Теории межкультурной коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории межкультурной коммуникации



Теория Э. Холла

Э. Холл обратился к сравнительному методу исследования культур, сравнивая их по их отношению к контексту, т.е. информации, окружающей и сопровождающей какое-либо событие. В связи с этим он ввел в научный оборот понятия «высококонтекстуальные культуры» и «низкоконтекстуальные культуры».

Согласно исследованиям Холла, характер и результаты процесса коммуникации во многом зависят от степени информированности его участников. Степень информированности в свою определяется плотностью социальных связей и скоростью обмена информацией между членами этой сети.

Исходя из этого, все культуры можно классифицировать по признаку «слабой» и «сильной» зависимости от контекста. Люди, которые используют плотную информационную сеть, являются представителями культуры с «высоким контекстом» (Франция, Испания, Италия, Страны Ближнего Востока, Япония и Россия). В таких культурах люди всегда хорошо информированы благодаря активному использованию неформальных информационных сетей и нуждаются лишь в незначительном количестве дополнительной информации, чтобы иметь полную картину происходящего.

Представители же таких стран как Германия, Швейцария, США, скандинавские и другие североевропейские страны, которые менее активно используют неформальные связи для получения инормации, относятся к странам с «низким контекстом» (приводится по: Садохин А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М.: КИОРУС, 2014.)

Представители низкоконтекстуальных культур как правило считают, что для иностранцу достаточно знать все законы, чтобы успешно адаптироваться в их стране. В таких культурах оплату труда производят в соответствии с результатами деятельности работника. В странах же с высококонтекстуальной культурой размер заработной платы зависит от решения начальника. Например, в японских компаниях за одинаковый труд больше может получать тот, у кого больше детей. Также многодетным семьям помогают искать жилье, предоставляют скидки на продукты. В процессе руководства начальник обращает внимание на личные обстоятельства сотрудников, знает контекст, поэтому, с точки зрения своих подчиненных, принимает максимально правильные и обоснованные решения. Бизнесмены из других стран зачастую испытывают трудности в деловом общении с представителями высококонтекстуальной культуры, потому что долгое время не могут приспособиться к их культуре, понять нюансы общения.

Также, согласно теории Э. Холла культуры делятся на полихронные (страны Ближнего Востока, Латинской Америки, Средиземноморья и Россия), в которых в один и тот же отрезок времени производится несколько видов деятельности и монохронные (к которым относятся Германия, США, ряд североевропейских стран), в которых время распределяется таким образом, что в один и тот же отрезок времени возможен только один вид деятельности.

Монохронное время разделяется на отрезки, т.е. тщательно планируется для того, чтобы человек мог в любой отрезок времени сконцентрироваться на чем-либо. Здесь люди приписывают времени вещественную стоимость: его можно потратить, сэкономить, потерять, наверстывать, ускорять. Тем самым оно становится системой, с помощью которой поддерживается порядок в организации человеческой жизни. Полихронное время воспринимается не как путь, а как некий узел переплетения многих проблем.

Для представителей «монохронной» культуры характерно выполнение дел по очереди, серьезное отношение к срокам выполнения работы, четкое соблюдение планов, преданность работе; представители «полихронной» культуры выполняют несколько дел одновременно, преданы в первую очередь людям, отношениям, достижение цели для них важнее, чем временные рамки выполнения работы.

 

Теория Г. Хофстеде

Согласно теории культурных измерений голландского ученого Г. Хофстеде, результатом процесса формирования ощущений, мыслей и поведения являются так называемые ментальные программы, которые могут быть исследованы с помощью измерений культуры по четырем показателям:

1) дистанция власти (от низкой до высокой);

2) коллективизм ‑ индивидуализм;

3) маскулинность ‑ феминность;

4) избегание неопределенности (от сильной до слабой) (приводится по: Садохин А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М.: КИОРУС, 2014.)

Дистанция власти представляет собой величину неравномерного распределения власти в обществе и степень готовности общества принять эту неравномерность.

