Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1: Структура народного хозяйства страныСтр 1 из 4Следующая ⇒
Тема 1: Структура народного хозяйства страны Вопросы: 1) Структура и основные понятия народного хозяйства страны. 2) Природно-ресурсный потенциал России. 3) Краткая характеристика природно-ресурсного потенциала. 4) Экономический и промышленный потенциал страны.
Структура народного хозяйства страны Современное народное хозяйство страны имеет сложную отраслевую структуру; каждая отрасль выделилась на основе общественного разделения труда. В экономике промышленности используются термины: сфера экономики, сектор экономики, отрасль, производительные силы, средства производства. В народном хозяйстве существует две сферы (крупные части) экономики: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Отрасли материального производства: ¾ промышленность ¾ сельское хозяйство ¾ строительство ¾ лесное хозяйство ¾ грузовой транспорт ¾ связь ¾ торговля ¾ общественное питание ¾ логистика (информационно-техническое обслуживание) Непроизводственная сфера: ¾ образование ¾ здравоохранение ¾ жкх ¾ пассажирский транспорт ¾ спорт ¾ культура и искусство ¾ наука ¾ социальное обеспечение ¾ кредитование ¾ страхование ¾ бытовое обслуживание (химчистки, парикмахерские и т.д.) ¾ аппарат органов управления Отрасль народного хозяйства - группа однородных организаций, производящих похожие товары и услуги, использующих однотипные технологии и удовлетворяющих близкие по природе потребности. Сектор экономики – совокупность народно-хозяйственных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. Секторы: предприятий, домашних хозяйств, государственных учреждений и внешний сектор. Сектор предприятий (виды): ¾ Сектор нефинансовых предприятий – объединяет предприятия, которые производят товары и услуги с целью получения прибыли и некоммерческие организации. Предприятия подразделяются на: государственные, национальные, частные, иностранные. ¾ Сектор финансовых предприятий – занимается финансовым посредничеством (банки). Сектор домашних хоз-в: потребители. Сектор госучреждений: законодательные органы, судебной и исполнительной власти, социальное обеспечение.
Внешний сектор: посольства, консульства, международные организации и военные базы других стран. С точки зрения рыночного подхода, процесс производства осуществляется на основе факторов производства (труд (рабочая сила), земля, капитал, предпринимательство, информация). В экономике промышленности используется терминология марксистской экономической теории. Процесс производства по Марксу осуществляется за счёт производительных сил общества. Производительные силы – совокупность средств производства и людей, занятых в производстве. Средства производства – это сумма основных и оборотных средств. Производственные отношения – отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, обмена и распределения материальных благ; они определяют тип экономической системы общества (системы: традиционная, рыночная, командно-административная, смешанная). Краткая характеристика запасов природных ресурсов 1. Уголь. По геологическим запасам (балансовый + забалансовый). Россия на первом месте, они составляют почти 6 трлн. тонн. По балансам запасов Россия на 3 месте после Китая и США. Основные залежи каменного угля находятся в восточной части страны. Основные бассейны: - Тунгусский бассейн – 41% геологических запасов - Кузнецкий бассейн - 12% геологических запасов - Канско-ачинский бассейн – 10% - Печорский бассейн - 4% - Иркутский бассейн и Южно – Иркутский бассейн – 4% Природный газ. Первое место по запасам природного газа- 48 кубических метров. Основной район- Западная Сибирь, Тюменская и Томская область. 3. Нефть: ¾ Западная Сибирь – 65 ¾ Поволжье - 17% ¾ Урал - 7% ¾ Северный регион - 5% ¾ Северо-кавказский регион примерно - 2 % 4. Железная руда. Первое место, 33% мировых запасов. Основное месторождение – курская магнитная аномалия 88% геологических запасов. Сибирь и Урал – оставшиеся 12%. Выработка электроэнергии. Занимаем 4-ое место в мире и вырабатываем около 1 млрд. КВатт/часов. 6. Водные ресурсы. Распределены по территории страны неравномерно (Европейская часть страны –9%; Западная Сибирь – 16%; Восточная Сибирь – 31%; Дальний Восток – 33%).
