Тема 1. Роль инженерной экологии В снижении техногенной нагрузки на окружающую среду 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Роль инженерной экологии В снижении техногенной нагрузки на окружающую среду



ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Обострение экологической проблемы, все более связанное с техногенным воздействием на природную среду, четко обозначает необходимость в новых инженерных кадрах, имеющих специальную природоохранную подготовку.

Одна из главных задач экологического образования в энергетическом вузе – привить будущему инженеру понимание того, что процессы, связанные с производством, передачей и использованием энергии сопровождаются использованием различных видов природных ресурсов и прямым или косвенным воздействием на окружающую среду. Будущий энергетик должен уметь находить оптимальные технические решения, внедрять экологически и экономически обоснованные ресурсо- и энергосберегающие технологии.

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования к уровню знаний и умений лиц, завершивших обучение, предъявляется ряд требований:

- инженер должен быть знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- знать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

- иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе, понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций.

Особенно важную роль имеет преподавание экологических дисциплин в подготовке инженеров-экологов по специальности 280202 «Инженерная защита окружающей среды». Будущий инженер-эколог должен хорошо разбираться в сферах своей деятельности: по обеспечению экологической экспертизы техники, технологий, технических проектов на реконструкцию и новое строительство хозяйственных объектов; эффективному проведению комплексной экологизации действующего производства; рациональному использование природных ресурсов, производственных и бытовых отходов производства; успешному внедрению социальных, оздоровительных и этических мероприятий экологического содержания. В его задачи входят также разработка конкретных рекомендаций по защите окружающей среды, восстановлению нарушенных экосистем, поиск путей оптимизации природопользования и прогнозирования будущего состояния окружающей природной среды, расчеты эффективности природоохранной деятельности, энергосбережения и ресурсосбережения.

В целом экологическая подготовка инженеров в энергетическом вузе реализуется в рамках концепции непрерывного образования и призвана помочь будущим специалистам в решении производственных задач с учетом комплекса эколого-экономических проблем.

Программа спецкурса по дисциплине «Введение в специальность "Инженерная защита окружающей среды"» составлена на основе Государствен­ного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки инженера-эколога по специальности 280202 – Инженерная защита окружающей среды.

Цель преподавания дисциплины – повышение качества профессиональной подготовки инженера-эколога в вузе путем формирования у слушателей устойчивого положительного отношения к получаемой профессии, мотивации и интереса к получению знаний в процессе обучения.

Задачами изучения дисциплины «Введение в специальность "Инженерная защита окружающей среды"» является ознакомление студентов:

− с современными экологическими проблемами общества и окружающей среды и ролью инженера-эколога в их решении;

− аспектами профессиональной деятельности инженера-эколога;

− необходимыми качествами и характеристиками инженера-эколога;

− учебными дисциплинами как объектами отражения требований к инженеру-экологу со стороны общества;

− работой инженеров-экологов на действующих предприятиях.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

− о роли инженера-эколога в решении современных экологических проблем;

− сущность и особенности профессиональной деятельности инженера-эколога;

− необходимые качества и характеристики инженера-эколога;

− цель и место учебных дисциплин как объектов отражения требований к инженеру-экологу со стороны общества;

− особенности работы инженеров-экологов на действующих предприя­тиях.

В целом, дисциплина «Введение в специальность "Инженерная защита окружающей среды"» способствует формированию у студентов положитель­ного отношения и интереса к получаемой профессии.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НАД КУРСОМ «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ " ИНЖЕНЕРНАЯ ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"»

 

Работа студента над курсом “Введение в специальность” слагается из следующих моментов: самостоятельного изучения разделов и тем курса по учебникам и учебным пособиям с последующей самопроверкой по контрольным вопросам; индивидуальных консультаций (очных и письменных); выполнения практических работ; выполнения контрольных работ; посещения установочных и обзорных лекций; сдачи зачета по всему курсу.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Изучение курса следует начинать с рассмотрения предложенной программы, с последующим изучением отдельных тем. При чтении материала необходимо ведение записей с кратким конспектом основных понятий. В связи с необходимостью усвоения большого количества новых терминов, предлагается составление словаря этих терминов в порядке их появления по разделам.

