Изменения в государственном строе и праве российской империи в ходе революции 1905–1907 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменения в государственном строе и праве российской империи в ходе революции 1905–1907 гг.



Перед Россией на рубежеXIX–XX вв. встала проблема реформирования всех сфер жизни, от экономики до государствен­ного строя. Ее предстояло проводить на огромной территории, в стране с устойчивыми традициями и феодальными пережит­ками. Возникли и получили развитие монополии в промышлен­ной и банковской сфере. Характерной особенностью русского капитализма являлось то, что отечественное производство в значительной степени основывалось на иностранных капита­лах. Крупнейшие монополистические объединения действо­вали при участии англо-французских финансовых кругов. Также следует отметить сильное отставание социаль­но-экономического развития деревни. Сохранялись полукре­постнические методы эксплуатации крестьян, непомерно вы­сокие платежи и т.д. Дворянство, бывшее главной опорой самодержавия, теря­ло монополию на власть. На ведущую политическую роль стала претендовать буржуазия. К началу XX в. в России обострились национальные и на­ционально-религиозные противоречия. Нарастала социальная напряженность: расширялось рабочее движение, проис­ходили крупные крестьянские выступления. Поражение Рос­сии в русско-японской войне 1904–1905 гг. способствовало нарастанию революционных настроений.

На пути изменений в государственном строе в России важ­нейшими документами стали Манифест от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положение о выборах в нее, Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Основные законы от 23 апреля 1906г.

Согласно августовским Манифесту и Положению Государ­ственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы проходили по трем куриям: уездных землевла­дельцев, городской и крестьянской. Цензовая система лишала избирательного права рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию и другие категории населения. К компетенции Ду­мы относились: разработка и обсуждение законов, обсуждение государственного бюджета и др. Революционные события 1905 г. сорвали созыв булыгинской Государственной думы. Новым шагом на пути эволюции феодальной монархии в буржуазную эпоху стал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г. Он провозглашал основные гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов и др.), предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширял права Государственной думы, повысив ее статус до законодательного учреждения

20 февраля 1906 г., одновременно с учреждением Госу­дарственной думы, было утверждено новое Положение о Госу­дарственном совете.

Государственный совет становился верхней палатой, об­ладавшей такими же правами, как и Государственная Дума. Законопроекты, принятые Государственной думой, поступали через Государственный совет на утверждение императора.

Состав Совета формировался следующим образом: полови­на членов назначалась императором, другая половина избиралась дворянскими обществами, губернскими и земскими собра­ниями, крупными промышленниками и торговцами, Синодом, Академией наук и университетов. Члены Совета избирались на 9 лет, причем каждые три года обновлялась 1/3 состава. Возглав­ляли Государственный совет председатель и вице-председатель, назначаемые императором.

Основные государственные законы были утверждены им­ператором Николаем II 23 апреля 1906 г.

Основные законы устанавливали двухпалатную парламентарную систему и сохраняли достаточно широкие полномочия императорской власти.

Сделанные правительством конституционные уступки бы­ли обусловлены усилением революционного движения, а не воз­действием либеральных идей и программ.

Из Основных законов была устранена характеристика власти императора как власти неограниченной, но все основ­ные прерогативы императорской власти сохранились: «Импе­ратору Всероссийскому принадлежит верховная самодержав­ная власть». Власть управления принадлежала императору во всем ее объеме. В соответствии со статьей 7 законодательную власть император осуществлял «в единении с Государственным со­ветом и Государственной Думой». В целом Основные законы закрепляли принцип разделения властей.

Основные законы предоставили Государственной думе и Государственному совету право законодательной инициативы, они получили право утверждать, отклонять или перерабаты­вать законопроекты, представляемые правительством.

Царь имел право абсолютного вето. Однако Дума могла повторно рассматривать вопрос, отклоненный царем, и тем самым оказывать на него давление.

В рассматриваемый период главным источником права становится закон. По своему содержанию законы делились на:

– предписывающие;

– восполнительные.

