Характер и его физиологические основы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характер и его физиологические основы



Характер — второе индивидуально-психологическое свойство личности. В переводе с греческого языка это слово означает «че­канка», «примета», «признак».

Если в темпераменте личность раскрывается со стороны своих динамических проявлений, то в характере — со стороны ее содержания. Характер — совокуп­ность существенных, стержневых, устойчивых индивидуальных особенностей личности. Характер обусловлен общественно-исто­рическими условиями — принадлежностью к эпохе, нации, классу, усвоением социального опыта, типическими обстоя­тельствами жизненного пути, воспитанием, зависит от природ­ных предпосылок развития индивидуальности — задатков, типа высшей нервной деятельности, темперамента, который опреде­ляет внешнюю его форму выражения, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные проявления характера.

Знание существенных особенностей человека, выражающих­ся в характере, позволяет в какой-то мере предвидеть, как он будет поступать в тех или иных ситуациях. Характер — основа личности, ее стержень, значение которого чрезвычайно велико. Это нашло отражение в народной мудрости, которая гласит: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». В этих словах подчеркивается органическая взаимосвязь отдель­ных поступков, характера и общей жизненной линии человека. От особенностей характера во многом зависит жизнедеятель­ность человека, его успехи и неудачи. Положительные черты ха­рактера помогают преодолевать трудности, влияют на жизнь и работу коллектива, настроение людей. Люди высоконравствен­ные, доброжелательные, хорошо устанавливающие товарищес­кие взаимоотношения, успешно сотрудничают, стимулируют жизнедеятельность коллектива, делают ее полнокровной и ин­тересной. И, наоборот, человек с «тяжелым» характером — уг­рюмый, озлобленный, склочный — мешает жить всему коллек­тиву, создает атмосферу напряженности, нервозности, раздра­жительности, конфликтных ситуаций. Характер формируется в семье, обществе, но проявляется у человека по-разному, в зави­симости от его интересов, способностей, чувств, мотивов, уров­ня притязаний, т.е. тех «внутренних условий», по С.Л. Рубинш­тейну, через которые преломляются все внешние воздействия, что и создает индивидуальность личности.

Физиологической основой характера является, с одной сто­роны, тип нервной системы (тип ВНД), с другой — система временных связей, возникающих под влиянием внешних воз­действий. Свойства нервной системы определяют в нем такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность, под­вижность или инертность, повышенный или пониженный тонус проявляемой активности, общительность или замкнутость, лег­кость или трудность вхождения в новую обстановку или новую обязанность. Тип ВНД влияет и на другие проявления характе­ра, например на тонус чувств, внешнюю выразительность дви­жений, речь. Он сказывается на волевых проявлениях (в виде порывов или ровно, методически), проявляется в способности выполнять работу, требующую терпения и выносливости. Но тип нервной системы не предопределяет содержательной сторо­ны ни личности в целом, ни отдельных черт ее характера. Так, страстная, порывистая настойчивость быстрее и легче формиру­ется у человека с неуравновешенным типом нервной системы; напротив, спокойная, медлительная манера поведения чаще возникает на базе уравновешенности нервных процессов воз­буждения и торможения.

Во многом характер – навык сознательного поведения, при­вычек. Поэтому в физиологические его механизмы входят воз­никающие в мозгу динамические стереотипы — системы вре менных связей, условных рефлексов. Образующиеся стереотипы обеспечивают типичное поведение в типичных обстоятельствах. Ломка стереотипа проходит с трудом, порой очень болезненно. Изменение привычного образа жизни, прекращение привычных занятий, потеря близкого человека могут привести к значитель­ным изменениям в характере личности. Составляющими физио­логических основ характера являются также индивидуальное взаимодействие первой и второй сигнальных систем и особен­ности аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Характер нельзя отождествлять с темпераментом, и в то же время они тесно взаимосвязаны. Темперамент по-своему окра­шивает черты характера, придает им своеобразные формы; ха­рактер также может глубоко воздействовать на темперамент, подчиняя эмоциональную возбудимость содержательной сторо­не личности, ее направленности и воле. Характер человека вза­имосвязан и с другими сторонами личности: интеллектом, спе­циальными способностями, мировоззрением, убеждениями, мо­ральными принципами и т.д., многогранен и многообразен в своих проявлениях. В зависимости от конкретных задач кото­рые решает человек, а также от состояния организма могут про­являться или тормозиться то одни, то другие свойства характе­ра. Вместе с тем он целостен. Целостность достигается стерж­невыми, наиболее устойчивыми, доминирующими по силе и ак­тивности чертами.