Переходить к изучению новой темы следует только после полного усвоения предыдущего раздела и ответов на контрольные вопросы. Основным условием хорошего усвоения материала является регулярность в занятиях.

 

САМОПРОВЕРКА

 

Изучение каждой темы следует заканчивать ответами на контрольные вопросы.

Содержание контрольных вопросов раскрыто в литературе по каждой теме с указанием соответствующих глав. Ответы на контрольные вопросы необходимо внести в конспекты, они помогут при повторении материала в период подготовки к сдаче зачета.

 

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

 

В процессе изучения курса «Введение в специальность "Инженерная защита окружающей среды"» студент должен выполнить контрольную работу, которая включает семь вопросов из 7 разделов предложенной программы дисциплины. Контрольное задание следует выполнять по мере изучения соответствующих тем дисциплины.

Перечень контрольных заданий и таблица вариантов контрольного задания приведены в конце настоящего пособия.

 

КОНСУЛЬТАЦИИ

 

В случае возникновения сложностей при проработке теоретического материала следует четко сформулировать вопросы, ответы на которые можно будет получить в ходе индивидуальных письменных и устных консультаций или после обзорных лекций по соответствующим темам.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

 

Учебным планом по дисциплине «Введение в специальность "Инженерная защита окружающей среды"» предусмотрены две практические работы, в ходе выполнения которых студенты знакомятся с основами планирования природоохранной деятельности на предприятии и экономическим обоснованием реализации мероприятий по защите окружающей среды.

 

ЛЕКЦИИ

 

В ходе обзорных лекций анализируется объекты, содержание, принципы профессиональной деятельности инженера эколога, а также цели и задачи специалиста инженерно-экологического профиля на производстве.

ЗАЧЕТ

 

К дифференцированному зачету по данной дисциплине допускаются студенты, прослушавшие обзорные лекции, выполнившие контрольные и практические работы. Для сдачи зачета необходимо знание теоретического материала в пределах предложенной программы.

 

ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ “ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»

ЦИКЛА СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН УЧЕБНОГО ПЛАНА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 280202 “ИНЖЕНЕРНАЯ ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ” ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ-ЭКОЛОГОВ

ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ КГЭУ

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Семес-тры Зачеты     Контроль- ные работы   Курсо- вые работы Часы учебных занятий   Приме- чания
Всего Лекции Прак-тика Лабора-торные работы Самосто-ятельная работа
      -       -   -

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Объект и предмет дисциплины «Введение в специальность "Инженерная защита окружающей среды"», ее цели, задачи и практическая направленность – изучение аспектов профессиональной деятельности инженера-эколога.

 

 

РАЗДЕЛ 1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРА-ЭКОЛОГА

ТЕМА 2. ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ, ВЛАДЕЮЩИХ СПОСОБАМИ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Основные направления подготовки специалистов, способных действовать в современной ситуации. Обучение способам и технологиям восстановления нарушенного экологического равновесия в биосфере (изменение окружающего мира). Формирование у будущего специалиста готовность внедрять экологически безопасные технологии и стремление принимать личное участие в природоохранной деятельности (изменение личности). Подготовка инженеров-экологов, владеющих способами защиты окружающей среды и возможностью их использования в зависимости от природы и количества загрязнителя.

 

ИНЖЕНЕРА-ЭКОЛОГА

Факторы формирования социального заказа на деятельность инженера-эколога: глобальные проблемы окружающей среды и проблема обеспечения устойчивого развития и безопасности общества; современные политические и социально-экономические отношения; система глобализации общества и экономики; специфичность профессиональной деятельности специалиста ин­женерно-экологического профиля и ее отличие от профессиональной деятельности специалистов других категорий; востребованность специалистов инженерно-экологического профиля обществом; основные требования, предъявляемые обществом к инженеру-экологу как компетентному специалисту в решении социальных задач.

ТЕМА 5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРА-ЭКОЛОГА

Содержание профессиональной деятельности инженера-эколога в различных условиях: при создании нового промышленного производства; в условиях существования определенного отходного и безотходного промышленного производства. Обобщенный алгоритм комплексного решения инженером-экологом профессиональных задач: мониторинг состояния окружающей среды; проектирование мероприятий по защите окружающей среды; реализация мероприятий по защите окружающей среды. Профессионально значимые виды деятельности инженера-эколога: исследовательская; проектно-конструкторская; производственно-технологи­ческая; организационно-управленческая; социально-коммуникативная деятель­ность. Профессиональные функции инженера-эколога - исполнительские, императивные, самостоятельные, альтернативные.

