Профессионально-педагогическая культура учителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессионально-педагогическая культура учителя



Для того чтобы определить сущность понятия «профессионально-педагогическая культура», целесообразно рассмотреть такие понятия, как «профессиональная культура» и «педагогическая культура».

Профессиональная культура - это определенная степень овладения человеком приемами и способами решения профессиональных задач.

Под педагогической культурой подразумевалась совокупность норм, правил поведения, проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства, педагогическая грамотность и образованность. Таким образом, содержание профессионально-педагогической культуры раскрывается как система индивидуально-профессиональных качеств, ведущих компонентов и функций.

Составляющими компонентами профессионально-педагогической культуры является аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры включает совокупность педагогических ценностей. Ценности педагога - это внутренний, эмоционально освоенный регулятор деятельности, определяющий его отношение к окружающему миру, к себе и моделирующий содержание и характер выполняемой им профессиональной деятельности.

Технологический компонент профессионально-педагогической культуры теснейшим образом связан с таким понятием, как педагогическая деятельность.

Педагогическая культура, являясь личностной характеристикой педагога, предстает как способ его профессиональной деятельности, обеспечивающий решение различного рода профессиональных задач. Процесс решения задач составляет технологию педагогической деятельности как компонента профессионально-педагогической культуры педагога.

Личностно-творческий компонент педагогической культуры отражает творческое начало личности педагога. Педагогическое творчество требует от педагога наличия таких личностных качеств, как инициатива, индивидуальная свобода, самостоятельность и ответственность, готовность к риску, независимость суждений.

Таким образом, педагогическое творчество - это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога. Преподаватель профессиональной школы в силу особенностей профессиональной деятельности сочетает научное и педагогическое творчество.

31. Психологические требования к личности учителя. (Сарычев)

Психологические требования к личности учителя

К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них есть главные и второстепенные. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необ-ходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, по-стоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями этапа соци-ально-экономического развития общества, где живет и работает педагог.

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к пе-дагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразви-тый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственно-сти, профессиональное владение разнообразными методами обуче-ния и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожден-ными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.

Дополнительными, но относительно стабильными требовани-ями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, арти-стичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти ка-чества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способно-сти которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества, он тем не менее вполне может оставаться хорошим учителем. И наоборот, можно вообра-зить себе общительного, с хорошим вкусом, артистичного челове-ка, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли может стать хорошим учителем и воспитателем.

Главные и второстепенные педагогические качества в сово-купности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и свое-образную личность. Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных, изменчивых качествах педагога, ко-торые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Для того, чтобы сделать учащегося личностью - а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, - сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, индивидуально-стью, самостоятельностью и многими другими качествами, систе-матически развивать их у себя.

Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педа-гог должен иметь незаурядные педагогические способности. Под педагогическими способностями мы понимаем определенные пси-хологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей. Так, Ф.П. Гоноболин называет следующий ряд педагогических способностей:

• дидактические способности, позволяющие учителю успешно осуществлять отбор содержание и методов обучения учащихся, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся;

• экспрессивные способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала;

• перцептивные способности - выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проник-новении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понима-нии возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых;

• организаторские способности, обеспечивающие дисциплину и порядок в классе; продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплоченного коллектива уча-щихся;

• суггестивные или авторитарные способности - способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах; академические способности, связаны с усвоением зна-ний, навыков и умений в соответствующей области науки.

К специальным педагогическим способностям относят педа-гогический такт, способности к воспитанию детей и педагогическо-му общению. Такт учителя всегда представляет собой единство высокоморального отношения к учащимся и педагогически совер-шенной формы обращения с ними. Педагогический такт включает в себя не только вопросы, связанные с психологическими сторона-ми личности учителя, но и ориентацию учителя в приемах и сред-ствах педагогического воздействия, а также нравственные уста-новки и принципы, которым учитель следует.