Структура характера

В ее основе лежит несколько групп черт, выражающих систе­му отношений личности.

К первой группе относятся черты, выра­жающие отношение личности к действительности, обществу. В основе этой группы черт лежит направленность личности, систе­ма ведущих мотивов. Направленность как важнейшая сторона ха­рактера представляет собой своеобразно переживаемое избира­тельное отношение к действительности, имеющее определенное содержание и те или иные психологические формы. К ним отно­сятся: внимание, интерес, идеалы человека, чувства.

Вторую группу составляют черты, которые проявляются в труде, деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность, усердие, добросовестность, ответствен­ность, творческое отношение (или противоположные черты) и т.д.

Третья группа черт выражает отношение человека к дру­гим людям: доброжелательность, чуткость, тактичность, вежливость, правдивость, искренность, гуманность (или противоположные черты) и т.п. Основа этой группы — эмпатийное или безразличное отношение к людям.

Четвертая группа — это система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость, са­моуверенность, самолюбие, эгоцентризм, самообладание, достоинство, строгость и пр.

Пятая группа включает черты, характеризующие отноше­ние личности к вещам: аккуратность, неряшливость, бе­режливость, щедрость, скупость, расточительность и т.д.

Формирование характера начинается с детства и во многом зависит от того окружения, с которым ребенок вступает во взаимодействие. Решающее значение для формирования поло­жительных черт характера имеет система постоянного услож­нения требований со стороны взрослых. Существенным мо­ментом является объективность оценки поступков и действий ребенка. Накладывает свой отпечаток на индивидуально-пси­хологические особенности, и в первую очередь на характер че­ловека, его профессия. В этом смысле говорят о профессио­нальном характере педагога, врача, художника, актера, воен­нослужащего и т.п.

Выразительные признаки характера

Поступки и действия. Сознательные и преднамеренные дей­ствия позволяют судить о том, что представляет собой человек.

Особенности речи: громкая или тихая, быстрый или замед­ленный темп, многословие или замкнутость, эмоциональность или сухость и пр. Все это выражает определенные свойства ха­рактера.

Внешний облик. Улыбающееся или хмурое лицо, выражение глаз, как человек ходит — размашисто или мелкими шажками, как стоит — все это также характеризует его.

Определение характера по всем этим признакам — дело сложное, у некоторых людей его внутреннее содержание замас­кировано внешней игрой. Чтобы изучить характер, требуются длительные наблюдения за человеком в различных жизненных ситуациях, сопоставление его слов и дел.

Типология характеров

В истории психологии неоднократно предпринимались по­пытки объяснения характера разных людей: в зависимости от строения и очертания лица (физиогномика), от формы кис­ти рук и складок кожи ладоней (хиромантия), от цвета глаз и волос и т.д.

Наибольшую известность получили конституцион­ные теории, связывающие особенности характера личности с ее внешним видом (Ч. Ломброзо, Э. Кречмер, У. Шелдон). В наше время осуществлены построения типологии характера Э. Фром­мом, К. Леонгардом, А.Е. Личко и др.

Типы строения тела, или конституции человека, по Кречме­ру, характеризуются следующими особенностями.

1. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутрен­ними полостями тела (головы, груди, живота), склонно­стью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек — среднего роста, с короткой шеей.