 

ТЕМА 8. СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ИСО СЕРИИ 9000 ПО СИСТЕМАМ КАЧЕСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Экологические требования в стандартах по системам качества. Цель и основные этапы оценки экологичности продукции. Основные критерии оценки экологичности продукции. Выявление свойств продукции, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, его виды, характер и направления. Свойства экологичности, характеризующие способность продукции оказывать химическое воздействие на окружающую среду. Свойства экологичности, характеризующие способность продукции оказывать физическое воздействие на окружающую среду. Свойства продукции, связанные с механическими колебаниями и различного рода излучением. Свойства экологичности, характеризующие способность продукции оказывать микробиологическое воздействие на окружающую среду.

ИНЖЕНЕРА-ЭКОЛОГА

Аспекты эколого-экономического образования в природоохранной подготовке инженеров в вузах. Ресурсное природопользование, ориентирован­ное на изучение экологических проблем, связанных с выявлением природных ресурсов, переработкой, потреблением и возвращением их в природу. Территориальное природопользование с определением природоресурсного потенциала территории, степени и особенности его освоения. Отраслевое природопользование с обсуждением комплекса проблем энергетики, развития традиционной и альтернативной энергетики.

РЕГИОНОВ И ГОРОДОВ

 

Готовность будущих специалистов технического профиля решать проблемы региона с позиций устойчивого развития. Разработка и принятие программ по экологической безопасности как признание на государственном уровне наличия экологических и экономических проблем в регионе и необходимости их комплексного решения. Виды территорий с экологически опасными ситуациями и механизмы присвоения им статуса специальных зон. Комплексная программа охраны окружающей среды города. Специфические особенности городской среды, характеризующейся экстремальными условиями за счет переуплотнения производственных и энергетических объектов.

И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

 

Интенсивное воздействие на среду как в результате деятельности самих производств, так и от деятельности сырьевой базы и последующего использования отходов. Сравнительная экологическая оценка объектов теплоэнергетики, электроэнергетики, АЭС, ГЭС, нетрадиционной энергетики. Задачи инженеров-экологов в нефтехимической отрасли по наиболее полному использованию отходов, минимизации и предотвращению сбросов, выбросов вредных веществ, эффективной защиты окружающей среды. Отходоемкость, ресурсоемкость, резервы интенсификации производства в агропромышленном комплексе.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ

Лекция 1. Объекты, принципы и содержание профессиональной деятельности инженера-эколога.

Лекция 2. Природоохранная стратегия в практической деятельности инженера-эколога.

Лекция 3. Анализ инженерно-экологических проблем в ряде отраслей промышленности и сельского хозяйства

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие № 1. Экспертная оценка планирования природоохранной деятельности на объектах энергетики. (2 часа)

 

Практическое занятие № 2. Эколого-экономическая оценка эффективности природоохранных мероприятий на объектах энергетики. (2 часа)

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

1. Аствацатуров А.Е. Инженерная экология и защита окружающей среды: учеб. пособие. - Ростов н/Д.: ДГТУ, 2001.

2. Арбузов В.В., Грузин Д.П., Симакин В.И. Экономика природопользования и природоохраны. - Пенза: Пенз. Гос. Унив., 2004.

3. Батенков В.А. Охрана биосферы: Учебно-методическое пособие. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002.

4. Бганба В.Р.Социальная экология. - М.: Высшая школа, 2004

5. Белов Г.В. Экологический менеджмент предприятия. - М.: Логос, 2006.

6. Бурков В.Н., Щепкин А.В. Экологическая безопасность. - М.:ИПУ РАН, 2003.

7. Ветошкин А.Г. Процессы инженерной защиты окружающей среды. - Пенза: Изд-во Пенз. технол. ин-та, 2004.

8. Ветошкин А.Г., Таранцева К.Р. Технология защиты окружающей среды (теоретические основы). - Пенза: Изд-во Пенз. технол. ин-та, 2004.

9. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки дипломированного специалиста 656600 – защита окружающей среды.

10. Доржиев Ж.Б., Хамнаев И.В. Экологическое право: Учебно-методическое пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006.

11. Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза. - М.: Аспект Пресс, 2005.

12. Инженерная экология и экологический менеджмент / М.В. Буторина, Л.Ф. Дроздова, Н.И. Иванов и др. М.: Логос, 2004.

13. Инженерная экология / Под ред. В.Т. Медведева. М.: Гардарики, 2002.

14. Кокин А.В., Кокин В.Н. Введение в новую специальность. Менеджер-эколог. - М.:МГУ, 2006.

15. Коваленко В.И., Кузнецов Л.М. Исследование рынка экологических услуг: Учеб. пособие.. – СПб.: СПбГИЭУ, 2007.

16. Козачек А.В.. Основы инженерных исследований в экологии: учебное пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. Гос. Техн. Ун-та, 2007.

17. Калыгин В.Г. Промышленная экология. Курс лекций. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.

18. Мазур И.И., Молдаванов О.И., Шишов В.Н. Инженерная экология: Теоретические основы инженерной экологии. Т.1. - М.: Высшая школа, 1996.

19. Масленникова И.С., Горбунова В.В. Управление экологической безопасностью и рациональным использованием природных ресурсов: учеб. пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2007.

20. Масленникова И.С., Кузнецов Л.М., Пшенин В.Н. Экологический менеджмент: учебное пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2005.

21. Матвеев А. Н., Самусенок В. П., Юрьев А. Л. Оценка воздействия на окружающую среду: учеб. пособие – Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. Ун-та, 2007.

22. Матвеев А.В. Управление охраны окружающей среды. - СПб.: СПбГИЭУ, 2003.

23. Опасные промышленные отходы (лицензирование, нормативы образования и лимиты на размещение): учебно-метод. Пособие / под общ. ред. Кострова В.В.. Иваново: Иван. Гос. Хим.-технол. Ун-т., 2004.

24. Павлов А.Н.Экология рациональное природопользование и бжд. - М.: Высшая школа, 2005.

25. Пашкевич М.А., Шуйский В.Ф. Экологический мониторинг..– СПб: Санкт-Петербургский государственный горный институт, 2002.

26. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В.Социальная экология. - М.: Издательский центр «Академия», 2000

27. Системы экологического менеджмента для практиков / под ред. С.Ю. Даймана. М.: Изд'во РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004.

28. Соколов Л.И. Козлова А.Г. Эколого-экономическая эффективность предприятий. – Воронеж: ВоГТУ, 2001

29. Техника и технология защиты воздушной среды / В.В. Юшин, В.М. Попов, П.П. Кукин и др. М.: Высш. Шк, 2005..

 

Дополнительная

30. Батурин Л.А., Игнатов В.Г., Кокин А.В. Сбалансированное природопользование. Ростов н/Д.: ДГТУ., 1998.

31. Николайкина Н.Е., Николайкин Н.И., Матягина А.М. Промышленная экология: Инженерная защита биосферы от воздействия воздушного транспорта: учеб. Пособие. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2006.

32. Порядин А.Ф., Хованский А.Д. Оценка и регулирование качества окружающей природной среды: учебное пособие для инженера эколога. - М.: НУМЦ Минприроды России, издательский дом «Прибой», 1996.

33. Коробкин В. И..Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах: учеб.пособие..-Ростов-н/Д: Феникс, 2002.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Литература:

[9]

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Задачи экологического образования в энергетическом вузе.

2. Требования, предъявляемые государственным образовательным стан­дартом высшего образования к уровню знаний и умений инженеров.

3. Цели и задачи подготовки специалистов в области инженерной защиты окружающей среды.

1. Какова роль инженерной защиты окружающей среды в решении современных экологических проблем?

2. Раскройте предмет, цели и задачи дисциплины «Введение в специальность «инженерная защита окружающей среды»»

3. Назовите основные области профессиональной деятельности инженера-эколога.

4. Назовите основные объекты профессиональной деятельности инженера-эколога.

5. На каких основных научных знаниях базируется дисциплина «Введение в специальность «инженерная защита окружающей среды»»?