По пространству действия законы делились на:

общие – действовавшие на всей территории государ­ства;

местные – действовавшие на определенной части госу­дарства;

особенные – действовавшие в отношении определенной категории дел;

специальные – действовавшие в отношении особых групп лиц.

Действие закона во времени начиналось с момента его опуб­ликования. Если в законе не указывался срок вступления его в законную силу, то он определялся моментом получения на данной территории листа сенатского издания Собрания уза­конений и распоряжений правительства.

Основные законы закрепляли такие гражданские права и свободы, как неприкосновенность жилища и собственности, свобода перемещения, выбора профессии, слова, печати, со­браний, вероисповедания и др.

В систему источников права данного периода стали вклю­чаться постановления Совета министров и мнения Государст­венного совета. Эти нормативные акты носили подзаконный характер и были обязательны для всех исполнительных орга­нов. Совет министров также издавал положения и указы. Первые носили правоустанавливающий характер и определяли струк­туру, функции органов власти и управления. Вторые были на­правлены на реализацию конкретных правовых действий.

В качестве одной из приоритетных задач законодатель определил правовое регулирование экономики. Получило развитие понятие юридического лица. Опреде­лялись виды юридических лиц:

публичные – казна, ведомства, учреждения, органы местного самоуправления;

частные – соединения (общества, товарищества) и уч­реждения. Для образования юридического лица требовалось согла­шение нескольких лиц, утверждаемое в концессионном или явочном порядке, т.е. утверждаемое представителями органов власти или путем регистрации.

Товарищества подразделялись на полное, на вере и акци­онерное. В качестве субъектов хозяйственной деятельности могли выступать торгово-промышленные предприятия. Они имели форму треста, синдиката, концерна или акционерного общества.

Характерной особенностью является либерализация судебного процесса. С 1885 г. отменя­лась публичная казнь. В 1886 г. присяжным были предостав­лены новые процессуальные права. С 1899 г. в судебных пала­тах вводилось обязательное назначение защитника. В 1909 г. был разработан институт условно-досрочного освобождения. С 1910 г. время, проведенное обвиняемым в предварительном заключении, стало включаться в срок заключения. С развитием хозяйственных отношений появляется про­образ будущего арбитража — административная юстиция.

Изменения в общественном строе. В Росси в начале XX в. продолжал действовать Свод законов Российской империи, определявший положение сословий.

Закон различал четыре главных сословия: дворянство, духовенство, городских и сельских обывателей. Из городских обывателей была выделена особая сословная группа почетных граждан. Дворянство сохранило большинство своих прежних привилегий. Наиболее существенные изменения в его правах произошли в результате крестьянской реформы 1861 года.

В руках поместного дворянства были сосредоточены огромные средства, гигантские земельные фонды, определявшие преобладание крепостников – помещиков в земледельческом строе России, а «следовательно, в русском государстве вообще и во всей русской жизни».[16]

В то же время крупное землевладение уже утратило чисто дворянский характер. Приблизительно треть крупных землевладельцев была буржуазной по своему происхождению (главным образом купцы и крестьяне).[17]

Дворянство в основном продолжало использовать прежние методы ведения хозяйства, сохраняя многие крепостнические пережитки.

Для дворянских имений характерен чрезвычайно низкий уровень хозяйства, низкий уровень получаемых доходов.

В связи с этим дворяне были вынуждены систематически прибегать к залогу и продаже своих земель, в связи с чем фонд дворянского землевладения неуклонно сокращался. С 1 января 1905 г. по 1 января 1915 г. по 47 губерниям Европейской России (без Прибалтики) общая площадь дворянских владений уменьшилась на 20%.[18]

Но дворянство продолжало быть господствующим классом, «самым сплоченным, самым образованным и наиболее привыкшим к политической власти…..».[19]

Уже в конце XIX в. дворянство стремилось более энергично использовать свои сословные организации для защиты классовых интересов. Так, в 1886 году в Петербурге было созвано Совещание губернских предводителей дворянства для обсуждения дворянского вопроса. В 1897 году было учреждено особое совещание по делам дворянства.