Представители культур с высокой дистанцией власти полагают, что власть и неравенство в доступе к власти – это одна из фундаментальных основ жизни общества; характерно, что носители власти рассматривают своих подчиненных как людей, сильно отличающихся от них самих. В культурах такого типа акцент делается в основном на принудительную форму власти, здесь высоко ценятся обязательность, исполнительность, конформное поведение, авторитарные установки и жесткий стиль руководства. Вопрос о легитимности власти не столь важен в таких культурах.

В культурах с низкой дистанцией власти господствует убеждение, согласно которому неравенство в обществе должно быть сведено к минимуму. Представители этого типа культур считают, что социальная иерархия - это лишь условное закрепление неравенства людей в обществе, поэтому наибольшее значение там придается таким ценностям, как равенство в отношениях, индивидуальная свобода и уважение к личности. Подчиненные здесь чувствуют себя такими же людьми, как и их руководители, поэтому коммуникация в данных культурах менее формальна, стиль общения руководителей и подчиненных носит не авторитарный, а в большей мере консультативный характер.

Индивидуалистской может быть названа культура, в которой индивидуальные цели ее членов более важны, чем цели групповые. В такой культуре слабо выражена зависимость индивида от группы. Каждый человек входит в состав нескольких групп, переходя из одной в другую по мере надобности, демонстрируя высокую степень социальной мобильности. Это не означает, что люди в таких обществах не испытывают влияния со стороны окружающих, но степень этого влияния несравненно меньше, чем в коллективистских обществах.

Коллективистская культура, напротив, характеризуется доминированием групповых целей над индивидуальными. Коллективизм присущ обществам с жесткой (строгой) социальной структурой, четким разделением на социальные группы, внутри которых каждому индивиду гарантированы забота и внимание остальных в обмен на безоговорочную лояльность группе.

К данному типу следует отнести большинство традиционных азиатских и африканских культур, а также католических стран Южной Европы и Латинской Америки, которые отличает повышенное внимание к семейным и общинным отношениям и ценностям. В таких культурах между индивидом и группой развиваются отношения зависимости.

Измерение по признаку «маскулинность ‑ феминность» призвано характеризовать те общества и культуры, в которых роли полов четко очерчены. Выдвигая этот параметр классификации культур, Хофстеде подчеркивает, что он не имеет прямого отношения к мужчинам и женщинам, а лишь фиксирует преобладание определенных черт в национальном характере. Мужскими, по его мнению, следует называть культуры, в которых ценятся тщеславие, карьеризм, стремление к успеху, признание достижений и забота о высоком достатке. Женскими следует признать те культуры, в которых превалирует значимость межличностных отношений, сотрудничества, стремление к пониманию и проявляется забота об окружающих.

Первичные ценностные ориентации маскулинных культур отличаются высокой оценкой личных достижений; высокий социальный статус считается доказательством личной успешности; ценится все большое, крупномасштабное; детей учат восхищаться сильными; неудачников избегают; демонстрация успеха считается хорошим тоном; мышление тяготеет к рациональности; дифференциация ролей в семье сильная; люди много заботятся о самоуважении.

Первичные ценностные ориентации фемининных культур, напротив, выдвигают на первый план необходимость консенсуса; здесь ценится забота о других; щадят чувства других людей; четко выражена ориентация на обслуживание; красивым считается маленькое; присутствует симпатия к угнетенным; высоко ценится скромность; мышление является более интуитивным; ценится принадлежность к какой-то общности, группе.

В культурах с низким уровнем избегания неопределенности люди в большей степени склонны к риску в незнакомых обстоятельствах, поэтому для них характерен более низкий уровень стрессов и страхов. Закономерно, что при низком уровне боязни неопределенности люди недовольны чрезмерной регламентацией и организованностью жизни, избытком правил и инструкций, поэтому устанавливают их только в случае крайней необходимости. При этом они лучше чувствуют себя в неординарных ситуациях, которые открывают больше возможностей для творческого решения различных проблем.

