таким, как его себе представляли в Токио, их реализация изменила со- циально-экономический облик Маньчжурии. Связано это преж- де всего с высоким уровнем японских капиталовложений. С 1936 по 1945 г. японские капиталовложения в этом районе выросли с 2,8 млрд иен до 11,3 млрд, а с учетом вложений правительства Маньчжоу-го (которые мы вправе вслед за китайскими авторами отнести фактически к японским — Токио ими бесконтрольно распоряжался) даже до 24,2 млрд иен, а в ам. дол. — с 1404,1 млн до 5595,9 млн. Огромный приток капиталовложений (вряд ли сопоставимый в то время с какой-либо другой колониальной страной) происходил 539 в основном за счет японского государства (около 70—80% всех вложений), что было связано с нежеланием японских монопо- лий (дзайбацу) и японских предпринимателей подвергнуть рис- ку свои капиталы, а также с низкой прибыльностью японских вложений в Маньчжурии (например, в 1941 г. — лучшем по конъюнктуре во время войны — японские компании в Маньч- журии получили только 2,5% прибыли на свой капитал). При этом имел место реальный ввоз капитала, вещественная форма кото- рого была связана прежде всего с реализацией планов индуст- риализации Маньчжурии, т.е. в значительной мере ввозилось промышленное и транспортное оборудование. Характерно, что Маньчжурия, имевшая до 1932 г. в течение многих лет значитель- ный положительный торговый баланс в торговле с Японией, после 1932 г., т.е. после того как начался переход к промыш- ленной стадии колониальной эксплуатации, стала значительно больше ввозить из Японии и стран ненового блока, чем вывозить туда. Причем отрицательное сальдо торгового баланса довольно точно коррелировалось с ростом уровня японских капиталовло- жений в Маньчжурии. Еще накануне войны штаб Квантунской армии, отказавшись от прямого военного контроля за экономикой, предпринял не- которую реорганизацию японского хозяйственного аппарата в Маньчжурии с целью интенсификации экономического строи- тельства. В течение долгого времени главным «хозяином» эконо- мической жизни Маньчжурии была японская Компания Южно- маньчжурской железной дороги (по-японски сокращенно «Ман- тецу»), контролировавшая не только железные дороги, но и всю крупную промышленность. В конце 1937 г. японцами была со- здана Компания промышленного развития Маньчжурии (по-япон- ски сокращенно «Мангё»), капитал которой был образован из взносов марионеточных властей и японской финансовой груп- пировки Аюкавы. «Мангё» стала держательской компанией, ко- торой были переданы все предприятия тяжелой промышленности (кроме Фушуньских копей), прежде контролировавшиеся «Ман- тецу». Новая компания, используя предоставленные ей капиталы для создания военно-промышленной базы, субсидировала созда- ние новых промышленных компаний и расширение старых: ме- таллургической компании в Дуньбяньдао на границе с Кореей, горно-металлургических комплексов в Аньшане и Бэньсиху, са- молетостроительной компании, компании специальных сталей и многих других. К концу 1941 г. «Мангё» уже держала контрольные пакеты 32 крупнейших промышленных компаний. Кроме того, японские власти способствовали созданию еще нескольких десят- 540 ков привилегированных компаний, основанных прежде всего на японские частные и государственные средства, фактически охва- тивших своим контролем остальные отрасли хозяйства. Все эти ком- пании стремились привлечь также и частный китайский капитал. Хозяйственная активность японских захватчиков, стремивших- ся превратить Маньчжурию в свою военно-промышленную базу, принципиально изменила экономический облик этой части Ки- тая, причем экономические процессы, наметившиеся еще в пред- военное время, в годы войны ускорились и углубились. Прежде всего дальнейшее развитие получила тяжелая про- мышленность. Добыча угля и железной руды утроилась, а вы- плавка чугуна и стали возросли в пять раз, быстро развивалась цветная металлургия. Особенно большое развитие получило машиностроение: значительно расширился выпуск промышлен- ного оборудования и станков, увеличилось производство локо- мотивов и автомобилей. Естественно, что захватчики особое вни- мание уделили производству различных видов вооружения и боеприпасов, в том числе производству такого сложного воору- жения, как самолеты и