Первая русская революция дала толчок к дальнейшему политическому объединению дворянства. В 1906 году на Всероссийском съезде уполномоченных дворянских обществ (за 1906-1916 гг. состоялось 12 таких съездов) был создан центральный орган этих обществ – Совет объединенного дворянства. Он оказывал заметное влияние на правительственную политику.

Были образованы и другие политические организации дворянства. Их наиболее значительными политическими партиями были «Союз русского народа», «Русское собрание», «Союз русских людей».

Развитие капитализма в Росси привело к значительному росту буржуазии и усилению ее влияния в экономике. Буржуазия в начале XX века представляла собой экономически самый могущественный класс России.

В единую и сознательную политическую силу российская буржуазия стала складываться в период революции 1905-1907 гг. Именно в это время она создала свои политические партии: «Союз 17 октября» (в него входили и помещики) и партию конституционных демократов (кадетов), в которую входили часть средней городской буржуазии, либеральны помещиков, служащих, интеллигенции.

Уже в конце XIX века буржуазия России имела довольно много различных предпринимательских организаций: Торгово-промышленные съезды, Общество для содействия русской промышленности и торговле, русское техническое общество, биржевые комитеты, комитеты торговли и мануфактур, купеческие управы, общества для содействия улучшению и развитию фабрично-заводской промышленности.

Крестьяне составляли в начале XX в. около 80% населения России. И после отмены крепостного права они продолжали оставаться низшим, неравноправным сословием. В деревне сохранялись многие пережитки крепостного строя: отработки, круговая порука, община, выкупные платежи, волостное управление и др.

Революция 1905-1907 гг. всколыхнула многомиллионные массы крестьян. Если в 1900-1904 гг. было 426 выступлений крестьян против помещиков, то в 1905-1907 гг. – 4681, то есть их число увеличилось более чем в 10 раз.

В связи с развитием крестьянского движения весной и осенью 1905 года, охватившего свыше 1/3 уездов Центральной России, возник Всероссийский крестьянский союз.

Революционное движение в стране и борьба крестьян вынудили царское правительство еще до первой русской революции отменить некоторые наиболее одиозные остатки крепостнической системы. Так, в марте 1903 года была отменена круговая порука в сельской общине; в августе 1904 года были отменены телесные наказания крестьян, применявшиеся по приговорам волостных судов. Под влиянием революции 3 ноября 1905 года был опубликован царский Манифест «Об улучшении благосостояния и облегчения положения крестьянского селения». В связи с этим манифестом с 1 января 1906 г. выкупные платежи уменьшались наполовину, а с 1 января 1907 г. взимание их полностью отменялось. Предусматривалось также введение более льготных условий для выдачи ссуд из крестьянского земельного банка для покупки земли крестьянами.

Под прямым воздействием первой русской революции 5 октября 1906 г. был подписан Указ «Об отмене некоторых ограничений в права сельских обывателей и других лиц бывших податных состояний». Этим Указом декларировалось предоставление всем российским подданным (кроме инородцев) одинаковых прав относительно государственной службы; крестьяне не должны были представлять при их поступлении на государственную службу, в учебные заведения «увольнительные», выдававшиеся сельскими обществами; могли свободно избирать место жительства; крестьянам разрешалось обязываться векселями.

Волостные суды были сохранены, но их деятельность была несколько ограничена – они не могли наказывать крестьян за проступки, не предусмотренные Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В значительной мере были сохранены и права земских начальников относительно сельских обществ, сельского и волостного управления.

Революция 1905–1907 гг. показала несостоятельность ставки самодержавия на патриархальность, царистские иллюзии крестьянства. Крестьянство приняло активное участие в революционной борьбе. Царское правительство в этих условиях решило (по инициативе министра внутренних дел, а позднее председателя Совета министров – Столыпина) осуществить мероприятия, направленные на укрепление кулачества, то есть сельской буржуазии. Для достижения этой цели было решено перейти к политике ускоренного разрушения общины, укрепления частной собственности на землю, ликвидации существовавших ограничений отчуждения надельных земель.

