Общая характеристика эмоциональной сферы личности. Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных состояний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика эмоциональной сферы личности. Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных состояний.



 

Эмоциональная сфера личности представлена особым классом субъективных психических процессов и состояний, в которых отражается отношение человека к окружающей действительности и к самому себе в форме переживаний.

Эмоциональную сферу составляют: собственно эмоции; чувства; настроение; аффект; страсть; стресс; фрустрация.

Эмоция (в узком смысле слова) – это психический процесс, в котором отражается непосредственное, временное, субъективное переживание.

Три составляющие эмоций: мимическое выражение; физиологическая реакция; субъективное переживание.

Мимическое выражен ие, сопровождающее эмоцию, сохраняется на лице в течение 0,5 – 4 секунд; если дольше – значит, человек «изображает» эмоцию.

К физиологическим реакциям относятся покраснение (побледнение), дрожь в конечностях, изменение дыхательного ритма, сокращение гладкой мускулатуры кишечника и др.

Субъективное переживание – это то, что мы называем гневом, радостью, интересом, страхом и т.д.

Классификация эмоций

а) Классификация К. Изарда – выделяет 10 основных эмоций: интерес; радость; удивление; горе; гнев; отвращение; презрение; страх; стыд; вина.

б) Б.И.Додонов связывает эмоции с потребностями: коммуникативные эмоции связаны с потребностью в общении; глорические (gloria– слава) эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе, в признании; эстетические эмоции связаны с потребностью в прекрасном; гедонистические эмоции (gedone– наслаждение) связаны с потребностью в телесном и душевном комфорте; к ним можно отнести сладкую лень, негу, истому и т.д.; пугнические (pugna– борьба) эмоции связаны с потребностью в острых ощущениях, в борьбе и преодолении трудностей; романтически эмоции связаны с потребностью в необычных переживаниях, в прекрасном, необыкновенном, неизведанном; праксические эмоции вызываются успешностью или неуспешностью деятельности; акизитивные (acquisition– приобретение) эмоции связаны с потребностью приобретать, накапливать, коллекционировать; гностические (gnosis– знание) эмоции связаны с потребностью узнавать новое, учиться, решать интеллектуальные задачи; альтруистические эмоции (нет картинки) связаны с потребностью помогать, содействовать, покровительствовать.

В зависимости от преобладающих эмоций формируется общая эмоциональная направленность личности.

1. Альтруистический тип - к этому типу принадлежат люди, которым важен непосредственный контакт с окружающими, ценны эмоции нежности, сочувствия, сопереживания.

2. Коммуникативный тип - у людей этого типа существует потребность общения с людьми – желание делиться с ними мыслями, чувствами, переживаниями, для них важно завоевать симпатию, одобрение, расположение со стороны близких и уважаемых людей. Таким людям необходимо, чтобы рядом обязательно был друг или сочувствующий человек.

3. Праксический тип - для людей праксического типа ценным является стремление к цели и удовольствие от успехов на этом пути.

4. Гностический тип - г ностические эмоции связаны с потребностью получения информации. К этому типу принадлежат ученые, которые испытывают гностическое удовольствие, занимаясь исследованиями.

5. Романтический тип - д ля «романтиков» характерно стремление к таинственному, необыкновенному, волнующе-загадочному и экзотическому, ожидание чего-то необыкновенного, чуда.

6. Пугнический тип - э моции здесь возникают из-за потребности в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес к борьбе.

7. Эстетический тип - н аслаждение прекрасным, жажда красоты, чувство изящного, возвышенного - вот мир переживаний людей данного типа.

8. Глорический тип - л юди этого типа любят, когда ими восхищаются, любуются, перед ними преклоняются.

9. Акизитивный тип - г лавное наслаждение людей данного типа – страсть, удовольствие по случаю приобретения.

10. Гедонический тип - у «гедонистов» особый эмоциональный мир, который связан с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

Традиционными методами изучения эмоциональных состояний являются наблюдение, опросник, анкетирование.

Анкетирование – диагностический метод получения социально-психологической и психологической информации на основе вербальной коммуникации.

Наблюдение – метод психологической диагностики, состоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений при определенных условиях.

Для обеспечения объективности метода наблюдения используются специальные средства – схемы и диагност-карты наблюдений.

Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задания (тесты), с определенной шкалой значений. Целью использования тестов является измерение уровня развития определенного психологического качества (свойства личности).

Опрос – диагностический метод выявления биографических сведений, социально-психологических особенностей (ценностных ориентаций и социальных установок), личностных и эмоциональных особенностей.

Беседа – диагностический.метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. От анкетирования отличается исключительно устной формой проведения и отсутствием жесткой заданности и регламентации вопросов.

Виды бесед: свободная (не регламентированная формой и темой); директивная (регламентированная темой и заданной стратегией).

Существуют два основных способа коррекции негативных эмоциональных состояний - уменьшение их силы (например, по методике систематической десенсибилизации) и выработка альтернативных реакций (например, в форме тренинга релаксации или уверенности).

Систематическая десенсибилизация, разработанная Д. Вольпе [11, 15, 19], включает в себя три элемента:

а) обучение глубокой мышечной релаксации; б) выстраивание иерархии стимулов, вызывающих тревогу; в) предложение клиенту, пребывающему в состоянии релаксации, воображать объекты из иерархий, вызывающие тревогу.

Тренинги уверенности, коммуникативных навыков, при­нятия решения, резистентности к социальному давлению, разреше­ния конфликтов - при этом используются самые разнообразные при­емы поведенческой психологии, например ролевые игры и игровые упражнения, тренинг в повседневных ситуациях, обучение на модели, позитивное подкрепление, видеотехники, групповые дис­куссии, способы самоконтроля и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.239.231 (0.007 с.)