Тема 1. Жизненный путь личности и саморазвитие. Индивидуальный коучинг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Жизненный путь личности и саморазвитие. Индивидуальный коучинг



Вопросы:

1. Понятие жизненного пути.

2. Понятие жизненной позиции.

3. Понятие жизненной перспективы.

4. Понятие жизненного сценария.

5. Личность как субъект жизненного пути.

6. Личностный рост и его патогенные механизмы.

7. Признаки остановки личностного роста.

8. Понятие индивидуального коучинга и условия его успешности.

Проблема исследования жизненного пути личности занимает одно из центральных, ключевых мест в современной системе наук о человеке. Данная тема входит в круг фундаментальных интересов различных отраслей знания, таких как психология и социология, антропология и философия, педагогика, этнография и др. Термин « жизненный путь » является наиболее емким и употребительным современный научный термином для описания индивидуального развития. Жизненный путь является основной формой развития личности, главным содержанием которого являются значимые, критические жизненные события. Он характеризует процесс развития человека, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование личности. Таким образом, ж изненный путь можно рассматривать как индивидуальную историю личности, ее содержание и мировоззренческую суть.

Жизненный путь личности имеет два взаимосвязанных измерения: вертикальное (изменение места человека в социуме, социального статуса и ролей…) и горизонтальное (временное измерение как определенная, регламентированная обществом, смена стадий личностного развития – детство, юность, взрослость). Общество задает определенную логику смены видов деятельности, ролей и статусов человека, но от самой личности зависят ее достижения и реализация жизненного пути. О полноценной реализации личности можно говорить лишь тогда, когда то, к чему стремится человек, подкрепляется его потенциями, и у человека есть воля реализовать это соединение и найти свое место в жизни, даже если реальная ситуация препятствует этому.

Впервые понятие «жизненный путь личности» предложила психолог, доктор философии, специалист по детской психологии Шарлотта Берта Бюлер. Она провела аналогию между процессом жизни и процессом истории и объявила жизнь личности индивидуальной историей. Жизнь не цепь случайностей, она имеет закономерные этапы. Индивидуальную, или личную, жизнь в ее динамике она назвала жизненным путем личности.

Американские ученые Л.Р. Шеррод и О.Г. Брим (младший) резюмируют современные представления о жизненном пути человека следующим образом.

1. Развитие является принципиально плюралистическим как в процессе, так и в результате: ни процесс, ни конечный результат развития нельзя считать однонаправленным или ведущим к одному и тому же конечному состоянию.

2. Развитие происходит от зачатия до смерти, причем пластичность, способность к изменению сохраняется на всем протяжении жизни. Это значит, что развитие человека не ограничивается отдельным периодом его жизни и пережитое в одном периоде не обязательно важнее того, что будет испытано в другие периоды. Различные процессы развития могут начинаться, продолжаться и заканчиваться в разные моменты жизни, и развитие в разных областях не обязательно имеет сходные траектории или даже сходные принципы.

3. Развитие разных людей протекает крайне неодинаково. Межиндивидуальные различия могут включать биосоциальные процессы дифференциации, зависящие от половой, социально-классовой и иной принадлежности. Это значит, что межиндивидуальная изменчивость (вариабельность) может отражать изменчивость процесса развития.

4. Развитие в разных областях жизнедеятельности детерминируется множественными факторами, которые также могут быть взаимосвязаны: оно не сводится к одной-единственной системе влияний, например, биологии (развитие не является простым процессом созревания, развертывания чего-то заранее данного) или среды (развитие не является простым процессом воспитания и научения).

К перечню вопросов, касающийся самой природы жизненного пути, относятся соотношение биографических событий и моментов естественного жизненного цикла индивида; фазы, периодизация жизни; кризисы развития личности; типы биографий; возрастные особенности внутреннего мира человека; роль духовных факторов в регуляции социальной жизнедеятельности; возрастная динамика творческой продуктивности; общая производительность жизненного пути; удовлетворенность жизнью и т.д.

