Основные философские направления и концепции науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные философские направления и концепции науки



ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И КОНЦЕПЦИИ НАУКИ

ИТОГИ XX СТОЛЕТИЯ


Рекомендовано Министерством, образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для магистрантов и аспирантов, а также для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Философия»

Москва • «Логос» • 2000

 

УДК 1:001

ББК 87.3

К19

Федеральная программа книгоиздания России

 

Рецензенты:

доктора философских наук

В.М. Розин (Институт философии РАН),

А.И. Уваров (Межвузовский центр

по философскому образованию Российской Федерации)

 

Канке В.А.

К19

Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. - М.: Логос, 2000. - 320 с.

ISBN 5-88439-017-3

 

Рассматриваются ведущие философские направления XX века, включая феноменологию, фундаментальную онтологию, герменевтику, аналитическую философию, постструктурализм и постмодернизм. Освещаются наиболее авторитетные концепции и этические аспекты науки, вопросы методологии научных исследований. Представляет собой первое фундаментальное обобщение философских итогов XX столетия.

Для магистрантов и аспирантов в области точных, естественных и общественных наук, а также для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Философия». Представляет интерес для ученых и специалистов, разрабатывающих проблемы в области философии и методологии науки, интеллектуальных читательских кругов.

 

УДК 1:001

ББК 87.3

 

ISBN 5-88439-017-3

© Канке В.А., 2000

© «Логос», 2000

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................................................................................................... 4

……………………

ЧАСТЬ 2....................................................................................................................................................... 72

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ.............................................................................................................................. 72

2.1 МНОГООБРАЗИЕ ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЙ НАУКИ.................................................................................................. 73

Наука и не-наука. Критерии научности.................................................................................................................................................. 73

Аналитическая философия науки.............................................................................................................................................................. 76

Феноменологическая философия науки.................................................................................................................................................. 79

Философия науки М. Хайдеггера.............................................................................................................................................................. 82

Герменевтическая философия науки........................................................................................................................................................ 84

Критическая философия науки франкфуртцев...................................................................................................................................... 85

Постмодернистская философия науки..................................................................................................................................................... 87

Философия науки как коммуникация моделей и интерпретаций..................................................................................................... 89

2.2 МЕТОДЫ НАУКИ...................................................................................................................................................................................... 91

К вопросу о специфике науки..................................................................................................................................................................... 91

Индуктивный метод, контекст научных открытий............................................................................................................................... 97

Гипотетико-дедуктивный метод в естествознании............................................................................................................................ 103

Аксиоматический и конструктивистский методы в логике и математике................................................................................... 107

Прагматический метод в технических и гуманитарных науках.................................................................................................... 111

 

2.3 ЭКСПЕРИМЕНТ И ДИНАМИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.......................................................................................................... 118

………………….

Концепция сменяемости теорий К. Поппера........................................................................................................................................ 128

Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса................................................................................................ 130

Концепция научных парадигм и революций Т. Куна....................................................................................................................... 131

Принцип соответствия теорий и их несоизмеримость....................................................................................................................... 132

 

2.4 НАУКА И ЭТИКА..................................................................................................................................................................................... 134

Этика как прагматическая наука............................................................................................................................................................ 134

Ученые об этике (анализ воззрений А. Пуанкаре и А. Эйнштейна).............................................................................................. 137

Этика ответственности............................................................................................................................................................................... 139

Этическое измерение науки...................................................................................................................................................................... 142

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................................................................................................... 146

Философия и наука в зеркале друг друга............................................................................................................................................. 146

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Уходит в прошлое XX век. И по мере увеличения исторической дистанции, отделяющей нас от событий этого бурного столетия, становится все более зримой его величественная духовная панорама. Появляется возможность и, как считает автор этой книги, возникает потребность подвести философские итоги уходящего века, запечатлеть и, главное, осмыслить образ, суть и параметры характерных для него типов философствования.

В XX веке произошли кардинальные изменения в самих основаниях философской мысли. Под воздействием духовных коллизий эпохи новейшая философия сумела преодолеть унаследованные ею натуралистические, метафизические и субъективистские предпосылки и установки. Это раскрепостило философскую мысль и дало творческий импульс развитию ее новых, вышедших за пределы классической философии направлений: феноменологии, герменевтики, экзистенциализма, аналитической философии, постструктурализма и других.