К.Д. Ушинский справедливо относил это понятие к области психологии: «Так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы от ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем практиком, есть, в сущности, не бо-лее как такт психологический…». Учитель своими действиями на уроке должен способствовать установлению благоприятной психо-логической атмосферы, комфортных условий общения и деятель-ности для всех учащихся, заботиться о развитии дружественных отношений между детьми. Для этого необходимо:

• не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других;

• не противопоставлять сильных слабым;

• не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине;

• замечать даже небольшие успехи слабых учеников, но не под-черкивать это резко;

• воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами;

• формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.

Учитель может положительно влиять на многие стороны по-ведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки и не будет наказывать, обращать слишком пристальное внимание на детьми допущенные ими ошибки.

32 Профессиональная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности как на уровне организации образовательного процесса в лицее, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними. Появилась необходимость в написании основной образовательной программы начального общего образования с участием всех педагогических работников, в экспертизе (внутри кафедры) рабочих программ учебной и внеурочной деятельности педагогов, разработке новых схем анализа учебных занятий.

Объектами контроля администрации стали достижения учащихся (промежуточные, накопительные и итоговые; предметные, метапредметные и личностные результаты обучения).

Проводятся мониторинги:

* развитие образовательной среды;

* реализация программ урочной и внеурочной деятельности;

* здоровья учащихся;

* обновления и использования сайта лицея

* ведения электронного дневника

При этом процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, а как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Все это компоненты понятия "новое качество образования".

В лицее создаются условия, когда каждый принимает участие в управлении. Педагоги и родители – в управлении лицеем, ученики – процессом своего образования. Только в этом случае они смогут принять на себя ответственность за результат образования, будут вносить вклад в эффективную и успешную работу лицея. Учитель, классный руководитель, родитель принимает роль фасилитатора, т.е координатора всех усилий в направлении общих целей, а основными методами работы становятся консультирование, организация сопровождения, мотивирование. Поэтому планируются методические

мероприятия с целью повышения компетентности педагогов, например, методический час «Аналитическая деятельность педагога как ресурс повышения качества образования», родительское собрание «Как повысить учебную мотивацию школьника» и т.д.

Учитель начальных классов не привязан к своему учебному кабинету. Если возникает необходимость, он использует любое оборудованное помещение: кабинет прикладного творчества, комбинированную мастерскую, кабинет кулинарии, спортивный зал; для внеурочной деятельности - игровое пространство лицея, кабинет психологической разгрузки, читальный зал библиотеки, лекционный зал,, лаборатории и т. п.

Реализация ФГОС потребовала компетентного поведения учителя, которое проявляется в

* высокой степени абстрактно-аналитического мышления, благодаря которому он в состоянии выявить негативные факторы, разрушающие образовательный процесс, негативно действующие на результаты обучения и образования;

* готовности включаться в субъективно значимые действия, например, стремиться повлиять на развитие лицея, повышение качества образования;

* формировании у учащихся способности к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как субъектом;

* инициативность и готовность к переменам;

* способности работать в критических ситуациях;

* готовность к поражению, выносливость, самодисциплина;

* умении демонстрировать уважение к чужой точке зрения, достижении компромисса;

* компетентности в решении проблем.

Поэтому учителя начальных классов лицея активнее стали использовать основные пути развития своей профессиональной компетентности:

1. Работа в составе кафедры начального образования,, творческих группах, например, «Стандарт-2»;

2. Экспериментально- исследовательская деятельность;

3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

4. Различные формы педагогической поддержки;

5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

6. Трансляция собственного педагогического опыта.

Но главным достижением, мне кажется, становится добровольность участия учителя в перечисленных формах, когда он сам осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности.

На заседаниях методической кафедры начального образования рассматриваются вопросы, позволяющие получить возможность представить свой опыт работы или поучиться у коллег, например, «Что такое современный урок», «Системно –деятельностный подход в образовании», «Приемы постановки проблемы на учебных занятиях». На конец учебного года каждый учитель готовит творческий отчет по теме своего методического интереса (самоанализ педагогической деятельности)

Изменилось взаимодействие учителей с родителями учащихся.Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на расписание внеурочной деятельности, помогать в её организации и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на учебных занятиях. Стало традиционным участие родителей в семейных праздниках, например, «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Ярмарка». Учителями начальных классов активно используется другая форма – совместные исследовательские проекты, где родители помогают подготовиться своим детям к защите проекта, например, на научно- практической конференции «Маленькие академики». Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов, мастер-классов, ежегодно проводимых в рамках родительской ассамблеи.