В отечественной психологии проблему жизненного пути личности изучал А.Л. Рубинштейн, который его рассматривал не как простое развертывание плана жизни, заложенного в детстве, а как социально детерминированный процесс, на каждом этапе которого возникают новообразования. При этом личность является активным участником этого процесса, и в любой момент может вмешаться в него.

Для описания личности как субъекта жизненного пути К.А. Абульханова вводит такие понятия, как «жизненная позиция», «жизненная перспектива», «жизненная линия» и интегрирующее понятие «стратегия жизни».

Жизненная позиция – это жизненные отношения, способ их реализации, отвечающий (или не отвечающий) потребностям, ценностям личности. Это выработанный личностью при данных условиях способ своей общественной жизни, место в профессии, способ самовыражения. По сути это результирующая достижений личности (и в этом смысле она аккумулирует ее прошлый опыт). Она связана с жизненной перспективой, так как достигнутые уровень и качество жизни (ценностное, духовное, материальное) открывают личности новые возможности для самореализации. Радикальная смена жизненной позиции может являться результатом неразрешенных противоречий или реализации себя в неоптимальных направлениях.

Жизненная перспектива включает совокупность обстоятельств и условий жизни, которые создают возможность оптимального жизненного продвижения. Она открывается тому, кто в настоящее время создал систему оптимальных (с множеством возможностей) жизненных отношений. Наряду с термином «жизненная перспектива», распространены такие понятия, как «временная перспектива», «перспектива будущего», «психологическая перспектива», «личностная перспектива», «личное будущее», «временной кругозор», «временная перспектива будущего» и др.

Некоторые авторы считают, что временная перспектива и жизненная перспектива обозначают один и тот же субъективный параметр времени.

Жизненная или временная перспектива включает определенные аспекты и протяженность прошлого, настоящего и будущего, это сквозное видение из настоящего в прошлое и будущее. Она представляет собой поле, в котором в конкретный период своей жизни личность на основании актуального опыта делает прогнозы, строит планы, осуществляет реальное поведение. Временная перспектива, будучи изначально неосознаваемой человеком, оказывает влияние на его поведение и жизнь в целом, определяя мироощущение, принятие прошлого, понимание настоящего, состояние планов на будущее. Немаловажно и то, что она обусловливает распределение психической энергии субъекта на разные периоды его жизни.

А это означает, что она представляет собой реальный потенциал, основывающийся на прошлом опыте, наличных способностях и перспективах. Тем самым, жизненная перспектива личности является субъективной репрезентацией направления жизни на ее определенном этапе и в этом отношении она, как правило, является проявлением уже субъективной картины жизненного пути.

Развитие личности, очевидно, требует от человека понимания роли времени в его жизни и формирования на этой основе активной позиции по отношению к нему, включающей планирование будущего, преодоление ситуативности настоящего, накопление и применение прошлого опыта.

Особенно актуально понимание особенностей временной перспективы в период интенсивного профессионально-личностного становления человека, реализуемого в период обучения в вузе. Именно в этот период, используя ресурсы прошлого и имея в виду свое будущее, молодой человек должен максимально эффективно скоординировать свое настоящее. От успешности решения связанных с этим задач во многом зависит психологическая безопасность личности, которая понимается как состояние динамического равновесия субъекта со средой, обеспечивающее не снижение вероятности реализации главной для него жизненной цели.

Интересны результаты исследования Шеманова, который выявил, что в период с 35 до 45 лет у мужчин и женщин меняется отношение к своему прошлому и будущему. В этом возрасте мужчины и женщины перестают ощущать себя молодыми. Женщины начинают обращать внимание на физическое старение. В период с 35 до 45 лет перспектива будущего видится менее позитивной, чем ранее. Все большее число женщин в этом возрасте видят свое будущее туманным, неопределенным, а у мужчин будущее предстает в более негативном свете.