танки. В ином положении находились отрасли, производившие потребительские товары — большие японские капиталовложения сюда не поступали. Исключение со- ставляли текстильная и бумажная промышленности, в которых была заинтересована японская армия и которые поэтому значи- тельно выросли в этот период. В годы войны продолжалась и политика интенсификации сельс- кого хозяйства Маньчжурии, его дальнейшего подчинения интере- сам оккупантов. Выразилось это прежде всего в его продолжающей- ся диверсификации, расширении посевов технических культур, в росте производства которых японцы были особенно заинтересо- ваны. Так, за годы войны производство хлопка удвоилось, а са- харной свеклы выросло даже в десять раз. За счет китайского кре- стьянства Маньчжурии снабжалась оккупационная армия, в зна- чительных количествах продовольствие и сельскохозяйственное сырье вывозилось в Японию. Постепенно все сельскохозяйствен- ное производство было поставлено под строгий японский конт- роль. Колонизаторы устанавливали номенклатуру и размеры по- севов, а урожай фактически забирали на основах контрактации. Крестьянство постепенно теряло заинтересованность в увеличе- нии производства. Китайская буржуазия Маньчжурии в годы войны не саботи- ровала экономические мероприятия японских властей, стремясь получить свою долю от значительных военных доходов. Возросли ее вложения в смешанные предприятия и особенно в средний и 541 мелкий бизнес. В «обмен» на возможность относительно быст- рого развития китайская буржуазия вела здесь себя лояльно по отношению к колонизаторам, расширяя и укрепляя тем самым их социальную базу. Итогом 14-летнего японского хозяйничанья в Маньчжурии бы- ло принципиальное изменение социально-экономической струк- туры этой части Китая. Из отсталой аграрной окраины Маньч- журия превратилась в индустриально-аграрный район с развитой инфраструктурой и преобладанием тяжелой промышленности. Это был первый (наряду с Кореей) в истории колониальной системы империализма пример развития колонии индустриаль- ного типа. Маньчжурия стала действительно промышленной колонией, ибо основные экономические интересы захватчиков лежали именно в промышленной сфере. Маньчжурия была превращена в военно- промышленную базу японской агрессии. Но все индустриальное развитие Манчжурии носило колониальный характер, ибо оно определялось японскими интересами. Япония сохраняла полный контроль за всеми ресурсами этого района. Маньчжурская про- мышленная структура не стала органической частью китайского народного хозяйства. В определенной мере используя маньчжурский опыт, Япо- ния пыталась реализовать свои колониалистские планы во вновь захваченных районах Китая. Наиболее прочные экономические позиции Япония имела в Северном Китае. По примеру компа- нии «Мантецу» здесь японцы организовали держательскую Ком- панию развития Северного Китая, которая весной 1944 г. конт- ролировала уже 34 компании различного хозяйственного профиля с общим капиталом в 1,4 млрд иен. Основные вложения при- ходились на транспорт, связь, портовое хозяйство (73%), на втором месте была горнодобывающая промышленность (9%), а вложения в обрабатывающую промышленность были небольши- ми. Кроме того, различными льготами оккупанты стремились привлечь сюда и частный японский капитал. Фактически за счет ограбления частного китайского капитала («покупка» предпри- ятий за бесценок, «смешанные» предприятия и т.п.) количест- во японских фирм здесь в годы войны утроилось. Однако в це- лом значительного реального ввоза японского капитала в Север- ный Китай не было (всего за годы войны ввезено сюда около 265 млн ам. дол.) и не проводилось сколько-нибудь значитель- ного промышленного строительства. В этом районе оккупанты прежде всего стремились создать условия для вывоза сырья, для интенсификации эксплуатации местных ресурсов. Для эксплуатации оккупированных районов бассейна Янцзы (прежде всего шанхайского промышленного района) японцы со- здали держательскую Компанию развития Центрального Китая, которая в 1944 г. контролировала 12 крупных компаний с опла- ченным капиталом в 204 млн иен, охватывавших своей деятель- ностью весьма широкий круг предприятий: транспорт и связь, добычу угля и металлургию, автобусное сообщение и производ- ство газа, недвижимость и шелководство и т.