Изменилась деятельность учащихся. На учебном занятии больше времени отводится на самостоятельную работу детей, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Учитель при этом формирует у учащихся навыки самоконтроля и самооценки.

Если проанализировать результат диагностических работ, то можно увидеть, что младшие школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.

В лицее накоплен определенный опыт образования современного школьника. Но вопросов больше, чем ответов. Как учителю оценивать причины затруднений и неудач ученика и как обеспечить их устранение? Как разрешить внешние и внутренние конфликты ребенка? Какую помощь оказывать ребенку, в том числе и в налаживании его взаимоотношений с детьми, родителями и другими учителями? Чаще происходит обмен мнениями между учителями, они сами приглашают коллег в класс, чтобы помочь разобраться в причинах того или иного поведения. На особом контроле в лицее духовно-нравственное воспитание ребенка. Особое внимание уделяется воспитанию детей в семье.

Каждый учитель начальных классов ищет свою методику, отвечающую его личностным качествам, и верит, что это нововведение «дойдет до живого дела»

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие гениальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Не случайно учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых среди них, блестяще справляющихся со своими обязанностями, единицы. Таких людей в области педагогической профессии, наверное, меньше, чем во многих других сферах человеческой деятельности. Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше. Без каждого из таких качеств в отдельности учитель или воспитатель вполне могут обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества он тем не менее вполне может оставаться хорошим учителем. И наоборот, не составляет особого труда вообразить себе какого-нибудь общительного, с достаточно веселым нравом, хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли когда-либо сможет стать хорошим учителем или воспитателем. Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность. Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Существующая система образования нередко отстает от тех преобразований, которые происходят в социальной сфере, но в целом достаточно гибко ее отражает. Новая ситуация, складывающаяся в обществе, задает новые цели обучения и воспитания. Они в свою очередь определяют требования, предъявляемые к личности учителя и воспитателя. Для того чтобы вовремя и точнее установить эти требования, необходимо сделать следующее: 1. Правильно оценить тенденции политического, социального и экономического развития общества. 2. Определить, какими качествами в этом обществе должен будет обладать человек, чтобы общество непрерывно развивалось. После этого можно будет ответить на такие два вопроса: 3. Какими достоинствами должен располагать и от каких недостатков должен быть избавлен современный человек, оканчивающий среднюю школу? 4. Каким должен стать современный педагог, обеспечивающий формирование и развитие личности, необходимой обществу? Начнем с обсуждения первого из сформулированных вопросов. Главная тенденция современного прогрессивного развития общества — демократизация жизни; происходит децентрализация управления, передача власти на места. Экономические преобразования затронули всю систему социальных отношений, вводя рыночные основы в большую их часть, диктуя необходимость самостоятельного принятия ответственных решений. В этой связи значительно расширились возможности для установления прямых политических, социальных, хозяйственных и культурных связей между людьми, что в свою очередь привело к интенсификации делового и личного общения. Усиление гласности позволило публиковать различные точки зрения по наиболее

