Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статус и функции социального субъекта. Движущие силы истории и выбор путей развития в условиях переходного периода
Чем характеризуется понятие субъекта деятельности? Субъект (находящийся в основе) — носитель предметно-практической деятельности и активное начало преобразования действительности и ее познания с присущим ему самосознанием, усвоенными программами деятельности, созданным человеком миром культуры, формами языка, нормами нравственных и эстетических оценок и т. д. Что является объектом деятельности? Объект (противопоставляю) — то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, это такая часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом. В результате человеческой деятельности и познания из мира объектов выделяется некоторая целостность, которую принято называть предметом деятельности. В менее строгом смысле понятие предмета часто отождествляется с понятием объекта или вещи. В процессе предметно-практической, сознательно-преобразующей и познавательной деятельности предмет с помощью привлекаемых средств преобразуется в соответствующий продукт (результат) деятельности, т. е. то, что созидается в результате деятельности. Причем каждый вид деятельности предполагает использование специфических для него средств деятельности, т. е. того, с помощью чего осуществляется деятельность. «Кто является творцом истории?» В этой связи философия истории использует два понятия — субъект истории и движущие силы истории. Общим у них является реально оказываемое влияние на ход развития общества, а различным — степень осознанности этого влияния. Воздействие субъекта истории на исторический процесс является осмысленным и осуществляется на основе осознания определенных интересов, постановки целей и задач, обоснованных чаще всего идеологически. Движущие силы истории, хотя и способны к кардинальному изменению ситуации в обществе, движимы либо бессознательными внутренними импульсами, либо становятся объектом манипуляций и средством для достижения тех целей, которые поставлены субъектами истории. Обратим внимание на три подхода к исследованию данной проблемы. Первый связан с постановкой вопроса о роли масс и великой личности в истории, имеющего два принципиальных решения. Одно из них рассматривает в качестве субъекта (творца) истории великую личность — на том основании, что именно ее деяния меняют поступь истории. Такое решение вопроса получило широкое распространение среди мыслителей французского Просвещения XVIII века. Другое признает народные массы в качестве субъекта и решающей силы общественного развития. Именно народ творит историю — такой вывод делается, к примеру, в марксизме.
Второй подход представлен в концепции элитаризма (концепция необходимости разделения общества на элиту и массу), оформившейся в конце XIX — начале XX века и получившей широкое распространение в современном обществознании. Третий подход к решению поставленной проблемы связан с анализом феномена толпы (массы), негативное воздействие которой на общественные события просматривается на всем протяжении всемирной истории. В тесной связи с предыдущей проблемой находится вопрос о соотношении объективного и субъективного в историческом процессе. Полярные решения этого вопроса представлены историческим фатализмом и волюнтаризмом. А между ними лежит широкое поле деятельности субъектов и движущих сил, порождающей альтернативы, придающей историческому развитию общества негарантированный, вариативный характер. Когда мы рассматриваем развитие общества, неизбежно возникает вопрос о направленности и периодизации человеческой истории, составляющий сущность еще одной проблемы субстанциальной философии истории. Существуют две фундаментальные версии интерпретации исторического процесса: линейная и нелинейная. Источник, движущие силы и субъект исторического развития Проблема источника исторического развития связана с решением вопроса о том, что движет историю, т. е. о тех глубинных причинах, которые определяют качественное изменение общества и его переход к новому состоянию. В решении этой проблемы на сегодняшний день выделяют три основные модели: теории социального противоречия, концепции солидаризма и теории конфликта. • Теории социального противоречия исходят из обшедиалектических установок, в соответствии с которыми именно единство и борьба противоположностей (противоречие) являются источниками развития как в природе, так и в обществе. Согласно этой концепции, не столько единство как взаимообусловленность и дополнительность, сколько война противоборствующих сил определяет внутреннюю динамику прогресса. В качестве предтеч данной теории можно выделить Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Г. Гегеля, наиболее яркое развитие она получила в философии марксизма. Рассматривая социальные противоречия как «вечный двигатель» истории (противоречие между производительными силами и производственными отношениями, базисом и надстройкой и т. п.), марксизм видит их высшую форму проявления в классовой борьбе, где антагонизм (непримиримая вражда) классовых интересов ведет к социальной революции и смене формации. В современной философии теория социального противоречия получила развитие в геополитике (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер, X. Маккиндер и др.), рассматривающей историю в контексте борьбы этногеографических образований за политическое пространство.
• Солидаризм (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и др.) делает акцент на социальной сплоченности как гаранте сбалансированного развития общества. Основанием солидарности является разделение труда и стратификационная структура общества, что определяет универсальную взаимозависимость индивидов. Неизбежно возникающие конфликты и противоречия рассматриваются здесь как отклонение от нормы и существенное препятствие для прогресса (война только разрушает, но ничего не создает). Говоря об усложнении социальных структур, классики этой концепции рассматривали индустриальное общество как переход к новым, более высоким формам солидарности (переход от военной к промышленной солидарности у Спенсера, от механической солидарности к органической у Дюркгейма). В контексте этой теории может быть рассмотрен также ряд философских проектов глобализации (Р. Робертсон, И. Валлерстайн, Ф. Фукуяма), акцентирующих усиление интеграционных процессов и общечеловеческий статус ценностей либерализма и демократии в условиях «постсовременного» состояния культуры и общества. • Теории конфликта (Р. Парк, Л. Козер, Р. Дарендорф) выступают как синтетические по отношению к вышеназванным моделям. По сравнению с социальным противоречием конфликт является более узким понятием и определяется как осознанное противостояние двух или более сторон. В формах соревнования и конкуренции конфликты способствуют социальным инновациям, являясь источником исторического развития. Вместе с тем специфика интерпретации конфликта в данной теории состоит в направленности на поиск консенсуса, а задача конфликтологии — выявление механизмов его рационального регулирования. Попытки насильственного подавления конфликтов, характерные для закрытых (ригидных) обществ, как правило, чреваты революционными взрывами и гражданскими войнами. Открытые общества, напротив, имеют все резервы для мирного разрешения конфликтов и достижения социального согласия. Если говоря об источнике исторического развития, мы отвечаем на вопрос «что движет историю», то проблема движущих сил и субъекта истории — это вопрос о том, кто ее движет (делает). В этом плане под субъектом исторического развития понимается тот или иной носитель осознанной и целенаправленной исторической активности. Движущие силы истории — это ее «пушечное мясо», т. е. те слои населения, посредством которых осуществляется воля субъекта. Реальные исторические изменения обеспечиваются движущими силами, которые, в свою очередь, ведомы субъектом истории.