п. В четыре раза выросло и количество частных японских фирм. Однако общие японские капиталовложения в этом районе за годы войны со- ставили всего 41 млн ам. дол., что свидетельствовало о нежела- нии японских властей, и тем более частных японских вкладчи- ков, рисковать значительными средствами в этом районе. Под свой полный контроль японцы стремились взять не толь- ко промышленное производство и транспорт оккупированных районов, но и, естественно, кредитно-банковскую систему, со- здав с этой целью резервные банки, контролировавшие денеж- ный рынок. Уже в марте 1938 г. в Пекине был открыт Феде- ральный резервный банк (ФРБ), считавшийся формально китай- ским, причем половину оплаченного капитала внесли китайские коммерческие банки, а другую половину — марионеточные власти за счет средств, предоставленных японскими банками. Незначи- тельный оплаченный капитал банка (50 млн иен) и значительная денежная эмиссия привели к быстрому обесцениванию банкнотов ФРБ. В декабре 1940 г. марионеточное правительство Ван Цзин- вэя открыло в Шанхае Центральный резервный банк (ЦРБ). Так создавался банковский механизм, имевший китайскую вывеску, но фактически находившийся в руках Японии, который позво- лил захватчикам поставить под свой полный контроль всю бан- ковско-кредитную систему оккупированных районов. Однако же- лание японской военщины как можно быстрее и легче использо- вать материальные ресурсы захваченных районов привели к без- удержной эмиссии, не имевшей сколько-нибудь реального обес- печения, и, следовательно, к росту инфляции. К концу войны ее темпы оказались даже выше, чем в гоминьдановских районах Китая. Столь же стремительно росли и цены. После того как схлынула первая волна грабежей со стороны японских захватчиков, оккупационные власти попытались не толь- ко взять под свой контроль экономическую жизнь, но и оживить промышленность и торговлю, наладить сотрудничество с китай- ской буржуазией, привлечь ее к экономическому строительству «сферы совместного процветания». Действительно, после паде- ния производства в первые два года войны начался процесс его 543 постепенного восстановления, а в 1939—1941 гг. и определенного роста, что было, в частности, связано с благоприятной внешне- экономической конъюнктурой в первые годы мировой войны. Растет добыча полезных ископаемых (например, угля в северном Китае в 2,5 раза), увеличивается производство и экспорт обраба- тывающей (особенно текстильной) промышленности шанхайс- кого района. Однако начало Тихоокеанской войны и последовав- шие за этим военные поражения японских агрессоров выявили авантюризм социально-экономической политики захватчиков. Повторить в этих районах Китая опыт маньчжурского сотрудни- чества, столь выгодного колонизаторам, не удалось. И это объяс- нялось не только ничтожным объемом японских капиталовложе- ний, не сравнимых с Маньчжурией, но и политикой колонизато- ров, стремившихся зачастую неэкономическими методами извлечь из хозяйства оккупированных районов значительные средства для войны. В этих условиях китайская буржуазия оккупированных райо- нов не получила существенных выгод от такого «совместного про- цветания» и поэтому не оказала политической поддержки захват- чикам. Более того, к концу войны ее нежелание сотрудничать с японцами усиливается, и это все более парализует японский тыл. Несмотря на значительные отличия в социально-экономичес- ком развитии различных оккупированных японцами районов Китая, можно выделить вместе с тем некоторые общие черты. Они могут быть сведены прежде всего к небывалой централиза- ции капиталов всего несколькими крупнейшими компаниями и банками, находившимися в руках японского государственно-мо- нополистического капитала. Если в Маньчжурии эта централиза- ция в основном соответствовала значительной концентрации про- изводства, то в других районах она существенно забегала вперед, отвечая интересам управления и усиления эксплуатации со сто- роны оккупантов. 3. РАЗВИТИЕ ГОМИНЬДАНОВСКИХ РАЙОНОВ Социально-экономическая политика Гоминьдана и ее последствия Характер экономической политики Гоминьдана в это время определяется как нуждами войны, так и социальной эволюцией самого Гоминьдана. Война сделала неизбежным возрастание госу- дарственного вмешательства в экономику, т.