В основе аграрного законодательства Столыпина лежал Указ от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землеустройства», по которому каждый домохозяин – член общины получал право требования предоставления земельного надела в частную собственность. Домохозяин имел право требовать от сельского общества выделения всей земли вместе, единым участком. В одном месте также должны были отводится земли крестьянам, пожелавшим выделится на отруба и хутора.

14 июня 1910 года был опубликован Закон «О выходе крестьян из общины». Он шел дальше Указа 1906 года, так как в принудительном порядке признавал частными собственниками всех крестьян в тех общинах, где земельные переделы не проводились за последние 24 года.

29 мая 1911 года было принято Положение о землеустройстве, которое, наряду с определением порядка работы землеустроительных комиссии, созданных для проведения столыпинской реформы, предусматривало возможность упразднения общины по ходатайству части владельцев земли и членов земельных обществ, то есть принудительно для других крестьян.

Столыпинская реформа значительно ускорила процесс расслоения крестьянства и привела к увеличению бедноты, батраков, разорявшиеся крестьяне уходили в город и пополняли ряды рабочих. Позиции же кулачества значительно окрепли.

Важную роль в проведении реформы должен был играть Крестьянский банк, созданный еще в конце XIX в. Он выдавал ссуды на покупку земли (порядок их предоставления, установленные проценты были таковы, что воспользоваться ими могли только зажиточные крестьяне) и быть посредников при продаже земли поместного дворянства. Помогая в определенной мере сельской буржуазии приобретать дворянские земли, Крестьянский банк увеличивал цены на эти земли с тем, чтобы сделать их продажу более выгодной для помещиков.

Кроме землеустройства крестьян столыпинская реформа предлагала еще одну меру – переселение крестьян на восток, на новые земли, свободные от помещичьего землевладения. Эта мера должна была, по идее правительства, уменьшить земельный голод в центре России, ослабить противоречия между крестьянством и дворянами. Оной из целей этой политики была русификация окраин. Малоземелье, неурожай 1911 г. вынудили крестьян решиться на переселение. Всего за 1906-1915 гг. более 3 млн. крестьян выехало за Урал. Но правительство не подготовилось к осуществлению мер по переселению. В результате многие крестьяне разорились, вернулись назад.[20] Желаемая цель достигнута не была.

Но столыпинская аграрная реформа, не затронув помещичьего землевладения, не могла решить задачи буржуазного преобразования сельского хозяйства.

Столыпинская реформа привела к усилению классовых противоречий в стране, углубила и расширила основу для укрепления союза рабочего касса и трудящегося крестьянства.

Развитие капитализма в России привело к созданию рабочего класса – пролетариата. Уже конце XIX в. численность рабочего класса в России достигла 10 млн. человек. К 1913 г. число наемных рабочих выросло почти до 20 млн.

Особенностью рабочего класса России была его высокая концентрация на крупнейших предприятиях страны.

Рабочий класс России был той общественной силой, которая была способная возглавить революционною борьбу широких народных масс против царизма.

В 1903 году на II съезде социал-демократической партии была организационно оформлена партия большевиков, возглавившая борьбу пролетариата в революции 1905-1907 гг. Первая русская революция, несмотря на ее поражение, имела огромное значение для политического возмужания рабочего класса, укрепления партии большевиков, складывания Союза рабочего класса и крестьянства.

Рабочий класс героической борьбой в период революции добился у царского правительства права на объединение в профсоюзы.

Рабочие использовали и другие предоставленные им возможности: организовывали различные культурно-просветительские организации, больничные кассы, страховые общества, кооперативы. В годы реакции они использовались партией большевиков как легальные возможности организации борьбы рабочего класса.

После образования Государственной Думы рабочий класс России получил возможность использовать различные формы парламентской борьбы – была образована социал-демократическая фракция в Государственной Думе. В годы первой русской революции пролетариат добился небольшого улучшения положения рабочего класса. Была увеличена заработная плата, на некоторые предприятиях уменьшены штрафы. Но в последующие годы реакции эти завоевания были ликвидированы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 1036; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.025 с.)