Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности



 

В статье 17 Федерального Закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности прописано что, лица, виновные в нарушении настоящего ФЗ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

1. В теории права юридическая ответственность понимается в двух аспектах: во-первых, как принцип права, а во-вторых, как правоотношение. В последнем случае она представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между субъектами права, например между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права. Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению требований законодательства.

В юридической науке традиционно выделяют четыре вида юридической ответственности:

- гражданско-правовая ответственность;

- административно-правовая ответственность;

- уголовно-правовая ответственность;

- дисциплинарная ответственность.

В сфере обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов, при нарушении законодательных предписаний эксплуатирующие организации, должностные лица и работники предприятий могут привлекаться ко всем вышеперечисленным видам юридической ответственности, за той лишь оговоркой, что субъектами гражданско-правовой ответственности могут быть лишь эксплуатирующие опасные производственные объекты организации, к административной ответственности могут привлекаться как должностные лица, так и организации, а субъектами дисциплинарной и уголовной ответственности могут быть лишь физические лица.

2. Гражданско-правовая ответственность. Эксплуатирующая опасный производственный объект организация осуществляет деятельность, способную причинить вред окружающей среде, жизни и здоровью человека, а также имуществу, следовательно, данная деятельность несет в себе потенциальную опасность. При этом вред, причиненный опасным производственным объектом, должен быть возмещен, т.е. юридическое лицо, эксплуатирующее такой объект, подлежит привлечению к гражданско-правовой ответственности. В некоторых случаях наступление такой ответственности возможно и без наличия вины. Безвиновной является ответственность юридического лица в случае причинения вреда источником повышенной опасности.

Статья 1079 ГК РФ содержит открытый перечень видов деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, к которой относятся и экологически опасные виды деятельности, например использование атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и др.

Под особо опасной деятельностью, представляющей повышенную опасность для окружающих с позиции эксплуатации опасных производственных объектов, можно понимать целенаправленное (активное) использование предметов повышенной опасности, а также обычное (пассивное) их хранение, когда вредоносные, опасные свойства предметов могут проявляться произвольно. Таким образом, во-первых, данная деятельность должна быть связана с опасными производственными объектами, во-вторых, это должна быть сфера человеческой деятельности, в-третьих, данная деятельность должна быть правомерна, то есть не запрещена законом и, как правило, носить лицензионно-разрешительный характер. В-четвертых, это деятельность не любая, а определенного рода, установленная законом и подтвержденная устойчивой судебной практикой. Учитывая, что законодатель не дал исчерпывающего перечня видов деятельности, поскольку с развитием научно-технического прогресса этого сделать практически невозможно, этот признак имеет факультативный характер. И последний, пятый признак - наличие обязательного страхования ответственности при осуществлении такой деятельности. Тем самым государство признает необходимость того или иного рода деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих, и в императивном порядке принимает превентивные меры относительно возможных негативных последствий. Этот признак также носит факультативный характер. Однако тенденция принимаемых законов ведет к тому, что этот признак может стать необходимым.

К признакам опасных производственных объектов, являющихся источниками повышенной опасности для окружающих, можно отнести:

1) вредоносность для человека и окружающей среды как качественная характеристика опасных производственных объектов. Структуру данного признака можно представить в виде следующих составляющих:

а) вредоносность внутри предприятия - опасного производственного объекта, которая выражается в наличии угрозы причинения вреда работникам предприятия. Следовательно, существует необходимость в принятии нормативно-правовых актов, в том числе нормативно-технического характера, регламентирующих применение средств индивидуальной защиты, правила работы с механизмами, приборами и оборудованием, нормирование негативного воздействия на территории рабочей и промышленной зоны, а также законов и иных нормативных актов (включая документы локального характера), устанавливающих повышенные требования по охране труда и мер социальной защиты работников;

б) высокий риск негативного воздействия за пределами особо опасного производственного объекта, при котором необходимо установление правовых предписаний, направленных на соблюдение эксплуатирующими организациями гигиенических и экологических нормативов воздействия на окружающую среду, платности такого воздействия. Такие нормативно-правовые акты содержат обязанности по ограничению хозяйственной деятельности в пределах санитарно-защитной зоны (СЗЗ), установлению вокруг некоторых разновидностей особо опасных объектов зоны защитных мероприятий (ЗЗМ) и обязанности эксплуатирующей организации по финансированию и организации социальных и иных мер по защите населения, проживающего в пределах ЗЗМ.