В.И. Ковалевым на основе эмпирических исследований была предложена типология организации времени жизни личностью, в основании которой лежат два фактора: активность – пассивность личности и пролонгированность – ситуативность деятельности личности во времени. Их попарное сочетание позволило выделить 4 типа: стихийно-обыденный («Пчелка»), функционально-действенный («Прагматик»), созерцательно-рефлексивный («Мечтатель» и «Созерцатель») и сознательно-преобразующий («Хозяин судьбы»). Причем типология Ковалева иерархична (первый тип наименее совершенен, последний – наиболее).

Согласно концепции, разработанной Куртом Левиным, временная перспектива определяется характеристиками психологического поля в данный момент времени. К. Левин выделял в протяженности временной перспективы зоны настоящего и отдаленных прошлого и будущего, а в пространстве – уровни реального и ирреального.

Краткосрочность временного горизонта, по мнению К. Левина, характеризует «примитивность» поведения. Эксперименты А. Лебланка, сравнивавшего временную перспективу у разных возрастных групп, подтвердили эти наблюдения: самая короткая перспектива обнаружена у детей 9-12 лет, юноши 14-17 лет ее существенно удлиняют, но самый большой масштаб временной перспективы наблюдается в возрасте 18-24 лет, В последующем – до возраста 65-90 лет, сформированная перспектива, как правило, сохраняется. Увеличение временной перспективы в онтогенетическом развитии сопровождается ее заполнением достойными целями и смыслами: позитивная временная перспектива, создаваемая достойными целями, - это один из основных элементов высокой морали.

В то же время – высокая мораль сама создает длительную временную перспективу и устанавливает достойные цели. Временная перспектива, в которую отдельные индивиды и социальные группы помещают свои жизненные цели и средства, серьезно влияет на повседневное поведение. По наблюдениям Л. Франка, бережливость, умеренность, предусмотрительность, как качества конкретного социального класса, могут быть следствием короткой временной перспективы, когда предметом заботы оказываются только ближайшие события.

Нередко в понятии временной перспективы акцентируется направленность человека на будущее, в этих случаях принято говорить о перспективном целеполагании, планировании, построении модели будущего, смыслостроительстве, принятии и реализации намерений деятельности.

Жизненная линия – это реализация жизненной позиции во времени и в обстоятельствах жизни, соответствующая динамическим характеристикам жизненного пути. Это определенная последовательность или непоследовательность личности в поведении, реализации своей жизненной позиции, верность себе, своим принципам и отношениям в изменяющихся обстоятельствах.

Структурным воплощением жизненного процесса и жизненной перспективы является жизненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий.

Стратегия жизни представляет собой, по К. А. Альбухановой, способность личности теоретически и практически привести (и приводить постоянно) свой способ жизни в оптимальное соответствие своему личностному типу и смыслу своей жизни.

К.А. Альбуханова выделила две основные стратегии жизни – активную и пассивную. Активная стратегия жизни характеризуется высокой степенью рефлексии, приводящей к переориентации зависимости смысла жизни от эгоцентрических потребностей к духовным ценностям, способностью к организации времени жизни и действенной, практической реализацией жизненных планов. Пассивная же стратегия характеризуется соответственно низким уровнем развития данных потенций. В зависимости от степени активности личность либо становиться субъектом собственного жизненного пути, выстраивая субъектную жизненную стратегию, либо вынуждена проживать свой жизненный путь по определенным навязанным, осознаваемым или неосознаваемым общественным правилам, стереотипам.

Существуют, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью его планирования и сценарного воплощения.

Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. При этом важную роль в формировании представлений ребенка о целях и структуре жизненного пути играют родители. С.Л. Рубинштейн выдвинул идею о личности как субъекте жизненного пути, определил ее через способ временной взаимосвязи с миром. По выражению С.Л. Рубинштейна, «человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию». Ученый полагал, что только определенные соотношения этих мировоззренческих чувств этически оправданы, приемлемы, закономерны как выражение отношения человека к типичным ситуациям жизни.