В этих культурах господствует убеждение, что правил должно быть как можно меньше, во всем следует надеяться только на себя. Представители таких культур легче воспринимают непредсказуемость жизни, их не пугают непонятные человеческие поступки и новизна идей, они терпимо относятся ко всему необычному, высоко ценят инициативу, готовность идти на риск. К этой категории Хофстеде отнес культуры Дании, Индии, Ирландии, Нидерландов, Норвегии, Сингапура, США, Финляндии, Швеции.

В культурах с высоким уровнем избегания неопределенности в ситуации неизвестности люди постоянно испытывают стресс и чувство страха. Высокий уровень неопределенности, согласно Хофстеде, ведет не только к повышенному стрессу индивидов, но и к высвобождению у них большого количества энергии, поэтому в таких культурах наблюдается высокий уровень агрессивности, для выхода которой в таких обществах создаются особые каналы.

Представители культур с высокой степенью боязни неопределенности пытаются избегать неясных ситуаций, обезопасив себя множеством формальных правил, неприятием отклонений от нормы в поведении, верой в абсолютную истину. Они нетерпимо относятся к людям с другим типом поведения, больше сопротивляются любым изменениям, болезненно относятся к двусмысленности, беспокоятся о будущем, мало склонны к риску. В их поведении ярко выражена тенденция к внутригрупповому согласию. К данному типу Хофстеде относит культуры Бельгии, Германии, Гватемалы, Греции, Перу, Португалии, Уругвая, Франции, Японии.

Культурный шок.

Стрессогенное воздействие новой культуры на человека специалисты определяют термином «культурный шок». Термин «культурный шок» был введен в научный оборот американским исследователем К. Обергом в 1960 г.

Существует несколько определений понятия «культурный шок» в процессе освоения чужой культуры:

- конфликт старых и новых культурных норм и ориентации (Ионин Л.Г.)

- конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания (Л. Сальмон)

- испытываемые инофомом чувства отстраненности, гнева, враждебности, нерешительности, фрустрации (состояния апатии, вызванного стрессом), печали, тоски по родине и даже физическое недомогание (Даглас Браун)

Обычно выделяют следующие формы проявления культурного шока:

1) напряжение из-за усилий, прилагаемых для достижения психологической адаптации;

2) чувство потери из-за лишения друзей, своего положения, профессии, собственности;

3) чувство одиночества (отверженности) в новой культуре, которое может трансформироваться в ее отрицание;

4) нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации;

Главной причиной культурного шока является различие культур.

Американский исследователь Р. Уивер уподобляет эту ситуацию встрече двух айсбергов: именно «под водой», на уровне неочевидного, происходит основное столкновение ценностей и менталитетов.

Следует учитывать и позитивную сторону переживаний, связанных с «культурным шоком», которая заключается в принятии индивидом новых ценностей и моделей поведения. Канадский психолог Дж. Берри предложил в связи с этим вместо термина «культурный шок» использовать понятие «стресс аккультурации », поскольку слово «шок» имеет негативный характер, а в результате межкультурного контакта возможен и положительный опыт, связанный с саморазвитием и обогащением личностного опыта.

Проблема культурного шока рассматривается в контексте так называемой кривой процесса адаптации. В соответствии с этой кривой Г. Триандис выделяет пять этапов процесса адаптации (приводится по: Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН. 1999.)

Первый этап называется «медовым месяцем» и характеризуется позитивными эмоциями в отношении новой культуры, человек испытывает энтузиазм и большие надежды на успех.

Однако, этот этап быстро проходит, а на втором этапе адаптации культура принимающего общества начинает оказывать травмирующее воздействие на индивида. В качестве фрустрирующих факторов могут выступать непривычные нормы поведения, бытовые условия, языковой барьер, ошибки коммуникации. Все это приводит к разочарованию, замешательству, фрустрации и де­прессии. В результате индивид замыкается в кругу соотечественников, сводя контакты с принимающим населением к минимуму.

