Проективные методы в психодиагностике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проективные методы в психодиагностике.



Проекция – лат. – выбрасывание вперёд.

Для проективных методик характерен глобальный подход к оценке личности (исследуются психические процессы, свойства и состояния; индивидуально-типологические, социально-психологические свойства, межличностные отношения). В отличии от других психологических методик, проективные методики имеют слабо структурированы стимулы (их неопределённость, неоднозначность), которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать.

Недостаток проективных методик – не поддаются традиционным способам определения надёжности и валидности.

Классификация проективных методик

Проективные методики подразделяются на 7 групп:

Конститутивные; конструктивные; интерпретативные; катартические; экспрессивные (внешние);ипрессивные (внутренние) аддитивные.

Конститутивные методики заключаются в структурировании, оформлении стимулов, придании им смысла. К этим методикам относятся:

Тест Роршаха (тест цветных пятен) позволяет диагностировать личностные особенности испытуемого (психические процессы, стиль мышления, социальные установки);

Ханд-тест – диагностика и предсказание реального поведения человека;

Тест Сонди – диагностика восьми факторов влечений:

- сексуальные влечения – 4 фактора: любовь, садизм – мазохизм, присвоение (эгоизм) – отрицание (деструкция), переоценка себя – недооценка себя;

- параксизмальные влечения – 2 фактора: добро – зло, честолюбие – самомаскировка;

- контактное влечение – 2 фактора: непостоянство – верность, жажда развлечений – одиночество.

Конструктивные методики заключаются в создании из оформленных деталей осмысленного целого. Например, Мирра-тест состоит из 232 моделей предметов, распределённых в разной пропорции по 15 категориям: дома, деревья, животные, люди в форме и обычной одежде и др. Модели изготовлены из дерева, металла, имеют небольшие размеры и яркую окраску. Задание при использовании теста: создание «малого мира». Время на выполнение не ограничено.

Интерпретативные методики заключаются в истолковании какого-либо события, ситуации. К ним относится тематический тест апперцепции (апперцепция – влияния опыта человека на восприятие актуальной действительности).

Катартические методики заключаются в осуществлении игровой деятельности в специально организованных условиях. К ним относятся «Психодрама» - импровизированное театральное представление, в котором обследуемый играет роль самого себя или воображаемое лицо; «Кукол-тест» - кукольное представление. Методики не стандартицированы.

Экспрессивные методики – рисование на свободную или заданную тему. Рисуночные тесты: рисунок дома, дерева, человека, несуществующего животного, семьи.

Импрессивные методики - тест Люшера – предпочтение одних стимулов другим.

Аддитивные методики – завершение предложения, рассказа, истории. Методика «Завершение предложения» разрабатывалась Дж. Роттером, Д. Саксом, Б. Форером, А. Родом. Пример заданий:

1. Будущее кажется мне…

2. Думаю, что настоящий друг…

3. Женщины ….

Данная группа методик направлена на выявление мотивов, потребностей, чувств, отношений к семье, половой жизни, вышестоящим по работе и др. Методики достаточно стандартизированы, надёжны и валидны, имеют количественную и качественную составляющие для обработки результатов.

Принципы психодиагностики.

Психодиагностика, во-первых, основывается на тех же методологических принципах, что и другие отрасли психологических знаний; во-вторых, имеет собственные принципы, отражающие специфические особенности диагностической функции психолога.

К общим можно отнести:

· принцип отражения;

· принцип целостности;

· принцип единства психического развития и обучения;

· принцип единства, сознания и деятельности;

· принцип диалектической взаимосвязи явления и сущности.

Современная практическая психология позволяет выделять еще ряд особых принципов, важных для психодиагностики:

· принцип жизненной детерминации психологии человека;

· принцип парадоксальности психологии человека;

· принцип взаимодействия человека с природой и обществом;

· принцип трансформации свойств человека в психологические качества его личности;

К специфически психодиагностическим можно отнести:

· принцип конкретности;

· принцип ориентации на выявление индивидуальности;

· принцип безоценочности;

· принцип трансформации взаимодействия человека с окружающей реальностью.

Принцип конкретности подчеркивает относительность психологического диагноза. Организация психодиагностического обследования, выбор диагностируемых психических образований определяются соответствием психического развития и состояния человека тем требованиям, которые предъявляет конкретная жизненная ситуация.