Столь разительное многообразие философских течений и идей, их взаимодополняющее сосуществование – это, безусловно, новое явление, характерное именно для культуры XX века. Столь же примечательно, что как раз в уходящем веке философия в лице представителей ее новейших направлений недвусмысленно отказалась от претензий на роль универсального учения и, следовательно, теперь уже вполне определенно размежевалась с религией и идеологией как догматическими и не терпящими критики формами духовной жизни.

Еще одна отличительная черта философского развития в XX веке – дальнейшая специализация философской мысли. Именно в этом столетии окончательно завершилось становление профессиональной философии как относительно замкнутого социокультурного института – сообщества мыслителей со своими специфическими отношениями с другими интеллектуальными и иными общественными кругами, своим особым языком, проблематикой и способами общения.

Не замедлила обнаружиться и оборотная сторона относительной самоизоляции представителей философской мысли. Мало того что философские труды, дискуссии и исследования стали непонятны для непосвященных – появилась тенденция к фрагментации философии и философствования. Поэтому и освоение философского наследия уходящего столетия требует дополнительных усилий по его расшифровке и реинтерпретации – если угодно, оно предполагает использование метафилософской рефлексии, способной охватить все проблемное поле новейшей философии и создать предпосылки для продуктивной коммуникации ее различных течений.

На интеллектуальную жизнь в XX веке совершенно исключительное воздействие (не имеющее, пожалуй, прецедентов в духовной истории человечества) оказало осознание углубляющегося кризиса цивилизации. Наряду с умонастроениями, проникнутыми стремлением к пониманию причин и преодолению последствий этого действительно грозного и трагического кризиса, в интеллектуальной среде укоренились декадентско-нигилистические идеи и взгляды, черпающие вдохновение из нисходящих, разрушительных процессов социокультурной жизни и даже возвышающие и смакующие их. В своих крайних, предельных формах, демонстрируемых отдельными представителями постмодернизма, нигилистическая критика высших ценностей цивилизации и культуры оказалась возведена в ранг своего рода "философии антифилософии".

Разумеется, здесь опасна не критика философии, а сам изощренный нигилизм как таковой. Ведь его суть, если использовать скорее компьютерные, чем биологические термины, состоит в производстве контркультурных вирусов, взламывающих защитные замки оберегающих культуру ценностей и норм.

Как раз поэтому одной из первейших задач подведения философских итогов XX века является преодоление постмодернистского безвременья, выработка своего рода духовных антител, способных справиться с вирусами нигилизма. Думается, что эта задача может быть разрешена на основе наращивания смыслообразующих аспектов философии и, если угодно, обмирщения философствования, его возвращения в практический пласт индивидуального и общественного сознания.

Сказанное в какой-то мере объясняет замысел настоящей книги. В ней предпринята попытка осветить важнейшее содержание ведущих направлений развития философии в XX веке. В ходе изложения автор стремился сохранять объективную позицию и не столько комментировать чьи-либо идеи, сколько освещать их максимально простым и доступным образом. Что же касается собственных обобщений автора, то они носят преимущественно компаративный характер.

Обозрение ключевых направлений развития философской мысли естественным образом подводит к проблематике философии науки. Здесь следует иметь в виду, что стремительное развитие научного знания – это главное и наименее замутненное достижение XX столетия. К тому же наука уходящего столетия является одним из проявлений творческого начала цивилизации Запада, с которым неразрывно связаны и рассматриваемые в книге направления развития философской мысли. Можно сказать поэтому, что как философия – это "свое иное" науки, так и наука – это выдающийся результат, своего рода откровение и в то же время до конца неразгаданная тайна западной философской традиции.

Книга адресована двум категориям читателей. Первая – интеллектуальные круги от самих профессиональных философов, преподавателей гуманитарных дисциплин до ученых и специалистов, в той или иной мере интересующихся философской тематикой, а также методологией науки. Другой читательский адрес (впрочем, очень близкий к первому) – это студенты философских и социально-гуманитарных специальностей, а также аспиранты и магистранты. В расчете на них книга написана не столько как монография, сколько как учебное пособие, хотя грань между этими жанрами и весьма условна.