злободневным вопросам, затрагивающим все сферы жизни общества. Отмеченные тенденции повысили требования к тем качествам, которым должны обладать представители нового подрастающего поколения. Какие же это качества? Прежде всего — умение жить в условиях расширяющейся демократии, гласности, плюрализма мнений, общаться и взаимодействовать с людьми на правовой и демократической основе. Это предполагает, с одной стороны, способность признавать, понимать, принимать как должное наличие многих различных точек зрения, вести дискуссии и на высококультурной основе разрешать возникающие разногласия; с другой — отказ от диктата и любых способов оказания давления на личность, требует уважения к ней, признания ее достоинств и значимости. Это также отказ от принципа, согласно которому интересы общества преобладают над интересами конкретной личности. Передача или утрата власти одной стороной предполагает ее принятие, умение воспользоваться ею другой стороны. Это предъявляет повышенные требования к организаторским умениям, к способности руководить людьми, принимать управленческие решения. Здесь нужны профессиональная компетентность и обладание качествами руководителя-лидера. Изменение системы экономических отношений требует расчетливости, деловитости, бережливости, хозяйственной смекалки, предприимчивости, многих других качеств личности, которые совсем еще недавно считались если не отрицательными, то во всяком случае не самыми необходимыми в жизни и сознательно не воспитывались у большинства детей. Гласность требует от человека умения излагать свои мысли в устной или письменной форме, убеждать, доказывать, говорить самому и внимательно слушать других. Обладателями всех этих качеств в ближайшее время должны стать молодые люди, оканчивающие среднюю школу, и если мы хотим, чтобы те положительные изменения, которые начали происходить в нашем обществе, закрепились окончательно, уже сейчас следует позаботиться о том, чтобы существенно изменить систему обучения и воспитания детей. Для того чтобы сделать учащегося личностью — а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени,— сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, инициативностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.

33. Адаптация к педагогической профессии. Удовлетворенность педагогической профессией.

Профессиональные характеристики педагога как субъекта педагогической деятельности проявляются в их совокупности, поскольку учитель как личность, активно действующий субъект педагогического взаимодействия – это целостная сложная система. Эта система может рассматриваться как некоторый обобщенный психологический портрет педагога, метафорическая форма представленности обобщенного личностно-профессионального образа учителя. Характеристики этого образа складываются в общественном сознании постепенно в результате наблюдений, эмпирических, теоретических и экспериментальных обобщений. При этом наиболее явно они представлены в психологическом портрете педагога среднего образовательного учреждения. Именно такой учитель обладает наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными (индивидуально-психологическими) характеристиками и коммуникативными (интерактивными) качествами в их совокупности по сравнению с учителями любого другого уровня и формы образования (дошкольного, курсового, вузовского и др.).

Психологический портрет педагога любого учебного звена включает следующие структурные компоненты: индивидуальные качества человека, т.е. его особенности как индивида – темперамент, задатки и т.д.; его личностные качества, т.е. его особенности как личности; коммуникативные (интерактивные) качества; статусно-позиционные особенности, т.е. особенности его положения, роли, отношений в коллективе; деятельностные (профессионально-предметные), внешнеповеденческие показатели. Специфика набора и сочетания названных компонентов определяет психологический портрет педагога для каждого этапа обучения и, в частности, обучения и воспитания в начальном и среднем образовательном учреждении.

К профессионально важным характеристикам психики работающего со школьниками всех возрастов педагога могут быть отнесены: сила, уравновешенность, высокая мобильность нервной системы; умеренная экстравертированность; стеничность эмоций и эмоциональная (преимущественность положительных эмоций – радости, удовольствия и др.) устойчивость (высокий уровень невротизма педагога профессионально противопоказан в образовательных учреждениях); уровень интеллектуального развития не ниже нормального по сенсорно-перцептивно-мнемологическим показателям (т.е. по показателям восприятия, памяти, мышления) и по характеристикам внимания; высокий уровень способности воображения, представления, фантазирования.

Одним из основных профессионально значимых качеств психики педагога СОШ является эмоциональная устойчивость, которая проявляется в том, насколько терпеливым и. настойчивым является учитель при осуществлении своих замыслов, насколько характерны для него выдержка и самообладание даже в самых неблагоприятных стрессовых ситуациях, насколько он умеет себя держать в руках в условиях отрицательных эмоциональных воздействий со стороны других людей. Термин “психологическая устойчивость” деятельности педагога обозначает синтез свойств и качеств личности, позволяющий уверенно и самостоятельно в различных эмоциональных условиях выполнять свою профессиональную деятельность. Обладать психологической устойчивостью в профессиональной педагогической деятельности - это значит, в условиях такой деятельности уметь быстро ориентироваться в измененных условиях жизни, находить оптимальные решения в сложных нестандартных ситуациях и сохранять при этом выдержку и самообладание. Психологическая устойчивость зависит от: умения сознательно управлять своей деятельностью, создавать оптимальный режим работы, умение дозировать и поддерживать психическую нагрузку на том уровне, который обеспечит оптимальную работоспособность, характера деятельности и успешности ее выполнения, умения правильно оценивать свои силы и находить тот оптимальный стиль поведения, который обеспечивает успешную деятельность, уверенности в своих силах, стабильности возбуждения в сочетании с сознательным управлением эмоциональным состоянием.

