Организационный блок инфраструктуры отрасли правовых работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационный блок инфраструктуры отрасли правовых работ



 

1. Понятие и содержание организационного блока. Он должен развиваться в интересах общества и включать те элементы организации отрасли правовых работ на социальном и индивидуальном уровнях, которые так или иначе обеспечивают ее соответствие изначальным целям, закону, рациональность осуществления, равно как и поддерживают состояние иных необходимых параметров. При этом собственно элементы организации рассматриваются именно с этой обеспечивающей стороны, т.е. выявляется их воздействие на профессиональную деятельность юриста в самых различных ее проявлениях. В ходе проведения правовой и ряда политических реформ сложились некоторые позитивные, как бы их ни оценивать, условия для развития организационного блока отрасли правовых работ. Позитивным оказался опыт функционирования судейского сообщества, усилились информационные связи, причем нередко через посредство СМИ. В то же время возникли или сложились новые научные течения, позволяющие с иных позиций подойти к организации отрасли правовых работ*(83). Но "невидимая рука закона" все же недостаточно обеспечивает необходимое единство отрасли правовых работ, хотя бы потому, что и сам закон толкуется неоднозначно.

Существует острая необходимость усиления координации и правовой практики, и правовой политики, обеспечения прозрачности отрасли правовых работ и соблюдения необходимых поведенческих стандартов.

В организационный блок инфраструктуры входят:

а) организационные, основные и обслуживающие структуры в институциональном значении, т.е. различные учреждения, ведомства, объединения, союзы, неформальные структуры, в качестве которых могут рассматриваться тесно связанные между собой группы специалистов;

б) организационные, формальные и неформальные связи и взаимодействия, которые устанавливаются между отдельными юридическими структурами, специалистами-юристами и теми, для кого или с кем они работают;

в) общая организационная основа правовой отрасли, сложившаяся в стране, как некоторая сфера взаимодействия и взаимовлияния (то, что сейчас принято называть пространством).

Организационный блок инфраструктуры анализируется в статике как устоявшиеся институты и связи, а в динамике - как организующая деятельность, включающая формальное управление и неформальное взаимодействие, которое также носит, в сущности, управленческий характер.

Таким образом, в данном случае используется комплексное, интегративное понятие организации, охватывающее как институциональный, собственно структурный аспект (проблема выбора лучших структур из возможных), так и функциональный, т.е. управленческо-организующий аспект (проблема максимального улучшения деятельности).

2. Воздействие организационного блока инфраструктуры на работу юристов. В принципе организационные структуры и связи создаются для обеспечения решения задач, внутренне присущих отдельным видам или направлениям профессиональной юридической деятельности. Всем ясно, что судебная и прокурорская системы должны быть организованы, построены по-разному. Значит, проблема связи задач и организации явно носит сущностный, а не формальный характер. Характер организованности может сильно повышать или снижать эффективность работы юристов. Можно выделить следующие линии воздействия организации, взятой в ее интегративном понимании, на профессиональную юридическую деятельность:

а) она обеспечивает либо не обеспечивает полное и беспрепятственное осуществление технологического процесса юридической деятельности в целом и отдельных ее направлений, т.е. должное сочетание между правовой помощью, правовым консультированием и информированием, правовым разрешением конфликтов, принудительным осуществлением правовых норм, рас смотрением юридических дел в порядке общего, арбитражного и конституционного судопроизводства, или по другим критериям обеспечивает должное соотношение принуждения и поощрения, помощи и обязывания;

б) она позволяет оптимизировать взаимодействие различных структур и юристов, установить полезные и снять, нейтрализовать вредные связи между ними; добиться необходимого разделения труда, предполагающего определенное сочетание взаимопомощи и взаимоконтроля;

в) она создает условия для необходимого сочетания дисциплины и инициативы, самостоятельности и подконтрольности юристов, выполняющих те или иные функции, для адаптации их к меняющимся социальным условиям, для профессиональной и социальной защиты, т.е. соблюдения условий, необходимых для реализации возложенных на них задач, обеспечения достойного уровня жизни;

г) она позволяет оптимизировать работу юристов за счет ресурсного обеспечения, т.е. по существу использования овещественного труда в виде оргтехники, переработанной информации, упрощения коммуникаций, устранения ненужных действий, снятия излишних энергетических затрат при выполнении трудовых операций и действий;

д) она обеспечивает прозрачность и наблюдаемость деятельности юристов-профессионалов, что создает гарантии как для участников профессиональной деятельности - юристов, так и для всего общества.

