Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие минимальной мозговой дисфункции, задержки психического развития церебрально-органическогоСтр 1 из 9Следующая ⇒
Происхождения Диагноз «минимальная мозговая дисфункция» указывает на наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, как правило, резидуального (остаточного, сохранившегося) характера. К ММД приводят ранние локальные поражения головного мозга, которые возникают в результате патологии беременности, асфиксии, микрородовых травм, постнатальных нейроинфекций, токсико-дистрофирующих заболеваний первых лет жизни. Такие повреждения мозговых структур проявляются в дальнейшем в отставании и дисгармонии развития высших психических функций. Термин «минимальная» отражает относительно малую степень поражения центральной нервной системы в отличие от таких состояний, как умственная отсталость и детский церебральный паралич. Частота ММД - у каждого 5-6 ребенка. В анамнезе большинства детей с ММД в период младенчества отмечается синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости: общее беспокойство, нарушения сна и аппетита, частые срыгивания, тремор подбородка и рук. Части таких детей на первом году жизни ставится диагноз «перинатальная энцефалопатия», так как обнаруживается внутричерепное давление, изменения мышечного тонуса и рефлексов. В раннем возрасте у многих детей с ММД наблюдают незначительное отставание психомоторного и речевого развития. У них медленнее формируются навыки опрятности, у некоторых это сопровождается энурезом и энкопрезом. Пик проявлений -6-7 лет, когда резко увеличиваются физические и психические нагрузки, связанные с началом обучения в школе. Для детей с ММД характерны трудности формирования школьных навыков и поведенческие проблемы. Негативные проявления в благоприятных случаях исчезают к 14 -15 годам. Но при неправильном воспитании и обучении тяжелый кризис наступает в подростковом возрасте и может определить судьбу взрослого человека. ММД обнаруживается в анамнезе у детей, которые в дальнейшем получают диагноз ЗПР церебрально-органического происхождения (в терминах К. С. Лебединской). Клинико-психологическая характеристика детей с ЗПР церебрально-органического генеза и ум- ственно отсталых имеет много общего. Студентам важно уяснить клинические признаки дифференциации двух видов дизонтогенеза. При ЗПР поражения головного мозга менее массивные и возникают на более поздних сроках. У большинства умственно отсталых детей наблюдаются проявления незрелости, недоразвития нервной системы (имеется в виду неосложненная форма олигофрении по М. С. Певзнер). Для ЗПР характерно сочетание признаков незрелости и повреждения нервной системы. Поэтому могут наблюдаться энцефалопатические расстройства: церебральная астения, невро-зоподобные расстройства, синдром психомоторной возбудимости, аффективная возбудимость, апатико-адинамические, психопатопо-добные или эпилептоформные нарушения.
