Раздел 2.Методы исследовательской работы в этнологии 25 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2.Методы исследовательской работы в этнологии 25



Глава 1. Методы организации исследовательской работы в этнологии. Полевые методы 25

Глава 2. Этнографическая экспедиция 41

Глава 3. Методы обработки,обобщения и анализа 52

Раздел 3. История развития этнологических знаний 65

Глава 1. Зарождение и развитие этнографических знаний в Древности и Средневековье 65

Глава 2. Расширение этнографических знаний в «Эпоху Великих географических открытий» и Новое время 79

Глава 3. Развитие этнографических знаний в «Эпоху просвещения». Предпосылки формирования этнологии в первой половине 19 века. 87

Глава 4. Становление и развитие этнографических знаний в России 96

Раздел 4. Научные школы в этнологии 114

Глава 1. Эволюционистская теория культуры 114

Глава 2. Школа диффузионизма в этнологии 129

Глава 3. Французская социологическая школа 137

Глава 4. Функционализм и структурный функционализм 143

Глава 5. Американская школа исторической этнологии 151

Глава 6. Структурализм 155

Глава 7. Методология постмодернизма в антропологии 161

Глава 8. Теория этноса 168

Раздел 5. Этничность, этническая идентичность и межкультурное взаимодействие 176

Глава 1. Теоретические подходы к изучению этничности 176

Глава 2. Этническая идентичность: понятие, структура, типология 188

Глава 3. Этнические стереотипы и подходы к их изучению. Стереотипы. Предубеждения и предрассудки 199

Раздел 6. Этническая культура 215

Глава 1. Понятие «культура» и его эволюция 215

Глава 2. Механизмы культурной трансмиссии 221

Глава 3. Виды этнической культуры 226

Раздел 7. Межкультурныя коммуникации 238

Глава 1. Понятие и виды межкультурной коммуникации 238

Глава 2. Теории межкультурной коммуникации 242

Глава 3. Пространство и время в культуре народов мира 252

Раздел 8. Этнические риски: ксенофобия, напряженность, конфликты 271

Глава 1. Ксенофобия: сущность, причины и методы противодействия 271

Глава 2. Межэтническая напряженность 283

Глава 3. Межэтнический конфликт 289

Раздел 9. Классификации народов мира 301

Глава 1. Географическая и хозяйственно-культурная классификации 301

Глава 2. Антропологическая классификация 306

Глава 3. Этнолингвистическая классификация 320

Глава 4. Конфессиональная классификация народов мира 332

Раздел 10. Антропология права: государственное регулирование и неписаные законы 339

Глава 1. Социальные нормы и их разновидности 339

Глава 2.Правовые и антропологические подходы к пониманию права 344

Глава 3. Обычное и религиозное право 353

Глава 4. Плюральные (смешанные) правовые системы 366

Глава 5. Статус и защита прав этнических меньшинств 369

Глава 6. Проблема определения национального меньшинства 373

Глава 7. Международно-правовая и внутригосударственная защита этнических и религиозных меньшинств 380

Рекомендованная литература 385


Раздел 1

Введение в учебный курс

Глава 1.

 

Название науки о народах: история появления и современные варианты обозначений

На земном шаре по разным оценкам проживает от 2,5 до 5тысяч народов. Все они обладают уникальными, самобытными чертами и историей, что делает их важной частью общемирового культурного пространства. Еще с древних времен контакты между народами обусловили взаимный интерес, в основе которого лежали экономические, политические и культурные мотивы. Многочисленные путешественники, миссионеры, торговцы и военные деятели оставили для современников и потомков описания народов и стран, которые они посещали. Но лишь в первые десятилетия XIX века общее развитие экономики, политической системы и научного мировоззрения в Европейских странах привели к пониманию, что должна быть самостоятельная наука, которая будет изучать различные народы. Тогда же были предложены названия для новой науки – этнология и этнография. Существуют различные свидетельства о точном времени их появления, месте и авторстве, в частности, встречаются сведения, что термин этнология был введен в научный оборот в 1784 г. французским ученым А. Шаванном. Но более распространенной является точка зрения, что оба термина вошли в научный оборот примерно в одно время в Германии и Франции, а к середине XIX века окончательно закрепились в качестве названий науки о народах. Например, знаменитый французский ученый Жан Жак Ампер в 1830г. разработал и опубликовал общую классификацию гуманитарных наук, среди которых выделил этнологию и предложил использовать это понятие в качестве наименования новой науки о народах и культурах. При этом он разбил ее на два раздела - «элементарную этнологию» и «сравнительную этнологию». Одновременно с распространением термина этнология происходило распространение и другого названия науки о народах- этнография. Широта использования каждого из двух названий определялась, в первую очередь, научной традицией. Так во Франции использовалось название этнология, здесь же возникло и первое научное общество - Парижское общество этнологии (1839г.), а в Германии и России более распространенным термином стал термин - этнография. Подобная ситуация во многом была обусловлена господствующими представлениями о предмете и задачах новой науки, что и нашло отражение в одном и другом названиях. Так название этнология состоит из двух греческих корней «этнос»- народ, племя негреческого происхождения и «логос»- наука, таким образом, буквальный перевод означал - «наука о народах». В то время как термин этнография буквально означает «народоописание», - «графос» с греческого- «пишу». Появление и распространение именно этого названия в Германии было связано с популярностью в научных и общественных кругах германоязычного мира с начала XIX века идеи о делении всех народов на «исторические», т.е. такие, которые вершат историю (под ними подразумевались, в первую очередь, европейские народы) и «неисторические» народы, которые- находятся как бы на обочине исторического процесса, пребывая в инертном полупервобытном состоянии. Именно вторые и должна рассматривать этнография. Но поскольку культура этих народов в сравнении с европейскими народами примитивна, то ее достаточно лишь научно описать. Кроме того в Германии закрепилось деление наук о народах на две отрасли: Voelkerkunde –синоним этнографии, ставившее своей целью изучение внеевропейских народов и «Voelkskunde»-народоведение, изучавшее главным образом немецкоязычные народы и их культуры.

