Сценарии деловых игр по криминалистике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сценарии деловых игр по криминалистике



Важное место среди методов активного обучения, обеспечивающих максимальное использование индивидуального подхода к каждому студенту, наиболее полное «погружение» в обозначенную учебной программой дисциплину «Криминалистика», является метод деловых игр.

Деловая игра по криминалистике – коллективный метод активного обучения, представляющий собой проведение имитационного процесса расследования преступления и производства отдельных следственных действий, который осуществляется

«игроками» - студентами учебной группы, выполняющими определенные роли, под руководством «организатора» игры – преподавателя, ведущего в учебной группе практические занятия.

Такая игра погружает играющих в модель реальной профессиональной деятельности, раскрывает их потенциальные организаторские способности.

Цели игры подразделяются на две группы: общие и специальные.

К общим целям можно отнести:

развитие «творческих» способностей, профессионального мышления «думать и делать как юрист»;

формирование таких личных качеств, необходимых в профессиональной и социальной среде, как самостоятельности, коммуникативности, деловой активности, способности убеждать;

создание здоровой конкуренции, корректировка межличностных отношений в студенческой среде.

Специальными целями являются:

запоминание и усвоение теоретического учебного материала на базе проведенной деловой игры;

получение практического опыта по ведению и участию в «реальном» процессе расследования преступления и производства отдельных следственных действий, умения ориентироваться в сложной, быстроменяющейся ситуации хода процесса;

приобретение и выработка практических навыков по составлению процессуальных документов и отдельных процессуальных действий, применяемых в работе следователя;

формирование профессиональных качеств специалиста-юриста (следователя): знание права, технических средств и тактических приемов, умение применять их к конкретным ситуациям расследования и разрешать возникающие конфликты.

Процесс игры состоит из следующих этапов:

подготовка к игре;

проведение игры;

подведение итогов.

При проведении деловых игр студенты используют современные технические средства, под руководством преподавателей создают учебные фильмы по тактике проводимого следственного действия, которые в последующем используются в учебном процессе.

 

Тактика предъявления для опознания

Деловая игра - 2 часа

Материально-техническое обеспечение: образцы протоколов, бланки протоколов, видеофильм

Вопросы, подлежащие выяснению на занятии:

Понятие, сущность и виды предъявления для опознания.

Этапы предъявления для опознания и тактические приёмы, используемые для производства различных видов этого следственного действия.

Особенности организации и проведения предъявления для опознания с обеспечением безопасности опознающего лица.

Основные требования, предъявляемые к фиксация хода и результатов предъявления для опознания.

 

Методические рекомендации для подготовки к деловой игре

Цель деловой игры. Деловая игра относится к активной форме обучения, позволяющей вовлечь в активную работу всех без исключения студентов учебной группы. Целью деловой игры является формирование студентами, в условиях наиболее приближенных к условиям практической деятельности сотрудников правоохранительных органов, навыков правильного производства следственного действия предусмотренного ст. 193 УПК РФ и приобретение практики словесного описания действий, примет и особенностей опознаваемого лица.

Примерный состав участников деловой игры. Из числа студентов учебной группы определяется примерный состав участников деловой игры, это следователь, который в процессе подготовки к предъявлению для опознания определяет состав СОГ и других участников; специалист осуществляющий видеофиксацию хода следственного действия; лицо (предмет) предъявляемое для опознания; опознающий; третьи лица (педагог, психолог, защитник, адвокат и др.); статисты (в случае предъявления для опознания лица); два эксперта-наблюдателя, оценивающие деловую игру.

Не позднее недели до проведения деловой игры, преподавателем будет проведена групповая консультация с участием всех студентов группы (разъяснены цели проведения деловой игры, доведены в краткой форме её содержание и закреплены за конкретными студентами возможные роли, раскрыта специфика каждой роли). За день-два до деловой игры преподавателем будет проверена готовность учебной группы в целом и каждого участника в отдельности, при необходимости проведены дополнительные, индивидуальные консультации.

Примерный сценарий деловой игры (в ходе обсуждения примерного сценария в него вносятся ситуационные дополнения) Перед производством учебного следственного действия, «следователь» определяет состав СОГ и других участников предъявления для опознания, называя должностное положение, фамилии, имена, отчества, а также указывает на цель проводимого предъявления для опознания. Объявляет о предварительно проведённом допросе опознающего лица и результатах его проведения. Начиная производство предъявления для опознания лица, вызывает «опознаваемого» и «опознающего» и размещает их таким образом, чтобы исключить возможность встречи вплоть до непосредственного производства следственного действия. Прежде чем пригласить «опознающего», в кабинет приглашаются «понятые», «статисты» (разъясняются их права и обязанности), «опознаваемый», которому разъясняется цель вызова, права и обязанности и предлагается занять место среди статистов в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 193 УПК РФ. После этого «следователь» приглашает на место следственного действия «опознающего», разъясняет ему права и обязанности, предлагает осмотреть предъявленных для опознания лиц и ответить на вопрос, узнаёт ли он кого-либо из них. Если «опознающий» даёт положительный ответ, ему предлагается указать на «опознанного» и дать пояснение о признаках, обусловивших опознание. В случае отрицательного ответа, «следователь» выясняет у «опознающего», на сколько он уверен в безошибочности своего вывода. Показания «опознающего» заносятся в протокол и обращается к «опознанному», а затем к другим лицам с вопросом – не хотят ли они что-либо сообщить в связи с проведённым следственным действием. «Следователь» объявляет об окончании СД, составленный протокол прочитывается и подписывается участниками СД.

 

Разбор деловой игры, подведение итогов. Преподаватель предоставляет слово эксперту. Эксперт оценивает подготовленность к деловой игре как группы в целом, так и каждого студента в отдельности, подчёркивает как положительные, так и отрицательные стороны игры. Выставляя оценки участникам игры, эксперт использует пятибалльную систему, учитывая: активность студентов; знание ими требования УПК РФ и профессиональных обязанностей участников СД в роли которых они выступают. Второй эксперт высказывает свою точку зрения, мотивирует свою позицию, оглашает свои оценки. Оценки экспертов складываются, что даёт окончательную оценку за участие в игре всей учебной группе. Таким образом, суммарная оценка группы зависит от индивидуального выступления каждого из участников группы. Преподаватель подводит итог проведённому занятию, анализирует заключения экспертов, обращает внимание студентов на полноту достижения поставленных перед игрой целей, на недостатки и положительные моменты, которые имели место.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.005 с.)