Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этика психолога как система норм и принципов по защите интересов обследуемых и консультируемых лиц.⇐ ПредыдущаяСтр 44 из 44
В системе регуляции деятельности профессионала существенную роль играют этические принципы. Они закрепляют права и ответственность, тип отношений участников психотерапевтического процесса. Профессиональные сообщества санкционируют систему норм, которые обязан знать и на которые ориентируется в своей работе психолог-консультант. Особой проблемой является то, что в нашей стране права клиента не защищены законодательно. Полностью отсутствует судебная практика рассмотрения дел о нарушении прав обоих участников психотерапевтического процесса. В этой ситуации особенно возрастает значение этических норм. Основные этические принципы, обеспечивающие соблюдение профессиональной этики в психотерапевтическом процессе: 1. Конфиденциальность – один из важнейших принципов работы практического психолога. Соблюдение интересов клиента требует хранить в тайне все, что происходит во время сессии. При этом следует учитывать позицию и статус психолога в системе профессиональной коммуникации. Психолог-практик не должен предоставлять информацию о клиенте какому-либо должностному лицу, не следует говорить о содержании работы и родителям, даже если они явились инициаторами обращения ребенка за помощью и осуществляют оплату работы психотерапевта. Прежде всего, психолог отстаивает права своего клиента, и конфиденциальность является их существенной частью. Среди прочих факторов, соблюдение этого принципа вызывает доверие к специалисту и способствует установлению хороших терапевтических отношений. В то же время конфиденциальность имеет свои границы, и о них следует предупредить клиента в начале работы. Если клиент сообщил какую-либо информацию о возможной опасности для своей жизни, здоровья, благополучия или жизни других людей, то психотерапевт должен принять меры для ее предотвращения. Это может потребовать вмешательства других лиц и разглашения информации. Разрешение на обсуждение проблемы клиента на супервизии (с максимально возможной конфиденциальностью) спрашивается на начальной стадии работы. То же касается и ведения диктофонных записей сессий – на них обязательно спрашивается разрешение клиента. 2. Ответственность. Психотерапевт принимает на себя ответственность за организацию, ход и результат психотерапии. Его работа должна строиться на основе учета интересов клиента. Важно правильно понимать эти интересы. Однако не вся ответственность за решение проблемы возлагается на терапевта. С самого начала работы клиент должен понимать, что его продвижение будет зависеть прежде всего от него, и этот сложный путь он должен пройти сам, опираясь на знания, опыт и поддержку психотерапевта. Психотерапевт отвечает за свои знания и понимает границы своей компетентности. Прежде всего, психотерапевт должен уметь осознавать и решить свои собственные проблемы, так как они провоцируют ошибки в работе.
3. Принцип соблюдения границ. Отношение к клиенту должно базироваться на принятии клиента таким, какой он есть. Тогда он становится способным принять себя. Только приняв себя, человек способен изменяться. Позиция психотерапевта состоит не в оценке характера, поступков клиента, не в оправдании, не в даче советов, а в помощи личностному росту. При этом за клиентом остается право выбора темпа и характеристик психотерапии. Психотерапевт не навязывает свои ценности, не обращает в свою веру, не манипулирует мнениями и установками клиента. Психотерапевт не обучает и не указывает "верного пути". Главное, к чему стремиться психотерапевт – чтобы клиент сам принимал на себя ответственность за свои потребности и поведение. 4. Уважение к автономии клиента. Клиент должен быть проинформирован о диагнозе, прогнозе, терапевтическом плане и возможных сроках терапии. Также клиента необходимо информировать как о риске, который сопровождает терапевтический процесс, так и о возможных ограничениях и трудностях, иногда даже "психологической" болезненности терапевтического процесса. Необходимо просвещение клиента, способствующее принятию им решения. К возможным рискам относится преждевременное прекращение лечения, изменение установок, влияющих на перемены в жизненных планах как в профессиональной, так и в личной сферах. Клиенту следует указать на то, что благодаря психотерапии могут быть достигнуты внутренние изменения, оказывающие влияние на психосоциальную и социальную реальность, и рекомендовать принимать важные для жизни решения лишь после того, как они основательно проработаны в ходе терапии.
5. Принцип исключения любого вреда. Главный психотерапевтический принцип, и, одновременно, самый сложный. Необходимо трезво оценивать последствия своих вмешательств. Запрет на сексуальные отношения с клиентом – одно из основных табу психотерапии. Важно соблюдать намеченные сроки лечения, не затягивая терапию в своих меркантильных интересах. В соответствии с идущей от Гиппократа традицией психотерапевт должен в равной степени как оказывать помощь клиенту, так и пытаться уберечь его от какого-либо вреда. Желательно иметь хороших знакомых среди представителей других помогающих профессий, таких как: психиатры, работники социальных служб, милиции, юристов, центров поддержки, и, при возникновении опасной для клиента ситуации, если он просит совета – рассказать о возможностях решения проблемы, рекомендовав к кому обратиться, но не решать эту проблему самому. Помнить о необходимости прохождения собственной супервизии. 6. Принцип обязательности помощи. Требуется, чтобы предоставляемая помощь разворачивалась в направлении кооперации, чтобы клиент не оставался пассивным и зависимым от терапевта. В этом смысле помощь заключается в снижении иррациональной потребности в помощи. Моральные правила поведения и их этическое обоснование всегда необходимы там, где люди своими действиями оказывают друг на друга влияние. Это справедливо и для области профессиональной деятельности психотерапевтов. Пир этом речь идет прежде всего о защите от сознательного или неосознанного произвола, из-за которого клиент может подвергаться опасности, однако в защите от собственных ошибочных действий нуждается также и психотерапевт.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.004 с.) |