е. объективная обста- новка усилила ту тенденцию социально-экономического развития Китая, которая достаточно четко уже выявилась в предвоенные годы. Формулируя в новых условиях экономическую программу правительства, Гоминьдан обращается к идейному наследию Сунь Ятсена, заимствуя в учении основателя партии основную аргу- ментацию своей претенциозной экономической политики. Содер- жание этой лолитики не сводилось к экономическому обеспече- нию войны сопротивления. Оно включало также далеко идущие планы использования обстановки национально-освободительной войны с ее подъемом патриотических чувств для фактического подчинения гоминьдановской власти всей экономической жиз- ни общества. Именно поэтому возрастает интерес к пропаганде суньятсеновского принципа народного благоденствия. Однако реализация этих целей Гоминьдана происходила на весьма суженной хозяйственной базе неоккупированных райо- нов, т.е. в основном в окраинных районах северо-западного и юго- западного Китая. Хотя эти районы и располагали значительными природными ресурсами, но их промышленное освоение только начиналось. К тому же гоминьдановский Китай оказался факти- чески почти полностью блокированным японскими захватчика- ми. Не считая длинной и трудной дороги через Синьцзян в Со- ветский Союз, большую часть войны гоминьдановский Китай был связан с внешним миром только Бирманской шоссейной доро- гой и воздушными линиями. Сложнейшей проблемой военной экономики была инфляция, во многом определявшая весь хозяйственный климат страны. Впол- не естественный значительный рост правительственных военных расходов, с одной стороны, и потеря основных источников до- ходов (прежде всего таможенных поступлений) — с другой, зас- тавляли правительство чем дальше, тем больше обращаться к необеспеченной денежной эмиссии: уже в 1941 г. печатный ста- нок работал почти в 10 раз энергичней, чем до войны, а в нача- ле 1945 г. — уже почти в 300 раз. Если в первые два-три года вой- ны инфляция носила весьма умеренный для военного времени характер и реформированная в 1935 г. денежная система справля- лась со своими функциями, то постепенно инфляция нарастала, приняв к концу войны катастрофический характер — цены 1945 г. более чем в 1000 раз превышали цены предвоенного года. Обста- новка нараставшей инфляции наложила существенный отпеча- ток на всю хозяйственную жизнь гоминьдановского Китая. Одной из наиболее трудных экономических проблем являлось налаживание налоговой системы военного времени. Потеря ос- новных источников косвенного обложения (серьезное значение сохранил лишь соляной налог) заставила правительство обратить 545 особое внимание на увеличение прямого налогообложения. По- доходный налог был введен в Китае в предвоенном году, но только теперь он стал играть важную роль. В 1938 г. он был допол- нен налогом на военные сверхприбыли, а затем были введены и новые правила его взимания, направленные на повышение его эффективности. В 1940 г. вводится налог на недвижимость, а в 1943 г. — на аренду и продажу собственности. Были введены и некоторые другие налоги. Особо большое значение для гоминь- дановских финансов имело изъятие в 1941 г. поземельного налога из рук местных властей. Сам налог стал взиматься в натуральной форме. В следующем году натуральный поземельный налог был дополнен принудительной закупкой зерновых у землевладельцев, причем власти лишь частично расплачивались наличными. Все это позволило правительству в последние годы войны брать в свои руки более 5% валового сбора зерновых и тем самым обес- печивать снабжение армии и госаппарата. С 1943 г. в хлопкопро- изводящих районах поземельный налог стал собираться хлопком. Перенесение основной тяжести налогового обложения на пря- мые налоги означало в социальном плане увеличение обложения наиболее имущих слоев города и деревни. Землевладельцы, по мнению китайских авторов, были вынуждены отдавать государ- ству (с учетом лихоимства местных властей) основную часть то- варного зерна. На нужды войны правительство пыталось перестроить и бан- ковскую систему. Основные направления этой перестройки — централизация управления государственными банками и увели- чение их роли в хозяйственной жизни, дальнейшая