К необходимым личностным (индивидуально-психологическим) качествам педагога в школьных учреждениях могут быть отнесены: а) адекватность самооценки и уровня притязаний, б) определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность воспитателя, в) целенаправленность, г) эмпатийность. В общечеловеческом смысле это должен быть расположенный к людям (к детям), сердечный, гуманный, внимательный и искренний человек, который всегда имеет в виду их социальную незащищенность и может видеть себя в детях, встать на их позицию.

Характеризуя статусно-позиционные качества педагога учебного учреждения, необходимо подчеркнуть важность пластичности и легкости смены преподавателем социальных ролей (роли учителя, советчика, друга, родителя и т.д.), готовности принять на себя позицию ребенка. Учитель должен проявлять уважительное, заинтересованное отношение к тем ценностям, которые составляют содержание позиции ребенка, каким бы простым и неинтересным оно не показалось. Учитель – это товарищ, понимающий и уважающий ребенка, вызывающий его доверие. Коммуникативные (интерактивные) качества педагога, обусловленные его индивидуально-личностными особенностями, отражают особенности партнеров педагогического общения – школьников и их родителей. Учитывая особую чувствительность детей к неискренности, фальши, необходимо подчеркнуть важность такого качества педагога как его общительность, подлинная заинтересованность в самом общении, а не в его результате как проверке усвоения программного материала.

Для педагога учебного учреждения существенно владение демократическим стилем общения на основе совместной деятельности и дружеского расположения, предполагающего взаимное эмоциональное сопереживание. В то же время следует категорически отвергать саркастичность в общении с ребенком, негативное воздействие на “Я” ребенка, критику его в присутствии других детей. Необходимость высокого уровня развития качеств социальной перцепции у педагога СОШ, т.е. адекватного восприятия, реагирования, понимания детей, “прочтения” их состояния, мимики, жестов, поз, высказываний (особенно интонации), подчеркивается многими исследователями.

Адаптация человека остается одной из наиболее актуальных медико-биологических, социальных, психологических и других гуманитарных проблем в условиях постоянно изменяющейся социально-экономической обстановки. В отечественной психологической литературе сложилось представление о профессиональной адаптации личности как о процессе, который не заканчивается с получением диплома об образовании, а только начинается (А.К.Маркова, М.А.Дмитриева, Ф.Б.Березин).

Профессиональная адаптация понимается как, с одной стороны, процесс вхождения индивида в профессиональную среду, усвоение профессионального опыта, а с другой стороны, - процесс активной реализации накапливаемых профессиональных знаний, как выбор оптимального поведенческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие. Таким образом, речь идет о взаимном приспособлении человека и профессиональной среды, о том, что профессиональная адаптация носит характер активного процесса, где человек не только приспосабливается к профессии, но и профессию приспосабливает к себе, своим личностным особенностям, творчески преобразовывает ее к своему опыту. Существует так же положение об адаптированности как о динамическом равновесии в системе “человек - профессиональная среда”. Профессиональное становление, как и всякая другая активность, начинается с готовности, установки, в которой наряду со всеми другими, отражены и социальные стремления, цели, требования, ожидания. Временная компетентность, адекватные временные представления и временные ориентиры педагога являются системообразующими факторами в процессах развития социальных установок деятельности и профессионального становления. Этапы профессиональной адаптации и развития социальных установок деятельности педагогов имеют сходную временную динамику, обусловленную длительностью педагогической деятельности и изменением содержательных компонентов социальных установок.

На становление педагога как профессионала оказывают свое влияние возраст, педагогический стаж и особенности профессионально-педагогической деятельности.