2. Атлетическому типу свойствен сильно развитые скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высо­кого роста, с широкими плечами, мощной грудной клет­кой. У него плотная, высокая голова.

3. Астенический тип характеризуется небольшой толщиной тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник мужчина — это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, уз­кие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жиро­выми накоплениями. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

Более поздние классификации характеров строились в ос­новном на описаниях акцентуаций, выделенных Э. Кречмером. К ним относятся классификации характеров, предложенные А.Е. Личко и зарубежными учеными К. Леонгардом и Э. Фром­мом. Классификация характеров А.Е. Личко построена на осно­ве наблюдений за подростками и включает 11 типов.

Вторая классификация, построенная на основе концепции «акцентуи­рованных личностей» взрослых людей, характеризует в большей мере стиль общения человека с окружающими людьми. Она со­стоит из 10 типов, близких к типам, описанным Личко. В осно­ве третьей типологии характеров, состоящей из трех типов, ле­жит отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям.

Классификация характеров, предложенная немецким уче­ным К. Леонгардом, в интерпретации Е.М. Вайнер выглядит следующим образом.

1. Гипертимный тип. Активный, энергичный, оптимисти­ческий, с высоким жизненным тонусом. Окружающий мир воспринимает в радужных красках. Добр, отзывчив, беззаботен, чрезвычайно контактен, словоохотлив, с большой выраженностью жестов, мимики, пантомимы. Обладает многосторонними способностями, но из-за не­устойчивости внимания и недостаточной выдержки ин­тересы поверхностны. Не терпит стеснения своей свобо­ды. Плохо переносит жесткую дисциплину, монотонную деятельность, строго регламентированный режим, крити­ку в свой адрес. В необычных ситуациях находчив, умеет приспосабливаться к трудностям, бурно переживает не­удачи, но они не выбивают надолго его из колеи. К пра­вилам и законам относится легкомысленно, стремится к рискованным приключениям, новым местам, занятиям, встречам. Обладает склонностью к аморальным поступ­кам. Тяготится одиночеством, в группе стремится к ли­дерству. При общении неразборчив в выборе знакомств, может оказаться в неблагоприятной среде. Приподнятое, солнечное настроение может омрачаться вспышками раздражительности, вызванными противодействием ок­ружающих.

2. Застревающий тип. Длительное время переживает одни и те же чувства, настойчивый, упрямый, противится изме­нениям, трудно переключается на что-то новое в дея­тельности. Интересы постоянные и односторонние. Про­являет повышенное самомнение и себялюбие, недоволь­ство недостаточным признанием его достоинств и заслуг. Озабочен своим престижем. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, превзойти других, выдвинуть­ся в лидеры. Отличается повышенной чувствительностью к действительным и мнимым несправедливостям, что в сочетании с тенденцией к самоутверждению порождает бдительное отношение к окружающим, склонность к об­думыванию их действий, недоверчивость, обидчивость, злопамятность. Его характеризует умеренная общитель­ность, занудливость, склонность к нравоучениям, нераз­говорчивость. В конфликтах обычно выступает инициато­ром. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет повышенные требования к себе, непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

3. Эмотивный тип. Отличается богатством эмоциональных реакций, изменчивостью настроения, которое часто ко­леблется по самым незначительным поводам. От настрое­ния момента зависит и работоспособность, и общитель­ность, и самочувствие. Соответственно настроению ок­ружающий мир то расцвечивается радужными красками, то представляется серым и безрадостным. Вследствие большой подвижности чувств его влечения, стремления и интересы неустойчивы. Этот тип людей предпочитает общение в узком кругу избранных, с которыми устанав­ливаются хорошие контакты и которых он понимает «с полуслова». Ищет эмоциональных контактов, стремясь быть всеобщим любимцем. Редко эти люди сами вступа­ют в конфликт, играя в них пассивную роль. В группе такой тип не претендует на роль лидера. Развитая интуи­ция позволяет почти безошибочно определять отноше­ние к себе окружающих: безразличие, расположение или неприязнь. Ответное отношение возникает незамедли­тельно и без попытки его утаить. Часто неспособен к во­левым действиям. Привлекательными чертами являются доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность, отталкивающими — чрезмерная чув­ствительность, слезливость.