специализа- ция банковской деятельности, усиление контроля за частными и местными банками. Эти мероприятия способствовали мобилиза- ции финансовых средств для расширения промышленного про- изводства как в государственном, так и в частном секторе. Большую роль в укреплении финансовых и экономических позиций гоминьдановского правительства сыграла внешнеэконо- мическая поддержка. Первую экономическую помощь, как уже указывалось, Китай получил от СССР, причем в наиболее труд- ное для страны время. Первые американские займы для закупки оружия стали предоставляться только в 1939—1940 гг. В 1941 г. на Китай была распространена система ленд-лиза, ставшая важным источником в снабжении борющегося Китая военными материа- лами. В феврале 1942 г. США предоставили Китаю заем на очень большую сумму в 500 млн дол. для укрепления китайской денеж- ной системы. Стали предоставлять займы Англия и некоторые дру- гие западные державы. А всего за годы войны гоминьдановский 546 Китай получил внешнеэкономической помощи на сумму около 1,5 млрд дол. Для решения задач войны сопротивления особое значение имело промышленное развитие западных районов. Оно начина- лось почти с нуля. Основой создания в этих отсталых районах промышленности послужили предприятия, эвакуированные из городов, захваченных японцами. За первые три с половиной года войны из восточных районов на запад было эвакуировано более 600 частных промышленных предприятий, не считая государствен- ных военных заводов. С предприятиями было эвакуировано 12 тыс. квалифицированных рабочих. В 1940 г. уже 70% этих предприятий работали, способствуя созданию военно-промышленного потен- циала. Отсталость этих районов и их блокада были, конечно, сдер- живающими факторами промышленного развития. Однако были и другие моменты, которые благоприятствовали созданию здесь промышленности: большой спрос в условиях товарного голода на продукцию как тяжелой, так и легкой промышленности, отсут- ствие конкуренции со стороны импорта и продукции более раз- витых восточных районов, помощь государства в создании про- мышленности и т.п. В результате этого количество промышленных предприятий выросло на неоккупированной территории за годы войны в десять раз, достигнув внушительной цифры в 5725 пред- приятий. Однако преобладали мелкие предприятия с низким тех- ническим уровнем. Фабрично-заводских предприятий к концу вой- ны насчитывалось только около тысячи с 61 тыс. рабочих и служа- щих. Объем промышленного производства вырос почти в четыре раза, причем особенно значительно выросло производство средств производства, а также военного снаряжения. Конечно, эти большие цифры не должны вводить в заблужде- ние, ибо сопоставление идет с очень низким довоенным уров- нем. Вместе с тем выплавка в 1943 г. 84 тыс. т чугуна и 10,5 тыс. т стали, добыча 6 млн т каменного угля, производство многих ви- дов промышленного оборудования и военного снаряжения сви- детельствовали о заметных изменениях в хозяйственном облике этих отсталых районов, в прошлом почти не знавших фабрично- го производства. По мере роста промышленности в ней происходили важные структурные изменения, главное из которых — превращение го- сударственного предпринимательства в ведущую и преобладаю- щую силу. Вполне естественно, что в обстановке войны только государственная инициатива, только государственная мобилиза- ция значительных средств могли обеспечивать быстрое строитель- ство военных предприятий, электростанций, металлургических 547 заводов. К концу войны государственный сектор охватывал при- мерно 1/10 часть всех предприятий (534), но его доля составляла около трети продукции, причем на одно государственное пред- приятие приходилось в десять раз больше капиталовложений, чем на одно частное, и каждое государственное предприятие нани- мало в среднем в два раза больше рабочих и служащих, т.е. в руках правительства были наиболее крупные и наиболее техни- чески оснащенные предприятия. В годы войны быстро росла и частная промышленность, одна- ко частный сектор развивался при поддержке правительства и под его контролем. Правительство оказало значительную финан- совую и техническую помощь предпринимателям, стремясь уве- личить вклад частнокапиталистического сектора в развитие обо- ронной промышленности. Оказывая финансовую и экономичес- кую поддержку (правительственные субсидии, банковские займы, правительственные заказы и т.