 

Следует знать: цели и задачи дисциплины «Введение в специальность "Инженерная защита окружающей среды"»; роль инженера-эколога в решении современных экологических проблем; сущность и особенности профес­сиональной деятельности инженера-эколога; необходимые качества и характеристики инженера-эколога; особенности работы инженеров-экологов на действующих предприятиях.

Должен уметь: разбираться в сферах своей профессиональной деятельности, разра­батывать конкретные рекомендации по защите окружающей среды и восста­новлению нарушенных экосистем, находить пути оптимизации природо­пользования, энергосбережения и ресурсосбережения, рассчитывать эффективность предлагаемых природоохранных мероприятий на предприятиях.

РАЗДЕЛ 1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРА-ЭКОЛОГА

ТЕМА 2. ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ, ВЛАДЕЮЩИХ СПОСОБАМИ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Литература:

[12] глава 4.

[13] часть 1, глава 1.

[14] глава 1,4.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятию «охрана окружающей среды».

2. Раскройте основные принципы рационального природопользования.

3. Конкретизируйте понятие «благоприятные условия существования человечества».

4. Назовите основные направления защиты окружающей среды.

5. Назовите личностные качества, которыми должен обладать специалист эколог.

6. Какие задачи должен решать инженер-эколог в своей профессиональной деятельности.

7. Какими знаниями должен обладать инженер-эколог для осуществления своей профессиональной деятельности.

Следует знать: какиезадачи решает инженер-эколог в своей профессиональной деятельности, основные способы и технологии восстановления нарушенного экологического равновесия в биосфере.

Должен уметь: формулировать основные принципы внедрения и эксплуатации экологически безопасных технологий на производстве, владеть способами защиты окружающей среды и возможностью их использования в зависимости от природы и количества загрязнителя.

 

 

ТЕМА 5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРА-ЭКОЛОГА

Литература:

[3] тема 1,2.

[5] глава 2.

[12] глава 14.

[14] глава 4,6

[17] тема 1, лекция 3,4.

[22] глава 2.

 

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте функции специалиста эколога на стадии выбора решения о строительстве нового предприятия, реконструкции или модернизации существующего.

2. Что собой представляет «зеленый бизнес-план»?

3. Какова функция специалиста эколога на стадии строительство и сдача в эксплуатацию производственного объекта?

4. Раскройте цели, задачи, уровни, нормативную основу инженерно-экологических изысканий.

5. Охарактеризуйте основные методы экологической оценки технологий.

6. Каковы основные цели и задачи экологического сопровождения хозяйственной деятельности?

7. Как составляется прогноз состояния окружающей среды?

8. Охарактеризуйте основные цели, задачи, этапы и инструментальное сопровождение экологического мониторинга.

9. Дайте краткую характеристику основным направлениям научно-исследовательской деятельности специалиста эколога.

10. Проанализируйте принципиальные направления снижения природоемкости в экологизации предприятий различных отраслей.

11. Проанализируйте основные направления, по которым происходит экологизация промышленности на современном этапе производственной деятельности.

12. Охарактеризуйте принципы, которые лежат в основе экологизированных технологий.

Следует знать: содержание профессиональной деятельности специалиста инженерно-экологического профиля, основные методы решения инженером-экологом профессиональных задач, сущность основных видов деятельности инженера-эколога.

.

Должен уметь: владеть основными принципами проведения экологического мониторинга, проектировать мероприятия по защите окружающей среды, реализовывать мероприятия по защите окружающей среды.

ТЕМА 8. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ИСО СЕРИИ 9000 ПО СИСТЕМАМ КАЧЕСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Литература:

[20] часть 1, глава 1.

Вопросы для самопроверки

1. Какие преимущества для предприятий дает внедрение стандартов ИСО серии 9000?

2. Дайте краткую характеристику системе международных стандартов ИСО серии 9000.

Следует знать: основные критерии оценки экологичности продукции и услуг, основные цели и задачи внедрения стандартов ИСО серии 9000 на предприятиях.

Должен уметь: выявлять свойства продукции, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, его виды, характер и направления, применять стандарты ИСО серии 9000 на практике.

 

И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Литература:

[17] лекция 2

[21] глава 4,5

Вопросы для самопроверки

1. Оцените воздействия объектов энергетики на окружающую среду.