4. Педантичный тип. Отличается чрезмерной, преувеличен­ной приверженностью к определенному порядку. Проти­вится изменениям, плохо переключается на что-либо но­вое в деятельности. Неуклонно следует принятому обра­зу мыслей, устоявшимся привычкам. Придает большое значение внешней стороне дела и мелочам. Склонен тре­бовать того же от других. Иногда изводит домашних чрезмерными требованиями аккуратности. В конфликты вступает редко, являясь в них скорее пассивной, чем ак­тивной стороной. На службе предъявляет окружающим много формальных требований. Вместе с тем охотно ус­тупает лидерство другим людям. Привлекательные сторо­ны: добросовестность, аккуратность, серьезность, надеж­ность в делах, а отталкивающие и способствующие воз­никновению конфликтов — формализм, занудливость, брюзжание.

5. Тревожный тип. Испытывает ощущение неблагополучия, внутренней напряженности. Склонен к неопределенным опасениям, тревожному ожиданию каких-то неприятно­стей, несчастий. Проявляет повышенное внимание к от­рицательным сигналам. Обеспокоен возможными по­следствиями своих действий, поэтому часто возникают сомнения и колебания при необходимости принять ре­шение. Не удовлетворен своими способностями разре­шать жизненные трудности и достигать желаемого. Очень высокая тревожность плохо влияет на уровень до­стижений и может вызывать физические нарушения. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, иг­рая в основном в них пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располага­ют такими привлекательными чертами, как дружелюбие, самокритичность, исполнительность. Вследствие своей беззащитности нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

6. Циклоидный тип. Периоды ровного настроения череду­ются с периодами подъема и субдепрессивными фазами, которые характеризуются сниженным, минорным на­строением, чувством вялости и утомленности, рассеян­ностью, замедленными реакциями, неуверенностью в своих силах. Мелкие неудачи и неприятности, которые нередко встречаются в этот период из-за падения рабо­тоспособности, тяжело переживаются, вызывают уныние. Общение раздражает, компании избегают.

В период жизненного подъема ускоряются мысли­тельные процессы, появляются оживленность, общитель­ность, подвижность, инициативность; идет постоянный поиск источников развлечения. Длительность периодов увеличивается с возрастом.

7. Демонстративный тип. Эгоцентричен, жаждет признания, поддержки, сочувствия, стремится постоянно быть в центре внимания. Эта тенденция реализуется в ориги­нальности, демонстрации своего превосходства, нарочи­тых преувеличениях, расцвечивании своих переживаний, позерстве, поступках, рассчитанных на внешний эффект. Эмоции ярки, выразительны в проявлениях, но неустой­чивы и неглубоки. С целью привлечения к себе внима­ния способен пустить в ход фантазию, приписывать себе несуществующие качества и необычные действия. В группе претендует на роль лидера или на исключитель­ное положение, пытается возвыситься над окружающи­ми, пуская «пыль в глаза». Увлечения обычно экстрава­гантные и не требующие слишком упорного труда.

Этот тип людей характеризуется легкостью установ­ления контактов, жаждой власти и похвалы, высокой приспособляемостью к людям и вместе с тем склоннос­тью к интригам (при внешней мягкости манеры обще­ния). Такие люди раздражают окружающих самоуверен­ностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защища­ются. Обладают следующими привлекательными для партнеров по общению чертами: обходительностью, ар­тистичностью, способностью увлечь других, неординар ностью мышления и поступков. Их отталкивающие чер­ты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от ра­боты.