Принцип конкретности обязывает учитывать, что результаты диагностики могут быть ситуативными. Они зависят от социального и психологического смысла ситуации для обследуемого, от его актуального состояния, готовности взаимодействовать с психологом-диагностом. Необходимо упомянуть важность для результатов диагностики выбранного методического аппарата, места и времени диагностирования, а также внешнего облика самого психолога-диагноста.

Принцип ориентации на выявление индивидуальности предполагает признание уникальности внутреннего мира обследуемого, неповторимости его жизненного пути, предыстории и истории развития. Исключительность жизненной проблемы человека, его психологического портрета – исходная точка психодиагностической деятельности психолога, которая определяет содержание психодиагностической гипотезы, необходимость и достаточность диагностических средств в методическом комплексе, длительность психодиагностики и форму психодиагностического заключения.

Принцип безоценочности отражает неправомерность использования оценочных критериев (например, «плохая память», «хороший интеллект» и т. п.) в процессе выявления психологических особенностей человека и при постановке психологического диагноза. Все психические процессы выполняют адаптационную функцию, что делает их целесообразными и необходимыми для обеспечения самосохранения и развития человека в изменяющихся условиях жизнедеятельности.

Принцип трансформации взаимодействия человека с окружающей реальностью как принцип психологической диагностики занимает особое место. Он во многом определяет не только ход психодиагностического обследования, но и содержание психодиагностических гипотез, консультирования по результатам обследования. Его суть заключается в том, что человек как объект психодиагностики включается в систему взаимосвязей с социумом, культурой, предметной средой и природой. Изменения, происходящие сегодня, во много раз превышают темп естественного биологического и социального адаптациогенеза человека – результата длительного филогенеза и индивидуального развития, что, безусловно, отражается как на психологии человека, так и на содержании его взаимодействия с миром и самим собой. Примером могут служить изменения в выраженности и в структурной организации личностных свойств, произошедшие под влиянием социальных перестроек в российском обществе.

Психологический диагноз.

Психологический диагноз – относительно завершенный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей с целью: - оценки их актуального состояния, - прогноза дальнейшего развития, - разработки рекомендаций, определяемых практическим запросом.

Структурированность психологического диагноза - приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему.

Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния).

В случаяхпереживаемого неблагополучия требуется оказание не просто консультативной, но и психотерапевтической помощи. Если страдания человека складываются в клиническую картину заболевания и человек обращается к врачу, то психотерапевтическая помощь носит медицинский характер и оказывается врачом-психотерапевтом или психологом под руководством врача.

Отличие психотерапевтического вмешательства от медицинского заключается в следующих положениях:

1) природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими;

2) обращающийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признаёт себя больным.

Основное в медицинском диагнозе – определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выясняются через их связь с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом.

Предмет ПД – установление индивидуально-психологических различий в норме и в патологии.

Л. С. Выготский:

-симптоматический (или эмпирический). Диагноз ограничивается констатацией определенных особен-ей или симптомов, на основании кот строятся практические выводы. Данный диагноз не явл собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Здесь работу психолога можно заменить машинной обработкой данных.

- тиологический диагноз. Учитывает не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.

– типологический диагноз(высший ур-нь), закл в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине лич-ти. Диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру лич-ти.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Развитие теории психологич диагноза в наст время явл одной из наиболее важных задач психодиагностики.

Принцип анализа «социальной ситуации развития» Л.С.выготского в постановке психологического диагноза. Выготский неоднократно отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом, осведомленным в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. Специфика постановки возрастно-психологического диагноза связана, прежде всего, с применением берущего начало в работах Л.С. Выготского системного анализа явлений детского развития, то есть с рассмотрением их в контексте социальной ситуации развития, иерархии видов деятельности и психол. новообразований в сфере сознания и личности ребенка.

Принцип анализа индивид. жизненного пути ребенка требует воссоздания этого пути.

Рассматривая специфические закономерности как существенные ориентиры в диагностике нарушений развития, следует признать, что именно опора на знание и своевременное выявление этих особенностей, позволяет избежать диагностических ошибок в трудных для дифференциальной диагностики случаях. Лишь выделение подобных закономерностей, их динамики и «профиля» с опорой на четкую возрастную соотнесенность, учет «всей последовательности хода детского развития», ориентация на тщательный и системный анализ «всех особенностей каждого возраста, стадий и фаз всех основных типов нормального и аномального развития, всей структуры и динамики детского развития в их многообразии» позволяет говорить о постановке каузального психологического диагноза в том смысле, в котором он был предложен Л.С. Выготским.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.012 с.)