Тема 9. Логика вопросов и ответов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Логика вопросов и ответов



Важность данной темы обусловлена тем, что вопросно-ответная форма развития знаний является необходимым звеном познавательного процесса. Она дает возможность закреплять и углублять знания об окружающем мире, осуществлять их целенаправленную передачу и распространение.

Изучая данную тему, целесообразно выделить следующие вопросы:

Содержание понятий «вопрос», «проблема».

Логическая структура вопроса.

Виды вопросов.

Правила постановки вопросов.

Логическая сущность и структура ответа. Виды ответов.

Правила формулирования ответа.

Рассматривая первый вопрос, нужно иметь в виду, что в вопросе как логической форме мысли выражена какая-то информация о предмете мысли и одновременно отмечена ее недостаточность. Это обуславливает требование уточнить имеющуюся информацию или получить новую, дополнительную информацию в виде ответа.

Чаще всего вопрос выражен в виде вопросительного предложения. Но он может быть выражен и в форме незаконченного повествовательного предложения, риторического вопросительного предложения, таблиц с незаполненными ячейками и т.д.

Целесообразно помнить, что в содержательном плане понятие «вопрос» связано с понятиями «проблема» и «проблемная ситуация». Проблема – это вопрос или целостный комплекс вопросов, возникающих в процессе познания, для ответа на которые недостаточно имеющегося знания. Проблемная ситуация – это теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения, что обуславливает поиск какого-то определенного решения.

Изучая содержание второго вопроса, следует запомнить, что элементами структуры вопроса являются: искомое знание, или основа вопроса, часть вопроса, требующая ответа; исходное знание, или предпосылка вопроса, информация о предмете мысли, содержащаяся в самом вопросе; требование перехода от исходного знания к искомому, или оператор вопроса, то есть фиксирование недостаточности или неточности исходной информации и выражение необходимости ее уточнения.

Рассматривая третий вопрос, нужно помнить, что вопросы подразделяются на виды оп разным основаниям. Поэтому следует отметить, что по степени выраженности в тексте различают вопросы явные и скрытые; по своей структуре вопросы подразделяются на простые и сложные; по способу запроса неизвестного различают вопросы восполняющие и уточняющие; по количеству возможных ответов вопросы делятся на открытые и закрытые; по правильности постановки различают вопросы корректные и некорректные; по отношению к познавательной цели вопросы подразделяются на узловые и наводящие. Изучая учебник, следует разобраться самостоятельно в каждом из этих видов вопросов.

Четвертый вопрос требует осмыслить правила постановки вопросов. Их суть заключается в следующем:

конкретность, ясность, краткость, простота конструкций;

недопустимость двусмысленности и всякого рода «заумностей»;

указание времени, места и контекста, которые необходимо учитывать при ответе;

указание на все возможные альтернативы ответов;

учет личного опыта опрашиваемого в той сфере, на которую направлен вопрос;

нецелесообразность начинать опрос с постановки грубых или беспокоящих опрашиваемого вопросов;

возможность краткого предисловия для конкретизации постановки вопроса;

последовательность в постановке дополнительных, контролирующих вопросов.

Пятый вопрос подчеркивает, что вопрос любого вида всегда требует ответа. Поэтому следует разобраться в логической сущности ответа и его структуре. Следует помнить, что ответ – это суждение, вызванное вопросом и содержащее информацию, запрашиваемую в вопросе. Целесообразно разобраться в структуре ответа, элементами которой являются: субъект, или предпосылка ответа, и предикат, или информация, затребованная в вопросе. Следует иметь в виду, что ответ можно дать только на правильно поставленный вопрос. Важно также помнить об основных функциях ответа, к которым относятся: уменьшение неопределенности, заключенной в вопросе; указание на неправильную постановку вопроса.

Целесообразно разобраться в видах ответов, имея в виду, что они различаются по своим логико-информационным характеристикам. В связи с этим важно помнить, что по области поиска ответы делятся на прямые и косвенные; по объему информации различают полные, неполные и избыточные ответы; по степени истинности различают правильные и неправильные ответы. Опираясь на учебник по логике целесообразно ознакомиться с содержанием всех этих видов ответов.

Изучая шестой вопрос, нужно обратить внимание на содержание правил формулировки ответов. Их суть сводится к следующему:

- точность, ясность, однозначность и краткость;

- информативность, способствующая сокращению, уменьшению неопределенности вопроса;

- обязательность указания на некорректность поставленного вопроса.

 

Обязательная литература:

Гончарук С.И. Логика. М., 2007.

Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. М., 1994.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2003. Гл.V.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите элементы структуры вопросов и перечислите виды вопросов.

2. В чем специфика ли-вопросов и что-вопросов.

3. Дайте определение понятия «ответ» и назовите виды ответов.

4. Какова роль вопросов и ответов в доказательстве и опровержении.

 

Упражнения и задачи

1. Проведите анализ следующих вопросов (укажите, к каким видам они относятся, правильны ли они, каковы их предпосылки, дайте обоснование ответов):

а) Какие существительные не спрягаются?

б) Какие существительные не изменяются по падежам?

в) Для чего весной вспахивают поля?

г) Верно ли, что все студенты понимают то, что они говорят?

д) С какой скоростью движется Солнце в мировом пространстве?

е) Кто придумал любовь?

ж) Все ли корни уравнений являются целочисленными?

з) Каким образом весна влияет на уравнение третей степени?

2. Найдите предпосылку в вопросе и определите, являются ли они семантически корректными:

а) В каких случаях умышленное убийство считается преступлением?

б) Как звали вторую жену А.С. Пушкина?

в) На каком факультете Ленинградского государственного университета учился Президент РФ В.В. Путин?

г) Сколько городов России называются «Москва»?

3. Найдите в следующих вопросах предпосылку и оператор вопроса и определите, являются ли они синтаксически или семантически некорректными:

а) Как звали Президента США?

б) Когда Вы сдавали экзамен?

в) Насколько километров простирается наша страна?

4. Определите вид вопроса:

а) Сколько экзаменов вы должны сдавать в ближайшую сессию?

б) Расположены ли Англия и Франция на островах?

5. Укажите среди перечисленных соответственные ответы на вопрос: Какие леса растут в Подмосковье?

а) В Подмосковье растут разные хвойные леса.

б) В Подмосковье растут сосны.

в) В Подмосковье не растут хвойные деревья.

6. Сформулируйте возможные типы соответственных ответов на вопрос: Сколько станций Московского метрополитена имеют два выхода?

7. Дайте соответственный и несоответственный ответы на вопрос: В каком городе родился А.С. Пушкин?

8. Дайте правильный и неправильный, неполный, полный и избыточный ответы на вопрос: В каком городе родился А.С. Пушкин?

9. В каком случае ответ на вопрос «В каком году родился А.С. Пушкин?» будет прямым, а в каком непрямым (косвенным):

а) А.С. Пушкин родился в 1799 г.

б) А.С. Пушкин родился в городе, основанном в 1147 г. князем Ю. Долгоруким.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.009 с.)