Вопрос о статусе субъекта и движущих силах — это, по сути, вопрос о том, как в историческом процессе сочетаются осознанные действия людей и стихия социального действия. То, что они сочетаются, — это ясно. Человек действует сам, преследуя какие-то свои личные цели, но результат этого часто далек от желаемого, потому что общество оказывает свое влияние, действуют различные силы (например, другие люди), результат их складывается, и результат часто далек от того, к чему стремился каждый отдельный человек. Экономика, политика вроде бы контролируются, но стихийные процессы все равно могут возникать, и тогда экономические кризисы, дефолты, обвалы курсов на биржах и т. д. И тогда для того, чтобы выразить соотношение сознательных и стихийных моментов в историческом процессе, в социальной философии появляются понятия субъекта и движущих сил. Субъект — это понятие, характеризующее осознанные действия людей, сознательные усилия; это человек или группа людей, которые предпринимают сознательные усилия по достижению своих каких-то целей. Понятие движущих сил делает акцент на стихийные моменты в социодинамике. Нет четко отрефлексированной позиции, целей, планов в осуществлении поставленных задач. Личность — субъект, народные массы — движущая сила. В качестве субъекта истории в философии выделяли: а) личность; б) народные массы; в) элиту. Под движущими силами истории понимали: а) народ; б) народные массы; в) массы. В эпоху Просвещения, например, герой — это субъект, человек, выдающаяся личность, народные массы — безликий движущий механизм. Это 18 в. Далее появление марксизма. Принципиально новое — субъект и движущие силы сливаются. Творцом истории выступают народные массы, это сопрягается с идеей особой роли пролетариата. В это время ускоренными темпами развивается производство. Оно втягивает в свою сферу все больше и больше участников. Они и движущие силы, и субъект исторического действия. Почему та или иная личность становится выдающейся — потому что она чувствует настроения масс, она их понимает, выражает, защищает и идет вместе с ними. А как эта личность появляется — это не проработано, не указано. Отсюда есть идея политической партии — она (партия) наиболее последовательно и ярко в своей программе выражает настроения масс, которые за ней скрываются.
Начало 20-го в. Рождается массовое общество. Концепции элиты. Общество структурировано так — элита и масса населения. Ортега-и-Гассет, Парето. Субъектом исторического действия выступает элита, а движущая сила — масса. Элита достаточно многочисленна. В обществе существует не одна, а несколько элит. Элита — это круг людей, которые имеют доступ к капиталам: финансовым, управленческим, техническим, культурным и т. д. На поверхности социального действия мы видим борьбу элит. Остальная масса населения лишь подражает элите. Элиту отличает жизненный проект, осознание цели, целеустремленность, последовательность деятельности, интеллект, ответственность. Масса — это резервуар для формирования элиты, а главные действующие силы — это элиты, столкновение элит. Вроде бы недемократично. Однако почему. Элиты ведь — это не закрытые группы людей. Есть лифты социальной мобильности, садись в него (получи образование, определи для себя жизненный проект и не расслабляйся, работай целеустремленно) и поднимайся в элиту и там уже давай-давай-наяривай. Элиты динамичны, элиты подвижны. Возьмем, например, Тойнби. Цивилизация сталкиваются с вызовом, и элита должна найти ответ на этот вызов. Справляется — классно, за ней идет подражающее большинство, нет — цивилизация обречена на исчезновение. Переходный период — это период перехода от одного качественного состояния к другому. Фаза перехода от традиционного общества к обществу постиндустриальному — транзитивное общество. В такой фазе находится все постсоветское пространство, в том числе и мы. Возникает вопрос — в какой версии нам лучше воплотить эти программы, каков наш путь развития. Решается эта проблема по-разному. Прибалтика выбрала западный путь развития, интеграция во все структуры западного европейского общества. Россия — попытка элиты также пойти на Запад (Егорка Гайдар) провалилась, произошло столкновение между тем, что предлагала элита, и тем, что могли переварить и хотели массы; массы за ним не пошли. Правительство это теперь клеймят все, кому не лень — да эти мальчики жизни вообще не знают. В России поменялись политические элиты. Теперь они все в большей степени национально ориентированы. Речь идет о создании, возрождении национальной идеи, о восстановлении национальной государственности. Так что, в решении этого вопроса участвуют элиты, но участвуют также и массы, так как они могут за элитой пойти, а могут и не пойти, и тогда элита сменится. У нас сейчас как раз идет процесс формирования элит. Конкуренция большая при этом. Все элитарные группы в преддверии формирования нашего национального государства были частью элиты советской, связанной с Москвой. Возьмем, например, литературу — кто у нас есть — да никто — Купала, Колос немножко и все. А в России все великие писатели. Философская мысль в Беларуси — да какая у нас философская мысль.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.008 с.) |