Организационный блок инфраструктуры должен обеспечить сбалансированное развитие экспертных учреждений, структур, исполняющих решения суда, нотариата, адвокатуры, промышленного правового аудита и других технологически связанных структур, правильное профессиональное соотношение групп юристов - специалистов в сферах экономики, налоговой системы, следователей и судей, правовых консультантов и юристов, оказывающих различные услуги правового характера. Он должен на основе оптимального построения организационных связей содействовать устранению недопустимых конфликтов между следствием и судом, адвокатурой и прокуратурой, снять саму возможность обмена недоказуемыми публичными обвинениями. Оптимизация организационных связей должна упредить возникновение профессиональной клановой структуры и, напротив, способствовать возникновению профессиональной элиты, основанной на признании позитивных ценностей.

В целом организационный блок инфраструктуры должен обеспечить правовую стабильность деятельности отдельных организационных структур и каждого юриста, упредить возможность деформации их деятельности, перерождения, распада.

3. Нормативное регулирование организации отрасли. Основные направления нормативного регулирования организационного блока инфраструктуры отрасли правовых работ, а значит, профессиональной юридической деятельности:

а) определение статусов отдельных оргструктур и юристов, занимающих определенное должностное положение либо выступающих от своего имени;

б) установление субъектов и процедур управления;

в) определение направленных во вне прав и обязанностей оргструктуры, должностных лиц, самостоятельных юристов.

В настоящее время основные вопросы организации профессиональной деятельности юриста решаются упомянутыми законами о судебной системе Российской Федерации, об арбитражных судах в РФ, о мировых судьях, о присяжных заседателях, о судебных приставах, об органах судейского сообщества, статусе судей, прокуратуре, милиции и пр. По-видимому, пока сложно обеспечить на практике прямое действие их предписаний, крайне важных для общества.

В прессе поднимается вопрос о необходимости разработки и принятия межведомственных или вневедомственных нормативных актов, определяющих общие условия оказания правовой помощи гражданам, закона об оплате правовых услуг и пр. При этом вполне может быть использован начальный опыт юридической регламентации организационных проблем правовой информатизации. На наш взгляд, необходимо продолжить неспешную разработку нетрадиционного закона о правоохранительной системе России (название может быть и иным). Наряду с этим требуется и нормативное регулирование методов организационного воздействия, в частности определения различной компетенции фактического и правового контроля (это очень важно для ситуации совместного ведения Федерации и субъектов Федерации в сфере профессиональной юридической деятельности, ответственности за ошибочные указания и пр.).

4. Изучение организационно-управленческой проблематики профессиональной деятельности юриста. В советской, а ныне российской правовой литературе особенно подробно изучались и дискутировались проблемы организации судебной, прокурорской, следственной системы, адвокатуры и пр. Эти дискуссии не получили сколько-нибудь удовлетворительного завершения даже по поставленным вопросам. Кроме того, не были даже обозначены многие организационные проблемы построения необходимой и достаточной инфраструктуры, упреждения деформации деятельности правоохранительных органов. Очевидна необходимость для нужд практики найти организационные средства нейтрализации неправильных управленческих решений, принятых на высоком уровне, предупреждения самой возможности антиправового использования прерогатив правоохранительных органов и должностных лиц, лишения граждан правовой помощи и пр. Это новые вопросы, решение которых призвано предупредить отклонение работы юристов от задач, поставленных в законе.

5. Организационные статусы деятельности юристов. Здесь выделяют статусы деятельности: лица свободной профессии (самостоятельного юриста); должностного лица государственного органа; работника предприятия, действующего на частной, смешанной или государственной форме собственности. Практически более определенным является только правовое положение государственных служащих - работников государственных учреждений, которое дифференцируется в зависимости от их компетенции, круга выполняемых задач, полномочий и степени самостоятельности, а также адвокатов*(84). Среди государственных служащих особым статусом обладают судьи, прокуроры, следователи. Последние три категории имеют сквозной статус, установленный законом, независимо от их ведомственной (в случае со следователями) принадлежности. Остальные государственные служащие должны, по-видимому, иметь самостоятельные, но дифференцированные статусы иного характера.

