Государственная поддержка сельского хозяйства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная поддержка сельского хозяйства



По сравнению с развитыми странами государственная поддержка сельского хозяйства в Российской Федерации значительно ниже, что является одним из факторов низкой доходности сельского хозяйства. Это ограничивает возможности модернизации и инновационного развития отрасли.

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» получил дальнейшее свое развитие в государственных программах. «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» разработана в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». Приоритетами Государственной программы являются повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий, сохранение территориальной целостности и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации [2].

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в 2015 г. предусмотрено субсидий в объеме 168243,5 млн.руб., из них на устойчивое развитие сельских территорий 50,5 млн.руб.

Сегодня актуальными становятся не только вопросы, связанные с необходимостью увеличения размеров государственной поддержки, но и эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства субъектов Федерации.

Важными показателями эффективного использования средств господдержки сельского хозяйства являются: рост продуктивности полей и ферм, а также рентабельности всех отраслей сельскохозяйственного производства. Эффективность реализации Государственной программы развития сельского хозяйства [2] в целом оценивается исходя из следующих индикаторов (табл. 2.1)

 

Таблица 2.1

Прогнозируемые показатели Государственной программы

 

Индикаторы общие    
1.Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий к предыдущему году (в сопоставимых ценах), % 105,8 102,1
2.Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий к предыдущему году (в сопоставимых ценах), % 111,2 101,5
3.Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий к предыдущему году (в сопоставимых ценах), % 100,6 102,5
4.Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, %   104,4
5.Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, % 99,3 105,1
6.Общий уровень рентабельности сельскохозяйственного производства (с учетом субсидий) % 7,3  
7.Средняя заработная плата в сельском хозяйстве, руб.    
8.Количество высокопроизводительных рабочих мест, тыс. ед. 104,7  
9.Удельный вес затрат на приобретение энергоресурсов в структуре затрат на основное производство продукции сельского хозяйства, % 333,1 504,2
10. Удельный вес затрат на приобретение энергоресурсов в структуре затрат на основное производство продукции сельского хозяйства, % - 9,4

 

С целью выполнения государственной программы органы исполнительной власти субъектов Федерации разрабатывают региональные целевые программы с учетом общих тенденций развития АПК России и особенностей каждого региона.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Перечислите основные мероприятия по устойчивому развитию сельских территорий согласно Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

2. Перечислите показателями эффективного использования средств господдержки сельского хозяйства.


ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Зарубежный опыт разработки программ

Сельского развития

Вопросы развития сельских территорий актуальны для многих стран. К современным зарубежным тенденциям развития сельской местности относят следующие:

– усиление процесса децентрализации;

– диверсификация сельскохозяйственного производства, что позволяет снизить риски и степень уязвимости сельскохозяйственных предприятий;

– реструктуризация сельского хозяйства и экологизация АПК;

– стабилизация и развитие социальной сферы; эффективная социальная политика в сельской местности предполагает развитие таких направлений, как повышение занятости и создание дополнительных источников дохода; поддержка социальной и инженерной инфраструктуры на селе;

– институциональные преобразования, содействующие развитию местной сельской экономической системы (организации, способствующие эффективной совместной работе частных и государственных структур; финансовые инструменты для поддержки малых и средних предприятий и сельхозпроизводителей)[2].

Сельскохозяйственная политика в европейских странах строится на ресурсах Европейского Сообщества. Она нацелена на рост конкуренции в сельском хозяйстве, обеспечение сельского населения необходимыми жизненными стандартами, стабилизацию рынков, обеспечение продовольственной безопасности.

Интересен опыт Франции по созданию управленческой системы развития сельской местности. В разработке и реализации политики развития сельских территорий важнейшую роль играет Межведомственная комиссия по обустройству территорий и региональной политике (DATAR). Это постоянно действующий орган Министерства обустройства территорий и охраны окружающей среды. Он ответственен за подготовку и координацию решений в области государственной политики обустройства территорий[3].

Национальный Центр обустройства сельских территорий (CNASEA) создан при Министерстве сельского хозяйства и рыболовства и Министерстве профессионального образования и занятости Франции. Его основными функциями являются разработка программ развития территорий, управление бюджетными и другими средствами (региональными, частными, европейскими) для финансирования программ развития, структурирование землепользования, консультации, технологии и микроэкономические модели, экспертиза.

Во многих зарубежных странах реализуется система мер поддержки сельского развития, имеется разветвленная сеть институтов, оказывающих помощь жителям села в адаптации к меняющимся условиям.

Программы сельского развития разрабатываются в Европе с конца 1980-х г. В последние годы в методике разработки программ устойчивого сельского развития в странах Европейского союза произошли следующие изменения:

– расширен комплексный межведомственный и межотраслевой подход;

– акцентирована экологическая и институциональная составляющая поддерживаемых программами проектов;

– усилен подход «снизу-вверх», программы разрабатываются с учетом мнения населения;

– упрощены методики разработки программ, чтобы они были понятны наиболее широкому кругу потенциальных разработчиков. (мерзлов)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.024 с.)