п.), правительство одновременно расширяло и углубляло свой контроль за частным сектором про- мышленности. Особенно усилилась зависимость частной промыш- ленности от правительства в последние два года войны, когда выявился определенный спад производства, связанный прежде всего с резким усилением инфляции. В этих условиях правитель- ственная поддержка помогла выжить многим частным предприя- тиям, но поставила их в еще большую зависимость. С целью мобилизации мелкого производства для обеспечения нужд армии и населения правительство всячески поощряло про- мысловую кооперацию, причем ее развитие было взято под госу- дарственный контроль. Развитие кооперативов шло при значи- тельной финансовой поддержке правительства, однако только мелкое ткацкое производство в основном было охвачено коопе- ративами. Это был первый опыт прямого государственного воз- действия на мелкое производство. Новый и принципиально важный момент в экономической политике Гоминьдана в годы войны — стремление поставить под полный государственный контроль внешнюю и внутреннюю тор- говлю страны. Аппарат государственного контроля стал склады- ваться уже в первые месяцы войны. Создание административного аппарата дополнялось организацией правительственных внешне- торговых компаний, фактически взявших в свои руки почти всю внешнюю торговлю. Закупка и экспорт традиционных продук- тов — шелка-сырца, шерсти, шкур, кишок, чая и т.п. — пере- шли в руки нескольких компаний, объединившихся к концу вой- ны под названием «Фусин». Весь экспорт минерального сырья находился в руках государственного Комитета национальных 548 J ресурсов. Импорт также попал под строгий государственный конт- роль. Конечно, в условиях войны и блокады внешняя торговля не играла столь важной экономической роли, как прежде, однако именно в эти годы впервые сложилась в Китае система прави- тельственных организаций, поставивших под свой контроль ки- тайскую внешнюю торговлю, которая прежде была полем без- раздельной деятельности иностранного капитала. Еще большее значение для экономического развития страны име- ло создание системы государственного контроля за внутренней тор- говлей. Необходимость обеспечения армии продовольствием и сна- ряжением, а также предотвращение голода в неоккупированных районах заставили правительство провести разнообразные мероп- риятия для контроля за рынком. Система регулирования торгов- ли важнейшими потребительскими товарами и товарами произ- водственного назначения складывалась постепенно, по мере на- растания экономических трудностей, не в последнюю очередь связанных с ускорившейся инфляцией. Подход правительства к этой проблеме был чисто эмпирический. Первоначально наибольшую активность власти проявили в попытках создать административный аппарат контроля за цена- ми, чтобы таким путем приостановить их быстрый рост. Издава- лись законы о торговле по «справедливым ценам», о контроле за ценами, делались попытки их заморозить. Естественно, что ни постановления властей, ни чисто бюрократическая видимость деятельности не могли приостановить инфляцию или улучшить снабжение дефицитными товарами. Лишь постепенный переход правительства к прямому контролю за торговлей важнейшими товарами и создание государственных товарных запасов смогли оказать некоторое воздействие на рыночные процессы. Первым под строгий государственный контроль была постав- лена торговля жидким горючим. Уже в мае 1938 г. было издано постановление правительства о контроле за покупкой, продажей и всеми запасами жидкого топлива. Позже был введен и конт- роль за торговлей каменным углем. После перехода сбора позе- мельного налога в натуральной форме в руки центрального пра- вительства и введения обязательных закупок зерна в руках госу- дарственных органов оказались значительные запасы товарного зерна. Опираясь на эти запасы, правительство вводит лицензион- ную торговлю зерном. В 1944 г. эта система была уже распростра- нена на 18 провинций и 354 города, в которых было выдано по- чти 26 тыс. лицензий, которые давали право на торговлю зер- ном, но требовали полной отчетности о запасах, объеме продаж, Ценах и т.