7. Лес. Лесом покрыто 45% России. В Восточной части 80%. В европейской части 20%.
Топливный комплекс Топливный комплекс включает угольную, нефтедобывающую, газовую, торфяную и сланцевые промышленности.. Угольная промышленность 1 место – Китай, добывают 45% мировой промышленности, что составляет 3 млрд 50млн тонн 2 место – США, 15,8 % мировой добычи 5 место – Россия, 4.3 %, 298млн тонн. В угольной промышленности действует 228 предприятий, из них 91 шахта и 137 разрезов. Основные бассейны – Кузбасс, Печорский бассейн на севере, восточная часть Донбасса. Основные фирмы: СУЭК; КУЗБАССРАЗРЕЗУГОЛЬ, ЮЖКУЗБАССУГОЛЬ, КРАСНОЯРСККРАЙУГОЛЬ, МЕЧЕЛ. В угольной промышленности 3 основные проблемы: убыточность угольной промышленности, травматизм на предприятии, экологические проблемы (метан, нарушение поверхности земли). Добыча нефти. Первое место занимает Саудовская Аравия (более 500 млн тонн), Россия-2-ое место (516 млн тонн -2012г), 3-е место –США. Перерабатывается менее 50% добываемой нефти, остальное продается. Основные компании: Роснефть – 20%; Лукойл – 17%; ТНК-ВР – 15%, Сургутнефтегаз, Тартнефть, Транснефть, Славнефть, Газпром и др. Проблемы: - высокий моральный и физический износ ос, требуется расширение разведанных запасов и освоение новых месторождений, который требуют больших капитальных вложений. 3. Добыча газа Газовая промышленность 1 место – Россия 2 место – США Основные компании: Газпром – 90%, НОВОТЕК Добыча газа по отдельным регионам РФ: ¾ Западная Сибирь – 92 % ¾ Европейская часть – 7 % ¾ Восточная Сибирь – 0,5% ¾ Дальний Восток – 0,5% В состав отрасли входят газодобывающие предприятия, газотранспортные предприятия. Это единая система газопроводов, компрессорные станции, отдельные водохранилища. Главная проблема: газификация. я оти Хара
- Расширение сортамента продукции. Сортамент – ассортимент металлургической продукции. - Повышение качества и конкурентоспособности продукции. - Повышение уровня участия государства в формировании спроса (госзаказы, инвестиции в естественные монополии и расширение заказов в металлургии). Эффект масштаба Эффект масштаба производства -это зависимость издержек от роста масштаба. Существует: положительный, отрицательный и нулевой эффект масштаба. Эффект масштаба: * Положительный – возрастает отдача от масштабов производства. По мере увеличения производства себестоимость единицы продукции падает. * Отрицательный эффект – убывающая отдача от масштаба. По мере увеличения производства себестоимость единицы продукции увеличивается. * Нулевой эффект масштаба – объем производства и себестоимости растут одинаковыми темпами и средние издержки остаются постоянными. Положительный эффект масштаба происходит в результате: 1) Углубления специализации производства и использования высокопроизводственного оборудования. 2) Использования отходов и диверсификация (освоения новых производств, изменения) производства. 3) Повышения эффективности управленческого труда. Отрицательный эффект масштаба, как правило, является нарушением эффективности управления: 1) Трудности управления крупным предприятием;
2) Снижения уровня контроля за реализацией решения;
3) Возникновение локальных интересов, противоречащих фирме.