Заключая предисловие, автор считает возможным акцентировать внимание на растущей обеспокоенности интеллектуальных кругов России и, разумеется, других культурных регионов мира философской состоятельностью человечества на пороге XXI века и преемственностью развития философии в наступающую эпоху. Можно, видимо, согласиться с мнением ряда видных мыслителей, что сегодня наша цивилизация находится на перепутье, в зоне исторических бифуркаций. Речь идет, в частности, о том, что на базе достижений информационного общества оказались возможными как возврат к примитивным дорефлексивным механизмам развития культуры, опирающимся на новейшие технологии манипулирования мышлением и поведением людей, так и настоящий прорыв в расширении сознания личности и становлении ноосферы, имеющий в числе своих необходимых оснований усиление продуктивной роли философии. Автор надеется, что публикация этой книги хотя бы в какой-то мере будет способствовать восходящему и преемственному развитию философской культуры в будущем и, разумеется, более разностороннему и глубокому освоению мирового опыта философствования отечественной аудиторией.

Автор будет благодарен за замечания и предложения по содержанию и оформлению книги, которые просит направлять в издательство.

Обнинск – Москва

20 января 2000 года

……………………………….

……………………………………..


ЧАСТЬ 2

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Методы науки

Наука и этика

МЕТОДЫ НАУКИ

К вопросу о специфике науки

В предыдущей главе рассматривались различные варианты философии науки. Строгое мышление требует очень чуткого отношения к своеобразию концепций философии науки. Недопустимо некритически объединять высказывания, несоизмеримые в силу их принадлежности к различным философиям науки. Несмотря на это вполне целесообразное требование, мы вынуждены отказаться от затеи детального развертывания около десятка вариантов философии науки, что позволит избежать слишком громоздкого анализа. Приходится также учитывать, что среди разнообразных концепций философии науки есть свои лидеры и аутсайдеры. Так, аналитическая философия науки состоялась в большей степени, чем, например, постмодернистская. Исходя из этого в дальнейшем изложении основное внимание будет уделено лидерам философии науки, ее парадигмальным, образцовым составляющим. Однако сказанное ни в коей мере не означает отказ от плюрализма в понимании философии науки. Там, где это целесообразно и эффективно, будут использоваться данные не только лидеров, но и аутсайдеров философии науки.

Переход к новому уровню философского анализа науки требует введения целого ряда основополагающих представлений. Наша ближайшая задача – создание терминологического и смыслового плацдармов для дальнейших рассуждений.

Самые первые размышления о науке вызывают к жизни основополагающий вопрос: с чего она начинается? Согласно постпозитивисту Попперу, "... наука начинается с проблем и затем продолжает развиваться от них к конкурирующим теориям, которые оцениваются критически" [1,с.485]. Такого рода воззрения вызвали резкие возражения герменевтика Гадамера. Последний полагал, что проблемы сводятся к альтернативам мнения, к слишком общим вопросам, которые не разрешимы с помощью доводов. Поэтому он подверг критике понятие проблемы "посредством логики вопроса и ответа" [2.с.443]. Для герменевтика любой жизненный опыт, в том числе и наука, начинается с вопросов, «...которые действительно "витают" и смысл которых определяется их мотивацией» [2.с.443]. В качестве развития этой точки зрения можно расценивать увязывание воедино франкфуртцем Хабермасом научного познания с социальными интересами [3].

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать: наука начинается с разрешения определенной ситуации, когда ощущается острая потребность в новой информации. Эту ситуацию можно называть как проблемной, так и вопрос-ответной. Словари иностранных слов определяют проблему как трудный вопрос, неразрешенную задачу. Любители языковых игр имеют возможность при поиске основания термина "наука" заняться сопоставлением терминов "вопрос", "задача", "проблема", с которых она начинается и за которыми находится отнюдь не пустота, а громада актуальнейших жизненных затруднений.

Каким образом стремятся ученые разрешить проблемные научные ситуации? Прежде всего обнаружением правил, законов, теорий, использование которых позволяет объяснить и понять изучаемую ситуацию, предсказать новые и ретросказать уже случившиеся события. Поппер не случайно намечает путь от проблем (проблемных ситуаций) к теориям. Этот путь – главная магистраль науки. Ее освоение требует использования целого ряда терминов, к рассмотрению которых мы и переходим.

Схема научного рассуждения, согласно изложению неопозитивиста Карнапа [4,с.40-45], в символическом виде представляется следующим образом:

 

1) ;

2) Pa;

3) Qa.