п. Затем была введена государственная монополия на 549 торговлю хлопком и фабричными хлопчатобумажными изделия- ми. Переход запасов хлопка-сырца в руки правительства позво- лил снабжать хлопком прядильные фабрики в обмен на пряжу, а ткацкие — снабжать пряжей в обмен на готовые ткани, что при- вело к полному государственному контролю за этими отраслями промышленности и за одним из важнейших потребительских то- варов. Под правительственный контроль была передана также тор- говля растительным маслом и бумагой. Таким образом, за восемь лет войны принципиально измени- лась роль государственного регулирования экономики и государ- ственного предпринимательства. Из второстепенной экономичес- кой силы они превратились в важнейший фактор социально-эко- номического развития неоккупированного Китая. Это изменение обусловлено созданием разветвленного государственного аппара- та хозяйственного контроля, фактически охватившего в той или иной степени своим влиянием все народное хозяйство провин- ций, на которые распространялась власть Гоминьдана. Завершился процесс подчинения банковского дела правительственным бан- кам, причем теперь они охватили своим влиянием глубокую про- винцию, а также не только современные секторы хозяйства. Госу- дарственное предпринимательство в промышленности стало веду- щим, а частная промышленность оказалась подчинена государству через систему кредитования, заказов продукции, снабжения сырьем и т.п. Под государственный контроль была поставлена внешняя торговля, а во внутренней государству принадлежали решающие позиции — монополия на торговлю важнейшими товарами (зер- но, хлопчатобумажные изделия, масло, нефтепродукты и т.п.). Быстро выросший государственный аппарат хозяйственного регулирования не был, однако, достаточно эффективным, что объяснялось не только объективными причинами (условия вой- ны, неподготовленность административного и технического пер- сонала и т.п.), но и резко возросшей коррупцией гоминьдановс- ких чиновников, получивших доступ к столь разнообразным ис- точникам незаконного обогащения. Эта коррупция не только снижала эффективность государственного регулирования хозяй- ства, но и болезненно воздействовала на политическую обста- новку неоккупированных районов страны. Социально-политическое развитие неоккупированных районов Начало национально-освободительной войны китайского на- рода против японских захватчиков, фактическое создание едино- го фронта, общий патриотический подъем существенно изменили 550 политическую атмосферу гоминьдановского Китая. Концентрация национальных усилий с целью сопротивления японским агрес- сорам на время как бы отодвинула в сторону прежние полити- ческие разногласия и противоречия, создавая атмосферу обще- национального сплочения. Вот в такой обстановке проходил вес- ной 1938 г. в Ханькоу чрезвычайный конгресс Гоминьдана. Конгресс обсудил новую политическую ситуацию и принял Ма- нифест и Программу сопротивления и строительства страны. Манифест отразил определенные идеологические сдвиги пред- шествующего периода, а также политический опыт первого периода войны. Это был весьма общий документ о целях и мето- дах гоминьдановской политики. Характерно, что в этом докумен- те заметен возрастающий интерес к суньятсеновским идеям, к суньятсеновской фразеологии. Основные положения Манифес- та, но в более сжатой форме изложены в Программе сопротивле- ния и строительства страны. Несмотря на всю расплывчатость этих документов, они созда- вали определенные политические, идеологические и правовые предпосылки мобилизации нации на войну сопротивления. Все патриотические силы Китая с одобрением восприняли эти ре- шения конгресса. «Мы одобряем и поддерживаем политический курс нашей страны на период войны сопротивления, выражен- ный в Манифесте и Программе сопротивления страны, — гово- рилось в заявлении членов политбюро ЦК КПК Ван Мина, Бо Гу и Чжоу Эньлая. — Он совпадает с основным направлением политической программы на период войны сопротивления, не- однократно провозглашавшейся ЦК КПК». В соответствии с решением чрезвычайного конгресса 1 июля 1938 г. был сформирован Национально-политический совет (НПС) — совещательный орган при гоминьдановском правитель- стве. Большинство мест в нем занимали