8. Возбудимый тип. Агрессивен, упрям, самолюбив, зануд­лив, угрюм и обидчив. Отличается постоянной внутренней напряженностью, раздражительностью. Причем сила реакций не соответствует силе раздражителя. Проявляет
властность, повышенную требовательность к окружаю­щим, часто не желает считаться с их мнением.

Данному типу людей присуща низкая контактность в общении, неуживчивость, склонность к хамству и бра­ни, конфликтам, в которых они сами являются актив­ной, провоцирующей стороной. Характерна чрезмерная сила влечения, неудержимость в их удовлетворении. В эмоционально спокойном состоянии часто это добросо­вестные, аккуратные люди, любящие животных и ма­леньких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения бывают вспыльчивы, плохо контролируют свое поведение.

9. Дистимный тип. Испытывает частые и длительные изменения настроения в сторону его снижения, что проявля­ется в переживаниях, подавленности, тоске, в предчув­ствиях неприятностей или безрадостных явлений. Его характеризует низкая контактность, немногословие, до­минирующее пессимистическое настроение. Такие люди обычно домоседы, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Высоко ценят тех, кто с ними дружит, и го­товы им подчиниться. Обладают следующими привлека­тельными чертами личности: серьезностью, добросовест­ностью, обостренным чувством справедливости. Отрица­тельные черты: пассивность, пессимизм, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

10. Экзальтированный тип. Склонен приходить в состояние восторженного возбуждения по незначительным поводам и впадать в отчаяние под влиянием разочарований. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострада­ния, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подвержен­ность сиюминутным настроениям.

Классификация типов характера врачом-психиатром фрейди­стской направленности Э. Фроммом основана на наблюдениях за социальным поведением людей, соотнесенных с практикой рабо­ты в клинике, и включает только три типа характера.

1. «Мазохист-садист». Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь ус­транить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя. Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием, «передел­кой» людей в «лучшую сторону». Своими настойчивыми действиями, непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих людей до состоя­ния изнеможения. Особенно опасен для окружающих та­кой тип тогда, когда получает над ними власть: он их на­чинает терроризировать, исходя «из благих намерений». «Наиболее часто проявляемые мазохистские тенденции — это чувство собственной неполноценности, беспомощно­сти, ничтожности», — писал Фромм.

Люди-мазохисты проявляют тенденции принижать и ослаблять себя, упиваться самокритикой и самобичева­нием, возводят на себя немыслимые напрасные обвине­ния, во всем стараются взять вину на себя, даже если они ни при чем. По наблюдениям ученого, в этом типе лю­дей наряду с мазохистскими склонностями почти всегда открываются и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, при­обретать над ними полную и безграничную власть, экс­плуатировать их, причинять им боль и страдание, на слаждаться видением того, как те страдают. Такой тип человека называют авторитарной личностью.

2. «Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничто­жению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение на­дежд у данного человека. «Разрушительность, — пишет Фромм, — это средство избавления от невыносимого чувства бессилия». К разрушительности как к средству
разрешения своих жизненных проблем обычно обраща­ются люди, которые испытывают чувство тревоги и бес­силия, ограничены в реализации своих интеллектуаль­ных и эмоциональных возможностей. В периоды боль­ших социальных потрясений, революций, переворотов они выступают в качестве основной силы, разрушающей старое, в том числе и культуру.

3. «Конформист-автомат». Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизнен­ными проблемами, перестает «быть самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, кото­рый свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мне­ния, ни выраженной социальной позиции. Он фактичес­ки утрачивает собственное «Я», свою индивидуальность и «настолько привык испытывать именно те чувства, ка­кие от него ожидаются в определенных ситуациях, что
лишь в порядке исключения мог бы заметить в своих чувствах нечто «чужое». Такой человек всегда готов под­чиниться любой новой власти, быстро и без проблем ме­няет свои убеждения, если обстоятельства этого требуют, не особенно задумываясь над моральной стороной подобного поведения. Это — тип сознательного или бессоз­нательного приспособленца.

