Особенности комплексного развития поселений, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности комплексного развития поселений,



Имеющих рыбохозяйственную специализацию

 

В экономике России рыбохозяйственный комплекс играет важную роль в качестве поставщика пищевой, кормовой и технической продукции.

Организации рыбного хозяйства являются градообразующими во многих приморских регионах страны и обеспечивают занятость населения (районы Дальнего Востока и Крайнего Севера).

В рыбохозяйственном комплексе Дальнего Востока традиционно занято около 3 % общего количества работающих на этой территории (примерно 150 тыс. человек), составляя более 40 % общей занятости по отрасли в России. В отдельных муниципальных образованиях рыбное хозяйство является одним из основных видов экономической деятельности и составляет основу жизнедеятельности местного населения, что способствует уменьшению оттока населения из этих мест.

Рыбохозяйственный комплекс включает широкий спектр видов деятельности от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли рыбной продукцией в России и за рубежом.

Рыбохозяйственный комплекс имеет сложный состав и многоотраслевую структуру. Кроме собственно рыбопромышленных подотраслей и производств (рыбодобыча, рыбопереработка, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов) этот комплекс включает целый ряд вспомогательных и обслуживающих отраслей, а также элементы производственной и социальной инфраструктуры. Наиболее важными из них являются судоремонт, строительство, транспорт, тарное и сетевязальное производства, портовое хозяйство.

Государственная политика в области развития поселений, имеющих рыбохозяйственную специализацию, ориентируется как на улучшение уровня жизни проживающих в них граждан, так и на повышение эффективности работы предприятий отрасли в целом.

Государственная политика направлена на совершенствования нормативной правовой базы в области рыбного хозяйства, соответствующей его эффективному развитию, модернизацию рыбопромыслового флота; развитие рыбоперерабатывающих мощностей

 

Использование территориального маркетинга

Территориальный маркетинг – это комплекс инструментов, которые используют органы власти и управления для эффективного продвижения своей территории, ее имени и возможностей, во взглядах и понимании потребителей.

Князева, И.В. Маркетинг территорий: курс лекций для студентов очной формы обучения / И.В. Князева, Е.В. Шевцова. – Новосибирск: СибАГС, 2007. - 200 с.

Основные действующие лица, которые принимают участие в программах территориального маркетинга, следующие: политические и административные структуры различных уровней, объединения и союзы предпринимателей и населения, общественность (население, вузы, заинтересованные предприятия) ремесленная и торгово-пропромышленная палаты, предприниматели, средства массовой информации координаторы, привлеченные эксперты и консультанты, туристы, инвесторы.

Основой исследования регионального рынка, является ситуационный анализ на основе SWOT-анализа и анализа имиджа территории.

Применение территориального маркетинга может стать эффективным подходом для преодоления системного кризиса сельских территорий и их развития за счет поддержки благоприятного инвестиционного имиджа.

Развитие местного самоуправления

В сельских территориях

Деятельность органов местного самоуправления позволяет реализовать один из основных принципов управления - обеспечение условий для самоорганизации населения. В связи с этим, как показывает мировой опыт, наличие эффективного института местного самоуправления является одним из основных факторов устойчивого развития сельских территорий.

В Конституции Российской Федерации (ч. 1, ст. 131) установлено, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

В Федеральном законе № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» уточняется, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Федеральный закон № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что местная власть создается для непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Федеральный закон устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, определяет государственные гарантии его осуществления. В нем содержится перечень вопросов местного значения и полномочия органов местного самоуправления. Для каждой территории органы местного самоуправления должны сами сформировать цели и задачи, определить их качественные характеристики и разработать механизмы достижений целей.

Федеральным законом установлена экономическая основа местного самоуправления – находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

 

В сельской местности действует двухуровневая модель местного самоуправления, включающая сельские поселения и муниципальные районы. За годы, прошедшие после вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", проведена большая работа по разграничению полномочий между органами местного самоуправления разных уровней и органами государственной власти, а также по закреплению за ними соответствующих источников дохода.

