Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика эмоциональной сферы личности. Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных состояний.
Эмоциональная сфера личности представлена особым классом субъективных психических процессов и состояний, в которых отражается отношение человека к окружающей действительности и к самому себе в форме переживаний. Эмоциональную сферу составляют: собственно эмоции; чувства; настроение; аффект; страсть; стресс; фрустрация. Эмоция (в узком смысле слова) – это психический процесс, в котором отражается непосредственное, временное, субъективное переживание. Три составляющие эмоций: мимическое выражение; физиологическая реакция; субъективное переживание. Мимическое выражен ие, сопровождающее эмоцию, сохраняется на лице в течение 0,5 – 4 секунд; если дольше – значит, человек «изображает» эмоцию. К физиологическим реакциям относятся покраснение (побледнение), дрожь в конечностях, изменение дыхательного ритма, сокращение гладкой мускулатуры кишечника и др. Субъективное переживание – это то, что мы называем гневом, радостью, интересом, страхом и т.д. Классификация эмоций а) Классификация К. Изарда – выделяет 10 основных эмоций: интерес; радость; удивление; горе; гнев; отвращение; презрение; страх; стыд; вина. б) Б.И.Додонов связывает эмоции с потребностями: коммуникативные эмоции связаны с потребностью в общении; глорические (gloria– слава) эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе, в признании; эстетические эмоции связаны с потребностью в прекрасном; гедонистические эмоции (gedone– наслаждение) связаны с потребностью в телесном и душевном комфорте; к ним можно отнести сладкую лень, негу, истому и т.д.; пугнические (pugna– борьба) эмоции связаны с потребностью в острых ощущениях, в борьбе и преодолении трудностей; романтически эмоции связаны с потребностью в необычных переживаниях, в прекрасном, необыкновенном, неизведанном; праксические эмоции вызываются успешностью или неуспешностью деятельности; акизитивные (acquisition– приобретение) эмоции связаны с потребностью приобретать, накапливать, коллекционировать; гностические (gnosis– знание) эмоции связаны с потребностью узнавать новое, учиться, решать интеллектуальные задачи; альтруистические эмоции (нет картинки) связаны с потребностью помогать, содействовать, покровительствовать. В зависимости от преобладающих эмоций формируется общая эмоциональная направленность личности.
1. Альтруистический тип - к этому типу принадлежат люди, которым важен непосредственный контакт с окружающими, ценны эмоции нежности, сочувствия, сопереживания. 2. Коммуникативный тип - у людей этого типа существует потребность общения с людьми – желание делиться с ними мыслями, чувствами, переживаниями, для них важно завоевать симпатию, одобрение, расположение со стороны близких и уважаемых людей. Таким людям необходимо, чтобы рядом обязательно был друг или сочувствующий человек. 3. Праксический тип - для людей праксического типа ценным является стремление к цели и удовольствие от успехов на этом пути. 4. Гностический тип - г ностические эмоции связаны с потребностью получения информации. К этому типу принадлежат ученые, которые испытывают гностическое удовольствие, занимаясь исследованиями. 5. Романтический тип - д ля «романтиков» характерно стремление к таинственному, необыкновенному, волнующе-загадочному и экзотическому, ожидание чего-то необыкновенного, чуда. 6. Пугнический тип - э моции здесь возникают из-за потребности в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес к борьбе. 7. Эстетический тип - н аслаждение прекрасным, жажда красоты, чувство изящного, возвышенного - вот мир переживаний людей данного типа. 8. Глорический тип - л юди этого типа любят, когда ими восхищаются, любуются, перед ними преклоняются. 9. Акизитивный тип - г лавное наслаждение людей данного типа – страсть, удовольствие по случаю приобретения. 10. Гедонический тип - у «гедонистов» особый эмоциональный мир, который связан с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Традиционными методами изучения эмоциональных состояний являются наблюдение, опросник, анкетирование. Анкетирование – диагностический метод получения социально-психологической и психологической информации на основе вербальной коммуникации. Наблюдение – метод психологической диагностики, состоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений при определенных условиях.
Для обеспечения объективности метода наблюдения используются специальные средства – схемы и диагност-карты наблюдений. Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задания (тесты), с определенной шкалой значений. Целью использования тестов является измерение уровня развития определенного психологического качества (свойства личности). Опрос – диагностический метод выявления биографических сведений, социально-психологических особенностей (ценностных ориентаций и социальных установок), личностных и эмоциональных особенностей. Беседа – диагностический.метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. От анкетирования отличается исключительно устной формой проведения и отсутствием жесткой заданности и регламентации вопросов. Виды бесед: свободная (не регламентированная формой и темой); директивная (регламентированная темой и заданной стратегией). Существуют два основных способа коррекции негативных эмоциональных состояний - уменьшение их силы (например, по методике систематической десенсибилизации) и выработка альтернативных реакций (например, в форме тренинга релаксации или уверенности). Систематическая десенсибилизация, разработанная Д. Вольпе [11, 15, 19], включает в себя три элемента: а) обучение глубокой мышечной релаксации; б) выстраивание иерархии стимулов, вызывающих тревогу; в) предложение клиенту, пребывающему в состоянии релаксации, воображать объекты из иерархий, вызывающие тревогу. Тренинги уверенности, коммуникативных навыков, принятия решения, резистентности к социальному давлению, разрешения конфликтов - при этом используются самые разнообразные приемы поведенческой психологии, например ролевые игры и игровые упражнения, тренинг в повседневных ситуациях, обучение на модели, позитивное подкрепление, видеотехники, групповые дискуссии, способы самоконтроля и т.д.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.239.231 (0.007 с.) |