Задания для самоконтроля

Задание № 1. Прокомментируйте приведенные высказывания. Укажите верное, с вашей точки зрения.

1. Особенности темперамента зависят от химизма крови и гор­монов.

2. В основе темперамента лежит тип нервной системы.

3. Недостатки темперамента могут компенсироваться за счет увлеченности, подготовки, волевых усилий.

4. Темперамент не существует до деятельности или вне деятель­ности в широком смысле этого слова.

5. Темперамент определяется количеством общей энергии в ор­ганизме.

6. Темперамент определяется конституцией человека.

Задание № 2. Какие из приведенных прилагательных служат для описания двигательной сферы темперамента, а какие для ха­рактеристики эмоциональной сферы.

Быстрый, подвижный, живой, резкий, вспыльчивый, вялый, им­пульсивный, чувствительный, жизнерадостный, медлительный, энер­гичный, стремительный, заторможенный, впечатлительный.

Задание № 3. Знаменитый «Салернский кодекс здоровья» дает описания гиппократовских темпераментов. Проанализируйте с точки зрения современной науки, какие черты темпераментов схвачены верно, а какие являются «беллетристикой».

Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре.

Влюбчивый, щедрый, веселый, смеющийся, румянолицый, любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.

Желчь существует — она необузданным свойственна людям, всех и во всем превзойти человек подобный стремится.

Много он ест, превосходно растет и легко восприимчив, великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам.

Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан.

Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным.

Флегма лишь скудные силы дает, ширину, малорослость, жир порождает она и ленивое крови движенье. Сну — не занятьям — свои посвящает флегматик досуги...

Только про черную желчь мы еще ничего не сказали. Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных. Бодрствует вечно в трудах, и не предан их разум дремоте. Тверды в намерениях, но лишь опасности ждут отовсюду.

Задание № 4. Иммануил Кант дал психологическое описание темпераментов, которые приводятся ниже. Вставьте пропущен­ные названия темпераментов.

1.... темперамент узнается по горячности, вспыльчивости, често­любию.

2.... темперамент свойствен «людям веселого нрава».

3.... трудно вывести из равновесия, они постоянны в своих сим­патиях и антипатиях, интересах и занятиях.

4.... темперамент связан с принципиальностью, глубоким обду­мыванием своих слов и действий.

5.... темперамент связан с беспокойством, тревожностью, пессимизмом.

6. Эмоции... быстры, но поверхностны, деятельность бурная, но непродолжительная.

7. У... сильно развито чувство долга.

8.... — шутник, хороший собеседник, легко завязывает дружбу.

9.... темперамент присущ «людям мрачного нрава».

10. … очень уживчивы, с виду мягки и покорны, но постепенно за­хватывают власть над людьми и обстановкой, так как облада­ют непреклонной, но благоразумной волей.

11... вдумчивы, но постоянно сомневаются в правильности и ус­пешности своей деятельности, недоверчивы, озабочены, без­радостны.

12.... избегает ответственности и труда, но обладает организатор­скими качествами и готов быть начальником.

13.... можно узнать по следующим проявлениям: это человек беззлобный, полный надежд, мысли и настроения которого легко меняются.

14.... часто корыстен, но пасует перед препятствиями: достаточно едкого остроумия, чтобы исчез ореол его важности.

15.... необязательны, недостаточно рассудительны, забывчивы,
ничему не придают большого значения.

16.... любит церемонии, общественную деятельность, натянут и напыщен, охотно протежирует (часто на словах) и любит иметь при себе льстеца, служащего мишенью для его остро­умия.

17.... не способен долго расстраиваться, печали его неглубоки.

18. У... низкая работоспособность, он предпочитает легкие, игро­вые занятия.

19.... долго раскачиваются, приступая к деятельности, но выпол­няют ее качественно и ответственно.

Задание № 5. Выберите правильный вариант из предложенных ответов.