Вопросы местного значения, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления, охватывают широкий круг социально значимых задач. Эффективное исполнение органами местного самоуправления соответствующих полномочий является необходимым условием для обеспечения устойчивого развития сельских территорий.

В Российской Федерации по состоянию на 01 января 2014 г. зарегистрировано 22777 муниципальных образований (табл. 6.1)

 

Таблица 6.1.

Административно-территориальное деление РФ на 01.01.2014 г.

Объекты административно-территориального деления Количество
Республики  
Края  
Области  
Автономная область  
Автономные округа  
Муниципальные районы  
Городские округа  
Городские поселения  
Сельские поселения  

 

В России в сельской местности насчитывается 20,2 тыс. муниципальных образований, в том числе 1,8 тыс. муниципальных районов и 18,4 тыс. сельских поселений, объединяющих 153 тыс. сельских населенных пунктов. На один муниципальный район приходится примерно 10 сельских поселений, 84 сельских населенных пункта и 31,5 тыс. жителей, а на одно сельское поселение - около 8 сельских населенных пунктов и 1835 жителей.

Понятие «местное сообщество» связано с раскрытием четырех взаимосвязанных признаков: население, территория, социальное взаимодействие в различных формах (экономическая, правовая, межэтническая, межличностная), психологическое чувство сообщества[7].

На сегодняшний день существует множество трактовок понятия «муниципальное хозяйство». Определение муниципального хозяйства дает А.Г. Воронин в своей книге «Муниципальное хозяйственное управление», где муниципальное хозяйство – это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения[8].

В современной литературе муниципальное хозяйство трактуется как совокупность предприятий и учреждений на территории муниципального образования.

Объектом муниципального управления является муниципальное образование – населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и сформированные населением муниципального образования органы местного самоуправления.

В качестве субъекта муниципального управления выступают органы местного самоуправления, а также население муниципального образования, объединенное общими интересами в решении местных проблем жизнеобеспечения и развития.

Целью местного социально-экономического развития является создание качественной муниципальной среды, понимаемой в широком смысле как совокупность условий жизни населения и функционирования хозяйствующих субъектов на территории данного муниципального образования.

Для решения этой задачи осуществляется комплекс мер по созданию правовой, организационной, налоговой и других составляющих среды функционирования предпринимательского сектора, по обеспечению эффективного расходования общественных ресурсов и средств, направляемых на социальные цели. Между муниципальными образованиями развиваются конкурентные отношения в сфере привлечения инвестиций, перераспределения общественных финансовых средств, рабочей силы. Повышается возможность местных властей проявлять самостоятельность в сфере собственного экономического развития, но одновременно и увеличивается их ответственность за принимаемые решения.

Экономическая, хозяйственная деятельность муниципальных образований непосредственно влияет на финансовую систему местного самоуправления. Финансовая система местного самоуправления состоит из ряда институтов. Наиболее важным из них является институт местного бюджета. Одним из действенных инструментов стимулирования развития экономики являются налоговые льготы.

В настоящее время за муниципальным уровнем полностью закреплены земельный налог и налог на имущество физических лиц. Данные налоги дают средств намного меньше ожидаемого и не обеспечивают расходы местных бюджетов. Закрепленные за муниципалитетами налоговые доходы не связаны с производственной деятельностью предприятий, находящихся на их территории, что исключает прямую заинтересованность местных органов управления в развитии экономики муниципальных образований с целью увеличения собственной налоговой базы.

Общие принципы, цели и задачи муниципального управления в сельской местности аналогичны городским и направлены на повышение качества жизни населения. В то же время сельские населенные пункты по многим параметрам существенно отличаются от городских, что оказывает сильное влияние на систему муниципального управления.

Процесс возрождения и развития местного самоуправления в Российской Федерации имеет ряд сложностей. Хотя в основном создана законодательная база на федеральном уровне и в большинстве регионов сформированы муниципальные органы власти, однако существуют проблемы формирования экономических основ и финансовой базы местного самоуправления в сельских поселениях. На практике местное самоуправление в сельской местности работает малоэффективно. Основными причинами этого являются:

– слабость экономической и финансовой базы сельских образований, высокая дифференциация бюджетной обеспеченности муниципальных районов и сельских поселений;

– недостаточная подготовленность кадров в области финансового менеджмента;

– недостаточный уровень научно-методического и информационного обеспечения;

– недостаточно рациональная территориальная организация, некомплексное развитие территорий;

– неэффективность контроля за деятельностью местного самоуправления как со стороны государства, так и со стороны населения.

