Особенности методики лечебной физической культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности методики лечебной физической культуры



Методика лечебной физической культуры при травмах опорно-двигательного аппарата у детей и подростков имеет очень существенную специфику.

Для детей, не достигших двухлетнего возраста, стимулами движений являются различные раздражители первой сигнальной системы, и в первую очередь яркие или звучащие игрушки. В общении с более старшими детьми в качестве таких стимулов можно использовать речевые инструкции (объяснения и команды), соответствующие их возрасту и уровню развития.

При подборе локально действующих (в отношении повреждения) упражнений следует прежде всего определить, имеют ли еще место выраженные посттравматические явления, при которых необходимо обеспечить охранительное возбуждение, или уже наступила фаза, когда целесообразно начать стимулирующие воздействия на регенеративные процессы и на восстановление нормальной лабильности мышц. В первом случае рекомендуется ограничиться теми упражнениями, которые косвенно улучшают кровоснабжение и повышают тонус тканей. С этой целью используются компенсации, при которых иммобилизованные мышцы не сокращаются. Во втором случае используются сокращения мышц под повязкой, упражнения, сопровождающиеся давлением по оси конечности, т.е. те действия, в которых участвуют мышцы поврежденного сегмента иммобилизованной конечности.

Болезненность при выполнении упражнений недопустима, особенно после снятия гипсовой повязки или вытяжения: развивается защитное напряжение мышц и восстановление функции задерживается.

В зависимости от возраста детей, тяжести, характера и локализации повреждения физические упражнения проводятся в форме индивидуальных занятий игрового типа и типа лечебной гимнастики, индивидуальных заданий, выполняемых с помощью родителей или среднего медицинского персонала (особенно для маленьких детей) самостоятельно выполняемых заданий (для старших детей и подростков), групповых занятий (2-3 ребенка с травмами, аналогичными по локализации). После периода иммобилизации особенно желательны групповые занятия в лечебном бассейне или индивидуальные занятия в ванне.

Занятия должны быть обеспечены специальными приспособлениями и аппаратами. Особенно необходимы различного рода стационарные и передвижные манежи и ходилки, брусья для ходьбы, тросы с лямками, страхующие от падений, разнообразные игрушки и вспомогательные снаряды (мячи, палки, кегли, булавы и др.).

Следует отметить и некоторые особенности применения лечебной физической культуры, обусловленные видом и локализацией травм у детей и подростков.

При переломах длинных трубчатых костей нижних конечностей плохое стояние отломков или опасность вторичного смещения требует вначале передвижения с помощью костылей без приступания на пострадавшую конечность. Осевая нагрузка применяется лишь за 1-2 недели до исключения иммобилизации: последовательно разрешается ходить с двумя костылями, приступая на поврежденную ногу, с одним костылем приступая, а затем наступая на поврежденную ногу без костылей, с полной осевой нагрузкой.

При внутрисуставных переломах во всех случаях необходимо пытаться сохранить полноценные движения в поврежденном суставе. Исключением является анкилоз сустава при очень тяжелых осложненных открытых комбинированных повреждениях. Особое значение при анкилозе приобретает формирование с помощью лечебной физической культуры полноценных компенсаций нарушений механизма основных локомоторных актов - ходьбы и бега.

Методика лечебного применения физических упражнений при переломах таза у детей и подростков не отличается существенно от используемой в занятиях со взрослыми.

Повреждения и вывихи позвоночника у детей и подростков встречаются сравнительно редко. Они составляют 0,7% от числа всех повреждений. Наиболее часты компрессионные переломы в грудном отделе позвоночника. Методика лечебной физической культуры существенно не отличается от применяемой у взрослых. В занятиях с детьми можно значительно раньше переходить к упражнениям в ползании, сокращая за этот счет длительность применения вытяжения и строгого постельного режима. Детям разрешается передвигаться на четвереньках (в рукавицах и наколенниках) в кабинетах лечебной физической культуры (куда их доставляют на каталках), а при соответствующих гигиенических условиях (пол покрыт линолеумом и многократно моется на протяжении дня) - и в пределах палаты.

При повреждениях пояса верхних конечностей и верхних конечностей у детей и подростков лечебная физическая культура имеет особое значение. При большинстве травм показано раннее лечебное применение физических упражнений. Недостаточно полноценное стояние отломков после репозиции у детей и подростков не так важно для функции верхней конечности и пояса верхних конечностей, как при травмах таза и нижних конечностей. Полноценные морфологические приспособления к функциональным требованиям, происходящие под влиянием рационально проводимой лечебной физической культуры, почти безграничны. Поэтому даже при тяжелых комбинированных повреждениях (например, при открытом переломе-вывихе локтевого сустава) обязательна ранняя лечебная физическая культура. Очень полезно проводить упражнения в бассейне или в ванне.

 

Глава XXII



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.004 с.)