 

Первое утверждение читается так: для всякого х, если х есть Р, оно, х, есть также Q. Согласно второму утверждению, единичный объект Р обладает свойством а. Из первых двух утверждений логически следует третье: объект а имеет свойство Q. Первое утверждение является универсальным в том смысле, что оно справедливо для всех х, которые подпадают под это утверждение. Универсальные утверждения называются законами. Второе и третье утверждения являются единичными. Единичные утверждения относятся к фактам. Взаимосвязь законов образует теорию. Научное объяснение имеет место там, где между универсальными и единичными (сингулярными) высказываниями существует вполне определенное единство.

Кстати, приведенная выше символическая запись закона не содержит прямого указания на количественные параметры. Приведем иллюстрирующий пример из числа так называемых спорных наук. Любой стоматолог знает, что если зубная боль прерывистая и возникает только при приеме пищи, то она свидетельствует о наличии в зубе кариесной полости. Здесь Р – прерывистая зубная боль, возникающая при приеме пищи; Q – наличие кариесной полости в зубе.

В стремлении выявить существо науки полезно обратиться к законам, представленным в виде математических уравнений. Считается, и не без оснований, что именно указанный тип законов знаменует собой высший уровень научного знания. Развитое – ключ к неразвитому. В развитом научном знании суть науки, надо полагать, представлена в наиболее отчетливом виде. Рассмотрим в этой связи два уравнения:

MV = PQ и PV = mRT/m.

 

Первое уравнение относится к так называемой количественной теории денег. Здесь: М – среднее количество денег в обращении за определенный период; V – скорость обращения денег в кругообороте доходов; Р – индекс цен на товары и услуги; Q – показатель физического объема валового или чистого национального продукта. Второе уравнение – это уравнение Менделеева-Клайперона для газов. Здесь: Р – давление газа; V – его объем; т – масса; Т – температура; R – газовая постоянная; m – молярная масса газа.

Уже внешний вид обоих уравнений наводит на мысль, что в науке крайне важно находить регулярные связи. Мало знать количественные параметры товарно-денежного механизма, необходимо выявить, каким образом они связаны друг с другом. Так, в первом уравнении существенно, что все четыре параметра находятся в одной и той же степени и что именно MV = PQ. Нахождение регулярных количественно-функциональных связей – наиважнейшая программа научных исследований.

Дальнейший анализ наших законов выявляет их особенности. Обратим внимание на уравнение Менделеева-Клайперона применительно к вполне определенному газу, например водороду. Речь идет о параметрах изучаемого газа: давлении (Р 1), объеме (V 1 ), температуре (T 1 ), массе 1 ), молярной массе (m1). Описываемый газ выступает как единство пяти параметров (Д определяется единицами измерения, т.е. это не свойство газа). На философском языке единство многообразного называется конкретным. В нашем примере описывается конкретный газ, каждое из пяти свойств которого есть его абстрактное свойство (абстрактное есть отвлеченное). Итак, мы вынуждены различать собственное имя: конкретное (данный газ) и абстрактное (давление данного газа и т.п.). Выражение "собственное" означает, что речь идет о единичных объектах: данный газ и каждое его свойство присутствуют в единичном экземпляре. Чтобы выразить эту самость и используется предикат "собственный".

В отличие от собственного общее имя обозначает класс объектов. "Данный газ" – собственное имя, "газ" – общее имя. Общими именами являются также "давление", "объем", "температура", "масса", "молярная масса". Уравнение Менделеева-Клайперона справедливо не только для одного, выделенного раз и навсегда состояния конкретного газа, но и для многих газов и многих состояний. Общее имя обозначает класс предметов той или иной природы. Предметы составляют именно класс (множество) в силу того, что каждый из этих предметов обладает общим признаком (свойством или отношением). Любой газ в отсутствие внешних полей заполняет равномерно весь предоставленный ему объем. Так как это свойство присуще всем газам, то правомерно говорить о них как о классе предметов. По определению, у всех элементов класса должен быть хотя бы один общий признак, остальные могут различаться в самых широких пределах. В указанном контексте общее может быть альтернативным по отношению к особенному и единичному.

Обратимся вновь к уравнению Менделеева-Клайперона и запишем его для п газов:

P 1 V 1 = m 1 RT 1 / m

..........................