– низкая степень вовлечения граждан в деятельность органов местного самоуправления, в обсуждение и принятие решений по общественно значимым вопросам:

В силу ограниченности полномочий местная власть может решить далеко не все проблемы. Местному самоуправлению не под силу решение такой проблемы, как углубление социального расслоения общества.

Государственное регулирование территориального развития должно учитывать, что каждый регион и, в частности, муниципальное образование может формировать свою, присущую только ему рыночную специализацию экономики и на основе экономических связей обмениваться продукцией с другими регионами, каждый район должен иметь свой региональный рынок и в то же время выходить с продукцией ведущих отраслей на общероссийские и мировые рынки.

Рыночная ситуация налагает отпечаток на функции власти. Эффективность местного самоуправления возможна лишь в сочетании интересов государства, общества, бизнеса. Чтобы быть конкурентоспособным, местное самоуправление должно проводить экономическую политику, направленную на получение прибыли, оказывать помощь бизнесу.

Анализ отраслевой структуры экономики, оценка специализации и комплексности развития экономики создаст в последующем предпосылки для эффективной координации экономических взаимодействий отраслей.

Важным направлением формирования нового механизма муниципального управления становятся определение необходимых и устранение избыточных функций управления, а также поддержание оптимального состава функций с целью устранения неэффективного государственного вмешательства в экономику[9].

Функциональное управление процессами развития сельских территорий включает в себя все стадии, начиная с анализа имеющегося на территории потенциала и проявляющейся активности населения и заканчивая реализацией конкретных мероприятий и контроля их эффективности для улучшения ситуации на территории соответствующего муниципального образования.

Необходимо подчеркнуть важную роль информационных технологий в процессе управления такими сложными системами, как муниципальные образования. Академик В.А. Глушков отмечал, что управляющая система – это модель устройства, которая организует упорядоченную передачу информации и ее преобразование; воспринимает разом и выдает информацию уже в том виде, который необходим для управления объектом; затем снова получает информацию от объекта управления, снова преобразует ее. Применение информационных технологий актуально для всех отраслей муниципального хозяйства. Программные продукты позволяют моделировать различные ситуации и сценарии развития и их влияние на основные показатели деятельности.

К конкретным методам вовлечения потенциала территории в хозяйственную деятельность можно отнести: реализацию на конкретной территории федеральных и региональных программ развития, привлечение потенциальных инвесторов, саморазвитие своей экономики, стратегическое планирование, ориентированное на активные действия и направленное на оптимальное удовлетворение потребностей местного сообщества.

Для повышения эффективности функционирования экономики муниципальных образований на протяжении ряда лет успешно применяется программно-целевой подход. Участие в федеральных целевых программах позволяет привлекать финансовые ресурсы из федерального бюджета и объединять усилия органов власти и частного сектора экономики для решения проблем социально-экономического развития сельской местности.

 

Целями реализации настоящего направления являются создание в Томском районе условий для повышения эффективности и качества муниципального управления на основе использования современных информационных и управленческих технологий, а также совершенствования механизмов государственно-частного и социального партнерства.

Актуальность реализации данного направления определяется тем, что в сфере муниципального управления существует объективная необходимость комплексного подхода к совершенствованию технологий и механизмов управления, проведению эффективной инвестиционной, бюджетной и кадровой политики, формированию положительного имиджа района, развитию муниципального маркетинга.

Значимость процесса совершенствования муниципального управления трудно переоценить, так как именно от качества принимаемых управленческих решений зависит социально-экономическая ситуация в районе, реализация целей, стратегических установок и программ развития отдельных направлений и сфер жизнедеятельности территории.

 

Состав мероприятий, направленных на повышение эффективности муниципального управления:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.019 с.)