3.3 Концентрация производства и структура рынка 3.3.1 Монополия – крайний случай проявления несовершенной конкуренции. Черты монополии: 1) Уникальная продукция 2) Низкая эластичность спроса, неэластичный спрос 3) Единственная фирма-гигант 4) Непреодолимые барьеры вхождения в отрасль 5) Закрытая информация о рынке, т.к. владеет этой информацией только монополист Для поведения монополиста на рынке характерно: 1) Значительное повышение цен в сравнении с равновесной ценой (формируется на рынке совершенной конкуренции) 2) Тенденция к постоянному получению сверхприбыли или незаработанной прибыли, т.к. монопольная цена всегда больше предельных издержек 3) Ценовая дискриминация – продажа одинаковых товаров и услуг разным покупателям по разным ценам 4) Нечестная конкуренция В борьбе с мелкими производителями монополисты применяют шантаж торговых посредников, банки – демпинг. Демпинг – цена ниже цен конкурентов и ниже себестоимости с целью захвата рынка. 5) х – неэффективность (величина, показывающая падение эффективности деятельности фирмы ниже максимально возможной эффективности).
Х – не эффективность – это термин, ведет свое происхождение от русской литературы. Лев Толстой в своем романе «Война и мир» выделил х-фактор, боевой дух войск, присутствие этого фактора, определяет эффективность военных действий.
Этот термин был введен американским экономистом Либенстайном, для использования характеристики монополии, у них нет конкурентов, поэтому для них характерна пониженная эффективность использования ресурсов и все лишние ресурсы, включаются в себестоимость, по другому, х-неэффективность - без хозяйственное ведение дел, включения излишних затрат в себестоимость продукции и высокий уровень затрат. 3.3.2 Основные черты олигополии: -несколько крупных фирм в отрасли. -высокие входные барьеры в отрасль -дифференцированная или стандартная продукция пример: Черная и цветная металлургия, автомобильная промышленность. Поведение олигополий на рынке: 1 открытые и тайные соглашения, картельное соглашение о ценах и объемах продаж, они могут быть как тайные, так и явные, тайный сговор (внегласное соглашение о ценах). 2 лидерство в ценах (сначала поднимают цену крупные компании, за ней все остальные). 3 создание запасов готовой продукции или производственной мощности для сглаживания колебаний спроса, т.е. когда спрос падает, создаются запасы. 4 негибкость цен (не действует саморегуляция). 5 главный метод ценообразования это издержки + нормативный процент прибыли. Олигополии сохраняют все недостатки монополий, и они распространены на очень большом проценте рынка.
Для измерения уровня экономической власти существует коэф. Лернера: p-цена mc- предельные издержки совершенная конкуренция p=mc, L=0 для монополий: p>mc L>0 Проблемы:
Виды диверсификации - концетрированная (рассредоточение вокруг существующей технологии производства) - горизонтальная (рассредоточение вокруг существующей системы распределения) - конгломератная (несвязанная) Тема 5: Экономика размещения промышленности. Вопросы: 1. Экономическое районирование территории РФ. 2. Закономерности и принципы размещения промышленности. 3. Факторы размещения производства. 4. Обоснование экономической эффективности размещения промышленности. 5. Размещение промышленности в современной России.
Эффективность НТП Эффект НТП – специфический продукт нововведения является органической составной частью и основой эффекта производства. Эффект: *Информационный эффект – непосредственный результат исследований, связанный с накоплением знаний, передового технического опыта. *Экономический эффект - выражается в приросте конечного общественного продукта и национального дохода. *Ресурсный эффект – способность НТП возмещать дефицитные ресурсы народного хоз-ва и вовлекать в оборот ранее не использованные ресурсы. *Социальный эффект – создание благоприятных условий для развития творчества работников, для производства. Эффект делится на: народно-хозяйственный и хозрасчётный.
Тема 1: Структура народного хозяйства страны
Вопросы: 1) Структура и основные понятия народного хозяйства страны. 2) Природно-ресурсный потенциал России. 3) Краткая характеристика природно-ресурсного потенциала. 4) Экономический и промышленный потенциал страны.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.156 (0.049 с.) |