1. Динамику психической жизни определяют:

а) направленность личности;

б) эмоциональность;

в) воспитание;

г) темперамент;

д) способности;

е) процессы возбуждения и торможения в коре больших по­лушарий головного мозга.

2. По параметру общей активности человек может быть:

а) инертным;

б) пассивным;

в) стремительным;

г) умным;

д) добрым;

е) вспыльчивым.

3. Проявления темперамента в моторной сфере — это:

а) темп;

б) ритм;

в) агрессивность;

г) биоритмы;

д) аккуратность;

е) интенсивность.

4. Основные свойства нервной системы — это:

а) чувствительность;

б) ритмичность;

в) импульсивность;

г) периодичность;

д) равномерность.

Задание № 6. Какие из приведенных в списке качеств характе­ризуют экстравертированный и интровертированный психоло­гический тип по К. Г. Юнгу?

Инициативность, необщительность, склонность к самоанализу, рефлексия, импульсивность, беззаботность, мечтательность, безрассудство, социальная адаптированность, расчетливость, откры­тость, подвижность, аутизм, смешливость, вдумчивость, застенчи­вость, стеснительность, бесцеремонность.

Задание № 7. Из указанных в скобках слов выберите те (то), которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. Укажите принцип построения аналогии.

1. Образец: психика — мозг.

Темперамент — (характер, эмоции, тип нервной системы, зна­ния, отражение).

2. Образец: способности — задатки.

Темперамент — (активность, деятельность, талант, тип нерв­ной системы, индивидуальность, мозг).

3. Образец: слух — височные доли мозга.

Темперамент — (центральная нервная система, ретикулярная формация, лобные доли, лимбическая система, ствол мозга).

Задание № 8. Прочитайте приведенные ниже тексты. Определи­те, в чем ошибка данных рассуждений. Почему противопостав­ление оценок личности однозначно закрепляется за разными ти­пами темперамента? Как соотносятся между собой понятия «темперамент», «характер» и «личность»?

1. Геринг и Гиммлер были людьми разного темперамента (циклотимический и шизотимический, по Э. Кречмеру). С точки зрения субъективных предпочтений тому, кому импонирует циклотимический темперамент, должен «нравиться» Геринг, а другому — Гиммлер. Однако с точки зрения оценки характера им обоим присуща одна общая черта: честолюбивый садизм.

2. При использовании понятия темперамента К. Г. Юнга мы оп­ределяем человека как интровертированную или экстравертированную личность. Те, кто предпочитают экстравертированный тип, стремятся описывать интровертов как заторможенных аутичных невротиков; и напротив, кто предпочитает интровертов, описыва­ет экстравертов как поверхностных, неустойчивых и неглубоких (В. Турусова).

Задание № 9. Ниже перечислены литературные и сказочные герои. Кто из них, на ваш взгляд, и почему может быть отнесен к экстравертам, а кто к интровертам? Что общего вы можете обнаружить у всех интровертов и экстравертов?

Анна Каренина, Родион Раскольников, Буратино, Катерина Измайлова, Алиса, Пьер Безухов, братец Кролик и бра­тец Лис, Колобок, д'Артаньян, Скарлетт О'Хара, Баба-Яга, Отелло, Джульетта, Дон Кихот, Чацкий, Плюшкин, Онегин, Фамусов, Пе­чорин, Емеля, Санчо Панса, Макар Нагульнов, Сонечка Мармеладова, кот Матроскин, Золушка, Настасья Филипповна, Снежная Королева, Белоснежка, Красная Шапочка, Павел Корчагин, Мцы­ри, Данко, Ионыч, Чеширский кот, Манилов, Обломов, Остап Бендер, Эллочка Людоедка, Киса Воробьянинов, Паниковский, Шура Балаганов, кот Бегемот, кот Базилио и лиса Алиса, Наташа Ростова.

Задание № 10. Проанализируйте приведенные фрагменты. Чем активность ребенка отличается от реактивности и двига­тельной расторможенности?