2. Какие основные перспективные направления развития энергетики вы можете назвать?

3. Назовите цели и задачи профессиональной деятельности инженера эколога в топливно-энергетическом секторе.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие  
1. Общие рекомендации по работе над курсом «введение в специальность "инженерная защита окружающей среды"»  
2. Программа дисциплины “введение в специальность» цикла специальных дисциплин учебного плана специальности 280202 “инженерная защита окружающей среды” подготовки инженеров-экологов    
3. Литература  
4. Методические указания по изучению курса «введение в специальность "инженерная защита окружающей среды"»    
5. Контрольное вопросы  

 

 

Учебное издание

 

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

«ИНЖЕНЕРНАЯ ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

 

 

Программа, методические указания

и контрольные задания

 

Для студентов заочной формы обучения

 

 

Составители: Роза Яхиевна Дыганова

 

 

Кафедра инженерной экологии и рационального природопользования КГЭУ

 

 

Редактор издательского отдела Н.Г. Приклонская

Компьютерная верстка Н.А. Артамоновой

 

 

Подписано в печать 29.03.07.

Формат 60 ´ 84/16. Гарнитура «Times». Вид печати РОМ. Бумага ВХИ

Усл. печ. л. 3,25. Уч.-изд. л. 3,6. Тираж 450 экз. Заказ № 2965.

 

Издательство КГЭУ 420066, Казань, Красносельская, 51

Типография КГЭУ 420066, Казань, Красносельская, 51

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Обострение экологической проблемы, все более связанное с техногенным воздействием на природную среду, четко обозначает необходимость в новых инженерных кадрах, имеющих специальную природоохранную подготовку.

Одна из главных задач экологического образования в энергетическом вузе – привить будущему инженеру понимание того, что процессы, связанные с производством, передачей и использованием энергии сопровождаются использованием различных видов природных ресурсов и прямым или косвенным воздействием на окружающую среду. Будущий энергетик должен уметь находить оптимальные технические решения, внедрять экологически и экономически обоснованные ресурсо- и энергосберегающие технологии.

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования к уровню знаний и умений лиц, завершивших обучение, предъявляется ряд требований:

- инженер должен быть знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- знать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

- иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе, понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций.

Особенно важную роль имеет преподавание экологических дисциплин в подготовке инженеров-экологов по специальности 280202 «Инженерная защита окружающей среды». Будущий инженер-эколог должен хорошо разбираться в сферах своей деятельности: по обеспечению экологической экспертизы техники, технологий, технических проектов на реконструкцию и новое строительство хозяйственных объектов; эффективному проведению комплексной экологизации действующего производства; рациональному использование природных ресурсов, производственных и бытовых отходов производства; успешному внедрению социальных, оздоровительных и этических мероприятий экологического содержания. В его задачи входят также разработка конкретных рекомендаций по защите окружающей среды, восстановлению нарушенных экосистем, поиск путей оптимизации природопользования и прогнозирования будущего состояния окружающей природной среды, расчеты эффективности природоохранной деятельности, энергосбережения и ресурсосбережения.

В целом экологическая подготовка инженеров в энергетическом вузе реализуется в рамках концепции непрерывного образования и призвана помочь будущим специалистам в решении производственных задач с учетом комплекса эколого-экономических проблем.

Программа спецкурса по дисциплине «Введение в специальность "Инженерная защита окружающей среды"» составлена на основе Государствен­ного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки инженера-эколога по специальности 280202 – Инженерная защита окружающей среды.

Цель преподавания дисциплины – повышение качества профессиональной подготовки инженера-эколога в вузе путем формирования у слушателей устойчивого положительного отношения к получаемой профессии, мотивации и интереса к получению знаний в процессе обучения.

Задачами изучения дисциплины «Введение в специальность "Инженерная защита окружающей среды"» является ознакомление студентов:

− с современными экологическими проблемами общества и окружающей среды и ролью инженера-эколога в их решении;

− аспектами профессиональной деятельности инженера-эколога;

− необходимыми качествами и характеристиками инженера-эколога;

− учебными дисциплинами как объектами отражения требований к инженеру-экологу со стороны общества;

− работой инженеров-экологов на действующих предприятиях.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

− о роли инженера-эколога в решении современных экологических проблем;

− сущность и особенности профессиональной деятельности инженера-эколога;

− необходимые качества и характеристики инженера-эколога;

− цель и место учебных дисциплин как объектов отражения требований к инженеру-экологу со стороны общества;

− особенности работы инженеров-экологов на действующих предприя­тиях.

