Административно-деликтная нормы, их структура и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административно-деликтная нормы, их структура и виды.



Административно-деликтные нормы в совокупности составляют административно-деликтное право как отдельную самостоятельную отрасль права Республики Беларусь. Административно-деликтные нормы являясь отдельным видом норм белорусского права впитали в себя общие признаки присущие в целом праву. Особенно много общего у них с нормами уголовного права. Основная регулирующая роль большей части административно-деликтных норм выражается в установлении соответствующих запретов для физических и юридических лиц под угрозой административной ответственности. Запреты не позволяют субъектам совершать определенные деяния. Они устанавливаются за совершение тех деяний, которыми может быть причинен значимый вред, недопустимый с точки зрения права. По содержанию это нормы запрещающего характера, ими определяется какие общественно вредные деяния являются административными правонарушениями и какие меры административной ответственности могут быть применены к лицам, совершившим такие правонарушения.

Нормы-запреты, являющиеся главными административно-деликтными нормами с угрозой административной ответственности, отличаются от норм других отраслей права, отдельные из которых также могут содержать запреты, но без угрозы административной ответственности, в случаях неповиновения такому запрету не предусматривается применение мер административной ответственности. Нормы же административно-деликтного права предусматривают подобную угрозу. Рассматриваемые нормы имеют охранительный характер и в этом они схожи с нормами уголовного права.

Нормы административно-деликтного права имеют свой собственный источник - Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь. Их источниками могут быть декреты и указы Президента Республики Беларусь.

Итак административно-деликтная норма - это правило установленное уполномоченным государственным органом и действующее в сфере административно-деликтных отношений в виде запретов и мер административного принуждения, применяемых как правило в связи с их несоблюдением, а также дефиниций общих организационных основ принципов обусловливающих эти запреты.

В целях выявления регулятивных свойств административно-деликтных норм, определения места в механизме правового регулированияĖĊ установления системных свойств и взаимосвязи, а также для более глубокого осмысления и эффективной реализации этих норм необходима их классификация. Деление названных норм на виды возможно, положив в основу различные критерии. В зависимости от функциональной роли в механизме правового регулирования нормы административно-деликтного права можно разделить на нормы общие и специальные. Первые образуют Общую часть, вторые Особенную часть КоАП.

Нормы Общей части регулируют общие положения об административном правонарушении и административной ответственности и в той или иной мере имеют отношение ко всем нормам Особенной части.

Нормы Особенной части определяют конкретные виды административных правонарушений и меры административной ответственности за их совершение.

Нормы Общей части КоАП неоднозначны. По той же функциональной роли их можно разделить на нормы-основы, нормы-принципы, нормы-дефиниции, особые нормы.

Первый вид норм является исходным ми определяются начала, стартовые позиции. Такие нормы находят закрепление как правило в первых статьях КоАП.

Формулируя задачи КоАП, законодатель тем самым очерчивает круг возможных административно-деликтных общественных отношений и устанавливает стартовую позицию для деятельности законодательствующих органов, а также для структуризации Особенной части КоАП.

Нормы-основы получают развитие в других правовых нормах как Общей так и Особенной частей КоАП.

Нормы-принципы - это такие предписания, которыми необходимо руководствоваться при установлении административно-деликтных норм и при их применении, исполнении.

Нормы-дефиниции - это правила-определения, формулировки, которыми истолковываются соответствующие категории и понятия.

Особые нормы описывают соответствующие общие требования, которые следует учитывать при выяснении наличия административного правонарушения и руководствоваться при привлечении к административной ответственности. Их больше всего в Общей части КоАП.

Это нормы, устанавливающие действие КоАП в пространстве, во времени, определяющие условия административной ответственности и сроки наложения административного взыскания.

Рассматриваемые нормы адресуются преимущественно к правоприменителям, к лицам и органам, ведущим процессуально -исполнительное производство по делам об административных правонарушениях.

Нормы Особенной части также неоднозначны. Используя тот же

классификационный критерий, эти нормы можно разделить на нормы-запреты и нормы-санкции.

Нормы-запреты - это главные и наиболее важные нормы, ими определяется смысл и назначение административно-деликтного права.

Только в этих нормах формулируется сущность административного правонарушения, устанавливается запрет, несоблюдение которого может влечь административную ответственность. Подобное правило-запрет всегда сопровождается установлением мер административной ответственности. Норма-запрет - это та самая диспозиция, которая является по мнению большинства ученых частью правовой нормы.

Нормы-запреты различны. По способу изложения различаются четыре вида норм-запретов: простые, обыкновенные, отсылочные, смешанные.

Второй вид норм Особенной части КоАП - нормы-санкции. Они содержат меры административной ответственности и как правило адресованы правоприменителям. Применение и соблюдение их при применении обязательно. Поэтому нарушителями таких норм могу быть лишь лица ведущие административный процесс.

Нормы-санкции в отношении физических и юридических лиц как возможных субъектов административных правонарушений выступают в роли норм-превенций, устрашений, предостережений. В то же время они содержат, предусматривают карающие средства, средства наказания предназначенные для применения в отношении названных правонарушителей.

Норма-санкция предусматривает вид и размер административного взыскания. Существуют абсолютно определенные и относительно определенные санкции, которые могут быть также альтернативными.