Б.Г. Ананьев определил понятие субъективной картины жизненного пути. Это понятие легло в дальнейшем в основу концепции психологического времени Е.И. Головахи и А.А. Кроника. Б.Г. Ананьев подчеркнул следующие важнейшие характеристики этой «картины» – она строится в самосознании человека; в ней отражены особенности социального и индивидуального развития; эта субъективная картина всегда развернута во времени, отмечает в биографо-исторических датах главные события жизненного пути, связывая тем самым в единое целое биологическое историческое и психологическое время. Кроме того, временные оценки субъективного представления жизненного пути соизмеримы с масштабом человеческой жизни, включают прошлое, настоящее и будущее личности.

Сторонники второго подхода (А. Адлер, К. Роджерс, Э. Берн и др.) настаивают на преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно их концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни – как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности. В качестве факторов, влияющих на выбор жизненного сценария, называются порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей, дедушек и бабушек (их действий, оценок, эмоциональной поддержки, или депривации, и др.), принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др.

В структуру жизненного пути входят те факты, события и поступки, которые определяют становление индивида как личности.

Стратегия жизненного пути:

- Начинается с концентрации подростковых мечтаний и нечетких желаний, замыслов, в которых возникает идея собственного будущего.

- Через выбор профессии и конкретные жизненные планы реализуется жизненная программа, в которую человек воплощает свое призвание, конкретную доминирующую цель и предназначение своей жизни.

- Активное отношение к себе и к своей жизненной практике дает возможность человеку в значительной мере сознательно определять сюжет и направленность жизненного пути в физических, социальных и духовных пространственно-временных координатах.

- Реализуя свои потребности и мотивы, удовлетворяя интересы, человек в ходе учебы, общения и труда определяет свой жизненный путь.

Рассмотрим понятия «жизненный план» и «жизненная программа». И то, и другое представляют собой систему целей, но если в жизненной программе цели фиксируются без жесткого определения сроков их выполнения, то жизненные планы приурочены к конкретным датам. Целевая структура будущего не вызывает сомнений, но лишь в отдельных случаях принято разделять цели, например, на конечные и вспомогательные. Конечные цели иногда обозначаются как идеалы, подчеркивается их стабильность, длительное инвариантное существование. Вспомогательные цели, или цели средства, с одной стороны, конкретны, с другой стороны, характеризуются изменчивостью, легко преобразуются в зависимости от жизненной ситуации.

В той мере, в какой человек сам организует и направляет события жизненного пути, строит собственную среду развития, избирательно относится к тем событиям, которые не зависят от его воли (например, общественно-исторические макрособытия современности), он является субъектом жизнедеятельности. Личность может стать субъектом собственной жизни только в случае, если займет позицию «причинности» и авторства по отношению к своей жизни, что будет проявляться в способности к организации времени жизни через согласование внешних и внутренних детерминант для создания самой личностью условий для самореализации и самовыражения.

Таким образом, в понятии жизнедеятельности отражается активная роль человека в собственной судьбе. Степень этой активности может быть различной в зависимости от зрелости характера, его самобытности. По этому основанию можно различать уровни жизнедеятельности и связанные с ними типы личности. На одном полюсе – жизнь, подчиненная обстоятельствам, шаблонное выполнение социальных ролей, так сказать, жизнь-автоматизм. На другом полюсе – жизнетворчество, когда жизнедеятельность, воплощенная в конкретных формах социального поведения и деятельности, направляется субъектом в соответствии с коренными отношениями, установками, когда жизнедеятельность адекватна характеру и является самовыражением. Истинно творческое самовыражение должно основываться на правильном отражении обстоятельств и последствий собственного поведения, на отражении объективных законов действительности.