Первые 5 лет работы в средней образовательной школе – это время адаптации выпускника ВУЗа или педагогического училища к условиям работы в МОУ СОШ. Молодой специалист на старте своей карьеры достаточно знает, но мало умеет. У молодого преподавателя еще не сформированы профессионально значимые качества. На первом этапе профессионализации педагог сосредоточен на себе, на своих возможностях. Он недавно закончил учебное заведение и ему легче переносить ситуацию оценки. Он еще не вполне самоопределился в профессиональном плане. Высока ориентация на такие ценности как “семья”, “близкие люди”, “друзья”. В этой возрастной группе обнаруживается самый высокий процент педагогов, не соответствующих занимаемой должности. Преподаватели с небольшим стажем работы зачастую используют дисциплинарные методы воздействия, что в основном дает обратный эффект. На занятиях и в совместной деятельности с детьми у них преобладают приказы, они предпочитают негативно окрашенные высказывания по отношению к детям.

В следующие 6-10 лет работы педагога происходит стабилизация профессиональной деятельности, формирование профессиональной позиции. Учитель совершенствует арсенал методов и приемов воспитания и обучения, уменьшается количество конфликтов, связанных с потребностью педагога самоутвердиться в глазах коллег, детей и их родителей, год от года повышается его профессиональная значимость.

Учителя со стажем работы 11-15 лет зачастую начинают переживать так называемый “педагогический кризис”, который связан с осознанием того, что существует противоречие между желанием что-то изменить (методы работы, стиль общения с детьми и пр.) и возможностями педагога. Учителя этой группы проявляют больший интерес к детям, умеют наладить конструктивные взаимоотношения со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Они реже, чем молодые педагоги, используют требования, угрозы и наказания. Однако на данном этапе возможна стереотипизация профессиональной деятельности.

16-20 лет работы в образовательном учреждении характеризуются вступлением в так называемый кризис “середины жизни”. Это возраст предварительных жизненных итогов. Часто возникает несооответсвие между Я-реальным (каким я себя представляю) и Я-идеальным (каким бы я хотел быть). Возможно снижение профессионализма, разочарование профессией, формируются защитные механизмы.

Наиболее высоких результатов труда достигают педагоги со стажем работы 21-25 лет. Такие преподаватели имеют наиболее высокую оценку уровня сформированности профессионально значимых качеств. В психологическом смысле при своем возрасте 43-45 лет они могут целиком посвятить себя профессии, имея в своей семье уже самостоятельных детей, достигнув определенной стабильности в социально-экономическом плане.

Учителя со стажем работы более 25 лет болезненно воспринимает желание специалистов прийти к ним на занятие, сделать предметом обсуждения его опыт, порой видя в этом желание ущемить его, обнаружить профессиональные ошибки. В таком возрасте возможно возникновение психологической болезни “синдром сгорания”, который проявляется в биологическом старении, профессиональном старении (характеризующееся невосприимчивостью к новому, нарушением отношений партнерства с детьми, родителями и коллегами) и психоэмоциональное перенапряжение.

Педагогическая деятельность требует от человека, занимающегося ей, постоянного развития и самосовершенствования. Педагогическое мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения подрастающего поколения. В условиях модернизации воспитательной и образовательной системы от преподавателей требуется постоянное стремление к саморазвитию и самоактуализации.

Таким образом, процесс профессиональной адаптации не прекращается с ростом педагогического стажа, он происходит постоянно, требуя от педагогов образовательных учреждений постоянной готовности к обновлению и приспособлению к новым условиям изменяющейся образовательной системы.

34. Педагогические способности, их структура и место в педагогической деятельности.

"...В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В. А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения

1. Дидактические способности — способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное — простым, непонятное, неясное — понятным... Профессиональное мастерство, как мы его понимаем сегодня, включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное получение знаний, умно и тонко «дирижировать» познавательной активностью учащихся, направлять ее в нужную сторону.

2. Академические способности — способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т. д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу.

3. Перцептивные способности — способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.062 с.)