Деление норм АДП по кругу лиц, на которых распространяется их действие. По этому критерию можно выделить нормы, распространяющиеся на лиц как возможных субъектов административных правонарушений и лиц ведущих административный процесс. В свою очередь по названному критерию нормы можно разделить на общие, индивидуальные, конкретные, специальные. Нормами общего характера являются те, которые распространяют свое действие на все виды указанных субъектов. Они свидетельствуют, что административное правонарушение может быть совершено любым названным субъектом. Индивидуальные нормы указывают на конкретного субъекта правонарушения, которым может быть только гражданин. Специальные нормы распространяются на субъектов, обладающих специальными признаками. Перечень таких субъектов довольно велик: должностные лица, родители и лица их заменяющие и т.д.

К нормам распространяющимся на лиц ведущих административный процесс относятся нормы Общей части и нормы-санкции. Перечень названных лиц в КоАП отсутствует. Они определяются в ПИКоАП.

Решая же вопрос о привлечении виновного лица к административной ответственности необходимо руководствоваться и нормами КоАП.

Действие административно-деликтных норм выражается в порождении ими юридических последствий, которые начинаются со времени вступления закона, декрета, указа или их отдельных статей в юридическую силу. Здесь имеются в виду лишь нормативные правовые акты, содержащие административно-деликтные нормы.

Каждая правовая норма имеет определенную структуру, т.е. внутренне устройство, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов.

К ним относятся: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза – часть нормы права, в которой содержатся указания на условия (обстоятельства) при наличии (наступлении) которых эта норма должна действовать.

Диспозиция – часть нормы права, в которой излагается само правило поведения, права и обязанности субъектов, регулируемых нормой отношений, в случае наступления условий, обстоятельств, предусмотренных гипотезой (часть нормы права, в которой называются или описываются признаки состава административного правонарушения).

. Санкция – часть нормы права, в которой указывается мера ответственности за нарушение правила поведения (диспозиции)

Норма права может состоять как из трех элементов, так и из двух. Так, в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях ряд статей содержащих составы конкретных правонарушений состоят из диспозиции и санкции.

Как бы ни была выражена правовая норма, она должна сохранять качества общеобязательного правила поведения, которое регулирует общественные отношения в различных сферах жизнедеятельности общества.

Существуют следующие виды диспозиций:

- простая;

- описательная;

- бланкетная;

- ссылочная;

- с альтернативными действиями;

- смешанная.

Простая диспозиция – такая диспозиция, в которой дается лишь наименование административного правонарушения. Например, ст. 25.5. КоАП «Уклонение от призыва на военную службу».

Описательная диспозиция – такая диспозиция, в которой содержится описание признаков того или иного административного правонарушения. Например, ст. 12.12. КоАП «Лжепредпринимательство». В диспозиции излагаются (описываются) признаки правонарушения – «создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды».

Бланкетная д испозиция – такая диспозиция, в которой для определения признаков данного административного правонарушения делается ссылка на другие нормативные правовые акты, не относящиеся к административному деликтному законодательству. Например, ст.12.15. КоАП «Нарушение законодательства о рекламной деятельности». Для определения признаков данного административного правонарушения необходимо определить какую правовую норму из законодательства о рекламной деятельности рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель, а также должностное лицо государственного органа нарушило.

Ссылочная диспозиция – такая диспозиция, в которой для определения признаков данного административного правонарушения делается ссылка на другую статью или часть статьи кодекса об административных правонарушениях, где называется административное правонарушение или дается описание его признаков. Например, в ч. 2 ст. 13.4 КоАП «Нарушение срока представления налоговой декларации (расчета)» делается ссылка на ч. 1 этой же статьи (то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение).

Диспозиция с альтернативными действиями – такая диспозиция, в которой указывается несколько видов общественно опасных деяний, каждое из которых образует административное правонарушение. Например, в ст. 15.18. КоАП «Нарушение требований по использованию недр и гидроминеральных ресурсов» указываются следующие виды общественно опасных деяний, которые образуют административное правонарушение:

1) выборочная отработка богатых участков месторождений, приводящая к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых;

2) сверхнормативные потери или сверхнормативное разубоживание полезных ископаемых при их добыче;

3) иные нарушения требований рационального использования недр и гидроминеральных ресурсов.

Смешанная диспозиция – такая диспозиция, в которой содержаться признаки двух или более иных видов диспозиций. Например, в диспозиции ст. 18.7. КоАП «Нарушение правил безопасности движения на водном транспорте» содержатся признаки бланкетной диспозиции (нарушение установленных правил плавания по внутренним водным путям), простой диспозиции (повреждение гидротехнических сооружений пути, водохранилищ и водоспусков, автоматической сигнализации навигационного оборудования) и диспозиции с альтернативными действиями (устройство заколов или иных приспособлений для ловли рыбы в пределах судового хода).

Существуют следующие виды санкций:

- абсолютно-определенная;

- относительно-определенная;

- альтернативная.

Абсолютно-определенная санкция – такая санкция, в которой определен только один вид и размер взыскания. Например, в ст. 18.31. КоАП «Неоплаченный провоз багажа» в качестве взыскания определен только один вид – штраф и его размер - две десятые базовой величины.

Относительно-определенная санкция – такая санкция, в которой определен вид взыскания и его низший и высший пределы или только высший предел. Например, в ст. 25.8. КоАП «Нарушение правил воинского учета» в качестве взыскания предусмотрен штраф в размере от двух до трех базовых величин. В санкции определены низший и высший пределы штрафа.

Альтернативная санкция – такая санкция, в которой указывается два или более основных видов взыскания. Например, в ст. 23.34. КоАП «Нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия или пикетирования» указаны три вида взысканий – предупреждение, штраф и административный арест.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.024 с.)