Жизнетворчество происходит в социальном поведении (поступках), в общении, труде и познании. Жизненный путь творческой личности насыщен событиями – событиями среды, поведения, внутренней жизни. Эта событийность сказывается на характере и полноте воспоминаний. По воспоминаниям можно судить о типе личности.

Единство сознания и деятельности – это в биографическом плане единство внутренней и внешней жизни. Внутреннюю жизнь следует рассматривать как психологическую составляющую жизненного пути. Она не только отражает реальные события, но и сама является субъективной реальностью – жизнью. Действительно, духовная биография может быть не менее содержательной и значительной, чем объективная картина жизни. Иногда и в жизнеописании она выдвигается на первый план. Например, биографы И. Канта обращают внимание на контраст между драматичной историей мысли философа и монотонностью его частной жизни.

Элементом внутренней жизни является переживание. С.Л. Рубинштейн считал, что переживания человека являются субъективной стороной его реальной жизни, субъективным аспектом жизненного пути личности. В этом смысле переживания можно назвать биографическими переживаниями. В самом деле, их предметом являются события биографии, отраженные в процессах памяти, мышления, воображения. Посредством их осуществляется регуляция жизнедеятельности, и, наконец, сами они могут стать событиями жизни.

Не только сохранение, но и забывание биографических фактов определяется их жизненным значением, на что обратил внимание еще З. Фрейд. Забывание как непроизвольное вытеснение образа из сознания реально. Но реально и другое, когда человек хранит событие в памяти, но намеренно избегает воспроизводить его, не желая причинить себе душевную боль, потревожить совесть.

Воспоминания, воплощенные в эмоционально окрашенных представлениях, входят в состав актуальной структуры личности, образуют психическую «ткань» ее самосознания. Путем обобщения воспоминаний формируется жизненный опыт личности. Воспоминания имеют решающее значение для осознания человеком собственной жизни, овладения своим опытом, для регуляции на этой основе жизнедеятельности.

Внутренняя жизнь может также осуществляться в процессах воображения. Для разных людей воображаемая жизнь – в мечтах, надеждах, предвидениях – имеет неодинаковое значение. Иногда она чуть ли не полностью замещает жизнь действительную. Уход от действительности в область воспоминаний или мечты имеет смысл «защиты». Однако такой стиль внутренней жизни демобилизует человека, снижает уровень его социальной активности. Оптимально, когда насыщенная внутренняя жизнь соразмерна жизни действительной.

Спонтанные изменения, которые происходят во внутреннем мире человека и выражаются в конструктивном овладении средой, социально-полезном развитии и сотрудничестве с людьми определяются как л ичностный рост.

Личностный рост предполагает:

• расширение зон самоосознания (Ф. Перлз);

• полное осознание настоящей жизни «здесь и сейчас»;

• выбор решения как жить в настоящем моменте;

• принятие ответственности за свой выбор.

Личностный рост – противоречивый процесс, на пути которого возникает множество препятствий. Основное противоречие личностного роста исходит из двойственной природы человека. Серьезным препятствием личностному росту может стать противоречие между стремлением к любви и признанию со стороны и естественной потребностью к активности, самореализации собственных устремлений. Личностный рост требует постоянных изменений, переоценки предыдущего опыта на каждой новой стадии своего развития.

Личностный рост является сложным диалектическим процессом, для разрешения противоречий которого каждому человеку необходимо в своей жизни быть способным:

• понимать и принимать себя, свою индивидуальность, поскольку, познавая себя, человек обретает подлинную свободу и независимость;

• определить свое место в жизни, среди других людей, поскольку, соединяясь с людьми, человек получает их любовь и поддержку;

• находить ценность и смысл своей жизни, свое уникальное предназначение, неся за это ответственность, ибо в этом заключается основная цель роста личности.

Патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие:

• пассивная позиция по отношению к действительности;

• вытеснение и другие способы защиты «Я»: проекция, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию.

Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности:

1) формирование психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»);

2) создание дефицита благ, в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости;

3) создание «чистоты» социального окружения – разделение людей на «хороших» и «плохих»; «своих» и «чужих», создание вины и стыда за себя;

4) создание культа «самокритики», признания даже в совершении тех неодобряемых поступков, которые человек никогда не совершал;

5) сохранение «священных основ» (запрещается даже задумываться, сомневаться в основополагающих предпосылках идеологии);

6) формирование специализированного языка (сложные проблемы спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений).

В результате всех этих факторов для человека становится привычным «нереальное существование», поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира человек переходит в «нереальный мир ясности, упрощенности», у него формируется несколько «Я», изолированных функционально друг от друга.

Признаки остановки в личностном росте:

• непринятие себя;

• внутриличностный конфликт;

• непродуктивные личностные ориентации;

• нарушение внутренней гармонии, равновесия между личностью средой;

• закрытость для нового опыта;

• суженность границ «Я»;

• ориентация на внешние ценности и ориентиры (несоответствие между реальной и идеальной самостью);

• отсутствие гибкости, спонтанности;

• сужение зон самоосознания;

• непринятие ответственности за свое бытие и т. д.

Одним из условий личностного роста является индивидуальный коучинг, который определяется как технология, позволяющая достигать максимальных результатов с минимально возможными усилиями. Коучинг позволяет клиенту встраивать все имеющиеся у него в пассиве знания и переводить их в актив, благодаря чему его результаты будут увеличиваться на порядок. Коучинг – это создание такой среды, которая мотивирует клиента и «заставляет» внедрять все намеченное, а это уже гарантирует новый виток достижений.

Индивидуальный коучинг направлен на решение как минимум двух задач: развитие человека, который выступает клиентом и достижение им его целей. Это позволяет говорить, что коучинг – это наилучший инструмент раскрытия человеческого потенциала

Коуч – это человек, который, задавая правильные вопросы, помогает клиенту самому определить свои цели, желаемый результат и найти лучшие способы их достижения. Само слово «коуч» имеет английское происхождение и дословно означает «карета», а также «репетиторство, подготовка». В общем понимании смысловая нагрузка этого слова – доставить человека туда, куда он стремится, куда он хочет попасть.

Действия коуча направлены на обучение тому, как справляться с возникающими проблемами без посторонней помощи, увидеть альтернативные варианты решения своих проблем, посмотреть на них с другой стороны.

Томас Леонард: Коуч – это тот, кто помогает Вам взять на себя ответственность за свою жизнь, убедиться, что Вы действительно реализуете свой жизненный потенциал.

Условия, обеспечивающие успех в коучинге:

· постоянно стремитесь к чему-то большему в своей жизни и шаг за шагом «отвоёвываете» у жизни, у лени свои маленькие или большие Победы;

· не останавливаетесь на достигнутом и развиваетесь (учитесь, читаете, активно посещаете семинары и тренинги);

· готовы активно действовать для достижения своего желаемого и желанного будущего;

· верите в себя (или хотя бы хотите верить) и в то, что рано или поздно, Вы возьмёте свой «Эверест».

Использование технологии индивидуального коучинга не приведет к успеху, если:

· Человек халявы и не готов работать самостоятельно. Коучинговый подход гарантирует достижение заявленного результата. Но это не халява, это – рецепт, который предстоит создать своими руками. Если человек не готов выполнить конкретные действия.

· Человек просто хочет посмотреть на что-то новое. В этом случае не нужно тратить ни своё, ни чужое время.

· Человек уверен, что он «и сам с усам».

· Человек не готов что-либо предпринимать для собственного развития. Смешно ожидать изменений, оставаясь на одном и том же уровне развития, сохраняя status quo.

Практические задания по теме

Практическое занятие 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.066 с.)