гоминьдановцы, но в его состав были приглашены также и негоминьдановские полити- ческие силы. КПК было направлено в НПС семь человек: Бо Гу, Ван Мин, Дун Биу, Дэн Инчао, Линь Цзухань, Мао Цзэдун, У Юйчжан. Создание НПС в таком составе отражало развитие но- вой политической ситуации, в которой фактически признавалась легальность КПК. Конечно, возможностей для легальной работы КПК в гоминьдановских районах было немного, но она стреми- лась их полностью использовать. Активно работало в Ухане, а за- тем в Чунцине представительство КПК. Большую роль в обеспе- чении связи Особого района с остальным Китаем играло пред- ставительство 8-й армии в г. Сиане. КПК получила возможность публиковать в гоминьдановской столице свою ежедневную газету 551 «Синьхуа жибао», а также другие издания. Не меньшее значение имели открывшиеся возможности для коммунистов и их сторон- ников использовать средства массовой информации гоминьданов- ских районов для патриотической пропаганды, для разоблачения национальных предателей, для критики многих направлений го- миньдановской политики. Хорошо использовала КПК и развер- нувшуюся политическую деятельность массовых патриотических организаций, профсоюзов, женских, студенческих организаций, быстро расширяя свое влияние среди политически активной массы городского населения. Главным идейно-политическим рычагом усиления влияния КПК в массах была концепция общенацио- нального сопротивления японской агрессии. КПК сумела плодо- творно использовать политическую атмосферу национального подъема, уже в первый период войны выдвинувшись как актив- нейшая патриотическая сила, как центр притяжения патриотов, которых не удовлетворяла гоминьдановская политика. Расширение освобожденных районов, укрепление 8-й и Но- вой 4-й армий, рост популярности КПК в неоккупированных гоминьдановских районах — все это. постепенно усиливало анти- коммунистические настроения в Гоминьдане. В полной мере это сказалось уже на работе V пленума ЦИК Гоминьдана в январе 1939 г., который отверг предложения руководства КПК о поис- ках форм организационно-политического сближения участников единого фронта и даже принял резолюцию «О мерах по ограни- чению деятельности чуждых партий», направленную против воз- росшей активности коммунистов в гоминьдановских районах. В дальнейшем антикоммунистические тенденции в гоминьдановс- кой политике продолжали усиливаться, приводя подчас к таким острым столкновениям, как инцидент с Новой 4-й армией в на- чале 1941 г. Антикоммунизм вновь делается устойчивым компо- нентом гоминьдановской пропаганды и политики, не сумев, од- нако, приостановить возрастание авторитета КПК как националь- ной силы, предотвратить группировку вокруг КПК сторонников активной борьбы с японской агрессией. Причины этого не толь- ко в разработанной с помощью Коминтерна и осуществлявшей- ся в первые годы войны эффективной политике единого нацио- нального фронта антияпонской борьбы, но и в существенных идейно-политических сдвигах китайского общества, вызванных в первую очередь социально-политической трансформацией Го- миньдана. В «нанкинское десятилетие» Гоминьдан рекрутировался прежде всего за счет новых (гоминьдановских) милитаристов и буржуаз- ных и мелкобуржуазных слоев наиболее экономически развитых 552 приморских провинций. Война и японская оккупация разорвали связи Гоминьдана с приморской (прежде всего шанхайской) буржуазией, подорвали политическое влияние крупной буржуа- зии вообще. В годы войны Гоминьдан правил районами с нераз- витыми капиталистическими отношениями, где буржуазия была крайне слаба. Гоминьдан как бы терял реальные политические связи с крупной буржуазией. Однако сужение социальной базы Гоминьдана было не только результатом «географии» военного времени, но и результатом социально-экономической политики Гоминьдана в годы войны, которая была направлена на всемер- ное огосударствление хозяйства, что не могли, конечно, под- держивать буржуазные круги. В годы войны все явственнее выделяется основная опора го- миньдановского режима — партийная, гражданская и военная бюрократия. Если в предвоенные годы она в определенной мере формировалась за счет буржуазии и буржуазной интелли<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.159.192 (0.007 с.) |