Поскольку закон регулирует статусы юристов - государственных служащих, то соответственно должна быть выстроена и организация ведомств. В настоящее время статусная характеристика относительно соблюдается только в законодательстве о судах; нерасчлененность полномочий прокуроров вела и ведет к их фактической беззащитности перед волей начальника.

Статусная характеристика юристов и нормативное определение их обязательных и принимаемых на себя задач влечет: а) определение степени самостоятельности; б) организационную характеристику рабочего места; в) возможность принудительного исполнения собственных решений; г) защиту против деформаций и неверных приказов; д) пределы и содержание ответственности за свои действия вовне и внутри оргструктуры.

В принципе следует признать необходимым более четкое и развернутое определение: а) ответственности отдельных должностных лиц, самостоятельных юристов и юристов-работников за результаты своей работы, принципиально выходящей за пределы современного понимания ответственности должностных лиц*(85); б) их обязанности обеспечивать определенный уровень решения профессиональных задач на основе соблюдения законодательства и принятых в обществе нравственных норм; в) их права требовать определенного ресурсного обеспечения своей работы, а не только вознаграждения за нее.

Игнорирование этих начал имеет место в сфере судейской профессиональной деятельности. Расширение компетенции суда, провозглашение независимости судей организационно не подкреплено их возросшей ответственностью и возможностями самостоятельного (но через так называемые силовые структуры) исполнения своих решений. Организационно судья независим лишь формально; фактически его решения - это бумага, исполнение которой зависит от иных структур. Это простое соображение и привело к созданию службы судебных приставов, могущих реально исполнять решения суда.

6. Классификация организационных взаимодействий в сфере профессиональной юридической деятельности. Прежде всего, их можно подразделить на формальные, урегулированные правом, и неформальные, основанные на сложившихся обычаях.

Формальные взаимодействия возникают в процессе вертикального управления и горизонтальной ведомственной и межведомственной координации. Это целеполагание, надзор и контроль, корректировка и прочие операции. В ходе координации происходит согласование позиций, передача материалов, обязывание или управомочие к производству последующих технологических операций. Эти организационные взаимодействия изучены слабо и далеко не всегда учитываются специалистами-практиками.

Формальные вертикальные взаимодействия реализуют обычно функцию управления работой юристов. Однако они вполне способны ее деформировать, подавив инициативу и самостоятельность юристов. При потере определенной степени самостоятельности отдельного юриста система, в которой он работает, неизбежно начинает разрушаться.

Горизонтальные взаимодействия, как правило, опосредуют технологические переходы от одной стадии производства по юридическому делу к другой и (или) отражают сложившееся разделение труда. Следователь, передавая дело прокурору, а затем в суд, которые оценивают качество его работы, находится в технологической зависимости от них. Это неизбежно. Однако было бы желательным отразить это обстоятельство в законе, упреждая постоянно возникающие при этом коллизии. Особую функцию выполняют обеспечивающие взаимодействия. В идеале личное обеспечение юриста должно быть сведено только к денежной оплате, порядок которой следует урегулировать законом дифференцированно для различных организационно-правовых форм профессиональной юридической деятельности. По действующему законодательству в соответствии со сложившейся практикой, например, вышестоящие прокуроры устанавливают денежные надбавки своим подчиненным. И все же здесь возникает излишняя зависимость по вертикали. Подобные правила не стоит, может быть, обличать, но стоит обдумать.

Столь же настойчиво необходимо добиваться прозрачности и автоматизма обеспечения рабочего места и общих условий работы юриста. Зависимость от обеспечивающих условий в принципе вносит разрушающий характер, даже если различные вознаграждения осуществляются государственными органами.

Неформальные взаимодействия, как уже отмечалось, образуют единое сообщество юристов и предопределяют принятые в данной стране способы осуществления профессионального юридического труда. В этой связи необходимо изучать виды такого воздействия, их каналы, механизмы, цели и эффективность. Способами или видами неформальных взаимодействий на практике являются: взаимные рекомендации или возражения при профессиональном продвижении; оказание помощи при решении профессиональных задач (выделение средств, выполнение работ); согласие или несогласие с различными правовыми и административными решениями; формирование общественного мнения и др. Такие взаимодействия существуют повсюду. Проблема состоит в их оптимизации, подчинении закону, правильном использовании.

