Информационно-развивающие методы обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационно-развивающие методы обучения.



К информационно - развивающим относятся такие методы, с помощью которых учащиеся получают учебную информацию в готовом виде: или в изложении преподавателя (лекция, рассказ, объяснение, беседа), или диктора (учебный кинофильм), или путём самостоятельного чтения учебника, учебного пособия, посредством обучающей программы (программированное обучение).

Лекция - метод обучения в виде монологического изложения преподавателем учебной информации. Лекция как форма организации учебного процесса представляет собой двухчасовое изложение учебного материала. В качестве метода лекция может быть использована и на комбинированном уроке, когда за проверкой знаний учащихся по предыдущему материалу следует изложение нового учебного материала. Преимущество лекции состоит в том, что она имеет чёткую композицию, компактна, предполагает стройное и доказательное монологическое изложение. На лекции за сравнительно короткое время может быть дан большой по объёму учебный материал, а благодаря системности его подачи у учащихся можно создать целостное представление об изучаемом явлении или объекте.

Лекция требует от преподавателя владения ораторским искусством, строгой логичности и ясности суждений. Именно эта особенность лекционного метода обеспечивает активность слушателей, поддерживает интерес к содержанию, вызывает эмоциональную ответную реакцию, способствует формированию убеждений.

Материал лекции излагается таким образом, чтобы его легко можно было записать. Для этого интонационно выделяют основные положения, которые формулируют кратко, удобно для записи. На доске лектор делает краткие записи (изображения) структуры учебного материала, которые могут служить для учащихся "опорными сигналами" (опорными конспектами). Лекция может сопровождаться показом иллюстративных материалов: плакатов, слайдов, кинофрагментов.

Рассказ как метод обучения представляет собой монологическое сообщение преподавателя о каких-то событиях, фактах, явлениях и используется обычно для конкретизации теоретических положений, создание интереса к изучаемому материалу. Рассказ имеет живой эмоциональный характер, нередко связан с личным отношением рассказчика, передаваемым событиям. Основные требования к рассказу - эмоциональная подача материала, образность, художественность изложения.

Объяснения - наиболее часто используемый метод обучения, когда преподаватель сообщает основные сведения, подтверждает их записями на доске, демонстрацией учебно-наглядных пособий, обращается к учащимся с вопросами для подтверждения того или иного положения, для активизации познавательной деятельности, организует учащихся на оформление записей в тетрадях.

Беседа в отличие от объяснения представляет собой разговор, в котором преподаватель, актуализируя знания учащихся, по другим учебным дисциплинам, изученным темам, опираясь на их жизненный опыт, подводит их к усвоению новых понятий. Анализируя, уточняя и обобщая ответы, педагог формулирует выводы и теоретические положения.

Для сообщения нового учебного материала распространён метод демонстрации учебного кинофильма. Учебный кинофильм по содержанию полностью соответствует учебной программе, в нём четко выделены основные понятия, даны определения, каждое из сформулированных положений разъясняется и иллюстрируется, широко применяются специальные киноприёмы, способствующие конкретизации воспринимаемого содержания (замедленная или ускоренная съёмка, мультипликация, показ объекта в разных ракурсах, вычленение и демонстрация отдельных деталей объекта или явления).

Самостоятельная работа с книгой. Большое место в учебной деятельности учащихся должна занимать самостоятельная работа с книгой: учебной, дополнительной, справочной, нормативной. В качестве элемента урока такая работа формирует у учащихся умения и навыки пользования книгой. Задания по работе с книгой должны быть разнообразными, начиная от комментированного чтения и заканчивая выполнением практических упражнений на основе прочитанной литературы.

Самостоятельная работа с обучающей программой. Развитию самостоятельности и познавательной активности способствует программированное обучение, преимущество которого - в обязательной обратной индивидуальной связи учащегося с преподавателем. Сущность программированного обучения заключается в том, что обучающиеся самостоятельно прорабатывают материал на основе специально подготовленной программы. Программа состоит из ряда "кадров" или " шагов", содержащих новый материал для изучения; за каждым "кадром" следует контрольный вопрос или_ контрольное задание, благодаря которому можно проверить, усвоили ли учащиеся прочитанный материал. Если материал усвоен - учащийся допускается к изучению следующего "кадра "; если нет - возвращается к старому материалу; при затруднениях обращается за помощью к преподавателю. К изучению нового материала, "кадра" учащийся допускается только при условии усвоения установленного объёма знаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.005 с.)