Священное Писание и Священное Предание: Рождество Пресвятыя Богородицы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Священное Писание и Священное Предание: Рождество Пресвятыя Богородицы



 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В нашей Православной Церкви существуют Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание — это то, что записано. Священное Предание — то, что долгое время толь­ко передается из уст в уста, потом иногда и записы­вается, утверждается.

Вот, например, многие люди читают Евангелие, сейчас многие изучают Библию. Говорят: «Изучайте Библию!» И вот они начинают читать и сами всё объяснять: вот это — так-то, это — потому-то. И ко­гда им говорят: «Нужно ходить в церковь», — они возражают: «Где там написано, что мне нужно хо­дить в церковь?» Хотя в Писании есть такие приме­ры, их там можно найти. Или: «Где в Библии, в Еван­гелии написано, что нужно креститься, как склады­вать персты и как крестное знамение на себя пола­гать?» Как мы обычно крестимся: на чело, на перси, на правое плечо, на левое. А это то, что относится к церковному Преданию. Это то, что передавалось из уст в уста, из поколения в поколение. Теперь это уже и записано, и утверждено святыми отцами.

Еще триста с лишним лет назад у нас в Церкви произошел раскол. Старообрядцы, в частности, ут­верждали, что нужно креститься двумя перстами, а не тремя. И по этому вопросу произошли серьезные разногласия. Но общецерковное Предание (нужно иметь в виду и другие Церкви, не только нашу Рус­скую Церковь) сохранило троеперстное сложение, которым мы и сейчас ограждаем себя, совершая крестное знамение, во имя Святой Троицы.

И такие богодухновенные мужи, как преподоб­ный Серафим Саровский, прямо об этом говорят. К нему привезли одну рабу Божию, она была парали­зована, и она стала говорить о своих родственни­ках... А он говорит:

— А как они веруют?

— Они — старообрядцы.

И сказал:

— Единая истинная вера — православная. И кре­

стное сложение — троеперстное. Так общецерков­ное вселенское Предание во всей Церкви исповеду­ет, что креститься нужно тремя перстами. Ты как крестилась?

— Двумя перстами.

Преподобный сказал:

— Перекрестись тремя перстами.

Она говорит:

— Не могу.

Он сложил ее пальцы, перекрестил ее, и после этого она исцелилась — от ограждения себя крест­ным знамением троеперстного именно сложения по молитве преподобного Серафима.

Это уже свидетельство совсем близкого к нам времени, потому что каких-то полтора века, чуть больше прошло от времени преподобного Серафи­ма, и это говорит о том, что Священное Предание всегда было в Церкви и будет существовать до скончания века.

Поэтому церковный год и начинается и кончает­ся теми праздниками, подробности о которых мы знаем из Священного Предания.

Нигде в Библии вы не прочитаете, каким образом было Рождество Матери Божией. Но Церковь знает это из Священного Предания. Родители Пресвятыя Богородицы святые праведные Иоаким и Анна бы­ли бездетны и, несмотря на это, будучи уже даже престарелыми, они не теряли веру и молились о да­ровании ребенка. И Господь даровал им Ребенка. И такого Ребенка, которого они даже представить се­бе не могли, да и вообще человеческая мысль не могла, потому что то, что свершилось, то есть во­площение Сына Божия и соединение Божественно­го и человеческого естества, Богочеловечество — это явление непостижимое.

И как эта Девочка чистая, как Она могла стать Матерью Безначального Бога?! Это же Бог всё со­творил. И вот из Его же творения избирается Та, Которая является Его Матерью, Богоматерью! Как это? Постигнуть невозможно — но это так!

Бог есть любовь, и Божественную любовь пред­ставить себе невозможно. Когда один из святых по­чувствовал мгновение Божией любви, то это невоз­можно было описать. И когда Господь произнесет Свой Суд — отделит одних туда, других сюда, — то еще и после этого по Своей любви Господь кого-то помилует. Но еще и после этого Матерь Божия бу­дет просить за грешников, которых Он отделит в вечные мучения, и они будут помилованы. Священ­ное Предание это передает. Как же это представить себе? Постигнуть невозможно.

В Священном Предании раскрывается то непо­стижимое, чего не вмещает часто человеческий ум и не может постигнуть: «Как это так? Не может быть!» Поэтому начинаются споры: «Да как? Да что?» Но все это обнимает непостижимый Промысл Божий, который постигнуть мы не можем. В Апокалипсисе он свидетельствуется как книга за семью печатями, которую никто не может открыть и прочитать, кроме Сына Божия. На небе и на земле нет никого, кто мог бы прочитать и постигнуть пути Промысла Божия.

У нас здесь за алтарем погребен епископ Стефан, умерший в неделю жен-мироносиц во время пропо­веди на солее. Он как-то сказал такие слова:

— Изучай наше богослужение, в нем — все бого­словие.

И вот сегодняшний день — Рождество Пресвятой Богородицы. Восьмое сентября. Почему? Первого числа — новый год церковный. Первый день — на­чало. Почему не в этот день? Почему не во второй, не в третий? Три — священное число: Троица. Поче­му не в четвертый, не в пятый, не в шестой, не в седьмой? Семь — это тоже особое, седмеричное число, но почему сегодняшний день, восьмой?