На третьем этапе симптомы культурного шока стать критическими, что приводит к ощущению полной беспомощности и может стать причиной досрочного возвращения индивида на родину.

На четвертом этапе депрессия постепенно сменяется чувством оптимизма, ощущением уверенности. Это следствие интегрированности индивида в жизнь принимающего сообщества.

Пятый этап характеризуется полной - или долгосрочной, по терминологии Берри, - адаптацией индивида. Она подразумевает относительно стабильные изменения индивида в ответ на требования принимающего сообщества. В идеале процесс адаптации приводит к взаимному соответствию среды и индивида, и тогда можно говорить о его завершении.

Указанные пять этапов адаптации формируют U-образную кривую. Существует также понятие «реадаптация», или «шока возвращения». Его переживают индивиды, возвращающиеся на родину после длительного пребывания в инокультурной среде. В первое время они находятся в приподнятом настроении, рады встрече с родственниками и друзьями, возможности общения на родном языке и т.п., но затем замечают, что особенности родной культуры воспринимаются ими как непривычные или даже странные. По мнению некоторых исследователей, этапы реадаптации повторяют U-образную кривую, поэтому для всего цикла была предложена концепция W - образной кривойадаптации.

Продолжительность и выраженность симптомов культурного шока определяется несколькими факторами. Во-первых, это индивидуальные характеристики личности, в первую очередь возраст. Известно, что наиболее быстро и успешно адаптируются маленькие дети. Влияет на успех адаптации и уровень образования – чем он выше, тем успешнее адаптация. Что касается гендерного аспекта адаптации, то известно, что женщины из традиционных культур испытывают больше сложностей с адаптацией, чем мужчины, тогда как женщины – представительницы американской и европейской культур напротив, как правило, адаптируются успешней мужчин.

Среди групповых факторов, влияющих на адаптацию, следует выделить такой показатель, как степень сходства или различия между культурами, или величину культурной дистанции. Чем больше культура принимающего общества похожа на родную культуру индивида, тем менее травмирующим оказывается процесс адаптации. Для оценки величины культурной дистанции используется так называемая шкала Богардуса, введенная американским социологом Э. Богардусом в начале ХХ века. Она применяется для характеристики близости (отчужденности) социальных или этнических общностей, групп, отдельных людей.

С помощью шкалы социальной дистанции (или шкалы Богардуса) оценивается степень социально-психологического принятия представителями разных этических, расовых, конфессиональных групп друг друга, поэтому ее часто называют шкалой социальной приемлемости.

Методика исследования предполагает, что респонденты должны выбрать один из шести вариантов приемлемости для себя лично представителей других национальностей («я готов принять представителя данной национальности в том или ином качестве»):

1. Принятие как близких родственников или брачных партнеров;

2.Принятие в качестве друзей;

3.Принятие в качестве коллег по работе;

4.Принятие в качестве жителей своего населенного пункта;

5. Предпочел бы не видеть их в моей стране.

Максимальная социальная дистанция означает, что представители этнической группы держатся обособленно, автономно. Коммуникации в таких случаях носят символический и формальный характер.

Минимальная социальная дистанция способствует конкретизации представлений о других людях, поскольку подразумевает, что люди интересуются друг другом, национальной культурой, они вовлекаются во взаимодействие, где каждый принимает во внимание оригинальность и самобытность чужой культуры.

Влияние на успех адаптации оказывают также особенности культуры, к которой принадлежат переселенцы. Так, известно, что менее успешно адаптируются представители культур, где сильна власть традиции, и большое значение придается ритуалам, регламентирующим поведение людей (Япония, Корея, Юго-восточная Азия), а также представители «великих держав», убежденные в превосходстве своей культуры.

Также на уровень адаптации оказывают влияние ситуативные факторы, связанные с политической и экономической обстановкой в стране пребывания.

.

Глава 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.032 с.)