В целом, дисциплина «Введение в специальность "Инженерная защита окружающей среды"» способствует формированию у студентов положитель­ного отношения и интереса к получаемой профессии.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НАД КУРСОМ «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ " ИНЖЕНЕРНАЯ ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"»

 

Работа студента над курсом “Введение в специальность” слагается из следующих моментов: самостоятельного изучения разделов и тем курса по учебникам и учебным пособиям с последующей самопроверкой по контрольным вопросам; индивидуальных консультаций (очных и письменных); выполнения практических работ; выполнения контрольных работ; посещения установочных и обзорных лекций; сдачи зачета по всему курсу.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Изучение курса следует начинать с рассмотрения предложенной программы, с последующим изучением отдельных тем. При чтении материала необходимо ведение записей с кратким конспектом основных понятий. В связи с необходимостью усвоения большого количества новых терминов, предлагается составление словаря этих терминов в порядке их появления по разделам.

Переходить к изучению новой темы следует только после полного усвоения предыдущего раздела и ответов на контрольные вопросы. Основным условием хорошего усвоения материала является регулярность в занятиях.

 

САМОПРОВЕРКА

 

Изучение каждой темы следует заканчивать ответами на контрольные вопросы.

Содержание контрольных вопросов раскрыто в литературе по каждой теме с указанием соответствующих глав. Ответы на контрольные вопросы необходимо внести в конспекты, они помогут при повторении материала в период подготовки к сдаче зачета.

 

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

 

В процессе изучения курса «Введение в специальность "Инженерная защита окружающей среды"» студент должен выполнить контрольную работу, которая включает семь вопросов из 7 разделов предложенной программы дисциплины. Контрольное задание следует выполнять по мере изучения соответствующих тем дисциплины.

Перечень контрольных заданий и таблица вариантов контрольного задания приведены в конце настоящего пособия.

 

КОНСУЛЬТАЦИИ

 

В случае возникновения сложностей при проработке теоретического материала следует четко сформулировать вопросы, ответы на которые можно будет получить в ходе индивидуальных письменных и устных консультаций или после обзорных лекций по соответствующим темам.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

 

Учебным планом по дисциплине «Введение в специальность "Инженерная защита окружающей среды"» предусмотрены две практические работы, в ходе выполнения которых студенты знакомятся с основами планирования природоохранной деятельности на предприятии и экономическим обоснованием реализации мероприятий по защите окружающей среды.

 

ЛЕКЦИИ

 

В ходе обзорных лекций анализируется объекты, содержание, принципы профессиональной деятельности инженера эколога, а также цели и задачи специалиста инженерно-экологического профиля на производстве.

ЗАЧЕТ

 

К дифференцированному зачету по данной дисциплине допускаются студенты, прослушавшие обзорные лекции, выполнившие контрольные и практические работы. Для сдачи зачета необходимо знание теоретического материала в пределах предложенной программы.

 

ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ “ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»

ЦИКЛА СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН УЧЕБНОГО ПЛАНА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 280202 “ИНЖЕНЕРНАЯ ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ” ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ-ЭКОЛОГОВ

ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ КГЭУ

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Семес-тры Зачеты     Контроль- ные работы   Курсо- вые работы Часы учебных занятий   Приме- чания
Всего Лекции Прак-тика Лабора-торные работы Самосто-ятельная работа
      -       -   -

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Объект и предмет дисциплины «Введение в специальность "Инженерная защита окружающей среды"», ее цели, задачи и практическая направленность – изучение аспектов профессиональной деятельности инженера-эколога.

 

 

РАЗДЕЛ 1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРА-ЭКОЛОГА

ТЕМА 1. РОЛЬ ИНЖЕНЕРНОЙ ЭКОЛОГИИ В СНИЖЕНИИ ТЕХНОГЕННОЙ НАГРУЗКИ НА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.207 с.)