3. Невозможность осуществления полного контроля над опасными производственными объектами при определенных количественных параметрах. Объекты материального мира, которые по своим свойствам несут вредоносную энергию, а ее количественные параметры находятся на уровне, подконтрольном человеку, не могут являться элементом источника повышенной опасности, поскольку в данном случае пришлось бы признать в качестве таковых практически все потенциально опасные объекты.

На практике всегда возникал вопрос о границе, отделяющей повышенную опасность от обычной. Со вступлением в силу комментируемого Закона эта проблема частично была решена. Так, в приложении N 1 к комментируемому Закону перечислены категории опасных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, а именно: газы, окисляющие вещества, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества, представляющие опасность для окружающей среды; установлен критерий их вредоносности.

Например, к высокотоксичным относятся вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели при введении в желудок не более 15 мл на 1 кг, при внесении на кожу не более 50 мл на 1 кг и смертельной концентрации в воздухе не более 0,5 мл на 1 литр. К закону прилагаются две таблицы с наименованиями опасных веществ и их видов, предельное количество которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности (например, для высокотоксичных веществ допустимое предельное количество составляет 20 тонн).

Исходя из смысла указанных законодательных положений, к источникам повышенной опасности относятся не все опасные объекты, а только те, которые перечислены в приложении к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Таким образом, под источником повышенной экологической опасности необходимо понимать опасный производственный объект, на котором осуществляется правомерная деятельность, как правило застрахованная, связанная с владением и пользованием вредоносными предметами, количественный параметр которых на соответствующих уровнях исключает возможность полного контроля со стороны человека, вследствие чего потенциально создается повышенная опасность для компонентов окружающей среды, жизни и здоровья человека.

Ответственность по ст. 1079 ГК РФ относят к особой или к специальной в силу происхождения вреда, который обусловлен воздействием источника повышенной опасности. Особая природа вреда объективно требует применения специального состава, а также особого субъектного состава в обязательстве. В качестве обязанного лица по общему правилу выступает лицо, владеющее источником повышенной опасности на любом законном основании, - собственник, унитарное предприятие или учреждение, арендатор, доверительный управляющий, а также лицо, уполномоченное доверенностью, распоряжением в форме индивидуального административного акта на владение источником повышенной опасности

На законодательном уровне предупредительная (или превентивная) функция выражается в установлении возможности предъявления иска о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем (ст. 1065 ГК РФ).

2. Административно-правовая ответственность. Несоблюдение требований в области промышленной безопасности может являться основанием привлечения к административно-правовой ответственности.

В отличие от преступлений в сфере промышленной безопасности, административные проступки характеризуются формальным составом, т.е. в качестве обязательного признака правонарушения не требуются доказательства причинения вреда. Например, ст. 9.1 КоАП РФ содержит несколько формальных составов административных правонарушений, для квалификации которых достаточно лишь установления факта нарушения законодательных требований.

Первый вид административного правонарушения в соответствии со ст. 9.1 КоАП состоит в нарушении должностными лицами, юридическими лицами и гражданами требований промышленной безопасности. Вторая разновидность правонарушений - нарушение условий лицензий на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. В-третьих, предусматривается ответственность за нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах. В-четвертых, административная ответственность устанавливается за грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Общим критерием, объединяющим правонарушения, указанные в ч. 1 ст. 9.1, является их предмет - опасные производственные объекты.