В России ситуация с использованием термина этнография была иной. Значительную роль в формировании научного знания здесь еще с Петровских времен играли приглашенные по контрактам заграничные ученые, большинство которых, так исторически сложилось - были из германоязычных стран. Это обусловило тесные академические связи с германоязычным научным миром, что в свою очередь способствовало и проникновению в российскую научную традицию именно термина этнография в качестве наименования науки о народах. Но в отличие от Германии- этнография в России всегда рассматривалась как полноценная наука, изучающая все народы без деления их на исторические и неисторические, при этом термин этнология имел параллельное хождение, но был менее популярен. Подобная специфика использования обоих терминов в различных странах сохранялась и во второй половине XIX в. и большую часть XX-го. Достаточно распространенным в настоящее время является и такой подход к терминологической систематизации, когда этнография рассматривается как субдисциплина или отрасль этнологии, которая изучает «традиционные» или «архаичные» общества, в то время как этнология- объединяет всю совокупность научного изучения этнического многообразия – включая и теоретическое осмысление этнического феномена. Отечественная научная традиция имеет свою особую историю. На протяжении XIX - нач.XX-го века термины этнография и этнология рассматривались в российской науке скорее как синонимы, но при этом чаще использовался первый. С конца 1920-х годов этнология в СССР запрещается с формулировкой «суррогат буржуазного обществоведения чуждый интересам нового советского общества» и остается только термин этнография, который и используется в качестве названия науки вплоть до 1989 года, когда в рамках Всесоюзной конференции этнографов и антропологов, состоявшейся в Алма-Ате, было принято решение официально закрепить в качестве наименования науки о народах – название этнология, при этом термин этнография сохранить как синоним. С этого момента и до настоящего времени официальным названием науки о народах в России является - этнология, что значительно упростило взаимодействие отечественного научного сообщества с зарубежными коллегами. Но по-прежнему, термин этнография в форме прилагательного чаще используется применительно к практическим полевым исследованиям или профильной музейной деятельности, например, общеупотребительными выражениями являются такие как этнографическая экспедиция или этнографическая коллекция.

На этом особенности формирования терминологического аппарата данной отрасли научного знания не исчерпываются, поскольку наряду с уже упоминавшимися терминами получила распространение систематизация научного знания о человеке в рамках такой науки как антропология. Сам термин антропология появился в XVI в. в Германии в названии анатомического труда М.Хандта «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах тела человека», где повествовалось о физическом строении человеческого тела. В конце того же столетия вышел трактат О.Касмана «Антропологическая психология, или Учение о человеческой душе». В этом случае речь шла уже не об анатомии, а о психологии, поэтому проблематика антропологии как бы перемещалась из сферы тела в область души. Европейский Ренессанс (XV - XVI вв.) утвердил двойственное значение слова «антропология», а именно как науки о человеческом теле и учении о человеческой душе. Это позволило французским энциклопедистам уже в эпоху Просвещения расширить значение и смысл антропологии и понимать ее как всю совокупность знаний о человеке. Немецкие философы XVIII -начала XIX вв., в частности, И.Кант, включали в антропологию главным образом вопросы психологии. Бурное развитие антропологии происходило в XVIII в. благодаря расширяющейся колонизации, возросшему вниманию к демографическим и расовым процессам, что прямым образом коснулось Великобритании и ее доминионов. В XIXв. в развитых европейских странах возникли антропологические общества, имевшие целью изучение многочисленных останков первобытных людей. В течение XIXв. и до сего времени в Англии, Америке и Франции под антропологией понимают учение, во-первых, о физической организации человека и, во-вторых, о культуре и быте различных народов и племен в прошлом и настоящем. В современной гуманитарной мысли понятие антропология, используется в узкой и широкой интерпретации. В рамках первой - она подразумевает конкретную отрасль знания, изучающую прошлое человечества; в рамках второй- предполагает всестороннее осмысление человеческого опыта в его биологическом, социальном и культурном измерении.

Кроме того, имеются различные научные традиции использования определенного названия науки о человеке и культурах в различных странах. Так в США эту науку именуют антропологией (а также культурной антропологией), в Великобритании и ее бывших колониях называют социальной антропологией, в Европе чаще называют этнологией, а в Германии – этнографией.

При этом в последние несколько десятилетий появились и обрели свое место в научном знании целый ряд производных и междисциплинарных направлений, использующих в своем наименовании термин антропология. Среди них такие как - психологическая антропология, юридическая антропология, экономическая антропология, медицинская антропология и др.

Таким образом, к настоящему времени в мировом научном сообществе сложилась достаточно сложная система использования того или иного названия науки, изучающей народы и культуры. Если сознательно несколько упростить пеструю картину, то она будет выглядеть следующим образом: в континентальной Европе и России используется название этнология, в Великобритании, ряде стран Британского содружества за исключением Канады, а также в странах длительное время находившихся под колониальным управлением Великобритании, например, Индии, Египте и др.- используется название социальная антропология, в США и Канаде- культурная антропология. Термин этнография за рубежом чаще используется в случае, когда речь идет о «полевом» исследовании и сборе материалов, а в России как синоним этнологии. В нашем учебном курсе мы будем использовать в качестве основного названия науки о народах именно этнология.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.011 с.)