..........................

PnVn = mnRTn/ m

Сравним теперь между собой все Р, все V и т.д. Качественно все Р нисколько не отличаются друг от друга, они абсолютно тождественны. То же самое справедливо относительно V, т, m, Т. Наконец, и газы качественно не отличаются друг от друга, ибо все они описываются одним и тем же уравнением. Давления P1, Р2, …, Рп отличаются друг от друга только количественно, но не качественно.

Воспользуемся уже известным различием общего и собственного имени. Символ Р – общее имя, символы P1, Р2,..., Рп собственные имена. Поскольку P1, Р2,..., Рп имеют нечто общее, они образуют класс, обозначаемый именем Р. Но выше, при введении представления о классе предметов, мы допускали альтернативность, противостояние общего и единичного. Новый поразительный результат состоит в том, что в теории (представлена она в нашем случае уравнением Менделеева-Клайперона) от этой предполагаемой альтернативности, противостояния единичного и общего ничего не осталось. Отличие одного единичного (P1) от другого 2) имеет смысл исключительно постольку, поскольку они качественно тождественны друг другу.

Итак, один из нетривиальных результатов научного исследования состоит в выделении качественно тождественного там, где оно ранее не было известно. Все газы подчиняются одному и тому же уравнению – это отнюдь нетривиально.

Выше, характеризуя общее имя "газ", мы выделяли общее свойство всех газов – заполнение ими определенных объемов. Из уравнения Менделеева-Клайперона следует, что, действительно, газ будет равномерно заполнять предоставленный ему объем: согласно уравнению последний может варьироваться в широчайших пределах (уравнение теряет смысл, если V = О или ∞). Теоретически достигнутое общее оказывается намного более содержательным, чем дотеоретическое. В этой связи есть возможность уточнить представление об общем имени.

Общее имя не всегда доводится до теоретически зрелой формы. Если эта стадия достигается, то оно обозначает (именует) качественно тождественное, мыслительным коррелятом которого выступает понятие. Е.К. Войшвилло, много занимавшийся проблемой понятия, считает его формой мысли, результатом "обобщения предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса – и в совокупности отличительных для них – признаков" [5,с.91]. Понятие в качестве мысли, равно как и общее на стороне предметов, приходится как-то именовать. Для этой цели вполне подходит общее имя, разумеется, не любое, а лишь то, которое соотносится конкретно с понятием. На наш взгляд, есть резон в подчеркивании различной научной зрелости общих имен. Термин "понятийное имя" призывается нами для нужд научного познания.

Итак, специфику науки мы видим прежде всего в преодолении альтернативы качественно тождественного (общего) и единичного, а также в установлении соответствующих регулятивных связей. Качество и количество – соотносительные характеристики предмета, из которых лишь изменение второго, и то лишь в неких пределах, согласуется с сохранением определенности предмета, изменение качества преобразует предмет.

Если теперь на мгновение вернуться к символьной записи закона (х) (Рх Qx), то в нем нетрудно разглядеть общее. Все х тождественны, ибо для них всех характерно Рх Qx. Все Р с одной стороны и все Q с другой также тождественны друг другу по определению. В символьной записи научного закона не представлена непосредственно количественная характеристика дела, но и она в том или ином виде присутствует в законах. В одних случаях используются привычные математические функции, в других – лингвистические переменные (жалующийся стоматологу на зубную боль пациент характеризует ее словами: острая, тупая, невыносимая, слегка беспокоящая). Видимо, для всех наук, независимо от их специфики, свойственна в той или иной степени одна и та же особенность – объединение общего и единичного посредством научного рассуждения.

Против развитого понимания специфики науки могут быть выдвинуты возражения, заслуживающие внимания.

Возражение 1. В науке всегда есть единичное, чуждое общему. Возражающего таким образом следует попросить проиллюстрировать сказанное хотя бы одним примером. Конкретный анализ покажет, что во всех науках единичное не противостоит общему, ему всегда присуща понятийная форма.