Характеризуя объективную сторону административных правонарушений в сфере промышленной безопасности, необходимо отметить, что совершение рассматриваемых проступков возможно как путем действия, так и путем бездействия, при этом наступление вредных последствий не является обязательным при квалификации деяния как правонарушения.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, а также лицензионных требований и условий на осуществление видов деятельности, связанной с эксплуатацией опасных производственных объектов. В случае если нарушение требований промышленной безопасности повлекло последствия, выразившиеся в причинении вреда жизни и здоровью людей, такое деяние должно быть квалифицировано как преступление, например, по ст. 216 УК РФ.

Предметом правонарушения, указанного в ч. 2 ст. 9.1 КоАП РФ, являются взрывчатые вещества, кроме того, предметом правонарушения могут быть и боеприпасы. Данные вещества должны обладать следующими свойствами: при определенных видах внешнего воздействия они должны быть способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение или взрыв с выделением тепла и образованием газов. При этом под боевыми припасами следует понимать предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный или вышибной заряды либо их сочетание. К ним, в частности, относятся артиллерийские снаряды и мины, военно-инженерные подрывные заряды, ручные и реактивные противотанковые гранаты и т.п., а также все виды патронов заводского и самодельного изготовления к различному стрелковому огнестрельному оружию независимо от калибра, за исключением патронов к длинноствольному гладкоствольному охотничьему оружию и патронов, не имеющих поражающего элемента (снаряда - пули, картечи, дроби и т.п.) и не предназначенных для поражения цели. Под взрывчатыми веществами понимаются химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению - взрыву (тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох, твердое ракетное топливо и т.п.).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.1 КоАП, характеризуется деянием, повлекшим нарушение требований промышленной безопасности при получении, использовании, переработке, хранении, транспортировке, уничтожении и учета взрывчатых веществ. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека или иные тяжкие последствия, содержит признаки преступления (ст. 217 УК).

С объективной стороны проступок, предусмотренный ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, характеризуется действием или бездействием, заключающимся в грубом нарушении условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. При этом содержание понятия грубого нарушения лицензионных требований и условий в отношении каждого лицензируемого вида деятельности свое, устанавливаемое Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

С субъективной стороны ст. 9.1 КоАП РФ не содержит требований к формам вины: все виды правонарушений, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Субъектом правонарушений могут быть юридические лица или граждане, чья деятельность связана с эксплуатацией опасных производственных объектов.

В отношении правонарушителей, привлекаемых к административной ответственности по ст. 9.1 КоАП РФ, по решению суда может применяться мера наказания, заключающаяся в административном приостановлении деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ) на общий срок до 90 суток.

Судья может приостановить деятельность организации или предпринимателя, только если существуют одновременно несколько обстоятельств.

Первое обстоятельство - это последствия, которые могут наступить, если не приостановить деятельность. Прежде всего, это угроза жизни или здоровью людей, также это может быть техногенная катастрофа, причинение существенного вреда окружающей среде.

Второе обстоятельство - за совершенное нарушение полагается наказание в виде именно административного приостановления деятельности.

И третье обстоятельство - тяжесть наказания. Судья вправе приостановить деятельность, если сочтет, что менее строгий вид наказания (например, штраф) не предотвратит повторное нарушение.

4. Дисциплинарная ответственность. К дисциплинарной ответственности за нарушение требований промышленной безопасности могут привлекаться работники, совершившие дисциплинарный проступок, который представляет собой противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, связанных с обеспечением промышленной безопасности на опасном производственном объекте. Необходимо обратить внимание, что проступок должен находиться в непосредственной связи с трудовой функцией работника, т.е. выражаться в неисполнении им своих должностных обязанностей. Статьей 192 ТК РФ предусмотрены три разновидности дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение. Данный перечень взысканий не является исчерпывающим: в федеральных законах, уставах и положениях о дисциплине может предусматриваться применение иных взысканий применительно к работникам.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Руководитель организации может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по заявлению представительного органа организации по правилам, предусмотренным ст. 195 ТК РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.217.41 (0.024 с.)