 

Глава IV. Юристы

 

Личность юриста

 

1. Понятие личности юриста. Личность юриста есть, в конечном счете, субъектный источник профессиональной юридической деятельности и функционирования сферы правовых работ и услуг. Проблема личности юриста - это сложный, спорный, деликатный комплекс вопросов о том, какие черты и свойства личности юриста необходимы или желательны, а какие противопоказаны, какие безразличны, и насколько общество вправе корректировать личность юриста. Россия славится математиками, программистами, шахматистами и пр. Это в каждом случае группы людей, обладающих особыми способностями и особой мотивацией. Такие люди в стране либо есть, либо их нет. Желательно, чтобы специалисты такого высокого класса в стране были. Успех без них недостижим. В полной мере это относится и к личности юриста*(86).

Собственно определение личности, ее структура, содержание и другие связанные с личностью проблемы широко обсуждаются в философской, социологической, психологической и правовой литературе. В ней содержатся сотни или тысячи определений личности, сформулированных с самых различных позиций. Эти определения и связанные с ними теории желательно как-то учитывать при исследовании правовых проблем*(87).

Личность юриста здесь, однако, без особых обсуждений в начале предметно определяется как субъект, который, имея для этого соответствующую подготовку, осуществляет профессиональную юридическую деятельность, затрачивая на нее физические и психические усилия, собственное время, переживая успехи и неудачи, преследуя те или иные благородные или не всегда благородные цели*(88). Личность юриста затем раскрывается в ее качественной, социальной характеристике. Это присущая субъекту совокупность или система черт характера, качеств и свойств, которые так или иначе отражаются на его деятельности как профессионала, на его профессиональном труде, служебном и внеслужебном, профессиональном поведении.

Наконец, в соответствии с традициями, сложившимися в российской (советской) общественной науке, личность юриста рассматривается на трех уровнях: как индивид (прокурор Иванов), как портрет профессиональной группы (личность судьи), как социальный тип (личность юриста в конце XX в. или ранее, например в середине XIX в.).

2. Цели изучения личности юриста. Их следует рассматривать с практических и теоретических позиций*(89). Первый подход позволяет юристу осознать себя и определить свое отношение к тому или иному виду профессиональной карьеры, попытаться усилить и использовать свои лучшие черты, смягчая те стороны своей личности, которые мешают достижению успеха. Второй подход позволяет обществу расширить наличные знания о личности юриста, ее структуре, выявлять и анализировать связи между социальной эффективностью профессиональной деятельности юриста и типом личности, ее мотивацией, установками, мировоззрением, принятыми обычаями и приемами деятельности.

Цели первого подхода, взятые в развитии, могут состоять в: а) выборе наиболее привлекательного для себя вида профессиональной карьеры; б) оценке свойств собственной личности, определяющих успех избранной карьеры; в) уяснении своих реальных стремлений и оценке готовности к затратам времени и труда для их реализации. Цели второго подхода, в частности, состоят в: а) расширении имеющихся знаний о личности юриста, например выявлении системы свойств и качеств, соотносимых с его профессией, которые влияют на нее как позитивно, так и негативно, как слабо, так и сильно; б) описании реально существующей системы свойств и качеств личности, что позволяет уяснить сложившийся в данную эпоху профессиональный социальный тип; в) анализе и оценке полезности, действенности, реальных и мнимых, нормативно-правовых этических требований общества к личности юриста. Говоря самым общим образом, цели изучения личности юриста состоят на индивидуальном уровне - в профессиональном саморазвитии, а на социальном уровне - в определении надежности юристов, их способности решать профессиональные задачи и сохранять уважение и к своей профессии и к людям, интересы которых она затрагивает.

Разумеется, перечень целей изучения личности юриста дан самый общий и примерный. Он может и должен меняться. Ясно одно. Лишь постоянное обсуждение проблематики личности юриста позволит обществу совершенствовать состояние отрасли правовых работ и услуг, удовлетворяя свои разумные интересы.