Возражение 2. Существует единичное, неподвластное науке. Вполне возможно, что научный метод не везде применим. Это обстоятельство неспособно поставить под сомнение ни актуальность науки, ни ее обсуждаемую специфику. Справедливости ради отметим, что, как правило, неподвластность того или иного единичного научному дискурсу на деле оказывается иллюзией. Допустим, некто утверждает, что вчера на дискотеке ему было так хорошо, как никогда ранее, т.е. речь идет о состоянии, которое уникально, неповторимо и вроде бы не имеет отношения к общему. Можно возразить: говорящий фактически сравнивает свои эмоциональные состояния, случавшиеся в различное время, и здесь не обходится без выделения общего и его градации ("как никогда ранее"),

Возражение 3. Пристрастие науки к идентичному умаляет достоинства единичного, "убивает" его. Данное возражение является лейтмотивом критики науки, столь популярной в новейшей западной философии. Показательны в этом отношении воззрения Хайдеггера, Адорно, Дерриды, Лиотара. Научные работники вряд ли когда-нибудь откажутся от своего призвания и дела, несмотря на окрики со стороны. Осуждения заслуживает сциентизм, стремление сузить жизненный мир человека до мира науки. Что касается метода науки, то он безупречен. Он не может быть введен насильно, в порядке издевательства над единичным, ибо, по определению, должен соответствовать его подлинной природе. Наука отнюдь не редуцирует единичное к общему, а лишь настаивает, причем не голословно, а после тщательных изысканий, на определенном единстве общего и единичного. Достойно сожаления произвольное выдумывание этого единства, но если оно актуально, то было бы непростительной ошибкой игнорировать его реальность.

Особого обсуждения заслуживает тезис от номинализма: наука имеет дело не с общим, а со схожим. Номиналист считает, что общее не существует, а понятийные имена есть знаки схожего в конкретных предметах. Г.Д. Левин не грешит против истины, утверждая, что «отечественные логика и методология науки в последние десятилетия развивались преимущественно в лоне номиналистских традиций. Понятие "общий предмет" не в качестве объекта критики, а в роли инструмента исследования в них отсутствовало. Это приводило и приводит к серьезным деформациям в описании реальных познавательных процессов» [6,с.116]. Впрочем, предпочтение номиналистских традиций характерно не только для отечественной, но и для западной философии науки.

Следует, пожалуй, с пониманием относиться к осторожности номиналиста: зачем говорить об общем и брать в связи с этим на себя дополнительные обязательства? Конкретные предметы обладают единичными и схожими признаками. Вряд ли у кого-либо возникнет сомнение относительно истинности данного утверждения. Сомневающемуся номиналист укажет на конкретные предметы – вот один предмет, вот второй, сравните их и вы тотчас же обнаружите схожее. Номиналист укажет также на особенности экспериментальных ситуаций – в эксперименте имеют дело с конкретными предметами, их признаками. Общее, по его смыслу, распределено между конкретными предметами, оно не дано в форме признаков конкретного предмета, которые изучаются экспериментально. Для номиналиста общее есть выдумка потерявшего осторожность ученого. Она плодотворна, но вместе с этим следует четко представлять себе, каким образом ученый приходит к понятиям (мысленно общему).

Понятие является результатом абстракции отождествления. Так, реальные газы схожи, аналогичны друг другу. Подметив это обстоятельство, ученый, реализуя себя в качестве активной, творческой личности, считает газы не просто схожими, но полностью тождественными. Собственные имена (газ А, газ В, газ С и т.д.) "склеиваются" в одно общее имя. Причем речь идет об особом общем имени, обозначающем не просто вполне конкретные реальные газы, то также и мыслительную операцию по их идеализации. Выражение "газ" как общее имя относится ко всем реальным газам. Выражение "идеальный газ" – это также общее имя, но обозначает оно не реальные газы как таковые, а газы, отождествленные за счет усилия мысли. В действительности нет идеальных газов, но в некотором приближении конкретный газ допустимо приравнять к идеальному. Такое приравнивание сулит большие выгоды, ибо одной схемой охватывается множество аналогичных, схожих феноменов (в нашем примере различные газы).

Согласно мнению номиналиста, в основе постулирования реальности общего лежит непонимание операции абстракции отождествления. В защиту своей позиции номиналист может сослаться на расхождение теоретических расчетов и экспериментальных данных. Это рассуждение считается следствием операции мысленного идеализирования, искажающей реальное положение дел.