Восьмеричное число имеет особый смысл. Осмица будущего века. Кстати, восьмого числа праздну­ется и другой праздник — Собор Небесных сил Бесплотных. И святые отцы объясняют это так, что, по­скольку это горний мир, это будущий век, то ему да­но восьмеричное число, восьмой день месяца. И Рождество Пресвятой Богородицы восьмого числа, в начале года — это свидетельство того, что Матерь Божия — из высшего горнего мира, Царица Неба и земли. Вот так раскрываются эти непостижимые яв­ления, которые мы иногда не замечаем, не обраща­ем на них внимания, но все, что установлено святы­ми отцами, имеет глубочайший богословский смысл, который, если Господь откроет — уразуме­ешь, если Господь не откроет — не уразумеешь.

Так что видите, сколько здесь, в этом празднике Рождества Пресвятой Богородицы: и с горним-то миром он соединяется, и общее-то все обнимается, все начинается с этого праздника.

А вторым за этим праздником по нашему кален­дарю идет ближайший к нему двунадесятый празд­ник — Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня. И событие этого праздника, как и крестное знамение, относится к области Предания. И как бы через эти два первых праздника года свиде­

тельствуется, что вся наша надежда — Матерь Божия и Животворящий Крест. И поэтому мы все должны носить крест и обращаться в молитвах, прежде все­го, к Матери Божией. Потому что, действительно, нечистая сила больше всего боится — об этом опять же свидетельствуют многие примеры в истории Церкви — крестного знамения и призывания имени Матери Божией. Когда мы можем, мы должны огра­ждать себя крестным знамением. И если мы не мо­жем этого делать по каким-то обстоятельствам, то мы должны обращаться к Матери Божией.

И тот же преподобный Серафим, которого все мы хорошо знаем, который дает нам много назидания, дает дух утешения, который говорит о крестном зна­мении, учит нас прежде всего призывать в помощь Матерь Божию. Мы знаем Серафимовское Богоро­дичное правило: Богородице Дево, радуйся! Благодат­ная Мария, Господь с Тобою... И вот видите, в этом тропаре прославляется Матерь Божия и говорится:...яко Спаса родила еси душ наших. Спас — Спаситель, Он искупил нас на Кресте, поэтому в самой этой мо­литве и Крест тоже поминается, как бы соединяют­ся этим два крыла у Бога: призывание Матери Божи­ей и крестное знамение.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы Промыслом Божиим у нас в какое время бывает? Я имею в виду нашу жизнь обычную, земную. Вот ведь не задумываешься над тем, что этот праздник прихо­дится на то время, которое по простому, по-русски называют «бабье лето». Осень вроде, а говорят: лето. Я не знаю, имеет ли это отношение непосредственно к празднику, я просто вот так говорю сейчас, раз­мышляю, простите, но все-таки ведь это так, именно

в это время у нас заканчиваются все работы. Женщи­ны трудились в основном на полях. И вот примерно к этому времени можно было немножко передох­нуть, и как раз первый праздник во время этого от­дыха — благодарность, благословение, прославление Матери Божией. Вот настолько это просто... Смот­ришь: а это как, а это как получается? А получается так, как есть. Действительно, это удивительно всё... Вообще жизнь настолько замечательна по своему многообразию вот таких сочетаний, которые пока­зывают непостижимые пути Промысла Божия.

Вот первый праздник года — Рождество Пресвя­той Богородицы: родился Младенец, начало всего спасения, Матерь Божия родилась. А начало цер­ковного года — первого сентября. Так ведь начало это сохранилось только у детей: начало нового учебного года — первого сентября. Если бы сохра­нился старый стиль в нашей жизни, то был бы вместе с церковным. Дети, младенчество... Все это как бы объединяется: тут и Рождество Пресвятой Богородицы, и начало церковного года, и учебно­го, и «бабье лето» — и вот, если посмотришь, все это оказывается в одном духе. Небо и земля — все соединяется в одном. Настолько, действительно, прекрасна наша православная жизнь, когда она идет так, как ей подобает. А мы теперь искусствен­но среди зимы наряжаем елку для того, чтобы от­праздновать так называемый гражданский Новый год. А здесь — ничего не нужно, вся природа наря­жается, все творение Божие украшается. Ведь ка­кая она красивая, осень. Новый церковный год встречается этой красотою. Тут и наряды, с одной стороны, тут и плоды — ну, всё! Настолько пре­красно, Господи, какая же красота! А люди заблу­дившиеся, ушедшие от веры, говорят, что вера уво­дит от жизни, что жизнь какой-то серой становит­ся, безрадостной. Да нет, наоборот! Столько радо­сти, и жизнь во всей полноте раскрывается, когда человек смотрит вот так на всю эту жизнь. Этот взгляд все обнимает, все оживотворяет.

Подумать, действительно, какой это праздник! Сколько здесь всего. Рождество Матери Божией, которое празднует все Божие творение, Новый год церковный... Сколько же любви-то Божией! Как нужно нам стараться сохранять эту любовь между собой, ведь Господь все сотворил и все творит для нашей жизни здесь, на земле, а уж не говоря о том, что мы готовимся к жизни будущего века.

Поэтому будем стараться, ограждая себя крест­ным знамением, отгоняя им нечистые мысли, и чувства утишая, и на дела благословение призывая, будем, обращаясь к Матери Божией, к Ее предста- тельству, стараться сохранить здесь, на земле, мир душевный, мир и любовь между собой. И за заслуги Господа Иисуса Христа крестные и предстательством Матери Божией будем надеяться получить жизнь вечную. Аминь.

21 сентября 1996 г.

 

 

О кротости и смирении

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.248 (0.007 с.)