3. Изменения личности юриста. Пожалуй, следует предположить, что осознать личность юриста, составить представление о ее профессиональном, социальном, политическом, технико-юридическом, рабочем потенциале можно только, наблюдая ее изменения. В те или иные периоды истории нашей страны формировался различный тип юристов, по-разному оценивалось их положение в обществе и их профессиональное поведение. Считается, что проведение судебных реформ в 60-х гг. XIX в. породило группу талантливых, сильных юристов. В то же время многие мыслители указывали на пробелы в правосознании даже профессиональных юристов*(90). Более трезвой становится оценка таких процессов, как дело Веры Засулич и пр. По-видимому, еще подлежит осознанию демонстрация некоторыми юристами собственной зажиточности в нищей дореволюционной России. Необходимо и осмысление того факта, что многие ученые-юристы в 1917 г. спокойно перешли на службу иной правовой, а во многом антиправовой, явно не нравившейся им системе, что заставляет думать о надежности и принципиальности этой группы юристов*(91).

В условиях длительной социальной трансформации, содержанием которой объективно является переход к иной политической и иной экономической системе, тенденции развития личности юриста, изменения содержания этой личности привлекают к себе особое внимание. Иллюстрировать это можно двумя примерами. Первый - мотивация труда. Руководители правоохранительных органов в середине 90-х гг. XX в. обоснованно жаловались на недостаток кадров, объясняя его оттоком профессионалов из государственных структур в частные. В начале ХХI в. скорее можно жаловаться на нежелание талантливых выпускников юридических вузов идти в науку или на некоторые должности в публичных экономических структурах. В своей массе эти явления объясняются во всяком случае общественным мнением, а равно желанием уже в начале карьеры добиваться высокого заработка. Для начинающего юриста как будто бы меньшее значение имеет возможность быть полезным обществу, получить в начале необходимый опыт профессиональной работы. Сами по себе изменения такого рода осуждать трудно. Хуже, если общество считает, что в этом проявляется коррумпированность юристов. Второй пример - возникшая и укрепившаяся в течение многих лет неподготовленность части юристов к переменам, их неприспособленность к принятию действительно значимых самостоятельных решений. Ранее юристы вынуждены были зачастую лишь оформлять чужие решения. И для многих из них это положение было более удобным, чем профессиональная деятельность в условиях высокой ответственности. Но теперь, когда в самых разных ситуациях слово юриста становится делом, когда оно сказывается на экономике, на правопорядке, за это приходится расплачиваться. Повторяем, это лишь примеры, и необходимой задачей являются выявление происходивших изменений в личности юриста и их мониторинг.

4. Структура личности юриста. Ее анализ осуществляется по традиции с биологических, психологических либо социологических позиций, что особенно наглядно разработано в криминологии. Он должен выявить значимые для юридической профессии элементы личности юриста и соотносимые с ней элементы. Это необходимо для того, чтобы обеспечить изучение и оценку личности юриста на всех трех уровнях, а соответственно и способствовать проведению определенной политики использования и развития свойств и черт личности, обеспечивающих качественное исполнение профессии юриста.

Здесь опять-таки уделяется минимальное внимание спорам о структуре личности и делается лишь попытка выявить некоторые ее черты, преимущественно основываясь на здравом смысле. Подходящим для этого признается развитый в литературе подход, по которому "под внутренней структурой личности следует понимать свойства, интегрированные в ее сознании: это прежде всего психические элементы отражения внешних, объективных условий жизни личности (определяемые потребностями интересы, мотивы, цели, воля); психические свойства личности (способности, характер); "идеологические" свойства сознания (установка, направленность, ценностно-нормативная ориентация); биологически обусловленные особенности (темперамент, инстинкты и т.д.)"*(92).

Этот подход позволяет дать релевантную для личности юриста классификацию ее элементов по нескольким критериям.

На этой основе в структуре личности юриста по критерию содержания выделяют четыре группы свойств:

1) мировоззренческие, к которым относятся отношение к общепризнанным социальным ценностям, прежде всего личности, ее основным правам и свободам; правовое сознание, включающее отношение к праву, закону, государству; этические и моральные нормативы, в том числе милосердие, сострадание, сопереживание, чувство верности, чести, собственного достоинства;

2) интеллектуально-мыслительные, к которым относятся общие профессиональные знания, способность решения мыслительных задач, как типовых, так и нестандартных, способность к обучению, наблюдательность, способность концентрироваться на предмете познания, воспринимать информацию в процессе коммуникации и пр.;

3) психологические, к которым можно отнести развитость волевого начала, соотношение конформности и нонконформности, психологическую восприимчивость (эмпатию), правдивость, коммуникативность, самооценку, терпение, определенную степень мужества как готовность противостоять реальным или мнимым угрозам и пр.;

4) физические, к которым относятся: возраст, состояние здоровья, утомляемость, некоторые индивидуальные физические свойства (зрение, подвижность и пр.).