В средние века номиналистам оппонировали реалисты, настаивавшие на реальности общего. В наши дни реалистами называют, как правило, сторонников материализма. Сторонников реальности общего можно именовать генералистами (от лат. generalis – общий, главный). Для обозначения противников генералистов лучше использовать термин "партикуляризм"(от лат. particularis – частный, специальный). Партикуляристы признают реальность только особенного и схожего, но не общего. Генералисты признают реальность общего, равно как и реальность единичного и особенного. Центром дискуссии между партикуляристами и генералистами является вопрос о соотношении схожего и общего.

Рассмотрим возможные возражения партикуляристам со стороны генералистов. Генералист видит в приоритете схожего над общим рецидив преднаучного мышления. Да, в глаза бросается схожее, общее же до научного исследования не разглядеть. Одна из функций науки как раз и есть обнаружение общего. Последнее выделяется мышлением не за счет огрубления, идеализации, неправомерного отождествления, а в силу все более точного постижения реального. Ученый, разумеется, не застрахован от ошибок, в том числе и тогда, когда он описывает общее определенным образом. Но важно понимать следующее: новые успехи науки всегда связаны с выделением общего, ранее бывшего неизвестным. Не выдерживает критики тезис партикуляристов об экспериментальной недоступности общего. Действительно, всякий раз, когда производят измерения, имеют дело с общим. Если, например, два предмета согласно измерениям обладают массой соответственно 2 и 3 кг, то эти килограммы качественно не отличаются друг от друга. То же самое имеет место в случае секунд, метров, амперов, битов, баллов, рублей и т.п. Партикулярист интерпретирует экспериментальные данные исходя из очевидного, из того, что ясно и без теории (конкретные предметы обладают особенными, в чем-то схожими свойствами). Ему следовало бы больше доверять теории, тогда труднее было бы игнорировать реальность общего.

Спор партикуляристов и генералистов далек от завершения. Читатель имеет возможность сопоставить их позиции и сделать для себя соответствующие выводы. Отметим ситуацию, когда позиции спорящих сторон сближаются более всего. Это происходит в случае, если теория "работает" хорошо, расхождения между экспериментальными данными и теоретическими расчетами оказываются минимальными, допустим, в миллионную долю процента. Тогда различие между схожим и общим нивелируется. Не означает ли это, что точная теория свидетельствует скорее в пользу генералиста, чем партикуляриста?

Сравнение воззрений партикуляристов и генералистов позволяет дать характеристику так называемым научным идеализациям (также предмет больших споров). Идеализациями являются, например, понятия точки, абсолютно твердого тела, идеального газа, коммунизма. В реальной действительности нет точечных объектов, абсолютно твердых тел, идеального коммунизма. Но поскольку научные идеализации продуктивно используются, возникают "проклятые" сложные вопросы. Трудноразрешимым вопросом оказалось понимание существа идеализированного воспроизведения изучаемых явлений. Почему оно столь эффективно? На первый взгляд, это совершенно непонятно. На самом деле, вроде бы идеализацию получают, огрубляя действительность. Но почему в таком случае идеализирование в науке способствует выработке точного теоретического знания?

Согласно партикуляристу, идеализация "огрубляет" действительность настолько, что она не имеет действительного референта в самой действительности. Такая позиция широко представлена в научной литературе. Она восходит к традиционной эмпирической теории абстракций Локка [7, с. 97].

Рассматриваемая позиция была подвергнута аргументированной критике Б.С. Грязновым. Он, на наш взгляд, вполне справедливо отметил, что она оставляет непостижимой тайной возможность эффективного использования идеализации [8,с.62-64]. Согласно логике Грязнова, теоретическая интерпретация явлений объективного мира выявляет подлинную природу идеализации; выясняется, что им в действительности соответствует отнюдь не пустой объем. Так, "мы можем рассматривать сложные объекты (если хотите – Эйфелеву башню. Марс и т.д.) как точки, если только они будут выступать в отношениях, подобных тем, в которых выступает точка в геометрической теории" [8,с.62-63]. В развитие воззрений Грязнова В.В.Кудрявцев предложил понимание идеализации как сильных абстракций. «Если абстрактный объект обладает по крайней мере теми свойствами, что отражены в понятии о нем, то идеализированный – только этими свойствами. Свойства идеализированного объекта даны в "чистом", "отмытом" от всех других свойств виде» [9,с.108].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.043 с.)