Клинические и нейрофизиологические исследования обнаружили у детей с ЗПР церебрально-органического генеза: - нарушение нормального развития глубинных структур мозга, 1 - задержку развития функций левого полушария, i - особенности межполушарных взаимодействий, - незрелость лобных отделов левого полушария мозга Эти нарушения определяют низкую познавательную активность, отставание интеллектуального и личностного развития, трудности обучения. Одним из центральных звеньев в структуре ЗПР является нарушение эмоциональной регуляции интеллектуальных процессов и поведения (Н. Н. Малофеев, 2001). Такие ученые как Т. А. Власова, М. С. Певзнер (1967), Е. С. Иванов (1971) считают, что главную роль в возникновении неуспеваемости школьника играет церебральная астения: познавательная деятельность ребенка страдает от повышенной истощае-мости. В отличие от других форм задержек, при ЗПР церебрально-органического генеза на первый план выступают признаки неполноценности познавательной сферы, но они не достигают степени умственной отсталости. В нейропсихологических исследованиях И. Ф. Марковской, В. В. Лебединского, О. С. Никольской была выявлена разная структура отклонений в развитии познавательной сферы при легких и выраженных органических поражениях мозга. В связи с этим выделены два варианта ЗПР: легкий и выраженный. При первом варианте нарушения высших психических функций имеют, в основном, динамический характер. Это означает дефицит энергетического обеспечения психических процессов. Отставание в развитии связано в первую очередь с низким психическим тонусом, повышенной истощаемостью, недостаточностью автоматизации движений и действий. У детей резко повышается количество ошибок при утомлении, имеется слабость внимания и механической памяти,
легкие нарушения речевой моторики и зрительно-моторной координации. Познавательная активность в целом проявляется неравномерно. При этом в этой группе детей не отмечаются грубые нарушения зрительно-пространственного гнозиса, фонематического слуха и конструктивного праксиса. У детей второй группы описаны более грубые нейродинамиче-ские нарушения: помимо повышенной истощаемости наблюдается инертность психических процессов с наличием персевераторных явлений, трудностей переключения. Отмечается недостаточный уровень развития познавательных процессов — памяти, восприятия, мышления, речи. Чем раньше начинается психолого-педагогическая коррекция, тем больше шансов на достижение максимально возможного для данного ребенка уровня психического развития и преодоления отставания. Исследования Ю. А. Разенковой (2000) доказали целесообразность переноса сроков коррекционной работы на первые годы жизни. Так, у 28% воспитанников дома ребенка с функциональными и органическими поражениями центральной нервной системы удается в результате целенаправленной коррекции в период младенчества нормализовать ход психического развития настолько, что он становится близким или равным возрастной норме. Для 32% детей с изначально тяжелым прогнозом развития могут стать доступными «образовательные маршруты», приспособленные для детей с менее глубокими нарушениями. Дети с ЗПР церебрально-органического происхождения с начала 80-х годов направляются для обучения в специальные коррек-ционные учреждения VII вида и классы выравнивания. В настоящее время получили развитие классы коррекционно-развивающего обучения (С. Г. Шевченко, 2001), в которые принимаются дети на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Дети с легкой формой ЗПР церебрально-органического генеза, обучающиеся в классах КРО, переводятся в традиционные классы через 1 -4 учебных года и успешно в них обучаются. В случае выраженной ЗПР ребенок нуждается в коррекционной помощи вплоть до 9-го класса, а в большинстве случаев - и при получении начального профобразования. Вопросы для обсуждения 1. Что понимается под «минимальной мозговой дисфункцией», ^ 2. Опишите факторы риска возникновения ММД. 3. Каковы клинические признаки дифференциации легкой сте
4. Перечислите первичные нарушения при ЗПР церебрально- 5. Дайте краткую характеристику легкой и выраженной формы 6. Каковы перспективы преодоления ЗПР церебрально- Литература • Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперак
• Разенкова Ю. А. Профилактика, раннее выявление и • Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском Задания для самостоятельной работы Задание 1. Изучите систему коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР. Используйте литературу: • Шевченко С. Г. Концептуальные основы коррекционно- Задание 2. Ответьте на вопрос: Чем отличаются признаки повреждения и недоразвития психических функций при ЗПР? Используйте литературу: Лебединская К. С, Лебединский В. В. и др. Клинико-нейропсихологический и нейрофизиологический анализ аномалий психического развития детей с явлениями «минимальной мозговой дисфункции». В кн.: А. Р. Лурия и современная психология. - М., 1982. ( Темы докладов 1. Характеристика энцефалопатических расстройств при ЗПР. Литература: • Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. - М., 1995. (Глава «Энцефалопатические формы пограничных состояний интеллектуальной недостаточности»), '. • Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и системати 2.Психическое развитие детей с большим риском ЗПР на пер 3.Особенности психики ребенка с ЗПР в раннем возрасте. 4.Особенности психики ребенка с ЗПР в дошкольном возрас Литература: • Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с .. Занятие 4 (семинар).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.009 с.) |