Структурно эта характеристика может быть изменена. Но главным при анализе свойств личности юриста является оценка их соотносимости с профессией юриста, их реального состояния, содержания и интенсивности.

Немецкие авторы Андре Нидостадек и Йорг-Кристиан Лоренц сформулировали следующий набор понятий, отражающих черты личности, подлежащие оценке при выборе профессии юриста: активность, аналитичность мышления, способность к адаптации, решительность, способность переносить нагрузки, дисциплинированность, дипломатичность, способность реализовать поставленные цели, гордость, ответственность, ангажированность и др.*(93)

В свое время С.С. Алексеев и В.Ф. Яковлев, разрабатывая, как и другие ученые, модель юриста, т.е. не что иное, как желательное состояние личности юриста, включали в предложенную ими модель общие требования и показатели модели юриста и специфические (специализированные), относящиеся к тем или иным разновидностям юридической работы, юридическим специальностям. Основными общими показателями, по их мнению, являлись:

1) "марксистско-ленинская идейность, политическая зрелость, принципиальность, правильное понимание своего общественного государственного долга;

2) высокая общая культура, всесторонняя духовная и интеллектуальная развитость;

3) высокий и притом "специализированный" нравственный уровень - подчинение деятельности юриста ряду этических норм, таких как честность, уважительное отношение к людям, внимание к ним и т.д.;

4) надлежащая общая юридическая культура, развитое юридическое мышление;

5) глубокое знание советского законодательства и практики его применения;

6) общеюридические практические навыки - "умения" (навыки исследования фактов, нахождения и толкования нормативных актов, составления юридических документов, устных выступлений по юридическим вопросам и др.);

7) общекоммуникативные и организационные качества, навыки работы с людьми, знание психологии людей;

8) навыки научно-исследовательской работы;

9) качества общественного деятеля, в частности навыки публичных выступлений"*(94).

В принципе, все такого рода черты действительно должны быть присущи юристу; он должен иметь определенное мировоззрение, принципиальность и пр. Но социальные изменения, смена мыслительных парадигм и представлений о социальных ценностях убедительно показывают, что личность юриста неизбежно включает в себя механизм оценки внешнего мира, в идеале на основе разумного и взвешенного отношения к тому, что когда-то именовалось партийностью, актуальностью. Именно этот механизм с различной быстротой и интенсивностью меняет личность юриста либо разрушает ее. Первое происходит в случае эффективной адаптации к переменам. Второе - когда почему-либо такая адаптация полностью или частично оказалась невозможной. Иные классификации элементов личности юриста также возможны. Каждое из свойств личности юриста может быть, в свою очередь, нормативным, т.е. обязательным, и ненормативным. Они могут быть присущи: а) всем юристам; б) группе юристов; в) индивидууму. Далее, свойства по иному критерию могут быть: а) одобряемыми; б) осуждаемыми; в) нейтральными. Наконец, они могут подразделяться по роли в структуре личности на:

а) ведущие;

б) существенные;

в) малозначимые.

При этом в личности юриста как бы преобразуется система свойств, которые могут соответствовать друг другу или находиться в противоречии и представляют собой целостное уникальное явление. Но, так или иначе, каждое из названных свойств и их система должны рассматриваться с позиций задач профессиональной деятельности юриста, а именно необходимости обеспечения правовой безопасности, правовой стабильности, правовой рациональности жизни общества и поведения людей, с позиции соответствия личности юриста потребностям и надеждам общества.

5. Нормативно-правовые формализованные свойства личности юриста как индивида. Ряд свойств личности юриста рассматриваются законодателем как обязательные для осуществления юридической профессии или, по меньшей мере, части юридической профессии. Таким образом, в одних случаях ограничивается доступ к профессии, что естественно вызывает споры как на уровне оценки необходимости тех или иных предписаний, так и на уровне их толкования, в других - формируются такие требования к личности юриста, которые не предъявляются к другим профессионалам.

