Международная торговля — индикатор интеграции национальных экономик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международная торговля — индикатор интеграции национальных экономик



Мировой рынок — сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами основанная на международном разделении труда и других факторах производства, составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг.

Мировой рынок представлен различными видами товарных рынков, рынков услуг, финансовых рынков, рынком ресурсов.

Деятельность мировых рынков товаров и услуг регулируется международными товарными соглашениями. На каждом товарном рынке складываются свои центры торговли — "основные рынки", цены которых признаются базисными в торговле соответствующими товарами.

Международное разделение труда и международная кооперация труда заложили основы для возникновения мирового рынка и международной торговли. Мировой рынок развивался на основе внутренних рынков, постепенно выходящих за национальные границы.

Элементы международной торговли известны человечеству с древнейших времен на основании дошедших до нас исторических источников, это формирование мирового рынка с двухсторонним характером международной торговли, торговли между отдельными государствами, в Нового времени с завершением промышленного переворота, переходом к фабрике, складыванием национальных рынков, в том числе и в России во второй половине XIX века, начинается эра массового производства товаров и услуг. Это период, когда локальные центры международной торговли объединяются в единый мировой рынок.

Исторические рамки окончательного его формирования можно определить как рубеж XIX—XX вв., когда организация и объемы товарного производства в ведущих странах достигли высокого уровня развития.

На современном этапе развития мирового рынка, в условиях глобализации, расширения и углубления мировых хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которые выступают торговцы всех стран.

Государства мира за счет мирового рынка страны выходят за рамки ограниченной национальной ресурсной базы (например Япония), увеличивают емкость внутреннего рынка, устанавливают связи национального рынка с мировым, обеспечивают получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства.

Характеристики мирового рынка:

· мировой рынок связан с производством материальных благ и услуг, которое в поисках сбыта своей продукции вышло за национальные границы

· материальные блага свободно перемещаются между странами, на основе закона спроса и предложения (внутреннего и внешнего)

· Государства в условиях ограниченности ресурсов, эффективно разрешают проблему выбора их применения в глобальном масштабе, что выпускать? На производстве каких групп товаров и услуг специализироваться? В мировом масштабе

· Мировой рынок не допустит товары и услуги не соответствующего стандарта и качества.

Главный внешний признак существования мирового рын­ка — передвижение товаров и услуг между странами. Когда речь идет об от­дельной стране, используется термин «внешняя торговля», если же упоминается о торговых взаимоотношениях между двумя странами, уместно говорить о взаимной, двусторонней торговле. Применительно к международному обмену товарами и ус­лугами между всеми странами уместно применить категорию «международная торговля».

Международная торговля состоит из двух встречных товарных потоков — экспорта и импорта, это ее ключевые показатели.

Мировой рынок живет по тем же экономическим законам, что и любой рынок характеризует­ся спросом, предложением, конкуренцией, особой системой цен, устанавливаемых в результате взаимодействия мировых спроса и предложения, — мировыми ценами. Исходные поня­тия международной торговли, взаимосвязь спроса и предложе­ния на национальных рынках со спросом и предложением на мировом рынке можно изучить при помощи графической моде­ли. Эта простейшая модель позволяет проследить, как устанавливаются мировые цены и определяются объемы взаимной торговли.

Рис 8.1. Равновесие на мировом рынке: А) страна А; Б) мировой рынок; В) страна Б

Для простоты анализа будем считать, что мировое хозяйство состоит всего из двух стран — А и Б (рис. 8.1.).

И страна А и страна Б изо­лированно друг от друга производят некоторый товар X.

Внут­ренние цены на товар X будут составлять, соответственно, для страны А — РА, а для страны Б — РБ. Естественно, что данные цены на товар X по странам были установлены в результате взаимодействия стихийных сил спроса и предложения товара X на внутренних рынках в А и Б.

Так, спрос на Х в стране А описывается графиком DA (рис.8.1. А)), тогда как предложение характеризуется линией SА.

Равновесием на рынке называется ситуация, когда продавцы предлагают к продаже ровно такое количество блага, которое покупатели решают приобрести (объем спроса равен объему предложения).

Равновесие на рынке товара X в стране А будет характеризовать­ся параметрами точки Нас в первую очередь здесь будет ин­тересовать внутренняя цена X для страны А. Рх для А будет со­ставлять величину РА. Используя аналогичные рассуждения, можно описать ситуацию и для страны Б: спрос на X здесь — DБ, предложение — SБ, равновесие — в точке Е2, равновесная цена — РБ.

Так как РА < РБ, при вступлении А и Б в торговые отношения окажется, что стране А выгодно экспортировать данный товар, а стране Б, наоборот, импортировать, поскольку в А он дешевле. Из-за различия во внутренних ценах, в стране А будет возни­кать избыточное предложение при любой цене больше РА, а в стране Б — избыточный спрос при любых ценах ниже РБ. Если страны устанавливают торговые отношения, то при цене PA1 экспорт из А прекратится, а при цене PБ1 прекратится импорт товара страной Б. Так как мы рассматриваем две страны, то экспорт из А равен импорту Б, следовательно, А,Б, = А2Б2 = РЕ. Отрезок РЕ отражает объем экспортно-импортного потока из А в Б. Равенство А,Б, =А2Б2= РЕ достигается при мировой цене, равной Р.

Хотя рассмотренная модель носит упрощенный характер, она позволяет сделать общие выводы, которые можно «расши­рить» до большего количества стран и применить для описания ситуации на реальных мировых рынках самых разных товаров.

Международное разделение труда (МРТ) с пециализация стран на производстве определённых видов товаров, для изготовления которых в стране имеются более дешёвые факторы производства и предпочтительные условия в сравнении с другими странами. При такой специализации потребности стран удовлетворяются собственным производством, а также посредством международной торговли.

Способ организации мировой экономики, при котором предприятия разных стран специализируются на изготовлении определённых товаров и услуг, обмениваясь ими.

Предпосылка возникновения МРТ — это различия стран мира в обладании экономических ресурсов.

В основе МРТ лежит торговый обмен всех стран мира товарами, услугами и капиталом. Причиной вступления стран в МРТ является противоречие между ростом общественных потребностей и недостаточным уровнем существующих ресурсов для их удовлетворения.

Выгоды государств от участия в международном разделении труда:

· Концентрирует усилия на производстве тех продуктов, для которых у нее есть наилучшие условия;

· позволяет расширить производство этих продуктов до масштабов способных удовлетворить потребности как своего населения, так и населения стран-партнеров

· позволяет отказаться от производства товаров, для которых у страны нет хороших условий производства и обеспечить их потребление за счет импорта

Международная торговля — средство, с помощью которого страны, развивая специализацию, могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых товаров и услуг и повышать уровень благосостояния. Это утверждение сформулировано Давидом Рикардо как принцип сравнительных преимуществ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.005 с.)