1. Уже в первые месяцы жизни дети обнаруживают различный
уровень общей двигательной, эмоциональной и ориентировочной активности. Одни дети жадно ищут, «ловят» впечатления, другие остаются сравнительно безучастными.

2. С самых первых дней жизни в поведении младенцев наблюда­ются заметные различия. Одни дети много кричат, плачут, другие ведут себя спокойно; некоторые спят в определенные часы, другие спят и бодрствуют вне всякого расписания; одни подвижны, посто­янно ворочаются, шевелятся, поворачиваются, другие способны подолгу сидеть или лежать тихо.

3. Дети гораздо в большей степени подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огор­чить или обидеть. Поэтому они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катался по полу от смеха, может внезапно рас­плакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими от слез глазами, опять заразительно смеяться.

4. В семье, где часты скандалы, к ребенку предъявляются чрез­мерно суровые требования, дети бывают чрезмерно подвижны, у них часто меняется настроение, они вздрагивают от любого звука, постоянно сосут пальцы, грызут ногти, плохо спят, часто мочатся в постель.

Задание № 11. Прокомментируйте приведенные ситуации. Передается ли темперамент по наследству? Какое значение для коррекции детско-родительских отношений имеет согласова­ние темпо-ритмических характеристик поведения?

1. Энергичных, общительных родителей часто раздражает их вя­лый, пассивный ребенок.

2. Спокойную, уравновешенную маму утомляет чрезмерная под­вижность и непоседливость ее малыша.

3. Школьник любит, чтобы в уроках ему помогал папа: мама мед­ленно и занудно начинает объяснять все издалека и по порядку, а папа быстро «схватывает» проблему и исправляет ошибку.

4. Дошкольник не любит гулять с сестрой: она садится на скаме­ечку — читает, а вот с братом они бегают, залезают на деревья, пры­гают, начинают бороться.


Задание № 12. Покажите, в каких из названных видов дея­тельности и почему будут более эффективны лабильные и ста­бильные интроверты, а в каких лабильные и стабильные экст­раверты:

1) индивидуальная научная деятельность;

2) деятельность прогнозирования;

3) вербальное общение;

4) невербальное общение;

5) групповая спортивная игра;

6) литературная деятельность;

7) ораторская деятельность;

8) преподавательская деятельность;

9) спасение в экстремальной ситуации;

10) конвейерная сборка.

Задание № 13. Выберите из приведенного списка слова, кото­рыми можно описать характер.

Медлительность, впечатлительность, общительность, сила эмо­циональной реакции, быстрая адаптация, быстрота мышления, впечатлительность, благородство, трудолюбие, скупость, развяз­ность, агрессивность, вспыльчивость, оптимизм, неряшливость, ре­шительность, дружелюбие, воля, требовательность, инициатив­ность, настойчивость, ранимость, плаксивость, энергичность, наблюдательность, жизнерадостность, находчивость, сообрази­тельность, бездарность, наглость, самоуверенность, скопидомство, осторожность, тревожность, изобретательность.

Задание № 14. Прокомментируйте приведенные высказывания. Укажите наиболее верные, с вашей точки зрения, и неверные.

1. Характер — это такое совокупное психическое свойство чело­века, которое и наследуется, и формируется в процессе его жизнедеятельности.

2. Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны.

3. В характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществля­ются.

4. Характер — это сложившийся и укрепившийся в результате
жизненных воздействий и воспитания типичный для личности стиль социального поведения.

5. Единство мотивов и воли есть то, что образует характер чело­века.

6. Характер — это программа типичного поведения в типичных обстоятельствах.

7. Так как поведение относительным образом определяется ха­рактером человека, то при изменениях характера оно остается неизменным.

8. В характере его индивидуальное своеобразие, порождаемое неповторимыми ситуациями социализации, вступает в проти­воречие с социально-типическим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 4217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.10 (0.128 с.)