Профессиональная подготовленность юриста и ее уровень. Здесь есть несколько видов требований и соответственно свидетельств об их выполнении: а) признание лица юристом, которое предполагает в формальном плане наличие соответствующего диплома, а в материальном плане - наличие правовых знаний, навыков; б) допуск к некоторым специальностям, требующий получения дополнительного свидетельства о сдаче квалификационного экзамена (экзаменов); в) наконец, в сфере научной работы получение юристами, как и представителями иных профессий, ученых званий кандидата и доктора юридических наук, а также ученых степеней доцента и профессора.

В настоящее время проблема профессиональной подготовленности как интеллектуального состояния личности актуализировалась по ряду причин. Прежде всего, изменились потребности в круге профессиональных знаний и предмете знаний. Далее, возникла проблема недоверия к некоторым высшим учебным заведениям, ведущим подготовку юристов, поскольку резко расширилось количество обучающихся юристов, причем впервые в истории страны юристов стали готовить частные учебные заведения. Наконец, стала еще более актуальной задача обеспечения допуска к профессиональному юридическому образованию и одновременно возникла проблема повышения качества образования в связи с присоединением к так называемому Болонскому процессу.

Именно поэтому осуществляется совершенствование стандартов и соответственно содержания юридического образования, а на этой основе программирование того, каким в профессиональном плане должен быть юрист. Эти стандарты (как делается сейчас) устанавливаются на основе тщательных исследований и разработок самими юристами, но утверждаются органами, специально на то управомоченными обществом. Другими словами, они являются единой нормативной основой содержания и качества профессиональной подготовленности юриста. В то же время сообщество юристов стремится предупредить возможную бюрократизацию учебного процесса и особенно инфляцию диплома о высшем профессиональном юридическом образовании.

В этой связи актуализируется проблема проверки качества профессиональной подготовленности юристов, включая периодический контроль за ней. Можно полагать, что актуальная профессиональная подготовленность должна быть постоянным, а не временным свойством личности юриста.

Существенное внимание общества привлекает и проблема сдачи квалификационных экзаменов, что обязательно для осуществления некоторых юридических профессий. В целом как будто бы нет каких-либо данных о недостатках в проведении такого рода экзаменов. Однако применительно и к высшему юридическому образованию, и к квалификационным экзаменам подготовка кадров для себя, внутри своего ведомства не должна рассматриваться как наилучший вариант.

Нормативно по ст. 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", опирающейся на ст. 119 Конституции РФ, судьей может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, а также федеральными законами. Кроме того, требуется стаж работы не менее пяти лет, несовершение им порочащих его поступков и сдача квалификационного экзамена*(95). При этом ст. 5 этого же Закона жестко регламентирует порядок приема квалификационного экзамена на должность судьи. А подзаконные акты определяют, кто сдает квалификационный экзамен, кто входит в экзаменационную комиссию, регулируют организацию работы экзаменационной комиссии, содержание и порядок приема квалификационного экзамена*(96).

Требование высшего юридического образования к лицам, назначаемым на должность прокуроров и следователей, установлено также ст. 37 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"*(97). В свою очередь, и адвокаты обязаны сдавать квалификационный экзамен.

Все такого рода квалификационные экзамены по существу конкретизируют требование профессиональной подготовленности и одновременно являются механизмом оценки высшего юридического образования.

По-видимому, целесообразно законодательно установить перечень должностей, требующих наличия высшего юридического образования, включив в него и оказание правовых услуг населению.

Возраст. Это свойство личности юриста закон учитывает только применительно к некоторым категориям. Определенный возраст требуется для занятия должности судьи. По ст. 119 Конституции РФ он составляет 25 лет, а по Закону РФ "О статусе судей в Российской Федерации" он повышается до 30 лет для судей вышестоящих судов и до 35 лет для судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ. Статья 40.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в свою очередь, устанавливает минимальный возраст в 25 лет только для занятия должностей городского, районного и приравненного к ним прокуроров и не моложе 30 лет - для занятия должностей прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров. В принципе проблема возраста, включая верхний его предел, имеет принципиальный характер. Было бы целесообразно, по-видимому, дать возможность молодым юристам обязательно поpaботать в должности стажера с тем, чтобы принятие важнейших юридических решений и совершение юридически значимых действий опиралось на достаточный опыт, а затем не деформировалось жизненной усталостью.

Состояние здоровья. Во время подготовки первого издания книги этот вопрос казался только теоретическим и вызывал недоумение. Теперь ситуация изменилась. Вокруг этого вопроса возникла острая полемика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 861; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.059 с.)